Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ритуалы в контексте организационной культуры






Развитие организационной культуры происходит через взаимодействие людей, которые объединены самой социальной общностью достижения целей организации, осуществления предметной деятельности. [10, с.11].

В организационной культуре одним из важных механизмов ее формирования являются ритуалы.

Ритуалы играют важную роль в любой культуре. Это действия, которые не имеют утилитарного значения. Они упрощают социальное поведение работников в организации, закрепляют традиции и моральные нормы, стабилизируют общество.

В настоящее время исследованием ритуалов занимаются такие науки, как социология, этнография, история, филология, философия, психология и психиатрия. Эти науки рассматривают ритуал как форму культурной деятельности человека.

Сторонники генетического подхода, такие как Э. Тэйлор, У. Робертсон - Смит, Дж. Фрэзер, З. Фрейд и др. стремились найти истоки ритуальной практики в тотемистических культах.[36]

У.Робертсон-Смит пришел к выводу, что первоначально религия состояла из практических действий, ритуалов, культов, а религиозная идеология развилась позднее на их основе. Таким образом, религиозная практика предшествует религиозной теории и является основой и источником религии; ритуал предшествует его интерпретации.

Так, ритуал становится средством религиозной практики, что позволяет говорить о ритуальном поведении. Ритуальное поведение Г.Рохейм интерпретирует как обусловленное продленной инфантильностью, замедленным развитием, а происхождение ритуала - как происхождение одного из проявлений культуры, в целом созданного человечеством в качестве средства защиты от разрушительных инстинктов, их сублимации.

Во второй половине двадцатого века впечатляющей данью эволюционистским концепциям происхождения религии и ритуала являются труды двух исследователей социологии религии - Гюи Свэнсона и Роберта Белла. Согласно Р.Н.Белла, Ритуал состоит не из молитв или жертвоприношений, а из непосредственных действий, в ходе которых участники обряда стремятся, как бы стереть границу между собою и сверхъестественными существами. [6]

Функциональный подход к изучению ритуального поведения, несомненно, возник благодаря трудам А.Смита, Д.Д.Фрэзера и Э.Дюркгейма, но приводил к принципиально иным выводам и заключениям. [36]

Функционализм пытался объяснить ритуальное поведение, используя такие понятия, как «индивидуальные потребности» и «социальное равновесие». «Ритуал» здесь - форма удовлетворения потребности. То, что Э.Дюркгейм основное внимание уделял ритуалу, побудило позднее антропологов предпринять функционалистское исследование религии и ритуала. [36]

Если для генетического подхода центральным понятием было понятие «исток», то центром функционального подхода (Р. Бенедикт, Б. Малиновский, П. Радин; А. Р. Рэдклифф-Браун, М. Фортес, Р. Фёрз, Э. Эванс-Причард, В. Тэрнер) становится понятие «функция». Иначе говоря, здесь пытаются определить природу и сущность ритуала исходя из той функции, которую он выполняет в обществе. «Ритуал» здесь - форма удовлетворения потребности; адаптационная реакция человека на воздействие окружающей социальной и физической среды. После трудов Эмиля Дюркгейма возникла и продолжается устойчивая исследовательская традиция, подчеркивающая дихотомию в первобытном общественном сознании двух сфер, двух миров - священного и обыденного, что определяется, в то же время, как одна из ключевых характеристик ритуала.

Как один из основателей функционалистского направления в историю современной западной этнографии вошел выдающийся полевой исследователь и теоретик Бронислав Малиновский. Малиновский говорит о ритуальном (социальном) поведении в рамках магии как орудийно-деятельностного арсенала средств, обладающего потенциальной способностью компенсации невозможности достичь желаемого иными, рациональными средствами. И здесь смысловая нагрузка ритуальных форм поведения имеет двойственный аспект.

Во-первых, как отмечал Малиновский, люди прибегают к религиозно-обрядовой практике, чтобы устранить чувства тревоги и страха. [24]

Во-вторых, пишет В. Кабо, дополняя теорию Малиновского, «... люди прибегают к магии, чтобы обеспечить продолжение обычного течения жизни во всех ее проявлениях. Такую цель преследуют, например, многообразные продуцирующие обряды, которым первобытное общество придает такое большое значение».

Таким образом, Малиновский является автором теории инструментального происхождения магических ритуалов, выполнявших внутри общества, в его истолковании, функцию сплочения и психологической мобилизации.

А. Р. Радклифф-Браун», другой основатель функционализма и представитель структурно-функционального подхода, напротив, полагал, что люди, члены общества, члены малой социальной группы, испытывают чувства тревоги и страха, когда привычная, традиционная обрядовая деятельность не совершается. Она сама, т. е. традиционная обрядовая деятельность, по Радклифф-Брауну, порождает эти чувства, и их может устранить только своевременное выполнение соответствующих обрядов. [30]

Ритуал может быть воспринят как набор «схем», «форм», бессмысленных действий, то есть как чисто внешняя и бессодержательная структура. В частности, подобным образом ритуал может восприниматься носителем другой культуры, другой веры или другого образа мысли, а также с позиций нарочитой «научной объективности», видящей в ритуале своего рода архаичную и бессмысленную привычку общества и индивидуума.

С другой стороны, ритуал, будь он религиозный, военный, официальный или личный, неминуемо присутствует в жизни каждого члена общества в силу самой социальной структуры. В этом смысле ритуал как принцип построения общества, его гармонизации, обладает онтологическим статусом: он вновь и вновь, по крайней мере, для его участников, порождает и делает устойчивым само бытие.

Согласно Э.Дюркгейму функции ритуала в своей совокупности обеспечивают такой психологический настрой коллектива, результатом которого является осознание единства, причастности к нему.

Интегрирующая функция способствует периодическому обновлению и утверждению сообщества, укреплению его единства. Ритуал посредством воздействия на эмоциональную сферу способствует осознанию солидарности, взаимосвязанности, единства членов коллектива.

Функция социализации индивида: с помощью ритуалов осуществляется подготовка индивида к выполнению социальных ролей, формируются качества, без которых существование в обществе становится невозможным.

Воспроизводящая функция направлена на обновление и поддержание традиций, норм, ценностей коллектива.

Психотерапевтическая функция способствует обретению психологического комфорта и приобретает особое значение в кризисных ситуациях.

Таким образом, мы видим, что в рамках традиционного общества ритуал является уникальным по своей сути инструментом удовлетворения значимых потребностей коллектива.

Ритуал, по своей сути всегда есть коллективное действие. Его коллективный характер обусловлен его общественной природой. Это особая программа поведения, с помощью которой коллектив преодолевает кризисные ситуации. Это значит, что каждое общество, заботясь о своей целостности и единстве, стремится выработать единообразные формы поведения. Такие общие формы поведения особенно необходимы в тех случаях, когда образцы, предназначенные для обыденной жизни, не срабатывают и появляется угроза существованию коллектива в его устоявшемся виде. В таких случаях коллектив прибегает к особой форме поведения – ритуалу.

Одним из таких коллективов, в современном обществе, является организация.

Ритуал в организационной культуре – это символическое мероприятие, повторяющаяся последовательность действий, которая является неким видимым проявлением организационной культуры и средством для наглядной демонстрации ее основных ценностей в организации.

Ритуалы структурируют бытие социальной организации, независимо от ее размеров. Поэтому без них не может обойтись ни одна корпоративная культура. Нередко случается, что руководитель предпочитает отказаться от церемоний: собраний, летучек, совместного празднования круглых дат и т. п. Однако это вовсе не означает, что в его компании нет ритуалов. Просто они будут вытеснены в неформальную сферу. То же самое произойдет при излишней формализации корпоративных церемоний.

Формально ритуалы организации ничем не отличаются от обычных событий корпоративной жизни. Это все те же собрания, летучки, обход территорий, собеседования, юбилеи и праздники и т. п.
Гораздо интереснее неформальная культура организации.
Неформальные ритуалы призваны компенсировать недостатки официальной культуры, к которым прежде всего можно отнести односторонность корпоративных коммуникаций и отсутствие обратной связи. Неформальные ритуалы могут быть как разрушительными (с точки зрения корпоративной культуры) и угрожающими для ее лидеров, не признающих за ними право на существование, так и позитивными, объединяющими здоровые силы и идеи, благодаря которым организация функционирует.

Прежде всего к ним относятся:

«утренний кофе» (чаще всего обмен последними новостями личной и культурной жизни, а также планирование рабочего дня);
«совместный перерыв на обед» и «перекур» (обсуждение корпоративных новостей (сплетен) и событий, обмен информацией, опытом и советами);
неформальные встречи после работы (установление более тесных отношений между коллегами, обсуждение проблем). [31]

Несмотря на длительное существование российского бизнеса, и российских организаций, можно предположить, что в этой среде уже сложились различные многочисленные организационные ритуалы. К ритуалам можно отнести, например, заседания правления в банках и отчасти акционерные собрания[22, с. 37-49].

Бывает и так, что в организации весь коллектив разделен на группы (офисы), где в каждой группе (офисе) существуют свои, присущие только им ритуалы, что приводит к разобщению коллектива.

В каждом таком отделе или департаменте или просто группе формируются свои формальные и неформальные ритуалы, такие как празднование дня рождения, слеты, собрания, рыбалки или поход в баню. Очень редко можно встретить крупные организации с общими ритуалами. Руководитель в свою очередь практически никогда не принимает участие в неформальных ритуалах, либо очень отстранен, что неправильно. Более того, он и должен задавать ценности, символом которых является ритуал. [33]

Чаще всего неформальный ритуал в организации это празднование каких – либо событий. Их общая черта заключается в наполнении жизни людей смыслом приобщения к целому: рабочей группе, профессии, коллективу. В праздничном действии организация также воплощает свои ценности. Праздник максимально выделяет те нормативные и ценностные факторы, которые действуют в остальное время. Он обладает способностью содействовать сохранению стабильности, неизменности общественной жизни в пределах заданных норм и установок [28, с.130].

Из вышесказанного можно выделить следующие функции ритуала в организационной культуре:

1. Ритуалы сохраняют и воспроизводят корпоративную культуру при смене поколений в организации, будь то работники или руководители.

2. Ритуалы укрепляют структуру предприятия.

3. Ритуалы укрепляют приверженность работников к своей организации.

4. Ритуалы демонстрируют, в чем заключаются интересы предприятия, что вознаграждается и что торжественно отмечается.

5. Ритуал конкретизирует и поддерживает идеологические представления, превращая существующие социальные отношения в конвенциальные, стилизованные и предписанные нормы.

6. Адаптационная, социализирующая функция. Адаптация - одна из нелегких задач после перехода на новое место работы. Нужно заранее продумать ритуал для «новичка». В некоторых организациях, где организационная культура особенно развита, создается специальная служба адаптации, включающая наставничество. Главное условие – новый сотрудник не должен испытывать информационный голод или получать ложную информацию. На данной стадии происходит приспособление к организации и согласование ожиданий с реальностью. [9, с.126-139].

В повседневной же жизни предприятия ритуалы могут играть двоякую роль: с одной стороны, укреплять структуру предприятия, а с другой, в случае затушёвывания истинного смысла совершаемых действий – ослаблять. В позитивных случаях ритуалы являются сценическими постановками произведений, имеющих решающее значение, они символизируют убеждения, играющие существенную роль в жизни предприятия. Ритуалы позволяют увидеть общий образ предприятия и его ценностную ориентацию.

«Ритуал можно понимать в трех смыслах: во-первых, как принцип межиндивидуальных повседневных взаимодействий; во-вторых, это тип индивидуальной адаптации, когда индивид отвергает культурно определенные цели по причине неспособности их достижения, но продолжают исполнять институциональные правила и нормы, предназначенные для достижения этих целей; в-третьих, это систематическое следование нормам и правилам, которые традиционны по своему происхождению и характеру, но уже давно не соответствуют потребностям и ценностям реальной жизни» [19, с. 127–128]

Таким образом, при помощи различных ритуальных форм взаи­модействия удается приобщить всех сотрудников к основным организационным ценностям и традици­ям, сформировать корпоративный дух и единство все­го персонала. Как формальные, так и неформальные ритуалы призваны обеспечить преем­ственность между различными поколениями в той или иной организации, для передачи организационных традиций и накопленного опыта через символы. Кроме того, неформальные ритуалы часто становятся праздни­ком, своеобразным перерывом в потоке будней; праз­дником, который знакомит и приобщает сотрудни­ков к ценностям. Магическое воздействие ритуальной символики оказывается сильнее прагматизма и чис­то рациональных установок. Вот почему к организации ритуалов нужно относиться серьезно, не жалея времени на их качественную подго­товку.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.