Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Человек и его духовный мир






Сегодня мы не можем решить некоторые во­просы из-за того, что часто не умеем определить, из каких областей пришло знание, где выводы науки, а где религии... Надо четко усвоить, что каждое направление — и научное и религиозное — представляет миру свое понимание человека и пути развития его Духа.

Запомним, что именно христианство (а не на­ука) учит, что человек — триединство Духа, Души и тела.

Человек = Душа + Дух + тело

Есть много завлекательных блужданий разу­ма, утверждающих, например, что человек — это только Дух, или только Душа, или только тело. Эти учения мы рассматривать не будем, они нас не интересуют. Поскольку категории Духа при­шли из религии, именно в этом контексте мы их и будем рассматривать.

Христианство говорит, что человек является некой упаковкой Духа, Души и тела. Т. е., говоря богословским языком, человек — форма сущест­вования Духа, Души и тела.

Если человек хочет жить сознательной жиз­нью, он должен уметь определять, к какому из блоков (Дух, Душа, тело) относится каждое яв­ление его жизни. Предположим, возникли разно­гласия с другом — он сразу же отмечает: разно­гласия из духовного блока (друг слушает голоса «из космоса»); здесь поведение должно быть прин­ципиальным: «Друг, ты занимаешься ерундой!» Возникли проблемы с женой (допустим, не пус­кает к друзьям) — разногласия из душевного блока, можно уступить. Заболел позвоночник — проблема телесного блока, связанного через пси­хосоматику с душевным...

Когда человек таким образом научается ви­деть эти связи (блоки) в своей жизни, многие про­блемы у него отпадают сами. Например, человек пытается разобраться в затруднительном поло­жении, для чего он задает себе вопрос: «В каком блоке трудность?» И отмечает, скажем, трудность в душевном блоке. Затем уточняет: «А что именно меня беспокоит?» И честно отвечает себе: «Рев­ность» (и порой удивляется, неужели это его бес­покоило?). Как только проблема названа, она уже наполовину решена, потому что открыта, не пря­чется и не является тайной.

Во втором блоке — душевном — решаются вопросы психологии. Только не будем путать ду­шевность с духовностью. Духовность — это не предельно утонченная душевность, это совсем другое...

Современная психология изучает психику как совершенно изолированное явление в микромире человека, в отрыве от тела и Духа. Практически пси­хологи работают на границе раздела двух сред — Души и тела, а пограничные области очень благо­датные районы, там можно много чего «накопать». Так была «откопана», например, психосоматика». Таким образом, психологи вплотную подошли к Душе человеческой, но к вопросам Духа прибли­жаться пока не решаются. Но прекрасно уже то, что сегодня наука все-таки пытается увидеть чело­века целостно, как совокупность Духа, Души и тела.

В физике есть такое явление легких фракций, я его называю просто — закон пены. Любой про­цесс можно сравнить с кипением похлебки в ка­стрюле — сверху всегда будет образовываться пена. В нашей сегодняшней жизни этой пеной яв­ляются, например, лжецелители, маги, колдуны и некоторые экстрасенсы — все те, кто работают якобы от Бога. Я знал одного такого деятеля, он по каждому пустячному вопросу «связывался с Христом», чтобы узнать, как проводить лечение. Эдакая устойчивая связь, как по телефону. Такие ловкие люди быстро просчитали для себя все вы­годы новых экономических условий нашей стра­ны. Они и являются пеной, от которой невозможно избавиться, пока место, которое они занимают, не займут (по закону вытеснения) люди со знаниями, здравым смыслом и пониманием того, что только в сказках существуют волшебники, в реальном же мире существуют «работающие» под них. Что ж, пусть никого из нас не прельстит эта заманчивая, но обманчивая пена!

ОПЯТЬ «СВОЕ ДЕЛО»

Человека надо рассматривать не по индивиду­альным признакам, а как личность, имеющую связь со всем человечеством, природой и космосом. Такой подход придает каждому человеку особый смысл, и только так можно понять и самого чело­века, и его предназначение. Ведь каждый из нас пришел на Землю, чтобы выполнить какое-то кон­кретное дело, свое дело.

В пространстве время течет не везде одина­ково — где-то быстрее, где-то медленнее. И каж­дый поступок совершается в определенном вре­менном отрезке, с одной стороны, а с другой — создает свое поле времени. Так вот, когда человек делает «свое дело» или совершает хороший посту­пок, время для него как бы останавливается. Поэ­тому, мне кажется, что такой человек медленнее стареет. В пожилом возрасте ему говорят: «Вы так молодо выглядите!» А если человек делает что-то не свойственное ему или недоброе, то для такого человека время течет ускоренно, он быстрее ста­реет. Про него говорят: «Такой молодой, а уже ста­рик». Отсюда можно сделать вывод, что по-настоя­щему духовным может быть лишь тот человек, ко­торый занимается свогш делом.

А теперь, дорогой Читатель, настало время дать определение духовности.

Первая ступень определения духовности: духов­ностьэто ценности человеческого сердца, на­правленные на внешний мир. Обратите внимание, здесь не внешнее исправляет внутреннее, а наобо­рот. Только это и является настоящим прогрессом, а не более привычный нашему уху научно-техни­ческий прогресс. Потому что духовная жизнь всег­да обращена к другому человеку и всегда направ­лена против собственного эгоизма. Попробуйте про­жить день, уступая другим «кусок» получше, и убе­дитесь, как трудна обычная жизнь без «приступов» эгоизма. Но если все это так, тогда духовность про­низывает всю жизнь человека, потому что она — это вечные истины, она как сваи, на которые опира­ется человеческая нравственность и его Дух. Это постоянный поиск именно своего дела в духовном мире, т. е. поиск своего нравственного долга, а зна­чит, и смысла жизни.

Здесь рождается вторая ступень определения духовности: духовность — это понимание своего смысла жизни. Духовный человек может ответить на вопрос: зачем я вообще нужен на Земле? Если духовной жизни нет, то нет и смысла жизни. Ибо в чем он тогда заключается? В том, чтобы, отра­ботав свой срок, выйти на пенсию, построить на шести сотках халупу и назвать ее дачей? Ради этого стоило жить? Лично я так жить не хочу, неинтересно. Вся надежда на то, что человек сам поймет, что смысл жизни неизмеримо глобаль­нее, чем ухоженный дачный участок, существую­щий все-таки более для радости тела.

Третья ступень определения духовности: ду­ховность — это личный ответ на вечные вопро­сы: что есть добро и зло, истина и красота... Каждый из нас рано или поздно находит ответы на эти непростые вопросы. Самое интересное, что каждый ответит на них по-своему, сообразно своим внутренним убеждениям.

Отсюда вытекает четвертая ступень опреде­ления духовности: духовность — это понимание уникальности внутреннего мира человека. Оно не приходит к человеку через восприятие пре­красных форм в мире внешнем; так, статуя Вене­ры Милосской мало что говорит нам о натурщице или о самом скульпторе. А ведь внутренний мир человека, изваявшего такую прекрасную статую, несомненно грандиознее своего творения. Духов­ность — это не обязательно здоровое тело, хотя последнее, кажется, не мешает проявлению ду­ховности. Кто-то ведь сказал «в здоровом теле здоровый дух»... Сегодня многие не без основания с опаской смотрят на школы здоровья, где основ­ное внимание уделяется телу, реже — психике, и уж совсем редко — духу («Единство» — исклю­чение, мы — школа духовного и физического развития). Уж очень много дров наломали иные лек­тории, скорее разрушая, а не возрождая Дух че­ловеческий...






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.