Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Третья составляющая Души — воля






В предыдущей книге «Самоанализ и познание внутреннего мира» в разделе «С почтением к ин­стинктам» я уже рассказывал о воле. Напомню Вам некоторые моменты. Воля человека связана с сердцем и является как бы составляющей двух векторов: вектора стремления сердца и вектора желания сердца. Выходит, что свобода воли че­ловека копится в тайниках его сердца.

Главная роль воли — восприятие и оценка окружающего мира. Помните, я еще приводил слова священника А. Ельчанинова: «Мы видим мир не таким, каков он есть на самом деле, а таким, каким его делает наше воображение, наша воля». Т. е. что хочу, то и вижу. Хочу — вижу мир страш­ным и жестоким, приближающимся к краху и войне, хочу — вижу возрождающимся и прекрас­ным, а захочу — вообще буду считать, что все мне просто снится. Это естественно, ибо человек создан по образу и подобию Бога, следовательно, и со свободной волей. Свободен Бог, свободен и человек, свободна и его воля. Всех животных Бог подчинил определенным законам, например зако­ну стадности, закону миграции, лишь человек мо­жет оставаться тем, кем хочет. Он может опус­титься до самой низшей ступени в мире живот­ных и может подняться до самого благородного способа жизни. Он может подчиняться светилам и планетам, обстоятельствам и начальникам, а может никому на подчиняться, кроме Бога.

Бог всегда предвидит, как сложится судьба Его подопечного... Вот это предвидение, с одной сто­роны, и свобода воли человека — с другой, явля­ются противоречиями, или «антиномиями», указывающими на присутствие иной нечеловеческой логики. Здесь мы сталкиваемся с одной из Боже­ственных тайн, которую человеческий разум не в состоянии постичь. А вот последователи Кальви­на, например, говорят о «предопределенности судьбы». К ним присоединяются и астрологи, и некоторые оккультные школы. Это жуткое за­блуждение, так как если есть предопределенность судьбы, тогда у человека нет свободы воли.

Вообще в вопросе понимания свободы воли проявляют себя все мыслители. Читая фило­софский трактат, обращайте, дорогой Читатель, внимание на то, как говорит автор о свободе воли, это очень важно для понимания основной мысли произведения. Скажем, как Вам покажет­ся высказывание Л. Н. Толстого о том, что в «мире нет виноватых»? Так и хочется восклик­нуть: «Вот здорово, тогда вообще в жизни нет никаких проблем!» Дело в том, что Л. Н. Тол­стой таким образом пытался заглушить укоры своей совести. Он говорил: «За что укорять меня, если я связан всей совокупностью причин, за­ставляющих меня сделать что-либо так, а не иначе». Приезжая в Оптину Пустынь, он вел бесконечные споры с живущими там монахами, но так и не смог до конца жизни уяснить для себя вопросы о свободе воли.

Но свобода воли все же не абсолютна. А какова абсолютная свобода? Привожу слова схи-архимандрита Софрония: «Сущность абсолют­ной свободы в том, чтобы вне всякой зависимо­сти или необходимости, вне всякого ограниче­ния самому во всем определять свое бытие. Это свобода Бога, человек такой свободы не имеет». Человеческая свобода ограничена многими фак­торами:

1. Законами природы.

2. Запросами тела.

3. Окружающими людьми и обстановкой.

4. Общественными законами.

5. Законами Бога, сообщаемыми через голос совести.

6. Влиянием на Душу Божьей благодати.

7. Влиянием на Душу темной силы при остав­лении человека Божьей благодатью.

Поэтому человек хоть и свободен, но редко дви­гается туда, куда хочет. Ибо на его решение дейст­вует такая масса сил... Он часто об этом не только не знает, но и не осознает этого. Правда, это не зна­чит, что человек не может правильно судить о жизни и что он полностью зажат обстоятельствами. Нет, истинное понимание жизни существует, но прояв­ляется редко и преимущественно лишь у цельных людей, личностей. Большинство же всю жизнь пре­бывает в «духовном отлете».

Различают людей сильной и слабой воли. У первых проявление воли ярко выражено, и они настойчиво проводят в жизнь свои планы — это большой дар, талант, данный от Бога. Если с та­ким талантом человек ищет «стяжание Духа Свя­того», он может достигнуть высоких степеней благородства святости или может получить от Бога сверхъестественные способности. Так было с Апостолом Павлом, имевшим сильную волю и стремление. И наоборот, если сердце жестоко, гор­до, тщеславно, то при сильной воле такой чело­век может принести много бед, особенно если он облечен большой властью (Тамерлан, Иван Гроз­ный, Наполеон, Гитлер, Сталин). Таким же будет и будущий Антихрист...

Если у человека слабая воля, то, ввиду агрес­сивности окружающей материи, он обычно задавлен обстановкой и людьми. Такой человек не в силах осуществить желание сердца. Его «ос­таток» свободы незначителен. Слабая воля — свое­го рода духовная болезнь, возможно, она дается детям как наказание за грехи родителей...

Человечество всегда бунтовало и будет бун­товать против ограничения своей свободы воли. У человека существует постоянное желание самому создать свое бытие, самому определить его, т. е. самому выполнять функции... Бога, а не при­нимать покорно то, что дается каждому свыше, так как в этом есть зависимость, которая сковы­вает человека. У христиан это искушение пре­одолевается верой в Бога и доверием Богу. Когда человек верит в Бога как в наивысшее совершен­ство, он приобретает особую способность пони­мания жизни (благодать), и тогда у него пропада­ет чувство зависимости. Тогда человек находит особый смысл в том, что ему предоставляет жизнь, и догадывается, почему именно ему дано такое испытание...

Как видите, дорогой Читатель, воля человека весьма ограниченна. Можно лишь говорить об ос­татке человеческой свободы воли. Этот остаток проявляется в жизни очень незначительно, иногда вообще не проявляется. По мнению епископа Иг­натия Брянчанинова, «воля моя свободна почти только в одном — в избрании добра или зла; в прочих отношениях она ограждена отовсюду».

Свободная воля решает, по какому из двух путей — добра или зла — следовать человеку. Самое главное для человека, ищущего совершен­ства, чтобы воля очистилась от желания творить зло. Чтобы даже мыслей о зле не было! Тогда в жизни человека наступает качественный перелом-Иоанн Кронштадский говорил, что когда воля человека очистится от зла, тогда все, что приходит к человеку, становится даром свыше. Тогда все собы­тия являются исполнением желаний самого чело­века. Это называется «Царство Божие, пришедшее в силе». Тогда все, что происходит с человеком, — не мало, не много, а значимо. Апостолы об этом го­ворили так: «Ничего не имеем, но всем владеем».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.