Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос №3. Сущность основных направлений деятельности (функций) прокуратуры.






Направления деятельности (функции) прокуратуры раскрывают содержание, структуру и пределы осуществления полномочий прокуратурой и подразделяются на конкретные виды.

Определение основных направлений деятельности прокуратуры, уяснение их общей характеристики и содержания каждой функции в отдельности позволяют получить знания и представление о назначении органов прокуратуры и о деятельности, которую они непосредственно осуществляют.

Направления деятельности прокуратуры содержатся в Законе «О прокуратуре РФ». Так, ч. 1 ст. 1, давая понятие прокуратуры, раскрывает его через основную функцию прокуратуры – прокурорский надзор и определяет, что «прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами». Из этого следует, что прокурорский надзор не является единственным видом деятельности прокуратуры РФ.

Перечень основных функций прокуратуры содержится в п. 2 ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ».

Направлением деятельности прокуратуры, предопределившим необходимость ее создания, является надзор за исполнением законов.

В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры, и в соответствии с Законом выделяют следующие виды прокурорского надзора, которые являются основными направлениями деятельности:

– надзор за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов;

– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

– надзор за исполнением законов судебными приставами;

– надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Перечисленные функции в совокупности составляют единый прокурорский надзор, осуществляемый прокурорами от имени Российской Федерации на всей ее территории.

Кроме надзора прокуратура осуществляет и иные направления деятельности:

– участие в рассмотрении дел судами;

– уголовное преследование;

– координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью;

– участие в правотворческой деятельности;

– международное сотрудничество.

Перечень основных направлений деятельности является исчерпывающим, поскольку на прокуратуру не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами.

Ответ на второй вопрос можно сформулировать следующим образом. Отрасль прокурорского надзора – самостоятельная часть прокурорского надзора, характеризующаяся специфическим предметом и полномочиями прокурора.

Общая характеристика надзора за исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых правовых актов определяется широтой предмета надзора, который включает соблюдение Конституции РФ и иных законов, разнообразных по содержанию, а также законность издаваемых правовых актов. Разнообразие законов и издаваемых на их основе правовых актов не позволяет назвать их основные виды, чем и обусловлено формулирование предмета надзора этой отрасти в ст. 21 Закона «О прокуратуре РФ» в обобщенном виде: «соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ».

Общая характеристика надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина обусловлена осуществлением надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Специфика этой отрасли прокурорского надзора определяется сферой общественных отношений, связанных с правами и свободами граждан.

Предмет данной отрасли прокурорского надзора состоит в соблюдении положений Конституции РФ, определяющих основные права и свободы граждан.

Общая характеристика надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие обусловлена исключительным значением деятельности органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие для каждого гражданина, общества и государства, особенностями этой деятельности и четкой совокупностью законов, ее регламентирующих.

Данная отрасль прокурорского надзора призвана обеспечить не только законные права и свободы граждан, но и интересы государства.

Предмет данной отрасли надзора включает:

1) соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

2) соблюдение установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях;

3) соблюдение установленного порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий;

4) соблюдение установленного порядка проведения расследования;

5) законность решений, принимаемых органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

Осуществление прокурорского надзора в сфере судопроизводства призвано гарантировать права и свободы не только лицу, совершившему общественно опасное деяние, но и потерпевшим от преступления, а также иным гражданам, вовлеченным в правоотношения.

Общая характеристика надзора за исполнением законов судебными приставами. Предметом рассматриваемого вида надзора является исполнение Федеральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном производстве» судебными приставами.

Объектами данной отрасли надзора являются подразделения и службы судебных приставов, относящиеся к Министерству юстиции РФ:

· департамент судебных приставов Министерства юстиции РФ;

· служба военных приставов Управления военных судов Министерства юстиции РФ;

· службы судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;

· районные, межрайонные или соответствующие им согласно административно-территориальному делению субъектов РФ подразделения судебных приставов.

Общая характеристика надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Самостоятельное содержание этой отрасли обусловлено особым значением законов, определяющих содержание прав, свобод и интересов граждан, задержанных в связи с подозрением в совершении преступления, заключенных под стражу, осужденных и отбывающих наказание, особенностями деятельности администраций органов и учреждений, исполняющих эти законы.

Осуществление надзора в этом направлении имеет актуальное значение, поскольку отражает реализацию политики государства в сфере обозначенных общественных отношений.

Предметом надзора являются:

– законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения под стражу, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначенные судом;

– соблюдение установленных законодательством РФ прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

– законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Прокурорский надзор в рассматриваемой сфере должен выступать гарантией законности ограничения свободы граждан. Далее, при изучении особенной части «Прокурорского надзора», каждая отрасль прокурорского надзора будет рассмотрена более подробно.

Следует помнить, что отдельным направлением деятельности органов прокуратуры является уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Исчерпывающий перечень субъектов производства расследования, установленный законом, процессуальный характер и форма их деятельности, возможность использования правовых средств, определенных уголовно-процессуальным законом, обусловливают самостоятельность функции уголовного преследования.

Общая характеристика участия прокурора в рассмотрении дел судами. Участие в рассмотрении дел судами является самостоятельной функцией органов прокуратуры. При этом прокурор участвует во всех видах судопроизводства (уголовном, гражданском, административном, арбитражном), на всех этапах рассмотрения дела судом – по первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанции и вправе вынести представление на незаконное или необоснованное решение, определение, постановление, приговор суда.

Реализация данного вида надзора направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, защиту охраняемых законом интересов общества и государства, защиту юридических лиц.

Обозначенные задачи решаются путем применения прокурором предоставленных ему полномочий, определенных процессуальным законодательством РФ и предусмотренных Законом «О прокуратуре РФ».

Общая характеристика координации прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Координацию прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью выделяют в качестве самостоятельной функции прокуратуры, состоящей из согласованной, взаимосвязанной деятельности правоохранительных органов, реализующейся в целях борьбы с преступностью, с учетом особенностей своих задач, полномочий и средств осуществления.

Координация работы правоохранительных органов по борьбе с преступностью является важным направлением прокурорской деятельности, связанным с высоким уровнем преступности в государстве и необходимостью усиления борьбы с этим социальным явлением. Органы прокуратуры совместно с другими правоохранительными органами изучают динамику, анализируют состояние и причины преступности, разрабатывают и реализуют согласованные мероприятия по предупреждению и раскрытию преступлений, информируют высшие органы государственной власти по вопросам борьбы с преступностью, сообщают практику применения законов по борьбе с преступностью.

Координация преследует цель повышения эффективности борьбы с преступностью путем разработки и осуществления правоохранительными органами согласованных действий по своевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению общественно опасных деяний, устранению причин и условий, способствующих их совершению.

Студентам необходимо запомнить принципы координации: законности и партнерства в противодействии преступности.

Общая характеристика участия прокуратуры в правотворческой деятельности. Самостоятельным видом деятельности прокуратуры является участие в правотворческой деятельности, суть которой заключается в том, что прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

Общая характеристика участия прокуратуры в правотворческой деятельности связана с деятельностью Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров, которые имеют возможность входить в законодательные органы (Государственную Думу РФ) и органы, обладающие правом законодательной инициативы, с предложениями об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных правовых актов.

Отличие права прокурора участия в правотворческой деятельности от права законодательной инициативы состоит, прежде всего, в правовых последствиях такого обращения, заключающихся в том, что обращение с законодательной инициативой субъектов, наделенных таким правом, влечет обязанность законодательного органа рассмотреть внесенный законопроект и принять по нему решение.

Соответствующие предложения Генерального прокурора РФ законодательного характера рассматриваются в установленном порядке и в случае одобрения, доработанные или в неизмененном виде, вносятся в законодательный орган субъектом законодательной инициативы от своего имени.

Общая характеристика международного сотрудничества. Международное сотрудничество как направление деятельности прокуратуры обусловлено необходимостью взаимодействия прокуратуры РФ с правоохранительными и иными компетентными органами других государств, международными организациями в целях повышения эффективности борьбы с преступностью, совершенствования практики применения международных договоров и соглашений о правовой помощи, защите прав и свобод человека и гражданина.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.