Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контекстуальное переформирование






В этом случае предполагается, что всякое поведение может быть полезным в каком-нибудь контексте. В этой технике задача состоит в том, чтобы найти контекст, в котором поведение является подходящим, и затем прикрепить поведение к этому контексту. Технические шаги те же, что и в предыдущем случае, за исключением того, что шаг 3 становится установлением подходящего контекста, а 4 шаг необходим только если часть, порождающая поведение, не знает никакого подходящего контекста. В таком случае может быть вызвана творческая часть, чтобы создать возможный подходящий контекст. На пятом шаге часть принимает на себя ответственность за порождение поведения только в соответствующем контексте.

Следующая запись показывает комбинацию этих техник переформирования с клиентом. Томом, который страдал импотенцией.

ЛКБ. Вот что, Том, я знаю, что часть тебя, которая удерживает тебя от реагирования, старается сделать для тебя нечто позитивное. Так что я хочу, чтобы ты отправился внутрь себя и спросил, что эта часть тебя пытается сделать, и после этого обратил пристальное внимание на слова, картины, звуки или ощущения, которые возникнут.

Том. (мгновенно закрывает глаза, тело отклоняется назад, как бы избегая удара).

ЛКБ. Так что же произошло?

Том. Я задал вопрос но никто не ответил.

ЛКБ. Ответил, ответил: что же произошло?

Том. Ну, я увидел свою мать, какой она бывает когда… ну… вы знаете (Том был соблазнен матерью, когда ему было около десяти лет, и он не смог справиться с задачей адекватно; эта неадекватность продолжалась и теперь)

ЛКБ.И…

Том. И ничего… У меня возникло то же чувство, которое всегда возникает, когда я вспоминаю мать таким образом.

ЛКБ. И ты не думаешь, что эта картина и порождаемое ею чувство имеют отношение к вопросу, который ты задал?

Том. Ну, если так посмотреть… но мать умерла. Какое это имеет отношение ко мне теперь?

ЛКБ. Мать-то умерла, но картина не исчезла. Теперь отправься внутрь себя и спроси эту часть себя, скажет ли она тебе, что она старается сделать для тебя. Если она скажет «да», пусть покажет тебе ту же картину опять. Если «нет», пусть сделает что-нибудь другое.

Том. (закрывает глаза, снова то же непроизвольное отклонение назад).

ЛКБ. Хорошо, она ответила «да».

Том. Откуда вы знаете?

ЛКБ. Это нетрудно. Попроси ее продолжать, и сказать тебе.

Том закрывает глаза на несколько секунд, потом открывает глаза, но еще несколько секунд сидит неподвижно.

ЛКБ.Ну?

Том. Она говорит, что пытается защитить меня от матери.

ЛКБ. Согласен ли ты, что нуждаешься в защите от матери, и может быть от чего-то, с нею связанного?

Том. Да, конечно.

ЛКБ. От чего же?

Том. Она была жуткая сука. Кастрация. Она меня испортит.

ЛКБ. Так ты согласен, что нуждаешься в защите от нее.

Том. Да, но… как невозможность поднять его может меня защитить от нее? А теперь она мертва.

ЛКБ. Я не знаю. Можешь ли ты увидеть, как это могло защитить от нее тогда?

Том. Гммммммм (глаза вверх-налево, направо, налево). Угу.

ЛКБ. Может быть тебе это не понравится, но в тебе есть части, которые полагают, что ты все еще нуждаешься в защите от того, чтобы она тебя не кастрировала, или как ты об этом говоришь, да?

Том. Да, но не так же!

ЛКБ. Я хочу, чтобы ты отправился к своей творческой части и попросил ее предложить три других способа защитить тебя.

Том. Творческой части?

ЛКБ. Да, я знаю, что она у тебя есть. Просто отправься внутрь и дай ей сделать свое дело. Она может ответить картиной, словами, ощущениями, или как-то еще, и может быть ты не поймешь, но обрати внимание на все, что произойдет.

Том. (Закрывает на некоторое время глаза, потом кивает головой, один раз, второй, третий; улыбается). 0'кей, я нашел.

ЛКБ. Что же ты нашел?

Том. Я спросил себя, как вы сказали, и сначала ничего не было. Потом я начал видеть эти короткие кинокартинки. Я увидел, как я даю ей пинка, прямо-таки врезаю ей по башке. Потом, в другой картинке, я просто ушел от нее, прямо через переднюю дверь. Потом, это было лучше всего, я просто расхохотался ей в лицо. Ха-ха-ха.

ЛКБ. Великолепно. Похоже, что это гораздо лучше. Кстати, кто это был в твоих картинах?

Том. Как кто, жена (пауза) конечно. У-у-у, моя жена.

ЛКБ. Хмм, что бы это могло значить? Ну ладно, пока не будем об этом. Пойдем дальше. Сейчас я хочу, чтобы ты спросил часть тебя, которая делает тебя импотентным, прежде всего, считает ли она, что это более пригодные способы тебя защитить. Отнесись внимательно к тому, что будет происходить. Если она скажет «да», пусть снова покажет тебе картину матери.

Том. (закрывает глаза) Она говорит «да». Может быть можно найти другой способ для нее говорить «да»? А то это очень неприятно.

ЛКБ. Конечно. Попроси ее говорить «да» другим способом. Может быть это будет теплое покалывание посреди тела.

Том (закрывает глаза, открывает, улыбается) 0'кей.

ЛКБ. Теперь спроси ее, будет ли она создавать такие способы поведения, когда нужно. Поскольку это та самая часть, которая породила первоначальную проблему, она уже знает, когда тебе нужно такое поведение, да?

Том.Да.

ЛКБ. Но это же неверно.

Том. Да?

ЛКБ. Неверно. Если только ты не считаешь, что встреча в постели – это подходящий момент для того, чтобы дать возлюбленной пинка, или уйти от нее или рассмеяться ей в лицо (Здесь я перехожу от техники отделения поведения от намерения к технике контекстуализации нового поведения).

Том. Ну да. Но было бы хорошо проделать это с моей старой леди – с моей мамочкой, я имею ввиду.

ЛКБ. Да, но это было тогда, а не сейчас. Как ты можешь узнать, когда нужно защищать себя от тех вещей, которые мать пыталась с тобой проделать?

Том. Вы хотите сказать – проделала… Я не знаю.

ЛКБ. Отправься внутрь себя и попроси свою творческую часть показать тебе, когда тебе нужно пользоваться такими способами поведения.

Том. (закрывает глаза на некоторе время, выражение лица меняется цвет становится краснее, хмурится, брови сжимаются, открывает глаза). 0'кей.

ЛКБ. 0'кей. Так как ты знаешь, когда нужно использовать такое поведение?

Том. (Глаза вниз направо) Когда на меня давят. Когда кто-то пытается взять верх надо мной. Знаете, когда кто-то пытается заставить меня делать что-то, чего я не хочу, повредить мне.

ЛКБ. Когда они пытаются заставить тебя делать то, чего ты не хочешь. 0'кей. Итак, отправься снова внутрь себя и спроси, согласна ли первая часть тебя, что когда ты чувствуешь себя таким образом, чувствуешь, что на тебя давят, самое время дать пинка, или уйти, или посмеяться.

Том. 0'кей. (закрывает глаза). Я не могу вспомнить, о чем я должен ее спросить.

ЛКБ. (повторяет указание)

Том (закрывает глаза, улыбается). Она говорит «да». Я думаю, она понимает это лучше, чем я.

ЛКБ. Будем надеяться (улыбается). В конце концов, только это и важно. Так что спроси ее, будет ли она порождать новое, более полезное поведение в подходящие моменты вместо старого; ты понимаешь, старое – это импотенция.

Том. 0'кей. (закрывает глаза). Она отвечает теплым чувством. Но что, если я только буду испытывать это теплое покалывание, и это не будет ничего значить.

ЛКБ. Вот Фома неверующий! Задай вопрос, на который ты знаешь, что она скажет нет, и посмотри, что будет.

Том. 0'кей. (глаза вверх, налево; затем закрывает глаза и принимает обычную позу, в которой он уходит внутрь себя; открывает глаза, смеется) Да уж конечно она не отвечает теплом и приятным ощущением, это уж точно.

ЛКБ. Ну а не хочешь ли ты мне сказать, о чем ты спросил?

Том. Нет (краснеет). Я лучше подержу это при себе.

ЛКБ. Ладно, теперь ты веришь? Спроси, есть ли какая-нибудь часть тебя, у которой есть какие-нибудь возражения по поводу всех переговоров, которые мы тут устроили.

Том. 0'кей. (закрывает глаза) У меня возникло какое-то странное ощущение.

ЛКБ. Спроси, означает ли это, что возражения есть.

Том. (закрывает глаза) Опять то же странное ощущение.

ЛКБ. Подожди минутку. Спроси, все ли части удовлетворены тем, что произошло.

Том. (углубляется внутрь себя, улыбается). Я, получил теплое, хорошее ощущение.

ЛКБ. Попроси, если это означает «да», чтобы был дан тот же ответ.

Том. (закрывает глаза, улыбается) Оно или они говорят «да».

ЛКБ. Хорошо, нужно быть внимательными, чтобы различить «да» и «нет». Ладно, это значит, что наступил момент, когда тебе можно проделать выход, если ты понимаешь, что я имею ввиду (смеется). Но я хочу, чтобы ты подождал хотя бы недельку, пока твои части привыкнут к изменениям. Не важно, насколько ты реагируешь, жди до тех пор, пока ты не сможешь больше ждать. Ты теперь начинаешь учиться новым, более приятным способам реагировать на сексуальные стимулы. Прошлые времена миновали. Но об этом мы еще поговорим.

Для Тома переформирование помогло самому презираемому способу поведения дать ему знать, что оно имеет ввиду определенную пользу. Он смог увидеть, что импотенция полезна, пытаясь защитить его от того, что мать могла с ним сделать. Хотя он время от времени и нуждался в защите от других людей, он смог найти более полезное поведение, чем то, которым пользовался раньше, и эти более полезные способы поведения существовали в его внутренних ресурсах. Однако ситуация для такого более полезно поведения была выбрана неподходящей; новое ведение должно было возникать в ответ на определенные стимулы. Так что эта запись показывает интеграцию двух процессов переформирования: отделение намерения от поведения и нахождение подходящего контекста.

Когда переформирование осуществляется с системой состоящей более чем из одного человека (пары, например), шаги остаются тем же, но другие члены системы используются как творческие ресурсы. Следующий отрывок из консультирования пары иллюстрирует использование переформирования в таком терапевтическом контексте.

ЛКБ. Тони, что бы ты хотел изменить в себе и в жене, чтобы вы были счастливы?

Тони. Я хотел бы, чтобы она перестала ругаться и ворчать на меня все время.

ЛКБ. А ты, Ненси, что бы ты хотела изменить?

Ненси. Его.

ЛКБ. Да, что что именно в нем? Возьми что-нибудь, с чего мы могли бы начать?

Ненси. Его постоянную хандру и скулёж. Я не могу этого выносить.

ЛКБ. 0'кей, ты хочешь, чтобы он перестал хандрить и ныть, а он хочет чтобы ты перестала ругаться.

Тони. Мы что, торгуемся?

ЛКБ. Я не думаю, что этого хватило бы надолго. Тони, я хочу, чтобы ты действительно тщательно это обдумал. Что ты в действительности хочешь, чтобы Ненси делала, когда ты начинаешь ныть? Подумай об этом, и скажи, когда найдешь ответ. Пока он это делает, я хочу, Ненси, чтобы ты сделала то же самое по поводу твоего ворчания.

Ненси. Ну, это не трудно. Я хочу, чтобы он перестал валять дурака и сделал что-нибудь по дому.

ЛКБ. Так что в действительности, когда ты ворчишь, ты хочешь получить от Тони полезную реакцию, правда? (намерение отделяется от поведения).

Ненси. Да.

Тони. Ну, я в действительности хочу какой-то поддержки от Ненси – чтобы она поняла, как я устал, и не давила на меня.

ЛКБ. Так что когда ты ноешь, в действительности ты ищешь поддержки (намерение отделяется от поведения).

Тони. Угу.

ЛКБ. Как именно ты хотел бы, чтобы Ненси тебя поддержала?

Тони. Ну может быть, обняла бы меня, погладила немного, дала бы мне почувствовать, что она меня ценит.

ЛКБ. Так что если она действительно подойдет, обнимет тебя и погладит, скажет тебе что-нибудь ласковое, – ты почувствуешь поддержку от нее, да?

Тони. Угу, так и было бы.

ЛКБ. Хорошо, мы знаем, что сейчас способ, каким ты даешь ей знать, что нуждаешься в ее поддержке, – это нытье. А твое нытье лишь заставляет ее ворчать и ругаться. Правда, Ненси?

Ненси. Правда.

ЛКБ. Конечно, твое желание поддержки правильно, и важно, чтобы ты его получил. Но ты ведь делал как раз то, что нужно, чтобы получить ворчание и ругань, и совсем не то, что нужно, чтобы получить поддержку, во всяком случае от Ненси. Так что я тебя поздравляю, у тебя есть прекрасный способ заставить Ненси ворчать на тебя.

Тони. Премного благодарю.

ЛКБ. Хочешь ли ты получить какие-нибудьспособы, которые позволяли бы тебе получить от Ненси то, чего ты действительно хочешь?

Тони. Конечно, но черт меня возьми, если я знаю как это сделать.

ЛКБ. Охотно верю. Но в этой комнате есть человек, который точно может тебе сказать, как получить поддержку, которой ты хочешь.

Тони. Так скажите же!

ЛКБ. Ну, я-то не знаю, но она знает. Ненси, что именно этот человек может сделать, что обеспечит ему так нужную ему поддержку? Только ты знаешь это. (Ненси используется так же, как используется творческая часть).

Ненси. Ну, я никогда не думала…

ЛКБ. Это твой шанс. Ты можешь сказать ему, что ему делать вместо этого нытья. Он ныл только чтобы привлечь твое внимание, но внимание, которое ему доставалось, не такого рода, как ему хотелось. Что мог бы Тони делать, чтобы добиться, чтобы ты обняла его, погладила и сказала что-нибудь хорошее, – ну все в таком роде.

Ненси. Ну, если бы он был мил и внимателен со мной…

ЛКБ. Если можно, что-нибудь более определенное. Можешь ли ты вспомнить такое чувство, что тебе хотелось сделать то, чего ему хочется?

Ненси. Да, конечно, иногда так бывает.

ЛКБ. Хорошо. И что же он делает, чтобы тебе захотелось вести себя так?

Ненси. Я не уверена, что он когда-нибудь так делал, но если бы он просто подошел ко мне, обнял бы меня и сказал, что он ужасно устал, и прошептал бы, что я ему нужна, я бы растеклась от нежности.

ЛКБ. Великолепно. Слушай, слушай. Тони. Вот тебе ответ. Можешь ты так делать? Обнять ее и сказать, что ты ужасно устал и в ней нуждаешься.

Тони. Конечно могу, мне никогда не приходило в голову, что это так просто.

ЛКБ. Знаешь ли ты, Тони, когда именно тебе нужна поддержка? Я хочу сказать, знаешь ли ты, когда настает тот момент попросить поддержки, вместо момента для нытья? (Установление контекста для нового поведения).

Тони. Да-да. Я знаю. Я тогда чувствую, как будто вес из-под меня ускользает. И тогда мне нужна поддержка.

ЛКБ. Прекрасно. Как вы думаете, оба, лучше ли так, по-новому, чем по-старому?

Тони. Угу.

Ненси. Угу.

ЛКБ. Хорошо. Теперь, что касается ворчания… (процесс переформирования продолжается, при этом Ненси использует Тони как творческую часть).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.