Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современное российское краеведение: откуда мы, кто мы и чего мы хотим?






История российского краеведения (В данной статье под термином " краеведение" понимается в первую очередь историческое краеведение) начинается в середине XVIII века, когда в России началась эпоха Просвещения. В это время Елизавета Петровна и особенно Екатерина II оказывали особое внимание развитию науки и образования в России. Как результат этой политики Академия наук активизирует изучение окраин России. Кроме того, к середине XVIII века во многие регионах России возникает местная интеллигенция, которая активно откликнулась на призывы к изучению своих регионов и в меру своих сил содействовала путешествовавшим ученым, принимала участие в создании описаний губерний и т. д. Главной силой краеведения в тот период были горожане, мелкие чиновники и представители духовенства на местах. Их отличал низкий образовательный уровень и безусловная лояльность властям.

Новый этап в развитии краеведения начинается после Отечественной войны 1812 года. Мощный подъем русского национального самосознания после победы над Наполеоном привел к небывалому успеху " Истории государства Российского" Н.М. Карамзина. Показательно, что в 1820-е годы успешно издавался носивший историко-краеведческий характер журнал " Отечественные записки" П.П. Свиньина. Царствование Николая I поставило краеведение под бдительный контроль чиновников, но в то же время именно при Николае I возникли " Губернские ведомости", по сути, первые краеведческие газеты на местах и губернские статистические комитеты, ставшие центрами по изучению своей губернии. В эпоху Николая I наиболее активными краеведами были чиновники, учителя, представители духовенства и политические ссыльные. Образовательный уровень краеведов в этот период стал более высоким, но лояльность властям еще более возросла.

Период Великих реформ Александра II (1855-1881 гг.), особенно 1860-е годы, можно считать периодом небывалого расцвета краеведения. В период подготовки и проведения реформ резко выросла потребность власти и общества в самой разнообразной информации о положении дел на местах. В то же время ослабла цензура. Именно тогда начинают выходить " Памятные книжки" губерний, различные статистические и краеведческие сборники. Начинается изучение многих закрытых ранее тем (народные восстания, старообрядчество и т. д.). Много материалов по местной истории печатается в возникших тогда же исторических журналах (" Русский архив", " Русская старина", " Исторический вестник" и др.). Больших успехов краеведы добились в изучении не только местной истории, но и фольклора и этнографии. Краеведением по-прежнему занимались местные чиновники, учителя, представители духовенства. В это время возникает такое уникальное явление как Археологические съезды, ставшие форумом, где могли общаться, дискутировать, обмениваться мнениями, планами и информацией профессиональные историки и краеведы-любители. Новым явлением в тот период стало появление политически оппозиционных краеведческих публикаций, которые печатались не в местных изданиях, а в либеральных столичных газетах и журналах.

Некоторый спад в развитии краеведения после 1881 года сменился новым подъемом после 1905 года. Впрочем и этот спад не носил всестороннего характера. В 1878 году возник Петербургский археологический институт, который до 1917 года подготовил более 1500 специалистов в области архивного дела и археологии. Многие выпускники этого института стали затем известными краеведами. С 1885 года начинается создание губернских ученых архивных комиссий, которые внесли огромный вклад в сохранение и изучение местных архивов. Но подлинный взлет краеведения произошел в 1905-1914 годах. Отличительной чертой этого периода стало создания множества краеведческих организаций, издание разнообразных краеведческих книг и периодических изданий. Краеведение этого периода стало массовым явлением. Численность членов краеведческих организаций достигала нескольких тысяч человек. Краеведение тогда почти не зависело от властей и поэтому среди краеведов были как крайние и умеренные монархисты, так и либералы. Сторонники радикальных партий (эсеры и социал-демократы) тоже участвовали в краеведческой деятельности, хотя никогда не доминировали ни в одной из краеведческих организаций или изданий. Период 1905-1914 годов можно считать вторым взлетом российского краеведения.

Первая мировая война, революция 1917 года и гражданская война в России нанесли огромный ущерб интеллектуальному потенциалу страны. Десятки тысяч представителей российской интеллигенции или погибли, или вынуждены были бежать из страны, либо были лишены возможности заниматься активной политической, общественной, научной и преподавательской работой. Многие краеведческие общества закрылись, издания прекратились. Парадоксально, но 1920-е годы называют при этом " золотым десятилетием" российского краеведения. Этот парадокс объясняется просто. Многие представители старой интеллигенции, потерявшие после 1917 года профессию, статус, должность могли реализовать себя только в краеведении. В тех условиях только краеведение давало этим " осколкам старого мира", " старорежимной контре", " попам и буржуям", т. е. значительной части дореволюционной интеллигенции, ощущение своей нужности и полезности, возможность найти применение своим навыкам и умениям и передать свои знания новым поколениям. Ярким примером этого может быть знаковая фигура в краеведении 1920-х годов Н.П. Анциферов, который ушел в петербурговедение во многом из-за того, что после 1917 года он потерял возможность заниматься изучением итальянского искусства и регулярно ездить в Италию.

С другой стороны, революция открыла дорогу к знаниям миллионам простых тружеников, детям рабочих и крестьян. Объединение усилий дореволюционных интеллигентов, выживших в бурях революции и гражданской войны, и тысяч активных и талантливых представителей рабоче-крестьянской молодежи вызвали к жизни феномен " золотого десятилетия" российского краеведения. По сравнению с предшествующим периодом 1905-1914 годов краеведы 1920-х годов выигрывали в активности и массовости, но явно проигрывали в научной уровне. Краеведение 1920-х годов развивалось в благоприятных условиях нэпа (относительное материальное благополучие и отсутствие массовых репрессий) и в условиях острой внутрипартийной борьбы в руководстве страны и партии большевиков.

Свертывание нэпа и установление сталинской диктатуры привели к свертыванию тех куцых свобод, которыми пользовались краеведы 1920-х годов. Новая эпоха требовала полного подчинения науки интересам государства, полного государственного контроля над изучением прошлого. Краеведение как массовое самодеятельное движение в новую реальность не вписывалось. " Дело краеведов" положило конец " золотому десятилетию". Хотя в 1930-е годы краеведческие организации продолжали существовать, но их деятельность становилась все более формальной. Репрессии 1937-1938 годов окончательно уничтожили советское краеведение. С начала 1930-х до конца 1950-х годов краеведение в СССР существовало в основном как музейное (краеведческие музей существовали во всех областных и краевых центрах и столицах автономных республик) и школьное краеведение.

Возрождение краеведения произошло в конце 1950-х годов, условиях " хрущовской оттепели", когда заметно ослаб тотальный партийно-государственный контроль над общественной жизнью и исторической наукой. В период с конца 1950-х годов до конца 1960-х годов происходило открытие общественных музеев, проводились краеведческие конференции, выходили краеведческие сборники. Особенностью краеведения 1960-х годов стало быстрое развитие " дикого" и организованного туризма для посещения мест исторических событий, памятников истории и культуры (часто это были культовые памятники), массовая мода на собирание икон, раритетов крестьянского быта и т. д. Зримыми итогами это массового движения стало создание Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры, создание музеев на Валааме и Соловках, на острове Кижи и во многих других местах.

В период правления Л.И. Брежнева, часто именуемом " застоем", краеведческое движение было понемногу свернуто, хотя и не полностью. Прибежищем краеведов были в тот период ВООПИК и музеи, местные газеты и школы. Это были годы накопления опыта и подготовки кадров. О том, насколько большой потенциал краеведения был создан в эти годы, можно судить по тому мощному взлету краеведческой активности, который произошел в 1987-1991 годах.

Показательно, что возрождение краеведения в конце 1980-х стало одним из первый реальных проявлений политики перестройки и гласности. Началом такого возрождения стало проведение Первой Всесоюзной научной конференции по историческому краеведению в Полтаве осенью 1987 года. В этот период за несколько лет возникли десятки краеведческих обществ, было выпущено множество краеведческих сборников, альманахов, книг и журналов, ряды краеведов пополнили множество людей разного возраста и разных профессий. Возрождение краеведческого движения стало одним из проявлений демократизации общественной жизни в СССР в годы горбачевской перестройки. Импульс, созданный в те годы, до сих пор влияет на ситуацию в современном российском краеведении.

Приведенный выше краткий обзор развития краеведения в России с середины XVIII века до наших дней четко демонстрирует одну из важнейших характеристик краеведения как самодеятельного общественного движения. В период усиления государственного контроля над жизнью общества краеведческое движение попадает под контроль чиновников и проявляется только в разрешенных властями формах, иногда приходит в упадок и даже замирает. В период же усиления либеральных тенденций в управлении страной краеведения начинает активно проявляться в самых разных формах. Таким образом, можно считать краеведение общественным движением и в этой ипостаси одной из форм проявления гражданского общества.

В этой связи интересно сравнить краеведение и историческую науку. Историческая наука - это профессиональная деятельность историков, как правило выполняющих сознательно или бессознательно, вольно или невольно социальный заказ той или иной правящей или оппозиционной политической группировки с целью сформировать выгодную этой группировке концепцию событий прошлого. Историки - это инструмент в руках той или иной политической силы.

В отличии от историков краеведы имеют все признаки общественного движения. Краеведов объединяет подлинный живой интерес к прошлому своей местности. Краеведческое движение неоднородно. В нем участвуют и профессиональные историки (от профессоров до студентов), создающие краеведческие знания, хранители и популяризаторы краеведческих знаний (архивисты, работники музеев и библиотек, писатели и журналисты), местные чиновники и бизнесмены, содействующие краеведам в публикации краеведческих изданий, проведении конференций и семинаров, создании новых музеев, памятников и памятных мест, а также большое число потребителей краеведческих знаний из числа людей разного возраста и разных профессий, интересующихся прошлым своего края. Я затрудняюсь отнести школьных учителей к какой-то определенной категории, поскольку в зависимости от уровня индивидуальной подготовки учитель может быть и создателем, и популяризатором, и потребителем краеведческих знаний.

Зачастую, люди, не обладающие необходимыми исследовательскими навыками и историческими знаниями, пишут и издают свои работы по краеведению. В силу этого краеведов часто обвиняют в невежестве, неумении работать с источниками и историографией и т. д. Этот упрек справедлив, но отчасти. В силу неоднородности краеведческих кадров их научная продукция также качественно неоднородна. Наряду с краеведческими исследованиями созданными вполне профессионально, на основе знания методологии истории, источниковедения и историографии появляются работы содержащие иногда не просто ошибочные данные или выводы, но и откровенно некомпетентные и даже бредовые, a la Фоменко. Этот порок краеведения полностью не удастся преодолеть никогда в силу того, что в краеведческое движение постоянно вливаются новые люди, не обладающие навыками и опытом научно-исследовательской работы. Но бороться с этим надо. Во-первых, надо больше писать и издавать хороших книг по истории и краеведению в центре и на местах, чтобы у начинающих краеведов были под рукой необходимые справочные издания и какие-то эталоны для написания своих работ. Во-вторых, там, где во главе краеведческого движения стоял профессиональные историки, некачественные публикации либо отсеиваются, либо редактируются еще на стадии подготовки краеведческого издания, и такого же рода выступления подвергаются критике. В третьих, активная работа краеведческих организаций и обществ на местах (публикация сборников, проведение конференций) является лучшей школой для начинающих краеведов. Там, где краеведение активно развивается, там проблему непрофессионализма можно решить. Краеведы-шарлатаны будут всегда, но вполне возможно сделать их маргиналами краеведения.

Краеведы есть в каждой регионе, при этом они обычно бывают связаны какими-то формальными структурами (краеведческие общества, клубы и пр.), но краеведы сильны именно неформальными связями и контактами как между собой, так и с различными государственными и предпринимательскими структурами. Доказательством этого может быть активная краеведческая деятельность 1990-х годов, когда в период, в общем-то, неблагоприятной социально-экономической ситуации продолжали выходить краеведческие издания, проходить конференции и т. д.

Своей деятельностью краеведы подпитывают местный патриотизм, без которого невозможно формирование общероссийского патриотизма, трудовой этики, национального самосознания русских и других народов многонациональной России.

В современных условиях власть значительно больше должны быть заинтересована в развитии краеведения, чем краеведы в сотрудничестве с властью, ибо без использования потенциала краеведения невозможно решить ни одной общественно-значимой задачи, начиная от формирования национальной идеи и до планирования развития территории какой-либо сельской или городской администрации.

Александр Михайлович Пашков, к.и.н., доцент, зав. кафедрой истории дореволюционной России Петрозаводского государственного университета

 


 

ТЕМА: ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ДИЛЕТАНТИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОМ КРАЕВЕДЕНИИ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.