Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






И.Б. Сидорова






О предмете исторического краеведения (в порядке дискуссии)

Методологические проблемы исторического краеведения действительно требуют пристального внимания, так что тема семинара очень актуальна. Думается, многие из тех, кому доводилось читать курс исторического краеведения в вузе, чувствовали недостаточность его теоретического обоснования. Вопрос о предмете данной учебной и научной дисциплины занимает центральное место. Прежде всего, он нуждается в уточнении терминологии. Понятие " краеведение" в чем-то сродни понятию " интеллигенция": то и другое появилось в общественной жизни для обозначения определенного социального явления, затем было перенесено в научную литературу со значительной корректировкой первоначального смысла, который, однако, постоянно дает о себе знать, усложняя картину.
Мой подход к рассмотрению исторического краеведения как предмета и явления заключается в разграничении трех аспектов проблемы:

1. Понятие " краеведение" и производное от него - " историческое краеведение" изначально являлись обозначением социокультурного явления, а именно, вовлечения широкого круга любителей в изучение местного края наряду с учеными-профессионалами. Объектом изучения на том этапе, когда появился термин " краеведение", были тесно связанные между собой местная история, археология, этнография, языки, литература, искусство, архитектура.

2. Историческое краеведение с 1970-х гг. является в вузах учебной дисциплиной, сохранившей широту содержания: наряду с вопросами теории и истории краеведения здесь присутствуют вопросы историографии и конкретной истории определенного региона, местной этнографии, археологии, архитектуры и искусства, музейного дела, охраны памятников и др. Очевидна субъективность и порой искусственность объединения разнородных элементов. Четкого предмета изучения у такой дисциплины в принципе быть не может, что для университетского курса нежелательно. К тому же на практике возникает вопрос: как соотносить его с курсом региональной истории, например, истории Татарстана, которую читают как историю государственности татарского народа (до присоединения к России), затем как историю региона и снова отчасти как историю государственности, но фактически без локальной истории. Статус региональной истории как учебной дисциплины нуждается в уточнении с учетом общего курса отечественной истории и курса исторического краеведения. Последний, на мой взгляд, мог бы иметь название ближе к исторической науке, например, " Региональная и локальная история: опыт теории и практики". Он знакомил бы студентов с теорией, историей и практикой создания работ - как научных, так и популярных.

3. Понятия " краеведение", " историческое краеведение" появились в русском языке сравнительно недавно (соответственно в 1910-е и 1960-е гг.), а изучение местной истории имеет гораздо более давние традиции. Как научная дисциплина " местная история", звучит не столь расплывчато, как " историческое краеведение", и тем, на мой взгляд, предпочтительнее. В её структуре главенствующее положение занимают составляющие - региональная и локальная истории.1 С учетом признания этого предмет данной научной дисциплины получает более определенные очертания. Вопрос его целостности, поставленный С.А.Гомаюновым, несомненно, заслуживающий внимания, может быть дополнен вопросом о дискретности. В общем, накопленный опыт нуждается в методологическом, историографическом, источниковедческом анализе.

А понятия " краеведение", " историческое краеведение" желательно использовать в первоначальном значении - как обозначение общественно-научной, просветительной деятельности.

Ирина Борисовна Сидорова, канд. ист. наук, доцент исторического факультета Казанского государственного университета


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.