Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1 Деятельность как социальная основа менеджмента

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

1. Деятельность как способ бытия человека

2. Социальные законы прогресса человечества

3. Субъект и объект деятельности. Виды деятельности.

4. Признаки культурной деятельности человека. Коллективная деятельность - важное условие культурного процесса

 

1. Жизненная среда обитания людей представляет собой природный и созданный людьми материальный мир. Основным условием их бытия в окружающем пространстве стала совместная коллективная деятельность. В результате преобразования окружающего мира формировалась «сотворенная» среда человеческого бытия, целесообразно приспособленная к потребностям человеческого существования. Такое системное образование получило отражение в понятии «общество». Это социальная форма жизнедеятельности людей, проявляющаяся в функционировании и развитии социальных институтов, организаций, общностей и групп, отдельных индивидов. В процессе деятельности человек избавлялся от полной биоприродной зависимости, от одномерной биологической сферы и приобретал биосоциальные характеристики.

Культура как подсисте­ма входит в триединую онтологическую структуру: антропо-социо-культурную форму бытия. Она зародилась на нашей планете на определенной ступени истории природы, а ее законы существования и развития вышли за пределы биологических законов природы.

Одно из сущностных пониманий культуры заключается в определении культуры как деятельности человека, в результате которой созидаются и используются, сохраняются и передается последующим поколениям культурные ценности. Деятельность человека проявляется как способ его бытия, охватывающего и материально-практическое созидание, и духовное постижение мира; это осознаваемое, целенаправленное, сво­бодное и творчески вариативное проявление активности; это процесс преобразования социальной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами, создание условий для существования и развития общественного субъекта (общества в целом, группы, личности).

В современном обществе как особую разновидность человеческой деятельности (а значит, и социальной практики) исследователи выделяют интеллектуальную деятельность, направленную на достижение социально значимых целей.

Деятельность находится и в основе таких форм отвлечения от производства как досуг, отдых, игра.

Существует философская традиция дифференцировать деятельность по предметному критерию: материальная, реализуемая в процедурах взаимодействия человека и природы в производстве при помощи орудий труда; социальная, влияющая на социальные процессы и организацию общественной жизни; духовная, реализуемая в интеллектуальном или художественном творчестве.

Как подсистема духовной жизни общества рассматривается социально-культурная деятельность, направленная на: ● создание культурных продуктов как на профессиональной, так и на любительской основе; ● включение человека в систему восприятия и освоения ценностей культуры; ● организацию сохранения ценностей материальной и духовной культуры; ● распространение ценностей культуры, ● трансляцию культурной информации, создание возможностей для культурного диалога; ● создание благоприятной культурной среды.

Цели социально-культурной деятельности реализуются через художественно-творческие, социально-педагогические, организационно-посреднические и административно-управленческие функции.

Управление в рассматриваемом контексте является социальным управлением, т.е.воздействует на общество и его отдельные части, элементы с целью упорядочивания структуры, сохранения целостности, качественной специфики данной социальной организации, ее воспроизводства, совершенствования и развития. Поскольку центральным элементом или актором (действующим субъектом) в любой организации является человек (группа людей), то и управление через его субъекта воздействует на интересы людей, исходя из целей совместного труда, из потребности согласовывать индивидуальные работы и действия.

Управленческие воздействия могут быть прямыми и косвенными (опосредованными), формальными и неформальными, жесткими и мягкими, явными и скрытыми, постоянными и эпизодическими. Управленческие воздействия осуществляются с использованием ряда методов: экономического, социально-психологического, организационно-распорядительного.

В социально-культурных системахпроблемы организации управления человеческими отношениямирешает социокультурный менеджмент. Как управленческая технология он направлен на создание условий для производства культурного продукта, отвечающего разнообразным целям, усилиям и энергии его создателей, включает планирование, координирование и систему организационных ресурсов.

Менеджмент в сфере культуры рассматривается как способ деятельности и особая область знаний, охватывающая проблемы организации управления человеческими отношениями в социально-культурных системамах в процессе производства, распространения и потребления культурных благ и услуг в условиях рыночной экономики.

Регулирующие функции менеджмента осуществляются с учетом творческого характера всех видов и направлений работы социокультурных учреждений. Менеджмент социокультурной сферы выявляет и развивает способности, познавательную и творческую активность человека, которые согласуются с его социальной природой. Деятельный подход в управлении социокультурной сферой предполагает максимальный учет миссии культуры. Разнообразные организации в сфере культуры создаются, прежде всего, не для коммерции и получения прибыли, а для решения социально-культурных задач. Это означает для менеджмента стремление содействовать созданию продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей (познавательные, моральные, эстетические, коммуникативные). В культурной сфере действуют, как правило, небольшие по численности организации, где ключевыми фигурами являются в основном люди творческого труда. Поэтому для менеджмента «малых организаций» очень важно опираться на мотивационную, а не директивно-приказную основу в процессе координации деятельности работников, поощрять не внешний, а внутренний контроль (самоконтроль), устанавливать демократический стиль руководства.

 

2. Социальный прогресс – направленный процесс, в ходе которого становится более совершенным устройство общества и реализуются определенные ценности этического порядка: счастье, свобода, процветание, знания. Идея прогресса логично вписывается в модель направленной трансформации и в некоторые версии теории развития. Классический структурно-функциональный подход основан на идее равновесия социальных систем, циклические же теории подразумевают, что в своем развитии общество периодически возвращается к отправной точке. Концепция прогресса приобретает какой-то смысл только в сочетании с идеей трансформации (т. е. изменения самого общества, а не только изменения внутри него). Социальный прогресс основывается на следующих представлениях:

1. о необратимом времени, текущем линейно и обеспечивающем непрерывность прошлого, настоящего и будущего (прогресс есть положительно оцениваемая разница между прошлым и настоящим);

2. о направленном движении, в котором ни одна стадия не повторяется;

3. о кумулятивном процессе, протекающем либо по возрастающей, шаг за шагом, либо революционным путем;

4. о различии между типичными, необходимыми стадиями процесса;

5. об эндогенных причинах, вызывающих самодвижение (саморазвитие) процесса;

6. о неизбежности, необходимости и естественном характере процесса, который не может быть остановлен или отвергнут;

7. об улучшении, усовершенствовании каждой последующей стадии развития.

Проявления кризиса идеи прогресса:

1. Идея прогресса сменилась распространением мистицизма, бунтом против рассудка и науки, всеобщим пессимизмом, представлением о дегенерации, разрушении и упадке культуры.

2. Идея о необходимости постоянного экономического и технологического роста сменилась идеей пределов роста.

3. Вера в рассудок и науку сменилась убеждением в доминирующей роли эмоций, интуиции, подсознательного и бессознательного, утверждении иррационализма.

4. Утверждение о важности, высочайшей ценности жизни на земле сменилось чувством бессмысленности, аномии и отчуждения.

5. Повсеместное распространение получили идеи кризиса. При этом люди склонны социальный кризис рассматривается как хронический, всеобщий и не предвидется его будущее ослабление.

Некоторые мыслители придают большое значение техническому развитию, считая господство над природой конечной мерой прогресса. Среди частных критериев прогресса: спасение, знание, общность индивидов, свобода (негативная и позитивная), эмансипация, справедливость, равенство, изобилие, способность выбора и равные жизненные возможности.

Понятие прогресса опирается на какую-нибудь ценность или совокупность ценностей. Иногда само представление о прогрессе как таковом - выступает в роли ценности. Прогресс таким образом сам по себе, безотносительно к каким-либо ценностям пытается наполнить смыслом жизнь и историю, и от его имени выносятся вердикты. Однако движение без цели, движение в никуда бессмысленно.

Своеобразен прогресс в управлении человеческими ресурсами, персоналом. Возможно рассматривать несколько стадий развития вслед за экономическими и социальными изменениями.

Примерно до середины 19 века в Европе господствовало управление персоналом на принципах абсолютизма, т.е. полного господства нанимателя и бесправия наёмного работника. Рабочим навязывалась низкая зарплата и более чем 14-часовой рабочий день, методы надзора за работой включали применение насилия. Как ответ на чартистское движение во второй половине 19 в. в Англии было принято цеховое законодательство. Предприниматели пошли на улучшение условий труда, управление кадрами стало строиться на принципах патернализма.

С развитием крупномасштабных производственных систем, ориентированных на выпуск серийной массовой продукции, возникла необходимость совершенствования управления производством. Ф.Тейлор основал школу " научного менеджмента", положил в ее основу рационалистический метод в области управления персоналом. Суть его – предельно структурированная среда предприятия с четкими заданиями, должностными требованиями, рационально выстроенной организационной иерархической структурой и разделением труда, пронизывающем как сферу производства, так и управления. Считалось, что материальная заинтересованность является наиболее рациональным мотивом труда в рыночном обществе. С развитием психологических наук школой «человеческих отношений» (Э.Мэйо) было установлено, что человек будет работать более производитель­но, если удовлетворить его определенные социальные и психологи­ческие потребности. Было доказано на практике преимущество деления больших групп рабочих на небольшие подгруп­пы, подобранные по личностным признакам.

Период после окончания Первой мировой войны и до мирового экономического кризиса (Великой депрессии 30-х годов) характеризовался развитием демократизма, рационального подхода и научного планирования в управлении кадрами. Рабочие и их профсоюзы получили возможность вести полноправные переговоры с нанимателями.

Современное управление кадрами и вопросами труда сложилось после второй мировой войны в ведущих в экономическом отношении странах Европы, США и Японии. Его особенностями являются: принцип коллективности в отношениях между трудом и капиталом, не ограничивающийся простым разделом выгоды; мобилизация всей человеческой энергии, признание работника важнейшим капиталом; укрепление системы социальных гарантий; кооперация, гибкая работа в группах, ослабление иерархической структуры.

В конце ХХ века сформировалась концепция представлений об организации как культурном феномене (культурологический взгляд). Полагают, что в системе управления должен преобладать не иерархический диктат, а организационная культура, направляющая действия работников через соответствующие эталоны взаимоотношений.

Таким образом, управленческим прогрессом можно считать постепенное восхождение менеджмента от рационально выстроенной организационной иерархической структуры(с четким каркасом управления организацией), через групповую динамику к организационной культуре как наиболее общей и сложной системе, выражающей все особенности организации. Действующие управленцы используют прогрессивную практику, переходя от уровня формальной структуризации деятельности к уровню психологического взаимодействия с подчиненными, а затем и к уровню, на котором формируются культурные ценности организации.

 

3. Субъект и объект деятельности. Под субъектом понимается активная, " инициирующая сторона" целенаправленной деятельности, носитель деятельностной способности, с которым связаны ее пусковые и регулятивные механизмы, т.е. того, кто принимает решение о начале деятельности и контролирует ее ход. Социальная деятельность невозможна без участия человека-субъекта, которое может быть как непосредственным, когда люди вкладывают в деятельность собственную физическую энергию, так и опосредствованным, когда они доверяют определенные функции машинам.

В отличие от субъекта объект представляет собой инициируемую сторону деятельности, то, на что направлена деятельная способность субъекта. В качестве объектов могут выступать любые явления окружающей нас действительности, в том числе и люди.

Структурная " двумерность" действия не нарушается и в ситуации, когда объект отсутствует (к примеру, если человек занимается физкультурой, не используя спортивных снарядов). В этом случае имеет место композиционное взаимопересечение субъекта и объекта, субъект становится объектом собственных усилий.

Наиболее общие механизмы деятельности: внешняя деятельность — чувственно-предметная, материальная деятельность; внутренняя — оперирующая образами, представлениями о предметах или идеальная деятельность сознания.

Носителем деятельности является ее субъект, который ставит цели преобразования объективной действительности (объекта), который производит это целенаправленное преобразование, т.е. выполняет деятельность.

Преобразующий характер деятельности позволяет ее субъекту постоянно выходить за пределы наличной конкретной ситуации, постоянно преодолевать лежащие в ее основе " программы". В этом обнаруживается принципиальная открытость, универсальность и свобода деятельности, которая тем самым представляет собой всеобщую форму культурно-исторического творчества.

В современной науке достаточно хорошо раскрыто строение деятельности. Любая деятельность имеет в своем составе потребности и мотивы ее выполнения, а также задачи и действия, направленные на их решение. Действия выполняются благодаря наличию в них многообразных операций. Деятельность людей существует как в непосредственно коллективной форме, так и в форме индивидуальной деятельности, когда человеческие индивиды действуют, сознавая вместе с тем себя в качестве общественных существ.

Теория деятельности, с точки зрения ее использования в различных областях социальной практики, выступает как инструментальная система проектирования и программирования. Эта работа связана с созданием конкретных проектов на основе теоретического видения ближайшего шага развития практики и одновременно с построением особого типа теорий, выявляющих принципы создания подобных проектов.

Особое значение, с точки зрения деятельностного подхода, имеет коммуникация людей, которая начинает выполнять все более важную роль в современной практике. Формирование гибких подвижных сетей (networks), связывающих разные позиции в ходе выполнения работы, немыслимо без коммуникации.

Интересные перспективы теории деятельности открываются сегодня в области наук о компьютерах (computer science). Здесь становится актуальным исследование операций мышления и создание алфавита операций. Эти операции нетождественны кибернетическим и формально логическим представлениям об операциях. Операции деятельности нужно рассматривать не как функционирование машины на основе заданных операторов, а как осуществление процессов, в которые обязательно включено сознание человека.

Основная единица анализа деятельности – действие, процесс, направленный на реализацию цели. Цель – образ желаемого результата (сознательный). Действие – пpоцесс pешения задачи, включающий в себя пpоцессы целеобpазования, пpоцессы поиска сpедств. Действия порождают мотивы. Действие по форме может быть практическим (внешним), идеальным и теоретическим (внутренним). Волевые действия переживаются субъектом как требующие внутреннего усилия. Они характеризуются подчинением одного мотива другому, при этом эти оба мотива имеют противоположные знаки.

Действия человека пpедметны, они pеализyют социальные, физиологические и кyльтypные цели (принцип предметности человеческой деятельности и принцип ее социальной обусловленности). Цель задает действие, действие обеспечивает pеализацию цели. Кpyпные цели дpобятся на более мелкие, следовательно и действия подpазделяются на более мелкие, обpазyя иеpаpхическyю стpyктypy.

Cпособ выполнения действия – опеpация, она хаpактеpизyет техническyю стоpонy выполнения действия. Действие – совокупность операций, подчиненных цели. Операции – мало осознаются или совсем не осознаются, этим они отличаются от действий, которые предполагают сознаваемую цель и сознательный контроль за протеканием действия. Операции – автоматические действия и навыки. Операция отличается от действия тем, что она определяется не целью, а условиями, в которых дана цель.

Действие включает ориентировочную, исполнительную и контрольную части. Исследования показали, что решающую роль в формировании действия играет ориентировочная часть. Она определяет быстроту формирования и качество действия.

 

4. Культурология рассматривает деятельность человека как главное его атрибутивное свойство. В деятельности человек проявляет себя как субъект культуры. Для определения человека культурного и субъекта культуры среди наиболее важных характеристик выделяются: сознательность (способность и потребность проявлять надприродные качества, удваивать мир реаль­ных вещей миром ирреальных сущностей); воспитанность («сформованность по реаль­но-идеальной культурной матрице», подчиненность не природной предрасположенности, а культурной целесо­образности); креативность (умение произ­водить «культурный продукт», не уничтожая великие ценности про­шлого, используя их в своих действиях).

Существуют основныем критерии культурной деятельности человека.

Символичность. Условная передача идеи через символ – художественный знак. Это яркая черта художественного языка. Символ – связь между двумя мирами, знак иного мира в этом мире. Нереальная фиксация, «снятая» при помощи тех или иных датчиков, а то, что находится над реальностью движений, таится под реальными перемещениями тел и вещей или какой скрытый смысл имеет данное действие. Художественное обобщение, сравнение, метафора, параллели, наводящие на ассоциации. (Судьба героя символична). Смыслополагание. Наделениефеноменов реального или идеального мира иерархической системой значимостей. Действенные акты производятся не автономно, сами по себе, но всегда полагаются в общей ценностной структуре. Коммуникативность. Деятельность субъекта культуры всегда предусматривает адресата, человека или группу людей, способных адекватно, т.е. на том же уровне восприятия, откликнуться на плоды творческих усилий. Благодаря этому возникает специфически человеческое общение между индивидами, формируется сообщество людей, некоторая их совокупность, а не просто собрание разрозненных существ, волей случая находящихся в одном месте и в одно время. Регламентированность. Любое общество вырабатывает те конкретные формы, в которые облекается культурная деятельность, и вне которых она неприемлема. Такие формы варьируются в зависимости от времени и места. Они не остаются неизменными. В значительной степени история культуры как раз и является историей таких регламентированных и в то же время бесконечно меняющихся коммуникативных форм выражения. Созидательность. Направленность на утверждение нового — на создание иных культурных форм, привлечение внимания к неизвестным ранее возможностям человека и человеческого общества, открытие неведомых прежде горизонтов.

Культура представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, в которой творцами и исполнителями являются отдельные личности, которые практически, а ещё больше символически (интеллектуально, образно) упорядочивают окружающий мир, придают ему некую условную понятийно-содержательную структуру, благодаря чему человек ориентируются в мире, в смыслах человеческих отношений.

Общество в его самодостаточности как специфического фрагмента бытия, самобытной реальности представляется не простым множеством людей (арифметической счетностью), не «кучей индивидов», а некоторой целостной системой, в которой они объединены совокупностью связей и отношений. Взаимодействие людей образует общественную жизнь, оно создает общество как некоторый живой организм, органическое целое с развитой социальной структурой, в центре которой предстает социальное образование в виде группы (сообщества) – социального субъекта [Давидович В.Е.].

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
The cost of Full business - lunch - 490r | Примечания




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.