Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономика Беларуси в 50-80 года




В середине 50-х гг. в мире началась научно-техническая революция, которая открывала возможности комплексной автоматизации производства, использования ЭВМ, новых источников энергии, материалов и т.д. Эти процессы затронули и экономику Беларуси. На основе решений июльского (1955) Пленума ЦК КПСС в шестой пятилетке (1956-1960) в республике ускоренными темпами развивалось машиностроение, энергетика, происходило внедрение в народное хозяйство новейших достижений науки и техники. За 1955-1958 гг. на предприятиях республики было установлено около 200 поточных линий, освоен выпуск почти 300 новых типов станков. Минский автомобильный завод начал выпуск 25-тонных самосвалов. На Могилевском металлургическом заводе в 1957 г. был выпущен первый белорусский прокат. Новая продукция появилась на многих других предприятиях. Происходили изменения в управлении промышленностью. Вместо отраслевых министерств были созданы совнархозы, которые руководили промышленностью по территориям (1957). В Беларуси был создан один совнархоз. После решений сентябрьского (1953 г.) Пленума ЦК КПСС, который определил меры по экономическому укреплению сельского хозяйства, повышению самостоятельности колхозов и совхозов, материальной заинтересованности крестьян, несколько улучшилось состояние сельского хозяйства. Укрепилась экономика колхозов и совхозов, росло производство сельхозпродукции. В 1958 г. машино-тракторные станции (МТС) были преобразованы в ремонтно-технические станции (РТС). Техника МТС была продана колхозам. В силу ряда причин шестая пятилетка не была доведена до конца. Последние два года шестой пятилетки объединялись со следующей, и в результате был принят семилетний план развития народного хозяйства СССР (1959-1965). Аналогичным планом по БССР предусматривалось увеличение объема промышленной продукции на 80%. В годы семилетки в республике ускоренными темпами развивались приборостроение, электроника, радиоэлектроника, машиностроение. Была введена в строй Березовская электростанция, что дало возможность создать единую Белорусскую энергосистему. Вступили в строй Первый калийный комбинат в Солигорске, Гродненский азотнотуковый, Полоцкий нефтеперерабатывающий заводы и др. Несмотря на то, что промышленность в целом справилась с заданиями семилетки, негативных явлений избежать не удалось. Значительное количество предприятий выпускало продукцию устаревших образцов. Снизились темпы роста валовой продукции промышленности, снизилась производительность труда. Не оправдали себя попытки перестройки промышленности по территориальному принципу. В начале 60-х гг. началось снижение производства сельскохозяйственной продукции. Не дала положительных результатов и реорганизация МТС, в результате которой колхозы оказались в больших долгах у государства. Появился дефицит не только промышленных товаров, но и сельскохозяйственных продуктов. Страна стала закупать зерно за границей. Стало очевидным, что экстенсивный путь развития экономики исчерпал себя. В середине 60-х годов были проведены экономические реформы. В промышленности вернулись к отраслевому принципу руководства. В Беларуси вместо одного совнархоза было создано 6 министерств союзно-республиканских и 3 республиканских. Предусматривалось расширение хозяйственной самостоятельности предприятий. Сократилось количество утверждаемых " сверху" плановых показателей (вместо 109 только 9). Предприятиям разрешалось распоряжаться частью полученной ими прибыли. Создавались три фонда: развития производства и усовершенствования техники, социально-культурных мероприятий и жилищного строительства. Деятельность предприятий оценивалась не по валовой, а по реализованной продукции. В сельском хозяйстве предусматривались меры по росту капитальных вложений в сельскохозяйственное производство, увеличению поставок техники колхозам и совхозам, повышению закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию более чем на 50%. Доводились стабильные планы закупок сельскохозяйственной продукции, которые не должны были пересматриваться каждый год. Была списана задолженность за купленную технику, уменьшены налоговые обязательства колхозов перед государством. Реформы середины 60-х гг. дали определенный импульс экономическому развитию страны, в том числе и Беларуси. Это нашло отражение в выполнении восьмого пятилетнего плана (1966-1970). Объем промышленной продукции увеличился в 1, 8 раза, валовая продукция сельского хозяйства возросла по сравнению с семилеткой на 45%. В сельском хозяйстве создавались животноводческие комплексы и фермы, осуществлялась механизация сельскохозяйственных работ, мелиорация заболоченных земель. В целом реформы 60-х гг. не достигли цели и к началу 70-х гг. были фактически прекращены. Отрицательную роль здесь сыграли приверженность руководства командно-административному стилю, недоверие к экономическим методам управления. Но ситуация в эти годы в Беларуси не была еще критической. За 1970-1985 гг. было введено в действие более 186 промышленных предприятий. Продолжалась концентрация производства. В 1980 г. в Беларуси действовало около 200 производственных и научно-производственных объединений. Вместе с тем, в 70-80-е гг. экономика Беларуси, как и в целом СССР, стала снижать темпы роста. В 1982 г. среднегодовой прирост национального дохода составил 3, 4%. Научно-технический прогресс затронул в первую очередь оборонную промышленность. Огромные средства вкладывались в новое строительство, которое нередко оставалось незавершенным. Увеличилось отставание технического уровня Беларуси от уровня промышленно развитых стран. Противоречиво развивалось и сельское хозяйство Беларуси. С одной стороны, шло укрепление его материально-технической базы, а с другой - снижались темпы развития сельскохозяйственного производства. Росло количество нерентабельных хозяйств. Этому способствовал рост стоимости техники, отчуждение крестьянина от средств производства, низкая заработная плата, плохие социально-культурные условия и т. д. Все это привело к оттоку мужского населения в города, " старению" деревни. Не дали результатов и решения майского Пленума ЦК КПСС о Продовольственной программе. Несмотря на то, что изменилась система управления сельским хозяйством, что создавались агропромышленные комплексы, что в сельское хозяйство вкладывались огромные средства - аграрная проблема осталась нерешенной. Таким образом, командно-административные методы руководства экономикой к середине 80-х гг. себя изжили. Настала необходимость глубоких социально-экономических и политических реформ.

69.Провазглашение и закон-ое оформление гос-ой незав-сти РБ. На Пленуме (собр-е членов партии) ЦК КПСС (январь 1987 г.) был взят курс на усовершенствование социализма. В Беларуси возрос интерес к проблемам культуры. На XIX конференции КПСС (1988) подчеркивалось, что неудачи в проведении реформ связаны с консерватизмом партаппарата, командно-административной системой, бюрократизмом. Был сделан вывод о необходимости изменения политической системы с обязательным отказом партии от своей руководящей роли и передачей государственной власти Советам. В декабре 1988 г. Верховный Совет СССР принял закон о созыве съезда народных депутатов и создании постоянно действующего Верховного Совета СССР. Первый съезд народных депутатов, который открылся 25 мая 1988 г. стал ареной острой политической дискуссии. Председателем Президиума Верховного совета СССР был избран М.С. Горбачев. Радикально настроенные депутаты потребовали дать оценку афганской войне, опубликовать документы пакта Молотов-Риббентроп. III съезд народных депутатов СССР (март 1990) отменил 6-ю статью Конституции СССР о руководящей роли КПСС, избрал М.С. Горбачева Президентом СССР. По новой системе в марте 1990 года состоялись выборы народных депутатов в Беларуси. В условиях нарастания политической напряженности в обществе в СССР был принят закон об общественных объединениях. Но в республике неформальные организации стали возникать раньше. В июне 1998 г. в Вильнюсе состоялся учредительный съезд Белорусского народного фронта (БНФ). В ноябре 1990 г. была создана Объединенная демократическая партия Беларуси (ОДПБ), в феврале 1991 г. - Белорусская крестьянская партия и др. Политическое развитие советского общества привело к усилению в республиках движения за национальную независимость, суверенитет, выход из состава СССР. После того, как Верховный Совет СССР принял постановление о нелигитимности договора Молотова-Риббентропа, М.С. Горбачев подписал указ о выходе Литвы, Латвии и Эстонии из СССР. В июне - июле 1990г. государственный суверенитет провозгласили Российская федерация и Украина, а 27 июля Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете БССР. В ней провозглашалось верховенство на территории республики Конституции БССР. 17 марта 1991 г. в СССР состоялся референдум по вопросу сохранения Советского Союза. " За" высказались 76, 4% голосовавших, в том числе в Беларуси - 82, 7%. Попытки союзного руководства создать " обновленный Союз" и подписать в Ново-Огареве новый договор не увенчались успехом. Августовский путч в Москве 19 августа 1991 г. похоронил эти попытки окончательно. 25 августа сессия Верховного Совета БССР приняла Закон " О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Белорусской ССР о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики" и постановление " Об обеспечении политической и экономической самостоятельности белорусской ССР". Собственностью республики объявлялись предприятия, организации и учреждения союзного подчинения, размещенные на ее территории. 19 сентября 1991 г. было принято решение об изменении символики республики и переименовании Белорусской Cоветской Социалистической Республику в " Республику Беларусь" или " Беларусь". 8 декабря 1991 г. руководители России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Беларуси (С. Шушкевич), в Вискулях в Беловежской пуще подписали Соглашение об образовании Содружества независимых государств (СНГ). В Соглашении констатировалось, что Союз ССР как субъект международного права прекращает свое существование. В столице Беларуси расположились координирующие органы СНГ. 21 декабря 1991 г. а Алма-Ате состоялась встреча делегаций 11 республик, на которой была принята Декларация, провозгласившая, что с образованием СНГ Советский Союз прекращает свое существование. 25 декабря Президент СССР М. Горбачев ушел в отставку. После объявления независимости, республика вступила в новый этап своего развития. Началось формирование органов управления. Союзно-республиканские министерства и комитеты преобразовывались в государственные органы республики Беларусь. Комитет госбезопасности стал подчиняться Верховному Совету, а пограничные войска - Совету Министров РБ. Белорусский военный округ ликвидировался, все его части и подразделения перешли в подчинение Министерства обороны Республики Беларусь. Проводилась работа по уточнению границ Беларуси с Литвой и Латвией. В первой половине 90-х гг. в Беларуси шел процесс активного становления многопартийной системы. В конце 1985 г. в Министерстве юстиции Республики было зарегистрировано 34 политические партии. Обновлялось профсоюзное движение. В октябре 1990 г. состоялся первый съезд Федерации профсоюзов Беларуси (ФПБ). В Солигорске возник Независимый профсоюз горняков Беларуси. В ноябре 1991 г. возникли " Свободные профсоюзы Беларуси (СПБ)". 14 марта 1994 г. была принята Конституция Республики Беларусь. В ней юридически закреплялся суверенитет республики, достигнутые демократические преобразования, права и свободы граждан. Конституцией вводилась должность Президента как руководителя государства и исполнительной власти. Первым Президентом Республики Беларусь 10 июля 1994 г. был избран А.Г. Лукашенко. За него проголосовало 81% избирателей. Председателем Совета Министров стал М. Чигирь, а после его ухода в отставку в ноябре 1996 г. правительство возглавил С. Линг. 14 мая 1995 г. вместе с выборами в Верховный Совет состоялся республиканский референдум. Итоги голосования по каждому вопросу, вынесенному на референдум, свидетельствовали о полной поддержке народом нового правительства. За придание русскому языку равного статуса с белорусским, утверждение новых Государственного флага и Государственного герба Республики Беларусь, интеграцию с Российской федерацией, необходимость внесения изменений в Конституцию, предусматривающих возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета Президентом республики Беларусь в случае систематического и грубого нарушения Конституции проголосовало около 83% избирателей. В первом туре было избрано только 18 депутатов Верховного Совета. Для того, чтобы парламент приступил к работе, было необходимо избрать не менее 174 депутатов. Достичь кворума оказалось возможным только 10 декабря 1995 г., после трех дополнительных туров голосования. Парламент 13-го созыва приступил к работе, его спикером был избран С. Шарецкий. Летом - осенью 1996 г. обострился конфликт из-за разделения властных полномочий между Президентом и Верховным Советом республики. 24 ноября 1996 г. состоялся второй республиканский референдум. За принятие Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями проголосовано 70, 45% граждан. Избиратели высказались также против свободной, без ограничений купли-продажи земли, против отмены смертной казни.


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.