Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Вопрос 5. Ранний железный век.






Железный век на территории Беларуси начался прибли­зительно в 7в. до н. э. Люди научились добывать железную руду и выплавляли ее в домнах (печах из глины). Многие каменные и бронзовые орудия труда были заменены железными. Для железного века характерно подсечно-огневое земледелие: срубленный лес сжигали и его пеплом удобряли землю. Затем оно стало пашенным. Использовалось деревянное рало — соха с железным сошником (наконечником). Постоянными занятиями стали прядение и ткачество, пошив одежды. Охота постепенно теряла свою значимость (ее вытесняло животноводство). Сохранялись рыбная ловля и собирательство. Родовая община превращалась в соседско-родовую. Во главе общины был выборный совет старейшин. Улучшение орудий труда привело к появлению лишних продуктов и возникновению имущественной разницы. Появились богатые и бедные. Между ними были столкновения. В целях обороны люди начали строить укрепленные поселения-городищи. В раннем железном веке на территории Беларуси было несколько больших групп племен со своими культурами и ритуалом захоронения: милоградская и поморская, зарубинецкая культура(север Бел), культура штриховой керамики и днепро-двинская(центр и юг Б).

 

6. Начало расселения славян на территоррии Беларуси и славянизация балтов. В первых веках н.э., под натиском готов, которые пришли из Скандинавии и высадились у устья Вислы, славяне начали свою миграцию. В результате «великого переселения народов» славяне разделились на три большие группы: южную, западную, восточную.

Как и когда расселились славяне на территории Беларуси, письменных источников почти не сохранилось. Основные данные, если не считать кратких сведений о расселении славян в «Повести временных лет», ученые черпают из археологических источников. Археологи выделяют разные культуры и относят их к тем или иным этническим группам. Они отмечают, что на юге Беларуси сохранились памятники пражской культуры. Считается что эти памятники принадлежат славянам. На основную территорию Беларуси и соседних регионов в V - VIII вв. селились другие племена, которые оставляли после себя памятники так называемой банцеровской культуры(одни ученые считают ее балтской, другие - славянской). Главным занятием населения белорусских земель было земледелие. Восточные славяне принесли более прогрессивную форму земледелия - пахотную, но продолжали использовать и подсечное земледелие. Сеяли рожь, пшеницу, просо, ячмень, лен. Важную роль играло животноводство. Семьи, объединенные общностью хозяйственной жизни, образовали сельскую (соседскую). Обрабатываемая земля, леса и водоемы были собственностью всей общины. Семья пользовалась отдельным участком общинной земли - наделом. В IX - XII вв. у восточных славян складывается феодальный уклад. Вначале основная часть населения была свободными общинниками, которых называли «люди». Зависимых людей называли «челядью». Дружинники (или бояре) получали от князя право собирать дань с определенной территории. Сбор дани со свободного населения той территории, которой «владел» князь, называлось полюдьем. Постепенно дань становится феодальной рентой. В это время образуются города. Одни выросли из укрепленного сельского городища как Полоцк, другие как княжеские замки - Менск, Гродно, Заславль. Третьи возникали на торговых путях. Город состоял из частей: детинца, укрепленного валами, рвами, стенами; посада - место, где селились ремесленники и торговцы; и торга - места продажи и купли товаров. Славяне исповедовали языческую религию. Они верили в бога солнца, огня, Перуна и др. Умерших хоронили в ямах, насыпая над ними курганы. Верили в загробную жизнь. Украшения носили из кости, меди, керамики.

 

7.Становление государственности на вост-слав землях. Первые гос-ные образования на вост-слав землях стали возникать ещё в 6-9 вв. В это время на тер соврем Бел существовали 3 территориальные культурно-этнические объединения - дреговичи, кривичи и радимичи. Дреговичи занимали большую часть Южной и часть Средней Беларуси. Радимичи заселяли земли между Днепром и Десной. Кривичи жили на севере Бел и в соседних районах Подвинья и Поднепровья. Кривичи были самым многочисленным населением вост-слав земель. Летописцы свидетельствуют, что уже в нач.9 в. существовали 2вост-слав союза: северный - с центром в Новгороде и южный - с центром в Киеве. Поздней эти союзы объединились и создали единое государство - КР. Земли дреговичей, радимичей и кривичей вошли в состав этого государства. Радимичи перестали платить дань хазарам, а кривичи - варягам. Они оказались под защитой Руси. КР - это раннефеодальное монархическое государство. КР представляла собой специфическое раннефеодальное гос-во. Она не была единым, централизованным, монолитным гос-ным образованием. КР сформировалась как федерация феодальных княжеств, каждое из которых сохраняло относительную самостоятельность и самобытность. КР можно назвать феодальным федеративным монархическим государством с мощной военной организацией. Это позволяло ей защищаться от соседних государств и отражать набеги воинственных кочевников, самой совершать завоевательные походы и некоторое время держать в подчинении местных князей и бояр, склонных к сепаратизму. В период КР на территории Беларуси самыми значительными были Полоцкое и Туровское княжества.

8.Полоцкое, Туровское княжества в 9-13 вв Вначале здесь существовали Полоцкое и Туровское княжества. По мере развития феодальных отношений некоторые княжества делали попытки выйти из-под власти Киева. Одним из первых начал обособляться Полоцк. Полоцк впервые упоминается в источниках под 862г. В последней четверти 10 в. шла упорная борьба за великокняжеский престол между сыновьями Киевского князя Святослава и Киевским князем Ярополком, Новгородским князем Владимиром. Каждый из них стремился иметь Полоцкое княжество своим союзником. С этой целью Владимир решил жениться на дочери Полоцкого князя Рогволода Рогнеде, но встретил с ее стороны решительный отказ. Тогда Владимир захватил Полоцк, убил Рогволода, силой взял себе в жены Рогнеду и стал Великим Киевским князем. В крупнейшие города в качестве своих наместников Владимир направил своих сыновей. Его сын от Рогнеды Изяслав получил Полоцк. После смерти Изяслава в Полоцке княжили его сыновья и внуки. Наивысшего расцвета Полоцкое княжество достигло при князе Брячиславе (1001-1044гг.) и Всеславе (Чародее) (1044-1101 гг.). В это время расширились границы княжества. Между Полоцком и Киевом велась борьба, которая продолжалась с перерывами более 100 лет. Полоцкие князья дважды занимали Новгород, вели борьбу за Псков и Смоленск. В 1067г. произошла битва на реке Немига, шла война с Владимиром Мономахом. В 1127г. сын Мономаха Великий князь Киевский Изяслав организовал большой поход коалиции южно-русских князей против Полоцка. Затем полоцкая земля распалась на удельные княжества: Полоцкое, Минское, Друцкое, Изяславское, Логойское и др. Во второй половине XII в. в восточную Прибалтику стали проникать крестоносцы. Предки латышей и эстонцев к этому времени не имели своей государственности и были язычниками. Северная опасность со стороны немецких крестовых орденов была замаскирована миссионерской деятельностью. В 1186г. полоцкий князь Владимир разрешил немцу Мейнарду вести христианскую работу среди подчиненных Полоцку ливов. Крестоносцев интересовало не столько миссионерство, сколько завоевание новых земель в Прибалтике. В 1201 г. при епископе Альберте (с разрешения полоцкого князя) была построена крепость Рига. В 1202 г. здесь был создан при помощи римского папы орден меченосцев, который в 1237 г. стал называться Ливонским. Появление немецких крестоносцев в Прибалтике стало угрожать полоцким князьям потерей этих земель. Поэтому летом 1203 г. дружина Полоцкого князя Владимира Всеславича осадила немецкие крепости Икскюль и Гольм. Но этот поход был неудачным. В 1208 г. крестоносцы захватили Кукенойс, в 1209 г. разграбили и сожгли Герцике. Чтобы противостоять опасности, Полоцк и Витебск установили связь с Новгородской землей, что позволило им нанести поражение шведам на Неве в 1240 г., и 5 апреля 1242 г. разбить немецких крестоносцев на Чудском озере. В 1260 г. литовцы вместе с русскими и белорусскими войсками нанесли поражение крестоносцам на озере Дурбе. Таким образом, коалиции всех сил северной части Европы удалось отстоять свою независимость. Туровское княжество образовалось на территории южной Беларуси в бассейне Припяти и ее притоков. Столица княжества - город Туров упоминается в летописи под 980 г. До конца X в. Туровское княжество развивалось как самостоятельное. Здесь руководила династия князей. С конца X в. в Турове княжит сын Великого князя Киевского Святополк, который вел борьбу за самостоятельность княжества. С 1054 г. по 1119 г. Туровским княжеством владели князь Изяслав (сын Ярослава Мудрого) и его сыновья. С 1113 г. княжество перешло к наследникам В. Мономаха. В 50-е годы XII ст. Туровским княжеством овладел Юрий Ярославович, который вернул княжество династии князя Изяслава. Особенностью общественно-политического строя Туровского княжества было наличие в городе и князя, и посадника, что было еще характерно только для Новгорода Великого. В это время жители Беларуси оказали упорное сопротивление монголо-татарам, когда они, опустошая Русь, двинулись в 1240 - 1242 гг. на Запад. Фланговые отряды Батыя прошли через южную часть Беларуси, опустошили и разграбили Мозырь, Туров, Пинск, Брест. В середине и второй половине XIII в. монголо-татары еще не раз осуществляли набеги на белорусские и литовские земли, но завоевать и подчинить их им не удалось. В конце XII - начале XIV в. Туровская земля была целиком присоединена к Великому княжеству Литовскому.

 

9. Социально-экономическое развитие белорусских земель в 10 — первой половине 13 в. Расселение восточнославянских племен на территории Белоруссии совпало с формированием феодального способа про­изводства. уже с 9 в. у восточ­ных славян шел интенсивный процесс формирования феодаль­ных отношений. Поскольку при феодализме основным средством производства была земля, она и стала собственностью феодалов. Верховным собственником земли ее распорядителем в раннефеодальном государстве — Киевской Руси, куда вошли земли кривичей, радимичей и дреговичей, был великий князь. Он регулировал владения крупных, средних и мелких феодалов в зависимости от своих военно-политических и финансовых целей. Феодалы получали во владение землю от великого князя за службу, в основном военную или государственную. Получив землю, феодал независимо от формы собственности не мог обойтись без крестьян, т.к. землю нужно было обрабатывать. Феодал наделял землей крестьян, которые попадали при этом к нему в зависимость. Существовали две формы феодальной зависимости: экономическая (выполнение крестьянами феодальных повинностей: дани, оброкапродуктами, денежного оброка, барщины) и личная (лишение личной свободы). В Древнерусском государстве все крестьяне уже находились в экономической зависимости и выполняли в пользу феодалов повинности — давали дань, платили оброк и даже вы­полняли барщину. Но первоначально основной формой повинностей была дань. Она взималась продуктами неземледельческого характера. Это было связано с тем, что уровень производительности труда в крестьянском хозяйстве был еще низким. Крестьяне не производили в достаточном количестве излишков продуктов, которые феодал мог забирать. При феодализме помимо принципа «нет земли без господина» действовал другой принцип — пользоваться крестьянином так, чтобы его хватило на завтра, т.е. давать возможность воспроизводиться крестьянскому хозяйству. Когда же производительность труда в крестьянском хозяйстве возросла, феодалы начали переводить крестьян на оброк продуктами, денежный оброк и даже барщину. Но одной экономической зависимости для эксплуатации фе­одалами крестьян было недостаточно. Феодалы стремились уста­новить и личную власть над крестьянином. Уже в «Русской прав­де» Ярослава Мудрого встречаются и категории лично зависимых крестьян — закупы, рядовичи, изгои, холопы и др. Но все они, кроме холопов, были еще временно лично зависимыми и могли освободиться, если отдавали купу или выполняли условия дого­вора — ряда. Да и феодалы еще не стремились их закабалить окон­чательно, ибо сами еще не были неограниченными собственни­ками земли. Крестьяне в это время жили общинами и сообща отвечали за выполнение повинностей.

10.Культура Беларуси в 9 - 13 вв. В 9-13 вв. шло развитие культуры. В своей основе она соединяла языческую и греко-византийскую традицию. Язычество сближало славянские общности кривичей, дреговичей, радимичей с местным населением - балтами. С языческих богов больше всего поклонялись богу грома, молнии и дождя Перуну. Широко был представлен у наших предков культ солнечных богов: Хорос, Даждьбог, Купала и Ярило. В 988 г. Киевский князь Владимир принял христианство и в р. Днепр крестил жителей Киева. На Беларуси также стало распространяться христианство, его вначале принимали высшие слои общества, а затем и остальные люди. В 992 г. была создана Полоцкая, в 1005 г. - Туровская епархии. Благотворным было влияние христианства на распространение письменности и образования. Важными культурно-просветительскими центрами на территории Беларуси стали монастыри: Туровский (Варваринский), Мозырский(Петропавловский и Параскевы), Полоцкий (Борисоглебский). Осн. жанром раннесредневековой письменной культуры стало летописание. Имеются данные о том, что летописи составлялись в Полоцке, Турове, Новогрудке. Широкое распространение получила каноническая литература, жития и поучения: «Туровское евангелие», «Оршанское евангелие», «Полоцкие евангелие», «Житие Ефросиньи Полоцкой», «Житие Авраамия Смоленского», «Слова Кирилла Туровского: «Притча о душе и теле», «Про слепого и хромого» и др. О распространении письменности на Беларуси свидетельствуют надписи на свинцовой печати полоцкого князя Изяслава, знаменитом кресте Ефросиньи Полоцкой, каменных пряслицах 12 в., найденных в Витебске, Друцке, Пинске. В Бресте обнаружен самшитовый гребень с вырезанным алфавитом (буквы от «А» до «Л»), берестяные грамоты, найденные в Витебске и Мстиславле. Памятниками письменности Беларуси явл надписи на камнях-валунах («Борисовы» и «Роговолодов» камни). Мировым достижениям соответствовало строительство храмов, их архитектура, роспись, убранство. В 11 в. по инициативе князя Всеслава был построен в Полоцке Софийский собор. В нач 12 в. в Бельчицах (близ Полоцка) сооружена Борисоглебская церковь, а в 1161 г. в Сельце Спасо-Преображенский собор (Спасский или Спасо-Ефросиньевский). Для этого собора по заказу Ефросиньи Полоцкой мастер-ювелир Лазарь Богша создал в 1161 г. крест. До наших дней сохранилась Борисоглебская, или Коложская, церковь в Гродно. В Каменце в конце 13 в. была возведена вежа (Белая вежа), памятник военного зодчества в Беларуси. В духовно-культурной жизни Беларуси того времени яркой личностью выступает Кирилл Туровский (возможно, 1130 - не позднее 1182 гг.). Он был высокообразованным человеком, блестящим литератором, выдающимся религиозным деятелем. Сохранилось 30 молитв, 8 «слов», 3 поучения, 2 канона, написанных Туровским. Личностью, оставившей заметный след в культурной жизни Беларуси, была Ефросинья (Предслава) Полоцкая (возможно, 1104 - 1167 гг.), внучка Всеслава Чародея. Вначале переписывала книги, после постриглась в монашки, поселилась в келье Софийской церкви в Полоцке, где продолжала переписывать книги, позже создавала летописи и собственные писания. В дальнейшем стала игуменьей монастыря Св. Спаса в Полоцке, построила мужской монастырь. В конце жизни Ефросиния совершила паломничество в Иерусалим, где и скончалась. О высоком художественном мастерстве говорят каменные иконки, украшенные тончайшей резьбой, шахматные фигурки из кости и камня, найденные в Гродно, Волковыске, Лукомле. Ювелиры создали золотые украшения, покрытые цветной эмалью, изделия из серебра со сканью и зернью, с чернью и позолотой.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.