Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Детоцентризм в воспитании






 

Нередко из самых лучших побуждений папы и мамы «забывают свою первую любовь», то есть друг друга, и полностью или почти полностью переключаются на детей. Такая смена ценностей является первым шагом к разрушению семьи и прямым путем ко второй ошибке воспитания — детоцентризму, то есть убежденности в том, что ребенок в семье есть царь и бог, и жизнь всех остальных членов семьи должна строиться вокруг его капризов.

Именно такой точки зрения придерживаются родители Марины. Они решительно поставили на карту будущее своего союза. Свои действия они основывают на вере в то, что воспитание ребенка требует жертв, и успех родителей зависит исключительно от количества внимания, уделяемого отпрыскам. Марине не приходится ждать осуществления своих желаний. Она плачет — родители немедленно берут ее на руки. Она чего-то просит — родители безоговорочно исполняют эту просьбу. Если ей не нравится кашка, не беда — мама сразу же предлагает дочке длинный перечень блюд в надежде, что Мариночка согласится скушать хоть что-нибудь. Не идет и речи о детском садике или няне. Если родителям предоставляется возможность куда-то сходить, но Марину с собой взять нельзя, они без колебаний отказываются от приглашения.

Маринины родители не догадываются, что их благие намерения ведут к формированию у дочери эгоцентризма — нервного расстройства, при котором ребенок зацыкливается на своей персоне. Марина, как любой другой человек, понимает свое место в жизни так, как ей внушают окружающие. Если с детства все вокруг нее ведут себя как слуги перед королевой, она начинает ощущать себя центром вселенной и, естественно, в дальнейшем будет строить отношения с людьми на основе этого ощущения. Главным местоимением для нее будет «Я».

Печальные результаты подобного подхода к воспитанию не заставят себя долго ждать. Вероятность того, что Марина не сможет устанавливать дружеские отношения и сохранять их, будет расти, поскольку для этой девочки мнение других людей не имеет значении. Ей будет трудно ужиться с братьями и сестрами, и найти общий язык со сверстниками, сработаться с коллегами. Она попадет в реальный мир неподготовленной, ведь основой взаимоотношений между людьми является способность делиться тем, что имеешь. Окружающие не станут угождать Марине так, как это делали мама и папа, и у не привыкшей к отказам Марины будут накапливаться раздражение и стресс.

Напротив, Лизины родители с самого начала постарались помочь дочери приспособиться к уже существующей структуре семьи. Они воспитывают в ребенке способность устанавливать близкие и любящие отношения. Лиза ощущает себя не королевой, а долгожданным членом семьи и постепенно учится жить среди других людей с учетом их интересов, но и не отказываясь от собственных желаний. Она с раннего возраста начинает понимать, что такое «МЫ» и как строить отношения в коллективе, почему важно не только принимать заботу окружающих, но и уделять ее им.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.