Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Иметь – это значит гореть






* * *

Мы жить хотим легко... Но что это “легко”?
Искать значение не будем далеко:

Коль от имущества, что даже велико,
легко откажемся, – вот это есть “легко”!

* * *

Зачем вы, люди, жаждете наживы,
гнушаясь правды, что блестит светло?

Зачем вы жемчуг топчете красивый,
но цените дешёвое стекло?

* * *

Как только ложь и наглый лжец сойдутся,
они тотчас переплетутся,

А если с правдой этот лжец сойдётся,
их связь мгновенно распадётся.

* * *

Кабир, нет у тебя товарища в беде,
одна корысть царит везде.

Холодные сердца твой плач не потревожит,
и сердце верить им не может.

* * *

Кабир говорит, что богатство – блудница, –
весь мир уловить в свои сети стремится,

В силках оказались и старцы и дети,
один лишь Кабир разорвал эти сети.

* * *

Потаскухой себялюбья каждый хочет насладиться,
но не одному, а сразу всем принадлежит блудница,

Проведёт с одним мгновенье, чтоб с другим уйти тотчас,
и страдает мир-стяжатель, с этой тварью разлучась.

* * *

Кабир говорит, что корысть – маслодел:
весь мир выжимает, как масло из семени.

Спасётся лишь тот, кто расстаться посмел
с богатством и ложью – с пороками времени.

* * *

Грязный дождь корысти не замочит
тех, кто под дождём стоять не хочет,

Но промокнет тот, кто под дождём.
В дом вбежит он? Влага хлынет в дом!

* * *

Корысть сказала: “Встань передо мной,
Кабир, не повернись ко мне спиной! ”

Но я решил, что подлую покину,
и, рассердясь, я показал ей спину,

* * *

Корысть – большая цапля – возжаждала питья.
Пьёт воду, оскверняя источник бытия.

И люди пьют, к дурному источнику прильнув,
и только лебединый остался чистым клюв.

* * *

“От мира я уйду, я святость изберу”, –
сказал, а сам лежишь в объятиях подруги.

Ни разу ты ещё не послужил добру,
но служат у тебя ученики, как слуги.

* * *

Легко святошей стать, красив удел аскета,
Но трудно стать рабом любви, добра и света.

* * *

С кружкой нищего святоша по земле блуждает втуне:
О добре забыл он ради этой кружки из латуни!

* * *

В сей страшный век позор и срам – скитальцев набожных деянья:
они проходят по дворам, выпрашивая подаянья.

Они походят на коров, что тычутся в чужой приют,
но лишь тогда они уйдут, когда по морде их побьют!

* * *

В сей страшный век удел аскетов прост:
они добро отвергли, мысль живую.

Корыстные, ссужают деньги в рост,
записывая в книгу долговую.

* * *

Спросил Кабир, взглянув на мир корыстный, старый:
“Где истинный святой, что стал добру оплотом? ”

Кругом одни шуты, кругом одни фигляры,
и все они, увы, окружены почётом...

* * *

Вот жизни океан. И говорит Кабир:
“О, сколько, сколько раз я вразумлял сей мир:

“Корысть – баран! ” Но мир держась за хвост барана,
желает переплыть просторы океана.

* * *

Глупца святошу обуяла спесь:
“Как много добрых дел свершил я здесь! ”

Согнулся он под грузом разных дел, –
корысти среди них не разглядел.

* * *

Связан мир, как жертвенный козёл,
путами корысти... Нас гнетут

О семье заботы: сколько зол
мы познали из-за этих пут!

* * *

Муха в патоку попала, крылышками бьёт неловко,
лапками перебирает, вертит, бедная, головкой.

Так и ты погибнешь, если, путь избрав корыстный, лживый,
задохнёшься в этой тёрпкой, в сладкой патоке наживы.

* * *

Корысть и жадность – воры и враги:
Свой дом от лиходеев береги.

Но если в доме нет земных даров,
то нечего бояться и воров!

* * *

Что их твоих мы слышим уст?
“Я голоден. Горшок мой пуст”.

Но твой горшок наполнит тот,
кто сотворил горшок-живот.

* * *

Иметь – это значит гореть.
Скорей откажись от имущества, –

Не будешь ты мучиться впредь,
как Индра, достигнешь могущества.

* * *

Хозяин мой – торговец; он ведёт
свой честный торг из года в год.

Смотри: весь мир он взвешивает наш
без коромысла и без чаш.

* * *

Вот я свой дом поджёг...
Чтоб я тебе помог, –

Со мной, со мной пойдём,
я подожгу твой дом!

* * *

Лишь тот герой, кто сам с собой
ведёт суровый, долгий бой.

Ты станешь сильным, одолев
страсть, жадность, пьянство, злобу, гнев.

* * *

Душа, к богатству ты стремиться не должна,
к безделью, себялюбью, суесловью:

Когда распутницей становится жена,
супруг не смотрит на неё с любовью.

* * *

Находится мускус в пупке у оленя,
а тот его ищет в далёких лесах.

Пред Богом напрасны корыстных моленья:
находится Бог в человечьих сердцах.

* * *

Корысть растёт средь нас, но, лишь уйдя отсюда,
придёшь к её плодам, – и это ли не чудо?

Как чудо – молоко коровы без быка
или мать бесплодная мальца-озорника.

* * *

Что вижу я кругом? Дурным страстям в угоду
Мошенник пахтает не молоко, а воду,

Осёл питается лозою винограда,
И умирает он, как бы вкусивши яда,

Потомство буйволиц рождается безглавым
И пожирает всех, кто чист и кроток нравом,

Из книг священных пьёт баран всё то, что сладко...
Ясна ль тебе, Кабир, всех этих дел разгадка?

Отрёкся я от зла, корысти и гордыни,
И мира скрытый смысл открылся мне отныне.

* * *

Ты посмотри, как дерево порока
уже изъела трещина глубоко,

И дух зловонный от него пошёл...
Но берегись: окрепнуть может ствол!

* * *

Крадёт людей корысть, к наживе страсть
и продаёт их на базаре,

И лишь меня не удалось украсть
презренной этой твари.

* * *

Господь одел господ в шелка, одел в дерюгу нищих слуг,
Одним – кокосовый орех, другим он дал горчайший лук.

Зачем ты хочешь пить и есть, о неразумная душа?
Ты делай благо, – только так жить можно в мире, не греша.

Разнообразные тела из глины вылепил гончар,
Украсил жемчугом одних, другим болезни дал он в дар.

Скупого он обогатил. “Моё, моё! ” – кричит скупец,
Ударит смерть его, тогда рассудок обретёт глупец.

Тот стал счастливым, кто постиг, что счастье – в правде и любви,
Он душу телу не отдаст, его ты мудрым назови.

“Послушайте! – сказал Кабир, – обман и зло – “моё”, “моё”,
На вас лохмотья лжи и зла, но время разорвёт тряпьё,

И душу вырвет из тряпья, и унесёт в урочный час,
И мы увидим в первый раз души сверкающий алмаз”.

* * *

К тому, у кого сто раз семьдесят ратных вождей,
Сто тысяч пророков, которые учат людей,

Сто тысяч мильонов священников шумных и праздных,
Почти что шестьсот миллионов правителей разных,

К тому, кто с престола взирает на мир свысока,
Дойдёт ли молитва такого, как я, бедняка?

Не то, что к престолу, который сияет вельможам, –
Приблизиться даже к воротам дворца мы не можем!

Помимо правителей – мощного царства столпов –
Имеет он триста и тридцать мильонов рабов.

Но есть милосердный, который ведёт нас ко благу,
Он чист, и Адаму свою доказал он отвагу,

А тот, кто избрал сладострастье, корысть и обман,
Творит сатанинское дело, имея Коран.

Сей мир, что посеял, порочный, деяние злое,
Теперь пожинает плоды, – это видишь ты, Лои?

Мы – нищие, а милосердный дарует нам свет.
Где силы возьму, чтобы дать ему верный ответ?

Кабир прибегает к нему, просит верной защиты, –
Да вниду я в рай, для безгрешного сердца открытый.

* * *

Твердыней тела овладеть ты можешь ли, мой брат?
Двойные стены у неё, тройные рвы у врат.

В ней пять укрытий, и тебе я назову их разом:
Дыханье, пища, и покой, и зрение, и разум.

Одной стеной стоит корысть, а злость – другой стеной.
Где силы взять, чтоб овладеть твердыней крепостной?

Бойницы – страсти, а тоска и радость – часовые.
Одни врата – добро и свет, а зло и тьма – другие.

Над крепостью начальник – гнев, а блуд – бойцов глава.
Начальник так вооружён: гордыня – булава,

Щит – наслажденье, а обман и жадность – лук и стрелы,
Шлем – себялюбье... Биться с ним решится ль воин смелый?

Как можно стражей крепостных свирепость победить?
Но способ изобрёл Кабир, чтоб крепость захватить!

Любовь я сделал фитилём, я пушкой сделал душу,
Я знанье превратил в ядро, – теперь я зло разрушу!

Внезапный залп – и крепость вся охвачена огнём.
Я правды обнажаю меч. Теперь мы бой начнём!

Достигнув крепостных ворот, сорвал я двери с петель,
Тогда склонились предо мной порок и добродетель!

Обрёл я свет и стал сильней укрытий, рвов и стен,
Начальник крепости тогда тотчас мне сдался в плен.

Я путы разорвал свои – страх перед смертью ложный,
И в крепость я вступил, и путь обрёл я непреложный.

* * *

С барабаном на плече Кабир
обошёл весь этот жалкий мир.

Приглядевшись, понял: ничего
нет ни у кого, ни у кого!






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.