Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольная работа. По дисциплине «Русский язык и культура речи»






По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 25.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Стили русского языка. Цели языкового общения и факторы, определяющие успешность коммуникации.

1. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: вновь, объясниться, бульон, расчет.

Расставьте ударения: жалюзи, добыча, алкоголь, кулинария, кладовая.

Объясните значения слов с разными ударениями: хлопок-хлопок, атлас-атлас, прикус-прикус, ирис-ирис.

Отметьте слова, в которых согласный перед е произносится твердо: антитеза, анапест, гротеск, эффект, генетика, теннис, бассейн, фонема, бенефис.

2. ЛЕКСИКА.

Объясните значения слов: интерпретация, коррупция, некрополь, саботаж, схоластика.

Укажите случаи неоправданного употребления.

а) В случае непредставления вами необходимых сведений будут приняты установленные санкции.

б) Деревенские ребятишки сызмальства привыкли к тяжелому крестьянскому труду.

в) Если продавец отчитывается каждую смену, то принимать и завешивать товар он должен лично сам.

г) Означенные в акте недоделки будут устранены в месячный срок.

3. МОРФОЛОГИЯ.

Просклоняйте словосочетания: оба берега, обе подруги, оба озера.

Образуйте форму 3 лица единственного числа от данных глаголов. При наличии не одной, а двух форм объясните, чем они отличаются: капать, двигать, брызгать, мурлыкать, полоскать.

4. СИНТАКСИС.

Исправьте ошибки:

а) Управлению требуются работники следующих специальностей: бухгалтеров, кассиров, учетчиков, а также разнорабочие.

б) Молодые хоккеисты были разочарованы в результате первой встречи.

в) Поэт воспевает о преданности Родины.

г) Нужно проявлять большую заботу к детям.

5.ОРФОГРАФИЯ.

Раскройте скобки:

(На)бело, (до) полусмерти, (с) голоду, (по)полудни, (на)показ, (в)брод, (за)мужем, (на)взничь, (на)удачу, (в)полоборота, (в)начале, (на)бекрень, (на)конец, (в)расплох, (в)общем, (в)далеке.

 

Вставьте пропущенные буквы: ж..ванный, реш..тка, ж..лоб, ж..лудь, щ..голь, ш..пот, тяж..лый, ж..лтый, деш..вый, ж..стский, ч..рствый, щ..лка, прич..ска, ч..рточка, ч..рный, ш..лк, ч..лн, ч..ртик, уч..ба, зач..т, щ..тка, пч..лка, печ..нка, сч..т, ч..боты, пощ..чина, ч..лка, кош..лка, крыж..вник, обж..ра, трущ..ба.

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 26.

Теоретический вопрос. Официально-деловой стиль. Язык закона и дипломатии.

1. ФОНЕТИКА.ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: открывается, широкого, испечься, вплавь, скворчонок.

Расставьте ударения: занятой, кедровый, баловать, запасной, ивовый.

Объясните значения слов с разными ударениями: гербовый-гербовый, морщить-морщить, колос-колос, квартал-квартал.

Отметьте те слова, в которых при произношении сохраняется двойной согласный: мусс, терраса, бесприданница, грамматика, диссертация, ирреальный, колли, коллекция, террор, манна.

2. ЛЕКСИКА.

Объясните значения слов: трактат, феерический, химера, цейтнот, цензура.

Укажите случаи неоправданного употребления:

а) Отделение милиции, куда поступило заявление от потерпевших, предложило учинить иск адрес гардеробщиков.

б) Убедившись в правильности исполнения документа, следует завизировать его, то есть поставить свою визу и дату.

в) Дефекты технологии дают в результате увеличении срока отвердение клея.

г) К празднику будут по-новому оформлены наприлавочные витрины.

3.МОРФОЛОГИЯ.

Просклоняйте местоимения: я, она, себе, кто-нибудь, ваш, самый.

Исправьте ошибки, обоснуйте свой выбор:

а) Обыграв «Локомотива», торпедовцы вышли в полуфинал.

б) Международная федерация бокса пригласила для судейства соревнований самые авторитетные рефери.

в) Отдел доставки уведомил адресат о задержке посылок в связи с нехваткой автомашин.

г) Ученым удалось вывести спутника на заданную орбиту.

4. СИНТАКСИС.

Исправьте ошибки:

а) Нужно проявлять большую заботу к детям.

б) Писатель ярко показал о тех качествах, которые не украшают человека.

в) Сергей бросился в постель, уткнувшись в подушку.

г) Народ меняется, в их сознании уже есть мысли о счастье.

5. ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы: беч..вка, артиш..к, бесш..вный, борж..ми, дж..уль, ж..кей, ж..лчь, ж..рдочка, ж..нглер, ж..сткий, зач..с, капюш..н, защ..лка, молодож..н, ш..в, ш..колад, уч..ба, ш..винизм, ш..ковый, ш..рох, ш..рты, ш...рстка.

Раскройте скобки:

(Авиа)моделизм, (авто)база, (агро)техника, (био)станция, (вело)спорт, (гидро)механика, (зоо)магазин, (кино)театр, (метео)сводка, (микро)автобус, (радио)передача, (теле)постановка, (фото)лаборатория, (электро)станция, (авто)(мото)(вело)гонки,

(водо) лечебница.
Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 27

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Язык средств массовой информации. Функции СМИ. Жанры текстов СМИ и их языковые особенности. Речевые ошибки в СМИ.

1.ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: пыль, солнце, яблоня, дождевые, воет.

Расставьте ударения: сверлить, баловать, включим, долбит, беременеть.

Объясните значения слов с разными ударениями: добыча-добыча, броня-броня, острота-острота, дожил-дожил.

Найдите слова, в которых все согласные звуки звонкие: сбросил, ежевика, чемодан, южный, мороз, резвый, деревня, царица, небесный, ножны, сделали, вьюжная.

2. ЛЕКСИКА.

Объясните значения слов: экспромт, этикет, этика, этимология, юрисдикция.

Укажите случаи неоправданного употребления:

а) Из этих личных качеств и проистекает неумение подойти к людям.

б) Бригада начала работу с первыми кочетами.

в) Зимний период- время массового расплода скота.

г) В совхозе уже выполнен план по откосу ячменя.

3. МОРФОЛОГИЯ.

Раскройте скобки и напишите числа словами:

а) К 15 мая вспахано более 1750 (гектары).

б) В газете сообщается о 2937 станках, выпущенных заводом сверх плана.

в) Урожай картофеля составляет более 155 (центнеры) с гектара.

г) В ходе боев было захвачено в плен до 550 (солдаты) противника.

Образуйте существительные мужского рода, называющие жителей данных городов (используйте словарь названий жителей РСФСР, М., 1964): Азов, Архангельск, Астрахань,

Балашиха, Белгород, Бийск, Благовещенск, Брянск, Вологда.

4. СИНТАКСИС.

Исправьте ошибки:

а) Правду говорят, что у русского крестьянина широкая душа -они работают, не покладая рук, пьют до полусмерти.

б) Детвора, которым много задают, обычно очень нервозны.

в) Целые два дня я готовился к экзаменам.

г) «Известия» опубликовала интересную статью.

5. ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы (н, нн): кипяче..ое молоко, жже.ая пробка, реше..ые проблемы, рискова..ый шаг, прочита..ый роман, пута..ый ответ, Кваше..ая капуста, нескоше..ое поле, масле..ый блин, жаре..ый картофель, масля..ые краски,

негада..ая встреча, беше..ая скорость, избалова..ый ребенок.

 

Раскройте скобки: (Алма)атинец, (пресс)центр, (уныло)серый, (черно)бурка, (историко)архивный, (Южно)сахалинск, (матч)реванш, (сравнительно)исторический, (проектно)конструкторский, (унтер)офицер, (каменно)бетонный, (морально)устойчивый, (правда)истина, (джек)лондоновские рассказы.

 

 

Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 28

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Язык рекламы. Реклама и СМИ. Жанры рекламы, языковые особенности рекламных текстов.

1.ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: расщедриться, дачный, ничто, вечный, дубы, Япония, вьюга.

Расставьте ударения: памятовать, кашлянуть, гофрировать, обезуметь, щиплю.

Объясните значения слов с разными ударениями: видение-видение, квартал-квартал, ирис-ирис, хаос-хаос.

Найдите слова, в которых все согласные звуки глухие: станица, предки, письмецо, посадка, тапки, вместе, все, птица, текст, пехота, вкусно, кашевар.

2. ЛЕКСИКА.

Объясните значения слов: рецидив, профанация, мансарда, марионетка, манифест, маразм.

Определите значения фразеологических единиц: авгиевы конюшни, вавилонское столпотворение, ахиллесова пята, филькина грамота, ящик Пандоры, прокрустово ложе, тришкин кафтан, метать бисер перед свиньями, выеденного яйца не стоит.

3. МОРФОЛОГИЯ.

Исправьте ошибки:

а) Докладчик остановилась на основных задачах строителей района.

б) Главная бухгалтер отказалась подписать акт.

в) Директор дал указания перевести на другую работу лаборанток кафедры Иванову и Сидорову.

г) Среди конькобежек особой популярностью пользовалась наша Титова.

Образуйте от данных слов форму множественного числа именительного падежа: доктор, фронт, консул, торт, юнкер, приговор, шофер, корпус (здание), корм, округ, мастер, конструктор.

4. СИНТАКСИС.

Исправьте ошибки:

а) Молодые хоккеисты были разочарованы в результате первой встречи.

б) А потом оказалось, что эти претензии ни на чем не обоснованы.

в) Встречи, сбор материалов вызывают интерес учащихся о прошлом города.

г) Целые два дня я готовился к экзамену.

5. ОРФОГРАФИЯ.

Вставьте пропущенные буквы(ь, ъ): угол.., бол..ной, под..ем, в..езд, пред..юбилейный, ин..екция, об..ект, двух..ярусный, четырех..язычный, от..экзаменовать, кур..езный, вороб..иный, бул..он, канн..он, камен..щик, реч..ной, медал..он, бел..этаж, береч.., сплош.., невмоч.., возит..ся, приготов.., тиш.., не плач.., невтерпеж.., навзнич.., еш..те, развлеч..ся.

Раскройте скобки: (М, М)уркины котята, (В, в)анина тетрадь,

(Г, г)осударственный (Э, э)рмитаж, (Г, г)осударственный (И, и)сторический (М, м)узей, (Ц, ц)ентральный (Д, д)ом (Ж, ж)урналиста, (Л, л)ермонтовские чтения,

(К, к)рестовые походы, (В, в)торая (М, м)ировая (В, в)ойна, (М, м)лечный (П, п)уть,

(Д, д)ревняя (Г, г)реция, (А, а)кадемия (Н, н)аук (Р, р)оссийской (Ф, ф)едерации,

(Д, д)ом (О, о)фицеров.

Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 29

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Научный стиль. Основные признаки. Лексические особенности. Жанры научного стиля.

1.ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: молочный, белым, разумеется, Япония, желтые.

Расставьте ударения: застланный, выкошенный, осмеянный, начисто, подчас.

Объясните значения слов с разными ударениями: мокрота-мокрота, лавровый-лавровый, башка-башка, старина-старина.

Образуйте форму родительного падежа единственного числа, расставьте ударения: дверь, пол, кафе, земля, щавель, кровь, сковорода.

2. ЛЕКСИКА.

Объясните значения слов: ирреальный, интоксикация, дотация, дифирамб, гуманизм.

Укажите случаи неоправданного употребления:

а) Вам нужно срочно представить отчет о командировке.

б) На стенах холла висела живопись.

в) И он уже не в силах унять бурной ярости и гнева.

г) Долина реки прямая, в нижней части открытая и каменная.

3. МОРФОЛОГИЯ.

Образуйте от данных слов форму множественного числа именительного падежа: корм, округ, мастер, конструктор, тенор, купол, ректор, пропуск (документ), жернов, адрес, тон (звуковой), сорт, лагерь (военный), жемчуг, кузов.

Исправьте ошибки:

а) Нас познакомили со студентом Сашей Кох.

б) Зрителям нравился лирический стиль сестры и брата Кауфманов.

в) Оперетта И. Штраус «Цыганский барон» будет показана в октябре.

г) Роман Шарля де Костер переведен на многие языки.

4. СИНТАКСИС.

Исправьте ошибки:

а)Нужно проявлять большую заботу к детям.

б) Эти факты говорят за то, что школьники совсем перестали читать.

в) Юноша думал о том, как с ним отнесутся в новой школе.

г) О трудностях я остановлюсь в дальнейшем.

5. ОРФОГРАФИЯ.

Раскройте скобки: 18(летний) юноша, ½ (финальные) игры, 3 ½ (миллионное) население города, 60 ½ (километровое) расстояние, пол(луны), пол(арбуза), (пол)города, пол(Москвы), пол(кухни), пол(Астрахани), пол(дачи), пол(огорода), пол(столовой) ложки,

Пол(апельсина), пол(конфеты), пол(11-го).
Контрольная работа

По дисциплине «Русский язык и культура речи»

(2 курс)

Вариант 30

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ВОПРОС.

Разговорная речь. Основные признаки. Фонетические, лексические, морфологические и синтаксические особенности. Письменная разговорная речь.

1.ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ.

Затранскрибируйте слова: молотьба, воюющий, яблоня, фляжка, разъяриться..

Расставьте ударения: полшага, поверху, натрое, наново, неумно.

Объясните значения слов с разными ударениями: мокрота-мокрота, казаки-казаки, вязанка-вязанка, кирка-кирка, петля-петля..

Образуйте форму родительного падежа единственного числа, расставьте ударения: дверь, пол, кафе, земля, щавель, кровь, сковорода.

2. ЛЕКСИКА.

Объясните значения слов: богема, беллетристика, бедлам, аффект, атрибут.

Укажите случаи неоправданного употребления:

а) Обилие аксессуаров отягощает сюжет романа.

б) Зимой Ольгу согревали мемуары о летнем отдыхе.

в) Прочитав «Преступление и наказание», я получил восхищение.

г) Женщина ушла в кредит на время воспитания ребенка.

3. МОРФОЛОГИЯ.

Исправьте ошибки:

а) Трюма судов переполнены рыбой.

б) Из-за шторма танкера не могли перекачивать нефть.

в) Из стеклянных шариков вытягивается нить диаметром несколько микрон.

г) Подготовлено помещение для хранения инвентаря: лопат, совков, грабель.

Определите род существительных: брюзга, плакса, судья, недотрога, агроном, ровня, какао, бра, авеню, депо, кашне, рантье, меню, салями, метро, пианино, кольраби, завод, вуаль, кофе, пари, невежа, бюро, жюри, разиня, кассир, запевала, тихоня.

4. СИНТАКСИС.

Исправьте ошибки:

а)Полученные продукты разделили на две равных части.

б) Два из собравшихся учеников отказались играть в шахматы.

в) Брат и сестра, удачно выступавшая по лыжам, были награждены.

г) Зачем вы растите сына такой недотрогой?

5. ОРФОГРАФИЯ.

Раскройте скобки: (Северо)уральский, (не)(под)силу, (кое)где, что(нибудь), когда(то), (не)далеко, от(сюда), (в)месте, (со)мною, (не)(до)едали, (не)(до)сыпали, (не)(что)иное, как; (ни)кого, (ни)чего, (тот)час(наречие).

 

Вставьте пропущенные буквы: аб..р..ген, абс..лютный, ав..нгард, ав..нтюра, ави..ционный, агр..гат, агр..ссивный, ад..птация, адв..кат, акад..мический, акв..рель, об..яние, пол..садник, Эл..ксир, в..стибюль, иде..логия.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.