Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изменения в культуре






В «информационном» обществе складывается и принципиально иной тип производства, распространения и хранения культуры.

Культура, полагает Д. Белл, стала наиболее динамичным, даже по сравнению с техникой, компонентом цивилизации. И дело не только в том, что она поставляет идеи, образы и стили для мас-сового производства, но и в том, что перемены в ней самой в меньшей степени сдерживаются ограниченностью ресурсов (как в экономике) или инертностью сложившихся институциональных структур (как в политике). Конечно, эти перемены могут сдерживаться инерцией подключения различных слоев населения к инновациям. Однако основное препятствие к распространению такой культуры — трудность для массового усвоения. Но, завоевав ведущее место как законодательницы новых принципов, добившись признания того, что новое и оригинальное обладает бесспорной ценностью, новая культура преобразила жизнь общества. Общество уже не просто пассивно воспринимает новое, но создает всеобъемлющий рынок, жадно поглощающий новаторские произведения, поскольку они ценятся выше, чем устаревшие. Искусство утверждает свою роль не оторванного авангарда, а

«штурмового отряда» общественного развития. Авангард побеждает и становится общепризнанным. В результате вся культура моделируется по образу авангардистской и в ней происходит постоянная диффузия из «трудного» искусства «высоколобой» культуры в массовую. Сама идея авангарда, будучи узаконенной, служит институциализации примата культуры в области нравов, обычаев и социальных отношений.

В доиндустриальной среде основную нагрузку нес личный контакт — с другим человеком, учителем, мудрецом и т.д. Этот контакт, конечно, и поныне незаменим на ранних этапах фор-мирования человека, да и в различных сферах личного общения. Но преобладающей до недавнего времени была книжная культура, следуя которой каждый человек в процессе своего формирования и для «поддержания уровня» прочитывал сотни и тысячи книг и другой печатной продукции. Эта культура заполнила наши квартиры множеством книг и журналов, создала разветвленную сеть библиотечных хранилищ, книгопечатающую индустрию. На протяжении нескольких веков именно текстовая литература была ведущей формой художественного творчества.

В постиндустриальном, информационном обществе все большее значение приобретает «экранная» культура, создаваемая на основе аудиовизуальной техники, соединения компьютера с видеотехникой и новейшими средствами связи. Производство, хранение, передача и потребление информации производится на принципиально иной технологической основе, что приводит к коренным изменениям в культуре. Каковы же эти изменения?

1. «Экранная культура», основанная на компьютерно-космической технологии обработки и передачи информации, интернациональна по своей природе и легко пересекает национально-государ-ственные границы. Не подвержена она и языковым ограничениям, проникая в сознание разноязычной аудитории «без переводчика».

2. Компактность новых систем хранения информации и способность ее надежного и быстрого переноса на любые расстояния делает возможной радикальную децентрализацию любых процессов, включая производство, управление, образование и т.д. Вместо централизованных иерархических систем возникают сети коммуникаций и отношений, поддающиеся относительно легкой транс-формации в зависимости от динамики задач и функций. Вместе с тем такая система коммуникаций сохраняет возможность государственных органов и финансовой олигархии манипулировать потоками информации.

Таким образом, новые информационные технологии, наряду с другими достижениями НТР, во многом меняют принципы

функционирования культуры, протекание и содержание духовных процессов, формы знания и типы мышления.

3. Доступность и разнообразие информации, получаемой по современным каналам массовой

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 274 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 275 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

коммуникации, приводят, с одной стороны, к значительной однородности всемирного культурно-информационного пространства, к ослаблению и снятию всех барьеров и «занавесов», а с другой — к огромному разнообразию этой информации, из которой человек может выбирать то, что отвечает его ориентации. Видеокомпьютерная и космическая связь доносит до человека наглядно и чувственно достоверные впечатления о самых различных обстоятельствах, явлениях, происходящих во всех странах и среди всех народов.

Однородность информационного пространства, однако, не навязывает принципиального сходства всех культур. Напротив, особую ценность приобретают черты несходства, несущие с собой дополнительную информацию, способную вызывать интерес в других местах информационной сети.

Экран, конечно, не исключает письменного текста, но дополняет его устной речью, видовыми изображениями, поведением изображаемых персонажей, анимационными методами, музыкальным звучанием и т.д. Кроме того, сам текст и любая программа становятся подвижными, многозначными и управляемыми. Вместо однозначного и однонаправленного потока информации от текста к культурному субъекту здесь возникают элементы диалога с экраном, что находит выражение, в частности, в компьютерных экзаменах, играх и т.п.

Ориентация на будущее. В постиндустриальном обществе преобладает ориентация на будущее. Отдавая должное прошлому и своей истории как пути, приведшем к процветанию и снятию ненужных препон для развития, оптимистическая тенденция подчеркивает необходимость преодоления прошлого, его «сдачи в архив», с тем чтобы всецело посвятить себя будущему. Впрочем, прошлое может быть встроено в новый уклад жизни в стиле «ретро». Общество в целом должно строить сценарий будущего, правительство обязано планировать, корпорация должна иметь планы реконструкции в предвидении будущих изменений рынка, а каждый индивид обязан строить свою жизнь, исходя из соображений о карьере. Общество ставит перед собой все новые и новые цели, рационально рассчитывает пути и этапы продвижения к ним.

Отказ от такой установки со стороны правительства ведет его к поражению на выборах. Корпорация терпит убытки и разоряется. Человеку приходится сокрушенно выяснять, где и когда он не сумел сделать должный выбор. Эта установка воздействует как на

чувственную восприимчивость, так и на менталитет человека. Она структурирует сами его реакции, развивает склонность ловить новизну, избегать рутинных профессий, «чувствовать время», подчинять настоящее соображениям будущего.

Французский социолог А. Моль полагает, что с появлением масс-медиа прежнее культурное достояние общества или индивида утрачивает свое значение. Даже базовая система образования, принятая в обществе, также перестает играть прежнюю роль. Для рядового человека гораздо большее значение имеет сегодня не сумма знаний, полученных в семье, школе или колледже, а то, что он услышит по радио, увидит по телевизору или в кино, прочтет в афише или в газете, узнает из разговора с сослуживцами и соседями. В результате прежняя более или менее целостная система знаний и ценностей, составлявшая мировоззрение и структуру личности, заменяется набором переменчивых установок, на которые постоянно воздействуют масс-медиа*.

Но это следует понять как отражение «технической» установки. Всеобщая компьютеризация отнюдь не будет означать устранения прежних форм передачи знаний и информации. Свою роль по-прежнему будут выполнять личностные формы трансляции культуры — от родителей к детям, от учителя к ученику. Сохранится и книжная культура или созерцание классического искусства, выражающего высокие образцы человеческого духа и высшие ценности. Но новая эра приведет к формированию иной структуры духовной жизни, в которой преобладающее место займут новейшие средства информатики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.