Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Борьба за культурную независимость.






Внедрение западных культурных моделей, стандартов жизни и норм потребления имело как прямой, так и косвенный характер. Прежде всего носителями этих моделей выступали выходцы с Запада, прибывавшие в свои колонии, зависимые или же формально независимые страны, но в любом случае отличавшиеся современной образованностью, иным менталитетом, свободой в суждениях и поступках и поэтому пользовавшиеся особыми привилегиями по сравнению с остальным населением. В подражание им создавался особый слой местной вестернизованной элиты, тоже претендовавшей на привилегированное положение. Прямой перенос инородных форм

культуры, сопровождаемый нарушением эндогенных культурных традиций, натолкнулся на живучесть традиционных структур и религиозных институтов, пассивность не поддающихся ускоренной аккультурации по западному образцу масс, претензии сопротивляющихся прямой вестернизации политических движений, что приводило зачастую к «конфликту культур» и росту фундаменталистских тенденций. Идеалы «общества потребления», которые на начальном этапе самостоятельного развития казались весьма привлекательными для известных слоев населения осво-бодившихся стран, были в значительной мере дискредитированы. Причем не только очевидной невозможностью их достижения в близкие исторические сроки, но и осознанием стоящих за ними духовных, социокультурных и экологических проблем. Реакцией на расширение западного влияния в сфере культуры развивающихся стран явилось стремление к сохранению и развитию культурной самобытности, исторического наследия и независимости, «опоре на собственные силы», а также все более резкая критика культурных оснований самой западной цивилизации, западной науки о Востоке — ориентализма. Крайними проявлениями этих тенденций стали различные формы национализма и черного расизма.

Развивающиеся страны ведут настойчивую борьбу за решительную перестройку международных отношений в области культуры. Культурная политика, разрабатываемая большинством раз-вивающихся стран, все более включает в себя решительные требования устранения пагубных последствий засилья Запада в сфере культуры и средств массовой информации, поддержания сувере-нитета и обеспечения самостоятельного развития. Это неприятие сопровождается утверждением соответствующих позитивных ценностей (солидарность, всеобщность, гармония, преемственность), облекаемых в специфическую символику и семантические конструкции, сложившиеся в рамках каждой из цивилизаций и трансформируемые в соответствии с требованиями современности.

Опыт развивающихся стран за последние десятилетия свидетельствует, что социокультурная система буржуазного Запада встречает сопротивление других культур, лишающее ее в этих странах органичности и устойчивости. Это, конечно, не исключает тенденций проникновения западной культуры и довольно широкого ее распространения. Но существуют несомненные объективные пределы такого распространения, а нередко динамика взаимодействия культур приводит к тому, что инородная культура сталкивается с нарастающим неприятием, ограничением и вытеснением.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.