Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История экономических учений 22 вопроса

ПРЕДМЕТ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПЕРИОДЫ Предметом истории экономических учений является исторический процессвозникновения, развития, смены экономических идей и концепций, представлений в теориях отдельных экономистов, течениях и направленияхразвития экономической мысли. Еще до нашей эры Ксенофонт ввел понятие«экономика» – правила ведения домашнего хозяйства. Аристотель ввел понятие«хрематистика» -- правила хозяйственной жизни, направленные наудовлетворение потребностей людей, в отличие от «экономики». Изменилась иисследовательская парадигма. От физиократов и А. Смита до монетаристовгосподствовала равновесная парадигма экономической теории, согласно которойтипичное состояние экономики – равновесное, отклонение от которой случайныи постепенно исчезают. Но позднее возникла неравновесная парадигма: - в одной из них (Кейнс) основное значение имеет не равновесие, а приспособление к равновесию, - вторая утверждает, что типичным является не равновесие и даже не приспособление к равновесию, а бесконечная эволюция экономики (в простейшем виде – переход от одного равновесия к другому, а в сложном – многовариантность развития)В истории экономических учений приходится иметь дело в разные времена сразной экономической реальностью и поэтому, оценить верность различныхэкономических учений трудно. Законы экономического поведения изменяются вовремени, поэтому более поздние теории не могут быть просто улучшениемстарых, но возможно использование отдельных усовершенствованных фрагментов.Кроме классической парадигмы экономической науки, доминировавшей во второмпериоде, существовала и развивалась социалистическая социально-экономическая доктрина. /Один из первых рационально обосновалсоциалистические идеи Платон. Рассуждения Платона часто называютсоциалистическими, т.к. он считал, что правители и воины не должны иметьчастной собственности, чтобы ничего не отвлекало их от обязанностей и забото благе общества, крестьяне и ремесленники могут быть собственниками, всеимущество которых учтено, и, излишек отбирается государством. Дальнейшееразвитие социалистических идей пошло по пути отмены частной собственностидля всех, полной заменой ее общественной собственностью./ К. Маркспопытался синтезировать оба направления в единое целое.Методология экономических исследований в основном заключена в статистическо-временном анализе и историко-модельном подходе. Эксперименты, как правило, в экономической науке не применимы. Всю историю развития экономической науки можно разделить на 3 этапа: 1. Экономическое учение дорыночной эпохи. Этот период включает экономические учения Древнего мира и средневековья. В это время экономическое мысли выражали философы и религиозные деятели. Уровень систематизации знаний не обеспечивал достаточных предпосылок для выделения экономической теории в отдельную науку. Первая школа экономической науки – меркантилизм. Источником богатства меркантилисты считали торговлю. Богатство отождествлялось с деньгами, золотом. 2. Период с конца 17 века до 30-х гг. 20 века. Появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источником общественного богатства признавали производство, причем только в сельском хозяйстве. В этот период сформировалась классическая экономическая наука, начало которой было положено трудами Смита, а завершено трудами Милля. В экономической теории доминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства в экономику). Основные постулаты классической экономической науки: человек рассматривается только как «экономический человек», у которого есть лишь стремление к собственной выгоде; все равны как перед законом; каждый экономический субъект полностью осведомлен о ценах, ренте, прибыли, зарплате на любом рынке; рынок обеспечивает полную мобильность ресурсов (труд и капитал могут свободно перемещаться); эластичность численности рабочих по заработной плате меньше единицы, т.е. увеличение зарплаты, ведет к увеличению численности рабочей силы и наоборот; единственная цель капитала – получение максимальной прибыли; заработная плата определяется только спросом и предложением на рынке труда; увеличение богатства происходит через накопление капитала. 3. Период развития учения о регулировании рыночной экономикис 30-х гг. 20 века. Принцип экономического либерализма обнаружил свою несостоятельность. Появилась антимонопольная концепция и идеи социального контроля общества над экономикой (кейнсианство, неокейнсианство). Кейнс доказал необходимость гос. регулирования эк-ки. Опирался на то, что рыночная эк-ка не может саморегулироваться, без вмешательства гос-ва не может быть равновесной при полной занятости, т.к. рын. эк-ка не обеспечивает эффективный спрос. Альтернативное направление —Неолиберализм - направление в экономической науке и практике управления хозяйственной деятельностью, сторонники которого отстаивают принцип саморегулирования, свободного от излишней регламентации. Неолибералы следуют двум традиционным положениям. Во-первых, они исходят из того, что рынок как наиболее эффективная система хозяйства создает наилучшие условия для экономического роста; Во-вторых, отстаивают приоритетное значение свободы субъектов экономической деятельности. Государство должно обеспечить условия для конкуренции и осуществлять контроль там, где эти условия не соблюдаются. В середине 50-х гг. возникла неолиберальная школа — монетаризм — экономическая теория, приписывающая денежной массе, находящейся в обращении, роль определяющего фактора в процессе формирований хозяйственной конъюнктуры и устанавливающая причинную связь между изменениями количества денег и величиной валового конечного продукта. Лидер монетаризм профессор Чикагского университета М. Фридман выступил с опровержением идей Дж. М. Кейнса и попытался доказать, что рыночному хозяйству присуща особая устойчивость, делающая ненужным вмешательство государства в хозяйственный процесс. Монетаристские теории интенсивно развиваются. В центре их внимания - антикризисные мероприятия: стимулирование экономической активности с использованием финансово- кредитной системы, денежного обращения, инфляций для повышения спроса и подстегивания производстваВ современной экономической теории кроме неолиберального выделяютнеоклассическое, неокейнсианское, институционально-социологическое и другиенаправления.В основу неоклассического направления положен принцип невмешательствагосударства в экономику. Сторонники этого направления считают, что рыночныймеханизм способен сам регулировать экономику, устанавливать равновесиемежду предложением и спросом, между производством и потреблением.Вмешательство государства может вызывать нарушение равновесия, снижениеэкономической эффективности. Поэтому неоклассики выступают за свободучастного предпринимательства, рыночных сил. Теории (предельного — продукта, производительности, издержек и т.д.) заложили основы неоклассическойконцепции, отличающейся от классической использование предельных понятий.Неокейнсианство базируется на идеях известного английского экономиста Дж.М. Кейнса о необходимости воздействия государства на экономические процессыв целях приспособления экономических отношений к новым условиям.Неокейнсианцы выступают за постоянное, систематическое вмешательствогосударства в экономику (представители Н. Калдор, Э. Эйхнер, Дж. Дэвис идр.).Представители институционально-социологического направления (Дж. Голбрейт, Я. Тинберген) рассматривают экономику в качестве системы, в которойотношения между хозяйствующими агентами складываются под влиянием какэкономических, так и социологических, политических и социально-психологических факторов. Объектом их исследования являются " институты", под которыми подразумеваются корпорации, профсоюзы, государство, а такжеразличного рода правовые, морально-этические и психологические явления(например, обычаи, нормы поведения различных социальных групп, привычки, инстинкты и т.д.).В последние годы экономисты все больше приходят к выводу о необходимостисочетания государственного регулирования и свободного стимулированияпроизводства. Была выдвинута концепция неоклассического синтеза (Д.Р. Хакс, П. Самуэльсон и др.). Суть этой концепции состоит в сочетаниигосударственного и рыночного регулирования экономики. Сочетаниегосударственного производства и частного предпринимательства дает смешаннуюэкономику. 1. Экономическая мысль Древнего мира и средневековья. Экономическое учениемеркантилистовЭкономическая теория — одна из самых древних наук. Отдельные элементыэкономических знаний появились в древнем мире, когда человек сталзадумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы.Однако древние мыслители не создали законченных систем экономическихвзглядов.Сам термин «экономика» происходит от греческого «ведения домашнегохозяйства». Отрывочные экономические воззрения встречаются с древних времену: Ксенофонт (430-355гг), который отдавал предпочтение натуральному хозяйствуна земле, ибо оно делает человека здоровым, сытым и справедливым (землябольше одаривает трудолюбивого). Одобрял штрафы на накопление в личномпользовании золота и поддерживал введение железных денег, которые делаютбогатство неудобным. К ремесленному труду относился снисходительно, нопризнавал, что ремесленник может достичь большого умения за счет разделениятрудаПлатон (427-340 был величайшим философом, экономические проблемы егоинтересовали незначительно. Возникновение государства он связывал судовлетворением повседневных интересов людей и обменом. Государство можетсуществовать длительное время, если только оно основано на натуральномхозяйстве и деньги имеют ограниченное хождение. Имущество граждан не должнобыть чрезмерным, излишек должен передаваться государству, запрещаются ссудыпод проценты, закон должен устанавливать пределы цен. Рассуждения Платоначасто называют социалистическими, т.к. он считал, что правители и воины недолжны иметь частной собственности, чтобы ничего не отвлекало их отобязанностей и забот о благе общества, крестьяне и ремесленники могут бытьсобственниками, все имущество которых учтено, и, излишек отбираетсягосударством. Вывод: исчезнет соперничество и раздоры, суды, золото исеребро станут ненужными.Аристотель (384-322) Считал, что государство способствует обмену междулюдьми. Аристотель в отличие от предыдущих был сторонник частнойсобственности, она есть основа богатства, первый предмет владения). Но былпротив большого богатства – «средний достаток из всех благ лучше всего». Онодобрял экономику или производство для своих естественных потребностейпорицал производство для обогащения. Аристотель различал потребительнуюстоимость (пользу) и меновую стоимость. Он считал, что деньги это средствообмена и их нельзя ссужать под проценты. Аристотель считал, что человекобщественное животное, которое может жить только в обществе и государстве, созданию государства способствует обмен между людьми, ни производство, нижизнь не могут обойтись без рабов, так как орудия труда не могут самиработать, рабы - источник богатства.В средние века экономические воззрения встречаются у: Фома Аквинский (1225-1274). Он считал, что все вещи принадлежат Богу, ачеловек ими только пользуется, но для удовлетворения личных нужд частнаясобственность необходима. Богатство делиться на естественное (плоды земли)и искусственное (золото). Жизнь без обмена не возможна, нужны деньги, новзимание процентов за ссуженные деньги запрещалось каноническим правом.Затем, было придумано оправдание этому проценту, – если человек ссужаетденьги, то он лишается того дохода, который мог бы получить с их помощью, поэтому должен получить компенсацию в виде процента с них. С тех пор сталосуждаться только высокий (ростовщический) процент.Кальвин (1509-1546) его доктрина, как и вообще протестантские воззренияпомогли становлению духа предприимчивости и бережливости. Миром правитбожественное предопределение, но каждый человек, не зная этого, должендумать что он божий избранник, и доказать это своей деятельностью, свидетельством этому служит денежный успех. Человек должен быть деятельным, расчетливым, бережливым и честным. Ссудный процент стал считаться нормой, астремление к богатству – естественным. Частная собственность и частнаяжизнь человека священны и неприкосновенны. Меркантилизм. Первая школа экономической науки – меркантилизм. Протестантская верастала гарантией точного выполнения контрактов и способствовала моральномуоправданию проценту. Широкое распространение получает «венецианский счет», т.е. бухгалтерия, регулярно сопоставляющая доходы и расходы. Все этоспособствовало развитию кредита и банковского дела. Появилось многотрактатов о деньгах. Постепенно возникла школа меркантилистов (от словакупец), что явилось началом появления первых систематизированныхэкономических воззрений. Согласно меркантилистам, богатство – это деньги, аденьги – это золото и серебро. Товар имеет стоимость, потому, что онпокупается за деньги. Источник богатства – внешняя торговля. 16 век – времяраннего меркантилизма. Экономическая цель государства – увеличениеколичества золота в стране, вывоз денег за границу запрещен. Поздниймеркантилизм - 17 век, время географических открытий. Государство тембогаче, чем больше разница между стоимостью вывезенного и ввезенного товараАктивный торговый баланс и захват внешних рынков становятся приоритетомгосударственной политики. Вывоз поощряется, а ввоз товаров облагаетсяпошлиной (за исключением дешевого сырья). Такие экономические меры позднееназвали протекционизмом. Источником богатства меркантилисты считали торговлю. В той или инойстепени уже меркантилистам было известно основное уравнение простойколичественной теории денег: М x V = P x Т, где М – денежная масса, V –скорость обращения денежной массы, P – уровень цен, Т– реальный объемпроизведенных товаров. Но меркантилисты полагали, что Р и V сравнительнонеизменны и потому рост М увеличивает Т, т.е. деньги увеличивают торговлю.Выдающиеся меркантилисты: Петти, Локк, Лоу. 2. Экономическое учение У. Петти У. Петти (1623-1687) представить первой школы экономической науки –меркантилизма. Источником богатства меркантилисты считали торговлю. Былпервым профессиональным экономистом. Богатство властителя, по его мнению, состоит из 3 частей: 1 – богатство всех подданных; 2 – части этогобогатства, которая идет на общее благ; 3 – части этой части, которойвластитель распоряжается сам. Поэтому богатство подданных – самое важноебогатство. Чем оно больше, тем больше средств можно брать в виде налога, тем сильнее государство. Деньги не должны лежать праздно, а способствоватьразвитию производства. Богатство – это не только деньги, но и земля, лесжелезо, зерно и т.д. Центральным экономическим понятием у него является«естественная цена» – стоимость, определяемая временем, затраченным напроизводство товара. Труд есть отец богатства, а земля – мать. Он считал, что оценку всех предметов надо привести к двум естественным знаменателям –земле и труду. Одним из основных вопросов был вопрос цены земли. Петтипредложил, что земля не является продуктом труда, то она особый товар, который зависит от дохода с земли. Естественная цена земли = годичной рентех 21 год. Земельная рента понималась им как излишек, получаемый послевычета затрат на семена и на содержание работников. Его взгляды на денежнуюполитику заключались в том, что величина процента на деньги зависит отспроса и предложения и не должна регулироваться законами; денег не должнобыть слишком много (они подобны жиру – лишний жир вреден для здоровья). Сименем Петти связано создание экономической статистики, методов вычислениянационального дохода. 3. Экономическое учение. П. Буагильбера Буагильбера (1646-1714)был первым представителем классической политэкономииво Франции. Как теоретик он выступал с антимеркантилистических позиций заотмену запрещения вывоза хлеба из Франции, за введения свободного рынказерна и нездерживания цен на него. Он проанализировал благосостояниеФранции и, сделав выводы, выпустил анонимно свой труд, он осталсянезамеченным, позднее переиздал его в двух томах под названием «ОбвинениеФранции», которое было запрещено правительством. «Чтобы удовлетворить всепотребности государства и вернуть всему народу древнее, изобилие, не, нужно, никаких, чудес, достаточно, перестать, совершать, насилие, над, природой» — писал он. Независимо от У. Петти он пришел к выводу о том, чтобогатство страны заключено не в физической массе денег, а во всеммногообразие полезных благ и вещей. Богатство страны, по его мнению, состоит из богатств всех жителей; всех общих богатств страны, полезныхвещей и всех благ. Чем их больше, тем больше средств можно брать в виденалога, тем богаче государство. Деньги не должны лежать праздно, аспособствовать развитию производства. Богатство – это не только деньги, нои земля, лес железо, зерно и т.д. Внес свою лепту в обоснование теориитрудовой стоимости. Он считал, что оценку всех предметов надо вести сучетом затрат труда. 4. Экономическое учение физиократов Первая школа экономической науки - меркантилизм Источником богатствамеркантилисты считали торговлю. Богатство отождествлялось с деньгами, золотом.3атем появляются физиократы во главе с Ф. Кенэ, которые источникомобщественного богатства признавали производство, причем только в сельскомхозяйстве. Физиократы – это французские экономисты второй половины 18 века.Они полагали, что законы экономики носят естественный характер и не могутбыть нарушены без вреда для производства и для самих людей. Естественныезаконы понятны каждому и никого не надо учить, как и что делать. Источникбогатства – земля и труд, а не внешняя торговля. Деньги лишь служатсредством обмена, а не являются богатством. Они считали, что толькоземледельческий труд производителен, т.к. урожай создает Бог. Физиократыввели фундаментальное понятие «чистого продукта» – это то, что остается отсуммы всех благ, если вычесть затраты на их производство. Они считали, чточистый продукт создает земля, т.к. благодаря своей природной плодородностиона не только возмещает все затраты труда, семян, скота и т.д., но исоздает определенный избыток. Промышленный труд лишь изменяет форму зерналеса камня, руды и прочего, но результаты этого труда лишь возмещаютзатраты на обработку, но не создают никакого излишка. Как и торговля. Труд, который создает чистый продукт, они называли производительным, а всякийдругой – непроизводительным, хотя и полезным. И поскольку производителенлишь труд, прилагаемый к земле, то только земледельцы являютсяпроизводительным классом. Все остальные классы бесплодны, хотя и полезны. Ит.к. весь чистый продукт земли достается не арендаторам земледельцам, авладельцам земли, получающим ренту, то все налоги надо заменить одним наземлю.Экономисты того времени использовали простую количественную теорию денег, основное уравнение которой: М x V = P x Т, где М – денежная масса, V –скорость обращения денежной массы, P – уровень цен, Т – реальный объемпроизведенной продукции. Но в отличие от меркантилистов физиократы считалиотносительно неизменными V и Т, поэтому считали, что рост количества денегв обращении приводит к росту цен. Наиболее выдающиеся физиократы: Кантильон (1680-17340) Купец и финансист. Он показал опасность для страны втезисе «купить дешевле, продать дороже». Для отдельных экономическихсубъектов ситуация может быть различной, он показал, что расхождение междурыночным спросом и предложением создают возможность «купить дешевле, продать дороже», что приводит конкурентные рынки в состояние равновесия. Онназвал людей таких – «предпринимателями». Эта деятельность не обязательнотребует производительной деятельности и больших средств. Он показал, чторост количества денег ведет к повышению цен.Венсиан де Гурне, ему приписывают выражение «пусть все идет так, как идет»– это первая историческая формулировка принципа экономического либерализма.Франсуа Кенэ (1694-1774) врач при дворе короля, экономикой занялся только в60 лет. Он сравнивал общество с организмом, здоровое общество, по егомнению, должно находиться в равновесии, для достижения которого надо неденьги копить, а развивать с/х, поскольку только земля может увеличиватьреальное богатство. Главным его достижением служит создание «экономическойтаблицы. В которой он показал, как совокупный с/х продукт циркулирует междутремя классами: крестьянами, землевладельцами и ремесленниками. Онисследовал экономические связи между этими классами. По его мнению, крестьяне и ремесленники должны освобождаться от налога, это будетспособствовать увеличению чистого продукта. Налоги должны платитьземлевладельцы, он должен быть равен 1/3 чистого продукта. Поскольку законыэкономики естественны, то государство не должно вмешиваться в экономическуюжизнь. Оно должно только охранять порядки, заботиться о просвещении и одорогах. В остальном каждый должен иметь право действовать, как ему угодно.При хорошем урожае, однако, надо способствовать вывозу зерна, чтобысохранить хорошую цену на хлеб, а при плохом урожае следует разрешить ввоз, чтобы избежать дороговизны.Жак Тюрго (1727-1781) как и все физиократы считал, что чистый продукт даеттолько земля. В центре его внимания находились процессы обмена товара. Воснове обмена лежит обоюдная потребность в товарах, поэтому обменвзаимовыгоден и приводит к уравниванию ценностей обмениваемых благ.Основные положения экономического учения физиократов: 1. Поведение экономики естественно и закономерно. Поэтому функции государства должны, ограничены, а личности должна быть предоставлена экономическая свобода. 2. Воспроизводство можно представить как статическое равновесие. 3. Необходима свободная торговля. 4. Прямые налоги лучше косвенных. 5. Экономическое учение А. Смита Адам Смит (1723-1790) – родоначальник классической экономическойнауки. Он отстаивал принцип естественной свободы. Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегуляции, в ее основе — личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главный побудительныймотив экономического развития. Лучший вариант для государства — этопридерживаться принципа невмешательства государства. Эта идея была развитапоследователями Смита и получила название «экономического либерализма».Суть идеологии: «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступениварварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налогии терпимость в управлении, все остальное сделает естественный ход вещей».А.Смит. В отличие от физиократов Смит считал промышленный и торговыйкапитал производительным. Рост богатства достигается развитием обмена, разделением труда и накоплением капиталов в условиях экономической свободы.Прежде всего, свободным должен быть труд. Благодаря разделению труда испециализации в экономике происходит: Совершенствование ловкости рабочих, Сбережение времени, Изобретение машин, облегчающих труд.Резко повышается производительность. В теории стоимости Смит различалпотребительную стоимость (полезность) и меновую стоимость. Эти видыстоимости не совпадают), алмаз имеет высокую меновую стоимость и малуюполезность, а вода наоборот). Для экономистов важна только меноваястоимость. Смит высказал о ее природе две версии: первая – меноваястоимость определяется трудом, затраченным на изготовление, но стоимостьполностью определяется трудом только в примитивных обществах; вторая –меновая стоимость определяется не только трудом, но и капиталом и землей.Т.е. меновая стоимость товара определяется издержками его производства.Меновую стоимость он сопоставляет с естественной ценой, котораянезначительно перекрывает издержки, необходимые для поставки на рынок.Естественной цене противопоставляется текущая рыночная цена, определяемаяспросом и предложением товара на рынке. В условиях конкуренции естественнаяцена совпадает со средней рыночной ценой. Анализ естественной цены привелСмита к выделению трех составляющих: заработная плата, прибыль и рента.Заработная плата – это доход рабочих, прибыль – доход капиталистов, рента –доход землевладельца. Чистый годовой продукт страны равен сумме всейзаработной платы, всей прибыли и всей ренты. Естественные ценыустанавливаются лишь при экономической свободе, если она нарушаетсягосударством, то возникают монополии. Цена, устанавливаемая монополияминаиболее высокая, а цена устанавливаемая при свободной конкуренции наиболеенизкая. Смит пришел к выводу, что равновесная (естественна) ценасоответствует максимальному выпуску продукции. К монополии Смит относил ипрепятствия на пути перемещения рабочей силы. Капитал – это ресурснеобходимый для развития производства. Капитал делится на основной (машины, здания) и оборотный (деньги, запасы сырья и непроданных товаров). Прибыль –это дополнительная стоимость, которая возникает потому, что работник своимтрудом прибавляет к предмету труда новую стоимость. Прибыль создаетсяприбавочным трудом.Рыночная экономика, не подчиненная единому плану и общему центру, работает, тем не менее, по определенным правилам. Влияние каждого отдельного индивидапри этом не ощутимо. Он платит те цены, которые с него запрашивают, выбираяинтересующие его товары с учетом своих доходов. Но совокупность всех этихотдельных действий устанавливает цены. Тем самым действие рынкаобеспечивает результат, не зависящий от воли отдельных индивидов. Это иесть принцип «невидимой руки» рынка (рыночная саморегуляция экономики).Исходя из этого Смит считал, что вмешательство государства в экономическиепроцессы должно быть минимальным, оно должно в основном защищать правакаждого. Индивидуальные интересы должны быть заключены в правовые рамки, устанавливаемые государством. Кроме того, у государства должны быть испецифические функции, государство должно временно проводитьпротекционистскую политику как способ защиты новых и слабых отраслей. Чтобыиметь возможности выполнять свои минимальные обязанности, государстводолжно иметь средства, которые складываются из собираемых налогов. Налогидолжны платить все пропорционально их имуществу. Смит сформулировал правилавзимания налогов: 1-- пропорциональность, 2 - определенность (надо знать, когда и сколько платить), 3--удобство для плательщика, 4 -- минимальность.Деньги Смит считал лишь средством обращения. Если количество денег вобращении больше чем нужно, то цены растут. Кредитная функция банков важна, Смит одобрял действовавшие в его время законы об ограничении процентныхставок. Смит заложил основы теории платежного баланса страны. Идеи егопостепенно нашли применение на его родине в Англии, а затем и в мире. 6. Экономическое учение Д. Рикардо Давид Рикардо (1772-1823) – второй отец классической экономическойнауки, гениальный ученик Смита. Последовательный приверженец идеи, что«рыночная система способна к саморегуляции, и лучший вариант длягосударства — это придерживаться принципа невмешательства государства. Этаидея была развита им. Основная его работа «Начало политической экономики иналогового обложения». Основной задачей для себя он считал найти законраспределения богатства между классами (землевладельцами, капиталистами ирабочими) и как влияет разделение богатства на составные части (ренту, прибыль и зар. Плату) на рост производства. Конечный вывод книги –экономический рост, увеличивающий богатство народов, должен, в конечномсчете, прекратиться. Он считал, что всякое улучшение в машинах иинструментах уменьшает количество необходимого труда для производстватовара, что вызывает падение его цены и стоимости.Рикардо установил, что относительные цены определяются затратами труда. Но, развивая мысль Смита о том, что стоимость определяется одним трудом тольков примитивных обществах, он пошел дальше. Использование капитала (дажеоборотного) в производстве полностью изменяет картину. На стоимость влияети величина вложенного капитала и продолжительность его вложения. ПоэтомуРикардо включал в стоимость товара не только вложенный в него труд, но истоимость капитала, занятого в его производстве. От этого зависит и ценатовара. Т.к. производство требует времени, в течение которого рабочим нужноплатить зарплату, поэтому предприниматель авансирует их в форме заработнойплаты, используя свой оборотный капитал. Поэтому в стоимость товара войдети эта часть капитала и процент на капитал, равный прибыли от капитала.Существование этого процента обусловлено разрывом во времени междувложением капитала и получением прибыли от него в момент продажипроизведенной продукции. Теперь видно, что на цену товара влияет не тольковложенный труд, но и длительность производства, поскольку этот периодявляется периодом заимствования капитала, порождающем процент. Но вкороткие промежутки времени трудовые затраты все же составляют основнуючасть всех затрат, поэтому Р. придерживался в основном трудовой теориистоимости.Основными частями теории Р. служат теория ренты, теория капитала и теориязаработной платы.Теория ренты. Рента – это часть продукта, выплачиваемая землевладельцу.Если имеется изобилие плодородной земли, а населения мало, то ренты несуществует, т.к. каждый может ее обрабатывать и никто не захочет платитьренту. Рента возникает, когда плодородной земли мало. С развитием обществаколичество и плодородие земли убывает. На величину ренты влияет процессубывания плодородности земли и изменение величины совокупного капитала.Т.к. если величина совокупного капитала уменьшается, уменьшаетсяплатежеспособный спрос на хлеб, цены на хлеб падают, сокращаются посевы иих площади – падает рента. Таким образом при неизменных условияхземледелия: при росте капитала – рента увеличивается; при уменьшениикапитала – рента понижается.Теория капитала и прибыли. Капитал есть та часть богатства страны, котораяупотребляется в производстве. Капитал делится на основной (машины, здания)и оборотный (деньги, запасы сырья и непроданных товаров). Прибыль – этодополнительная стоимость, которая возникает потому, что работник своимтрудом прибавляет к предмету труда новую стоимость. Прибыль создаетсяприбавочным трудом. Колебание цен вызывает колебание прибыли, их устранениедостигается механизмом усреднения прибыли. Каждый стремиться сменить менееприбыльное дело и вложить капитал в дело, приносящее больший доход. Но дляэтого не обязательно полностью менять свое дело, достаточноперераспределить капитал. Перераспределение капитала достигается денежнымрынком. В итоге конкуренция устанавливает такую меновую стоимость товара, что после выдачи зарплаты и покрытия прочих расходов, остаток стоимостибудет в каждой отрасли пропорционален стоимости затраченного капитала.Рикардо утверждал в отличие от Смита, что норма прибыли постепенно падаетвследствие повышения зарплаты и увеличивающейся трудности снабжениявозрастающего населения всем необходимым. Задача государства поощрятьстремление к накоплению, оно не должно вводить такие налоги, которые падутна капитал, т.к. это уменьшит будущее производство страны. Государстводолжно контролировать количество денег в обращении, т.к. ценность денегзависит от их количества.Теория заработной платы. Естественной ценой труда является та, котораянеобходима для существования рабочего и продолжения своего рода безувеличения или уменьшения их числа. Она зависит не от количества получаемыхденег, а от количества предметов жизни, которые за них можно купить. Сразвитием общества естественная цена растет, рост заработной платыувеличивает количество работников (увеличивается рождаемость), что несетугрозу бедности. Избавиться от этого можно либо уменьшив население, либобыстро увеличивая капитал.Результатом совместного изменения ренты, прибыли и зарплаты являетсяэволюция экономики к стационарному состоянию с нулевым накоплением. Т.е.когда зарплата и рента растут, средняя прибыль на единицу капитала падает, этот процесс идет до тех пор, пока зарплате не будет съедать всю прибыль, тогда накопление сведется к нулю.Рикардо поддерживал закон Сэя в форме «производство само создает себерынки». Принцип «невидимой руки» рынка Рикардо распространил не только навнутреннюю, но и на внешнюю торговлю. Каждая страна затрачивает свойкапитал и труд на такие отрасли, которые доставляют ей наибольшие выгоды, что приводит к эффективному разделению труда между странами. Но Р. первыйуказал на специфику международной торговли. В международной торговле, вотличие от внутренней не происходит выравнивание оплаты труда. Из-заразницы в оплате труда некоторые страны получают преимущества в экспортетоваров. Поэтому международная торговля между разными странами может бытьвзаимовыгодной, независимо от того, что одни более развиты, чем другие. Дляэтого внешняя торговля должна быть свободной. 7. Экономическое учение. Ж.Б. Сэя Жан Батист Сэй (1767-1832) Он считал, что источником богатства являютсяпредприниматели и рабочие, а машины только позволяют с меньшим трудомпроизвести большее количество вещей. Стоимость создается тремя факторами: землей, трудом и капиталом. Труд вознаграждается заработной платой, владельцы земли получают ренту, а капитал – прибыль. Деньги это толькоорудие обмена. Поскольку в экономике происходит обмен продуктов на продуктыто каждый продавец оказывается и покупателями, а совокупный спрос исовокупное предложение – взаимозависимы. Отсюда, по мнению Сэя в масштабахобщества предложение всегда предложение и спрос всегда уравновешивается, иперепроизводство становится невозможным. Это формулировка закона Сэя.«Предложение рождает спрос», но они уравниваются на больших промежуткахвремени. (На коротких промежутках на самом деле перепроизводство возможно.)Кризис перепроизводства произошел в 1825 году, и затем повторялся синтервалом в 7-10 лет. На коротких и средних промежутках времени закон Сэяне действует, одна из причин – более активная роль денег, чем полагал Сэй.Хотя закон Сэя и не верен в общем случае, из него вытекают правильныеследствия: 1. Чем больше в каждом государстве производителей и чем многочисленней производство, тем легче, многообразней и обширней сбыт продуктов.2. Сбыт одних товаров положительно влияет на сбыт других.3. Для развития производства надо поощрять потребности и помочь потребителю получать большие заработки, на которые он мог бы покупать.Сэй считал, что деньги нейтральны, т.е. если количество денегувеличивается, то цены растут, но меняются только абсолютные цены (меняетсятолько масштаб цен, а относительные цены, т.е. цены одних товаровотносительно других не меняются). Но в действительности деньги ненейтральны, т.к. меняются и относительные цены, что влияет на выпускпродукции. Поведение денег через ценовой механизм может способствовать либоподъему, либо кризису в экономике. И деньги перестают быть нейтральными иначинают играть активную экономическую роль. 8. Экономическое учение Т.Р. Мальтуса Томас Мальтус (1766-1834)– английский экономист, первым попытался создатьтеорию народонаселения имеющую экономический смысл. Основное сочинение –«Опыт о законе народонаселения», главная цель которого – наметить путь кулучшению положения низших классов общества. В этой работе он исходил из 4основных положений: 1. Общество находится в состоянии равновесия, когда количество продуктов потребления соответствует численности населения2. При отклонении от равновесия в обществе возникают силы, возвращающие его к равновесию3. Цены всех товаров определяются соотношением спроса и предложения4. Существует закон народонаселения, согласно которому и население и производство при отсутствии препятствий неограниченно растут, а скорость роста народонаселения выше скорости роста предметов потребления. Население растет в геометрической, а производство в арифметической прогрессии.Мальтус принимал тезис Смита о неограниченном росте богатства, но считал, что экономический рост ограничен опасностью более быстрого ростанародонаселения, опережающего рост предметов потребления – в этомзаключается проблема. Он повторял, что не является противником ростанаселения, он противник нищеты. Для борьбы с нищетой между населением ипродовольствием было установлено экономическое равновесие. Посколькународонаселение растет быстрее производства предметов потребления, необходимо чтобы размножение задерживалось. В примитивных обществах этопроисходит через болезни, голод и войны. В современном обществе – череззаработную плату. Чрезмерный рост населения уменьшает зарплату и тем самымограничивает рост населения в следующем периоде. Напротив, рост зарплатыприводит к росту населения и тем самым к бедности в следующий период.Экономически значение имеет не номинальная (денежная), а реальная зарплата, определяемая ценой потребляемой пищи. Поэтому бедность нельзя преодолетьраздачей денег, поэтому он был против государственных субсидий и частнойблаготворительности, они могут только ограничить главный ограничитель ростанаселения – необходимость самому заботиться о себе и полностью отвечать засвою непредусмотрительность. Мальтус выступал против уравнивания доходов, бедный человек не должен посягать на частную собственность богатого, т.к.она необходима для производства потребительских товаров и тем самым дляулучшения его же положения. Рост нищеты в результате превышения ростанародонаселения над ростом производства предметов потребления социальноопасен, т.к. вызывает мятеж. Поскольку, по мнению Мальтуса, социальноеравенство не возможно, а разделение общества на очень богатых и оченьбедных – нежелательно, то основу здорового роста населения (т.е. ростанаселения без бедности) составляет рост производства и среднего класса.Средний класс составляет основу общества, но в обществе должны существоватьтакже (относительно немногочисленные) богатые и бедные. «Высшие и низшиеслои неизбежны и полезны. Если отнять у человека надежду на возвышение иопасение понижения, то не было бы того усердия, которое побуждает каждогочеловека к улучшению своего положения и которое представляется главнымдвигателем общественного благосостояния». Мальтус написал и другие работы, но в своих общих экономических воззрениях он допустил ошибку пологая, чтоприбыль создается не прибавочным трудом (как утверждали Смит и Рикардо), апродажей товаров выше стоимости. Но из этого он сделал верное заключение отом, что недостаток спроса ставит пределы росту капитала. Этим он бросилвызов классической эк. науке, утверждавшей, что капитал увеличиваетсябережливостью. По его мнению, если бы все довольствовались только темитоварами, которые уже имеются, то не существовало бы других вещей, хотяпотребности не должны расти да бесконечности. Отсюда следует, что долженбыть средний уровень, учитывающий состояние производительных сил и желаниепотреблять. 9. Экономическое учение. Дж. С. Милля Джон Стюарт Милль (1806-1873) – английский экономист. К этому периодусформировалась классическая экономическая наука, начало которой былоположено трудами Смита, а завершено трудами Милля. Согласно трактовкеСмита, рыночная система способна к саморегуляции, в ее основе — личныйинтерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главныйпобудительный мотив экономического развития. Лучший вариант для государства— это придерживаться принципа невмешательства государства. Эта идея быларазвита последователями Смита — Рикардо, Миллем, Маршаллом и получиланазвание «экономического либерализма». Он развил ряд положений классическойшколы: о производительном и непроизводительном труде, ценности благ, спросеи предложении. Он считал, что на ценность может влиять не только количествотруда, но и др. факторы. С его т.зр. цены могут определяться спросом илипредложением, или взаимодействием этих факторов. В его экономической теориидоминировал принцип либерализма (полное невмешательство государства вэкономику). Милль написал «Основы политической экономии», ставшим учебникомдля нескольких поколений экономистов Европы. Богатство, по его мнению, состоит из благ, обладающих меновой стоимостью. Вещь, за которую нельзяничего получить, какой бы полезной она не была, не может быть богатством.Например, – воздух, его получают бесплатно. Но как только возникаетограничение, вещь приобретает меновую стоимость. Денежное выражение товара– это его цена. Стоимость денег измеряется количеством товара, которые наних можно купить. При прочих равных условиях стоимость денег обратнопропорциональна их количеству – всякое увеличение количества денег понижаетих стоимость. Непосредственные цены устанавливаются конкуренцией, котораявозникает из-за того, что продавец хочет продать дороже, а покупателькупить дешевле. При свободной конкуренции цена соответствует равенствуспроса и предложения. В длительном периоде времени цена не может быть нижеиздержек производства (затрат). Джон Стюарт Милль (трудами которого былозакончено формирование классическая экономической науки, начало которойбыло положено трудами Смита) установил, что в длительном периоде временицена не может быть ниже издержек производства (затрат). В теории стоимостиСмит высказал о ее природе две версии: - первая –стоимость определяется трудом, затраченным на изготовление, но стоимость полностью определяется трудом только в примитивных обществах; - вторая –стоимость определяется не только трудом, но и капиталом и землей. Т.е. стоимость товара определяется издержками его производства.Затратная концепция заключается в том, что величина стоимости товараопределяется не только затратами живого труда, но и затратамиовеществленного труда, т.е. состоит из издержек труда и капитала. В концеконцов, не только труд, но и капитал обладает своей собственнойпроизводительностью в том смысле, что превращает более простоий и менеепроизводительный труд рабочего в более сложный и более производительный. 10. Экономическое учение К. Маркса. Важный вклад в развитие экономической теории сделал К. Маркс, открыл законприбавочной стоимости. Основоположник международного коммунизма исследовалреалии современного ему общества и пришел к выводам: 1.совокупностьпроизводственных отношений, в которые вступают люди в общественномпроизводстве составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка. 2.капитализмотрицает демократию, трудятся ради получения прибыли и имеет местоэксплуатация одного класса другим. 3.неизбежный крах капитализма, потомучто не обеспечивается полная занятость. 4.идеалом считает коммунистическоеобщество, состоящее из двух фаз: низшей – социализма и высшей – коммунизма, в этом обществе средства производства не станут более объектоминдивидуального присвоения, и каждый человек обретет подлинную свободу. 5.вцентре своей теории он поставил борьбу классов; в первоначальном варианте«Капитала» нет и намека на революцию, а речь идет о развитии науки итехники. 6.ключевой теорией является теория прибавочной стоимости: рабочаясила как товар продается по стоимости, источником прибавочной стоимостиявляется. «Неоплаченный труд» рабочих, продающих свою рабочую силу, рабочийдень делится на «необходимое время» и «прибавочное время» (создаетсяприбавочная стоимость). 7.капитал – средство эксплуатации рабочего иустановления власти над рабочей силой /постоянный (часть капитала, котораявоплощена в средствах производства), переменный (часть, которая воплощена врабочей силе)/. 8.трудовая теория стоимости (стоимость определяетсяобщественно необходимым рабочим временем). 9.законы рыночной экономики(обмен в любом обществе должен осуществляться с соблюдением законастоимости – связь между общественным трудом, стоимостью и ценами товаров).10.заработная плата – вознаграждение рабочего за его труд как результатобмена с капиталистом за продаваемую рабочую силу, а не сам труд. 11.теорияренты – помимо дифференциальной ренты еще и абсолютную связанную соспецифически низкой в сельском хозяйстве органической структурой капитала ис монополией частной собственности на землю. 12.теория воспроизводства(экономический цикл начинается с подъема вызванного ростом совокупногоспроса с целью накопления ради максимизации прибыли капиталистов изаканчивается спадом – снижение нормы прибыли и замедляется накоплениепричина кризисов – бедность и ограниченность потреблений масс, котораяпротиводействует стремлению капиталистического производства развиватьпроизводительные силы. Логически завершая формирование трудовой теориистоимости Маркс сделал вывод что, в основе стоимости лежит только одинпроизводственный фактор —труд, а прибыль капиталистов и рентаземлевладельцев — часть стоимости, созданной трудом рабочих и безвозмездноприсваиваемая владельцами средств производства и земли — это прибавочнаястоимость. Маркс решил «парадокс Смита», согласно которому стоимостьсостояла из доходов — заработной платы, прибыли и ренты и не включалапостоянный капитал. Вскрывая несостоятельность такого подхода, Марксдоказал, что стоимость в целом состоит из трех частей стоимостиматериальных затрат, расходов на зарплату и прибыль — с + v + m (где с -постоянный капитал включающий стоимость средств производства и предметовтруда, v - переменный капитал включающий расходы на зарплату, m - прибыль).Маркс обосновал принципиальное отличие постоянного капитала (с) отпеременного (v) в образовании стоимости: первый лишь переносит своюстоимость на себестоимость нового продукта и потому назван постоянным; второй увеличивает себестоимость и потому назван переменным. Именно он исоздает прибыль. Короче говоря v + m образуют вновь созданную илидобавочную стоимость. Разграничение капитала на постоянный и переменныйпозволило Марксу создать научную теорию, исключавшую повторный счетстоимости прошлого овеществленного в средствах производства труда. Именнона повторном счете споткнулся Смит, в результате чего появился «порадоксСмита». Но трудовая теория исходила из конкретной экономической реальноститех времен и не могло учитывать изменений произошедших в экономике позднее.Сложный труд просто сводился к простому как единице измерения. В стоимостине учитывались затраты капитала и другие факторы, например, влияниесоотношения спроса и предложения. Недостатком трудовой теории является то, что труд рассматривался в качестве единственного фактора, а условиясводились к совершенной конкуренции, когда стоимость пропорциональназатратам труда, и не учитывается влияние соотношения спроса и предложения 11. Экономическое учение К. Менгера Карл Менгер (1840-1921) — один из основоположников австрийской школы.Соединил экономический либерализм с понятиями математики. Разделял всепотребности человечна на потребности 1 и 2 порядка, называя их благами.Блага 1 порядка — это насущные потребительские блага, блага 2 и болеевысокого порядка — блага, используемые в производстве. Благодаря этомуиспользованию потребительские блага наделяют ценностью используемыересурсы. В этом состоит теория вменения австрийской школы. Его идеи былиразвиты последователями. К. Менгер — один из представителей австрийскойшколы, которые вывели математическое выражение теории спроса и предложения, разработали теорию предельной полезности. Она появилась во второй половинеXIX в., когда Э.Бём-Баверк и К.Менгер пришли к выводу, что стоимость — эточисто психологическое явление, объясняемое " предельной", т.е. наименьшей, полезностью данного товара для покупателя. Они считали, что стоимостьтовара определяется ограниченностью и редкостью ресурсов и той пользой, которую может принести последний экземпляр товаров определенной группы, т.е. предельной полезностью. Предельной полезностью называют наименьшуюпользу от данного блага. Каждое благо обладает ценностью — это субъективнаяполезность, величина которой зависит от субъекта и от обстоятельств.Полезность — это то, что люди приписывают благам в зависимости отсоотношения объема предложения и степенью удовлетворения этой потребности.Поэтому каждая дополнительная единица блага имеет все меньшую ценность.Обмен благами состоиться только тогда, когда они желанны, т.е. обмен неэквивалентен (как считали Аристотель и Маркс), а взаимовыгоден. Пропорциивзаимного обмена двух вещей определяются соотношением их предельныхполезностей. Последователи этой школы экономической теории рассматривалирыночную экономику как систему, потенциально способную достигать равновесияна основе спроса и предложения. Составляющими рыночной системы являлись, помнению экономистов-математиков» рациональные субъекты, непрерывностремившиеся к оптимуму своего существования, т.е. экономическому успеху.Математическое выражение теории спроса и предложения привели его к выводу, что всякая хозяйственная деятельность сводится к задаче поиска максимумаили минимума: максимума дохода и выпуска продукции; минимума издержек, призаданном ограниченном объеме ресурсов. 12. Экономическое учение О. Бей-Баверна, Д. Видера Э. Бём-Баверк, (1851-1914), Ф. Визер (1851-1926)— представителиавстрийской школы, которые вывели математическое выражение теории спроса ипредложения, разработали теорию предельной полезности. Она появилась вовторой половине XIX в., когда Э. Бём-Баверк и К. Менгер пришли к выводу, что стоимость — это чисто психологическое явление, объясняемое" предельной", т.е. наименьшей, полезностью данного товара для покупателя.Они считали, что стоимость товара определяется ограниченностью и редкостьюресурсов и той пользой, которую может принести последний экземпляр товаровопределенной группы, т.е. предельной полезностью. Предельной полезностьюназывают наименьшую пользу от данного блага. Каждое благо обладаетценностью — это субъективная полезность, величина которой зависит отсубъекта и от обстоятельств. Бём-Баверк раскрывает это положение на примерепоселенца, живущего в лесу с пятью мешками зерна. Первый мешок нужен емудля прокормления, второй —для улучшения питания, третий - для откормадомашней птицы, четвертый — для изготовления водки, пятый — для кормленияпопугая, служащего ему забавой. Стоимость хлеба будет определяться именнополезностью пятого мешка, удовлетворяющего ненасущные потребности. Отсюдаделается вывод - чем больше товаров, тем меньше их полезность дляпокупателя, тем ниже их стоимость. Для более точного описания процессаубывания полезности в экономической науке используется понятие предельнаяполезность, т.е. добавочная полезность, прибавляемая каждой последнейпорцией товара. Используя это понятие, сформулируем закон убывающейпредельной полезности: по мере увеличения количества потребляемого товараего предельная полезность имеет тенденцию к сокращению. В соответствие свзглядами австрийской школы не ценность, а цена зависит от издержекпроизводства. Более того, благодаря наличию ценности у потребительских благобразуются оценки производственных ресурсов (производственных факторов), формирующие издержки и тем самым и ценность и цены. Из утверждения что, только полезность товара может оценить затраты труда, можно предположить, что понятие предельной полезности является конкурентом понятия трудовойстоимости. Но при этом концепция предельной полезности имеет более общийхарактер, поскольку она применима как к совершенной, так и к несовершеннойконкуренции, а также к любому числу производственных факторов. Например, если рассматривать труд в качестве единственного фактора производства, аконкуренцию считать совершенной, то из теории предельной полезностивытекает, наличие пропорциональности между стоимостью и затраченным трудом, т.е. теория трудовой стоимости. Основные выводы: ценность вещи измеряетсявеличиной предельной пользы этой вещи; основа ценности – наименьшая польза, которая позволяет в конкретных условиях потреблять эту вещь рациональнымобразом; цена товара как следствие субъективных оценок материальных благучастникам обмена; теория ожидания (рабочие в отличие от капиталистовнедооценивают свое будущее, не стремясь к ожиданию плодов своего труда); признает возникновение прибавочной стоимости в процессе переноса капиталомсвоей ценности на продукт, но за основу самовозрастания стоимости беретсявремя, в течение которого оборачивается капитал; процент на капиталявляется общеэкономической категорией там, где имеет место обмен текущего ибудущего потребления. Теории прибавочной стоимости Маркса Бем-Бавекрпротивопоставил концепцию процента, как прибыли на капитал. Прибыль накапитал является процентом в результате разницы между настоящим и будущем, т.к. настоящие блага ценятся выше будущих, в денежном выражении этопорождает процент. Капитал — это ресурс использование которого требуетвремени. Фридрих фон Визер ввел сам термин предельной полезности и понятиеальтернативных издержек. На основе альтернативных издержек сформулированзакон Визера: действительная ценность(стоимость) какой-либо вещи естьнедополученные стоимости других вещей, которые могли быть изготовлены изэтих ресурсов. В итоге: благодаря наличию ценностных (потребительских) благи процессу вменения образуются цены факторов производства (производственныхресурсов), которые формируют издержки и тем самым цену произведенной вещи.Визер разработал шкалу измерения полезности. Эти теории (предельного —продукта, производительности, издержек и т.д.) заложили основынеоклассической концепции, отличающейся от классической использованиепредельных понятий. 13. Экономическое учение С. Джевонса С. Джевонса (1835-1882г)— английский экономист выпустил книгу — «Теорияполитической экономии», где построил теория, согласно которой соотношениемежду обмениваемыми товарами равно обратному отношению их (конечной)полезности. Он сформулировал теорему, получившую впоследствии его имя: прирациональном потреблении степень полезности приобретенных товаровпропорциональны их ценам. Понятие предельной полезности он применил ктруду, как к процессу, а не только как к факторы производства. Когдазатраты труда становятся значительными, труд становится тягостным(приобретает отрицательную полезность). Поэтому процесс труда будетпродолжаться до тех пор пока его отрицательная полезность меньше поабсолютной величине, чем полезность продукта, создаваемого этим трудом. Сдостижением равновесия между ними производство прекращается. Труд влияет наменовые пропорции благ косвенно: рост предложения труда увеличиваетколичество данного блага и тем самым уменьшает его предельную полезность. Сего именем связан отказ от термина «политическая экономика» и переход кпонятию общей экономической теории. Его последующий труд называлсяЭкономикс, что потом стали использовать для названия общих экономическихтеорий. 14. Экономическое учение Л. Вальраса Леон Вальрас (1834-1910г) — французский экономист автор теории общегоравновесия. Приверженец экономической теории, рассматривающей рыночнуюэкономику как систему, потенциально способную достигать равновесия наоснове спроса и предложения. Главное в его творчестве — построение общейтеории макроэкономического равновесия. Вальрас разработал модель общегоэкономического равновесия, которая имеет в своей основе анализ спроса ипредложения и содержит ряд систем уравнений. Вывел математическое выражениетеории спроса и предложения. Составляющими рыночной системы являлись, помнению экономистов-математиков» рациональные субъекты, непрерывностремившиеся к оптимуму своего существования, т.е. экономическому успеху.Вальрас считал, что эк-ка сама через рынок обеспечивает такие пропорциикоторые создают общее эк. равновесие, «при котором эффективный спрос ипредложение производственных услуг равны, существует постоянная устойчиваяцена на рынке продуктов, и, наконец, продажная цена продуктов равнаиздержкам, ему удалось построить замкнутую модель общего экономическогоравновесия, основанную на предельных полезностях. В этой модели общая суммаизбыточного спроса на всех рынках равна всегда 0. Он предложил иматематическое описание, но со всеми трудностями не справился. Вальрассчитал ошибочной трудовую теорию стоимости и делил всех экономическихсубъектов на 2 группы: предпринимателей и владельцев производительных услуг(труда, капитала, земли, по его мнению, государство должно обеспечитьстабильность денег, обеспечить безопасность граждан, дать возможностьполучить образование социальную защиту, обеспечить условия эффективнойконкуренции и равенства возможностей, земля должна быть национализирована, а рента дает необходимые средства государству. Но главным в его наследии —теория макроэкономического равновесия, но она является теориейэкономической статистики, она не учитывает многих реальных компонентов —экономический рост, цикличность и т.д. но его работы позволив следующимученым перейти к более сложным системам, учитывающим и эти компоненты. 15. Экономическое учение Дж. Б. Кларка Дж. Кларк (1847-1938) принадлежал к американской школе. Сделал выводы: всевиды труда носят производительный характер; полезность и возможностьприсвоения (свойство блага делающего возможным установления собственностина него) необходимые предпосылки определения богатства; основные положения; хозяйственная система покоится на частной собственности и индивидуальнойсвободе; стоимость проистекает из полезности; участие государстваограничивается принуждением отдельных участников к соблюдению условий игры; капитал и труд состоит из мобильных единиц, легко перемещающихся; несмотряна все отклонения в действительности, заработная плата и процент напротяжении длительного периода должны устанавливаться в соответствии сестественным (статическим) уровнем; факторы, поддерживающие общество вдинамическом состоянии и возвещающие о своем наличии воздействием насоциальную структуру: (рост народонаселения, новая техника производства, изменение организационных форм предприятия, накопление капитала, изменениевкусов потребителей); в системе распределения опирается на законы, которыепроявлялись в ценах; рынок – средство позволяющее товарам получитьобщественную оценку и обуславливает распределение общественного продукта; воснове лежит индивидуальная предельная полезность; принимает принципприоритетности микроэкономического анализа; главная заслуга – законпредельной производительности (распределение доходов на основе принциповпредельного анализа цен факторов производства; цена фактора производстваобусловлена ее относительной дефицитностью). Выделял 4 факторапроизводства: капитал в денежной форме, капитал в вещественной форме(средства производства), предпринимательские способности, труд. Основныеидеи: для труда и капитала имеет место закон убывающей производительности —каждое новое вложение труда в производство при данном капиталесопровождается падением производительности (то же справедливо дляувеличения капитала при том же труде); каждый фактор производства получаетсвою прибыль — процент, рента, зарплата, доход; фактор производстваувеличивается, пока стоимость продукта производимого с его помощью не будетравна цене фактора. Кларк различал статическое и динамическое равновесие.При статическом — цены равны предельным издержкам производства, прибыль иприбавочный продукт отсутствуют; при динамическом — усовершенствованиямогут увеличить предельную производительность факторов производства, приэтом повышение зарплаты происходит чуть позже и это создает временнуюприбыль, которая исчезает в новом статическом равновесии. Теории(предельного — продукта, производительности, издержек и т.д.) заложилиосновы неоклассической концепции, отличающейся от классическойиспользование предельных понятий. 16. Экономическое учение. В. Парето Парето (1848-1923г, итальянский экон) — приемник Вальраса на кафедреполитэкономии лозанского университета. Он ушел от традиционных дляавстрийской школы статических теории начал рассматривать динамическоеравновесие, при котором изменяются все параметры экономики. Он ввел вместопонятия ценности понятие предпочтение, имеющее не количественный смысл, апорядковый. И рассматривал не отдельные блага, а их наборы. Онсформулировал закон об изменении распределения дохода: для того чтобыподнять уровень минимального дохода или уменьшить разрыв в доходах, необходимом обеспечить более быстрое увеличение богатства по сравнению счисленностью населения. из этого он сделал вывод о том, что другие пути (втом числе и революционное перераспределение богатства) ведут только кразрушению богатства нации, поскольку максимум благосостояния связан спревращением сбережений в капитал. Парето построил динамическую системумакроэкономического равновесия. Введя понятие, предпочтение и ранжируяполезности, он свел их к определенному набору благ и термин «Паретто-эфективное состояние экономики» или «оптимум Парето». При изучении проблемывыбора он использовал для характеристики предпочтений (предельныхполезностей) между выбором и нескольких благ понятие «кривых безразличия».Каждая точка таких кривых соответствует некоторой комбинации двух благ, суммарная полезность которых одинакова во всех точках. Это подвело его кпонятию оптимума, который обозначает равновесное состояние экономики(«Паретто-эфективное состояние экономики») и характеризуется такимиосновными условиями: - Взвешенные (по ценам) предельные полезности (предпочтения) равны для всех товаров, - Для каждого субъекта сумма его доходов равна сумме расходов, - Количество всех благ до установления равновесии после этого — равно, - Цены готовых товаров равны издержкам их производства, - Запас производительных благ используется полностью.Это равновесное состояние экономики длилось бы вечно, если бы не изменялисьусловия, но они постоянно меняются. «Паретто-эфективное состояниеэкономики» — это состояние экономики, при котором невозможно улучшитьположение какого-либо участника обмена без того, чтобы не ухудшитьположение другого. При таком состоянии экономики дальнейшее улучшениевозможно только путем глубоких структурных перестроек. Парето выяснил, чтопонятие эффективного состояния экономики и конкуренция взаимосвязаны.Долговременное равновесие совершенной конкуренции создает оптимальноераспределение ресурсов. Под совершенной конкуренцией понимается не толькосвободные цены, но и полную свободу входа и выхода, полную доступность длявсех необходимой для извлечения прибыли информации. 17. Институционализм и его особенности (Веблен, Колемоно, Леймичелл) Институционализм возник на рубеже 19 и 20 в. Одним из направлений эволюцииэкономической теории первой трети XX в. явилась концепция институционализмав ее различных модификациях. Название концепции служит иллюстрациейнамерения авторов дать системный анализ процессов и явлений, называемых имиинститутами, под ними понимают и государство, и конкуренцию, и монополии, иналоги, и устойчивый образ мышления, и юридические нормы. В рамкахинституционализма различают ряд направлений: психологическое (Веблен); социально-правовое (Коммонс); эмпирическое и социологическое.Веблен(1857-1929). По его мнению, существует разрыв между экономическойтеорией и реальностью. В теории рассматривается равновесное состояние, а вреальности происходит постоянная эволюция, жестокая борьба засуществование. Экономическое поведение человека не всегда рационально изависит от многих факторов и в том числе психологических (соперничество, стремление к успеху и т.д.) Нужно учитывать различные институты, закрепленные обычаями, законами. Изучать нужно не поведение отдельныхсубъектов, а коллективные действия институтов под которыми подразумеваютсякорпорации, профсоюзы, политические партии, объединения предпринимателей, государство. Их роль не одинакова на разных стадиях существованияэкономики. На первой стадии рыночного хозяйства собственность и властьнаходятся в руках предпринимателей, которые впоследствии делятся навладельцев капитала и организаторов производства. Источником доходавладельцев капитала является не реальный сектор экономики, а ценные бумаги.В этом смысле владельцы капитала он называл праздным классом. Противоречиемежду праздным классом и производительными классами (как он считал)приведет к тому, что власть перейдет в руки технократии, а собственность накапитал перейдет в акционерную форму — такой порядок называюттехнократизмом. Коммонс (1862-1945). Его работы имели правовой аспект, например«Правовые основы капитала». Он исследовал такие институты как семья, профсоюзы, торговые объединения, производственные корпорации, правовыеотношения в государстве. По его мнению, государственные правовые решения врамках экономических реформ могут устранять противоречия и конфликты вобществе и служат переходом к административной стадии капитализма. Особоеместо он уделял роли корпораций, профсоюзов, политических партий впроцедуре установления согласия в действиях индивидов. В основеэкономической теории К лежит понятие сделки, которую он понимал как: 1.конфликт интересов, 2.осознание взаимозависимости конфликтных интересов, 3.разрешение конфликта путем установления соглашения. Роль арбитравыполняют правовые структуры государства. Кроме того, что государствоарбитр, оно еще и сила. Поэтому, по его мнению, существующий порядоксмениться не технократизмом, а административным капитализмом. Институционально-социологическое. Объектом исследования являются такиеобщественные институты как корпорации, профсоюзы, государства. При этом вцентре внимания - общечеловеческие ценности. Выступают против чрезмернойидеологизации общественной жизни, против милитаризации экономики, заиндикативное государственное планирование экономики, за гарантированныедоходы, за расширение государственных социальных программ, за организациюгосударством переквалификацию работников в связи с технологическойбезработицей. Представители этого направления (Дж. Голбрейт, Я. Тинберген)рассматривают экономику в качестве системы, в которой отношения междухозяйствующими агентами складываются под влиянием как экономических, так исоциологических, политических и социально-психологических факторов.Объектом их исследования являются " институты", под которыми подразумеваютсякорпорации, профсоюзы, государство, а также различного рода правовые, морально-этические и психологические явления (например, обычаи, нормыповедения различных социальных групп, привычки, инстинкты и т.д. Впоследние три десятилетия получи
<== предыдущаЯ лекциЯ | следующаЯ лекциЯ ==>
Теория длинных волн Н.Д.Кондратьева. | Вопрос: Меркантилизм как первая школа политической экономии. И.Т. Посошков.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.