Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория общественного выбора и принятия политических решений






 

Дж. Бьюкенен (1919) и Г. Туллок представители нового направления в экономической мысли – теории общественного выбора.

Согласно взглядам представителей данного направления, для того чтобы поддержать эффективность регулирования экономики, надо не вести речь о том, какие средства и подходы выглядят предпочтительнее (денежно-кредитные или бюджетные), а кардинально усовершенствовать сам ме­ханизм принятия решений на политическом уровне.

Не является сек­ретом, что существующая демократическая система далека от идеала: ограничивая права человека, она игнорирует интересы значительного числа людей. Поэтому, по мнению Бьюкенена, необходима разработка оптимального механизма выработки экономической политики. В этом суть теории общественного выбора.

Дж. Бьюкенен убежден, что методы анализа рыночного поведения можно применять к исследованию любой сферы деятельности, в том числе политики, ибо всюду люди руководствуются одними и теми же мотивами. Так, в политике ими движут отнюдь не альтруистические или нравственные склонности. Политические решения — это выбор альтернативных вариантов, а достижение политического согласия про­исходит в известной мере подобно тому, как это происходит на обыч­ном рынке. Правда, здесь свои особенности. Если на обычном рынке люди меняют деньги на товар (или продукт на продукт), то в политике платят налоги в обмен на общественные блага. По его мнению, единодушие, достигнутое участниками коллективного выбора в политике, аналогично добро­вольному обмену индивидуальных товаров на рынке.

По мнению Бьюкенена, человек максимизирует полезность как в рыночном, так и в политическом обмене (политическая деятельность рассматривается им как особая форма обмена). В экономике, как и в политике, люди преследуют сходные цели — получить выгоду, при­быль. Принимая соответствующие решения, политики, по утверждению Бьюкенена, исходят из своих частных интересов, которые не всегда соответствуют интересам общества. Политические деятели думают о том, как обеспечить успех на выборах, получить голоса изби­рателей. Самая популярная мера — наращивание государственных рас­ходов. Но этим стимулируется инфляция. Далее следует усиление жест­кого регулирования, государственного контроля, раздувание бюрократического аппарата. В итоге правительство концентрирует в своих руках все большую власть. А экономика оказывается в проигрыше.

Решение проблемы злоупотребления политической властью, по мнению Бьюкенена, лежит на путях разработки концепции организа­ции политического рынка. Он предлагает реформировать политичес­кие процедуры и правила таким образом, чтобы они способствовали достижению общего согласия. В этом случае (назовем его идеальным) в результате коллективных действий ожидается получение взаимных выгод всеми сторонами подобно тому, как это происходит на рынке.

29).Экономическая теория «прав собственности»

 

В связи с возрастанием роли корпоративной собственности, модификацией и усложнением ее форм, были выдвинуты положения о том, что демократизация капитала достигает состояния, когда можно говорить о революции в собственности, поскольку происходит ее «диффузия» ‐ рассеяние, распыление среди миллионов акционеров ‐ членов общества. Одним из первых эту идею высказал американский экономист Т. Карвер. В его работе «Современная экономическая революция в США» обосновываются ключевые для анализируемых теорий идеи о преодолении традиционных форм частной собственности, о замене их акционерной собственностью, совокупным субъектом которой является значительная, а в перспективе ‐ подавляющая часть населения.

Тезис о диффузии собственности получил широкое распространение. Диффузия собственности стала рассматриваться как фактор и показатель преодоления классовых различий при капитализме, а, следовательно, сущностной качественной модификации этого строя. В Западной Европе концепция диффузии собственности была дополнена в послевоенные десятилетия идеей и практикой выпуска «народных акций», распространение которых среди населения было связано с приватизацией государственной собственности.

В последние десятилетия XX века проблема диффузии собственности приобрела новые черты в связи с усилением роли глобализирующихся транснациональных корпораций. Крупнейшие ТНК имеют сотни тысяч и даже миллионы акционеров, часто во многих странах и на разных континентах.

Теория «прав собственности» получила развитие в рамках неоинституционального подхода, который базируется на методологии неоклассического анализа поведенческих аспектов экономической деятельности. Ее возникновение связано с именем лауреата Нобелевской премии Роберта Коуза (род. 1910). Исходной предпосылкой данной теории является необходимость оптимального сочетания рыночной и управленческой организации. Согласно теории «прав собственности», для его достижения необходимо разработать и соблюдать четко определенные «правила игры», проявляющиеся в виде норм и прав доступа к ограниченным ресурсам.

Право собственности в трактовке Коуза- это совокупность отношений между людьми по поводу владения, распоряжения и использования редких благ. Эти отношения закреплены законами, традициями, моральными и религиозными установками. Это по сути, полномочия, дающие доступ к определенным благам одних людей и исключение доступа других. Существует целый набор полномочий («пучок прав собственности»), состоящий из восьми элементов:

1) право владения (исключения из доступа других людей).

2) право использования;

3) право распоряжения;

4) право на получение дохода;

5)право отчуждения, изменения. уничтожения блага (суверена);

6)право на передачу полномочий;

7) право на безопасность (за­щиту от внешнего вреда и изъятия);

8)право на в нарушенных полномочий.

Человек может обладать всем «пучком прав» - тогда он является полным собственником, а может иметь лишь часть прав - тогда он наряду с другими будет участником собственности разнообразных форм. Условием реализации прав собственности является их четкое определение и надежная защита.

В работе «Проблема социальных издержек» Коуз по-новому подошел к их исследованию. Здесь он рассматривает внешние эффекты как результат распределения прав собственности и предлагает способ решения проблемы экстеоналий чисто рыночным путем продажи прав собственности или их части. Вы­вод получил название «теоремы Коуза», которая заключается в следующем: «Если права собственности четко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов будет оставаться неизменным и эффективным независимо от из­менений в распределении прав собственности». Если бы условия относительно спецификации и минимума трансакционных издер­жек соблюдались, то в экономике не было бы проблем «внеш­них эффектов» и «провалов рынка». В таком случае отпадает необходимость в государственном воздействии на экономику. Поскольку в реальности такие условия создать невозможно, то ценность представленной абстрактной модели сам автор видел в возможности использования ее для сравнения и оценки реаль­ных экономических ситуаций «прав собственности».






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.