Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии «цивилизованности».






Критерии «цивилизованности». Вплоть до XIX в. в духовных отношениях Запада с другими народами преобладали религиозные критерии. Нехристианские народы рассматривались как ус-тупающие Европе в духовной иерархии. Индийский ученый K.M. Паниккар в книге «Азия и господство Запада» писал: «Деятельность христианских миссионеров была связана с экспансией им-периализма... Насаждавшаяся ими идея превосходства не только христианства, но и европейской цивилизации, их претензия на воплощение в учении христианской церкви полной и окончательной истины, исключающей правомерность других культур, вызывала отрицательную реакцию. Азиатские народы не приняли идею культурного превосходства Запада»*.

Секуляризация, охватившая Европу в XIX в., утверждает расовый критерий по отношению к «неразвитым народам». Он был направлен против негроидных и азиатских народов и получил обоснование в «науке о расах». Р. Киплинг и другие европейские литературные мэтры колониальной эпохи дали необходимое для формирования сознания колониальной буржуазии образное воп-

*Panikkar К. Asia and Western Dominance. — L., 1954.

лощение идеи превосходства белого человека над выходцами из неевропейских культур.

Но эволюция колониальных режимов допускала возможность европейски образованным представителям других рас и религий примкнуть к цивилизации. Под ней опять-таки подразумевалась именно европейская. Она считалась носительницей прогресса в отличие от всех других культур независимо от степени их развития. Это подавалось так: цивилизованность не имеет своим критерием цвет кожи. Любые народы могут стать цивилизованными, если в процессе своего культурного развития откажутся от национальных традиций. Такая политика привела к созданию вестернизованной элиты, которая оказалась в духовном плену у Запада. Вплоть до крушения колониальных режимов европейски понимаемая цивилизованность служила целям экспансии западных держав (к которым потом присоединились США и Япония) в «нецивилизованные» страны для обоснования получаемых преимуществ в торговой, политической и культурной сферах.

Важное обстоятельство заключалось еще и в том, что такая «цивилизованность» утверждалась вопреки принципам, которые долгое время существовали в Китае, Индии, Японии и Османской империи. К началу XX в. сложились следующие критерии принадлежности страны к цивилизованному обществу:

1. Государство должно гарантировать основные права: на жизнь, достоинство, частную собственность, а также свободу передвижения, торговли и воспроизводства — прежде всего для

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 220 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 221 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

иностранцев европейского происхождения.

2. Государство должно управлять своей территорией через достаточно эффективную административную систему.

3. Государство создает условия для регулярности дипломатических и информационных связей.

4. Цивилизованное общество утверждает гуманные нормы общественной жизни: не допускается самосожжение вдов, полигамия и рабство.

На первое место выдвигались свобода торговли и передвижения. Именно к этим практическим соображениям сводился смысл европейского «универсализма» колониального периода. Хорошо известно, насколько решительно, всеми мерами (вплоть до войны) утверждали западные державы требование открыть «варварские» страны, т.е. обеспечить в них доступ товаров, которые были не только предметом потребления, но и средством привязать эти страны к интересам метрополий. Товар стал воплощением рыночной цивилизации.

Второй критерий, вытекавший из первого, сводился к требо-

ванию соблюдения законов, обеспечению свободы и безопасности, прежде всего для торговцев. Он распространялся также на миссионеров, следовавших за ними по пятам и содействовавших обращению «варваров» в христианство, а соответственно и гарантированному потреблению новых товаров.

Остальные критерии утверждали универсализм европейских норм, их распространение в качестве законов на весь мир, на все «неразвитые» расы и народы. «Нецивилизованные» должны были постепенно приобщаться к новому образу жизни и его принципам, в чем и состояла «цивилизаторская миссия» Запада.

В начале XX в. Европа считалась политическим и культурным центром мира, и выдвинутые ею критерии цивилизованности стали основой принятия других стран в международное сообщество. Даже постепенное допущение в него некоторых неевропейских стран (Японии, Турции, Сиама) происходило при сохранении непререкаемости европейских критериев. По отношению к остальным признавалось вполне оправданным и законным вооруженное вмешательство, навязывание неравно-правных договоров. Получила оправдание система протекторатов и колоний.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.