Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизм массовой культуры






Какие же изменения в духовном производстве принесла с собой массовая культура? Как подчеркивает К. Разлогов, этот процесс означал не только введение еще одного типа и варианта культуры наряду с другими, уже сложившимися и устоявшимися, а изменение самого типа функционирования культуры*. Это изменение вполне можно сравнить с тем, что произошло на пе-реломе между средневековьем и Возрождением, когда началась эра постепенного оттеснения монополии религиозной духовности и церковного искусства в пользу секулярной культуры просве-щенных слоев. Каковы бы ни были достижения и распространение этой светской духовности, все же монополистом духовной жизни масс оставалась церковь. На рубеже XIX-XX вв. оба эти соперника вынуждены были уступить влияние на умы и души людей новому грубоватому пришельцу, располагавшему в отличие от конкурентов гораздо большими техническими возможностями, над развитием которых трудились талантливые изобретатели и коммерческие структуры.

Своим содержанием и принципами функционирования массовая культура тесно взаимодействует с другими сторонами социальной регуляции в том обществе, которое складывается на рубеже веков и которое получает также название «массового».

В социальном плане массовая культура связана с необратимыми процессами урбанизации и тем разрывом традиционных форм социальности, патриархальных связей между людьми и поколениями, которые до той поры обеспечивали устойчивые локальные мирки с привычными ориентациями, дополняемые религиозными ценностями. В растущей степени церковь оказывалась бессильной дать

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 211 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 212 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

надежную ориентацию в условиях резко усложнившейся жизни. Психическое напряжение, неизбежное в ходе широкой миграции из деревни в город и из Старого Света в Новый Свет, наряду с расширенными возможностями по новому «устроиться» в жизни, требовали нового духовного, душевного и умственного продукта.

* Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. - М., 1990. - Вып. 1.-С. 134. См. также: Разлогов К. Коммерция и творчество: Враги или союзники? — М., 1992. — С. 160—180.

Как пишет далее К. Разлогов, «ключевую роль сыграло и развитие производства, его усложнение и резкое повышение затрат психической энергии». Если в эпоху классического капитализма для восстановления сил было достаточно сна и «грубых наслаждений», то новые типы производства, неизмеримо увеличивая интеллектуальные нагрузки, столь же значительно расширяют роль художе-ственной культуры в процессах рекреации. «В этом же направлении движется и эволюция всей системы образования, в особенности увеличение длительности учебы, в ходе которой опять-таки тра-тится интеллектуальная энергия. Если учитывать, что именно молодежь обладает наибольшим резервом свободного времени для расширения контактов с искусством и непосредственного участия в культурном творчестве, то крен в сторону компенсаторно-развлекательного начала предстанет и вовсе неизбежным»*.

Функциональность культуры в массовом обществе можно определить по нескольким измерениям. Во-первых, она отвечает потребностям многообразной и сложной ориентации в условиях необходимости освоения различных ролей, меняющихся в зависимости от ситуации, быстрых перемен в характере производства, образе жизни и т.д. Конечно, это происходит большей частью через банализацию и упрощение объяснительных причин и обстоятельств, сводимых обычно к хорошо узнаваемым различиям «свои» — «чужие», «хороший» — «плохой», «доброта» — «же-стокость», «случай» — «повседневность». Обращаясь к низовым и повседневным сферам поведения, массовая культура утверждает понятные и стереотипные представления о человеческих отношениях, не требуя от человека усилий на преодоление самого себя. Она обращается к жизненным инстинктам, срабатывающим как условия постоянного жизнеобеспечения.

Таким образом, первичная функция этой культуры — обеспечить социализацию и витальность человека в условиях усложненной, изменчивой, неустойчивой и ненадежной среды большого города, приучить к новым социальным ролям и ценностям, способам регуляции своего поведения и деятельности в разнообразной обстановке, снятия психологического напряжения и решения конфликтных ситуаций.

Огромному контингенту людей, различного возраста и пола, эта культура дает функционально пригодные представления о необходимом стиле поведения, образе жизни, карьере, отношениях между людьми, путях реализации своих стремлений.

* Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. - М., 1990. - Вып. 1. - С. 139.

Согласно концепции широко известного канадского социолога и культуролога Г.М. Маклуэна, эра масс-медиа и электронной информации радикально меняет как среду обитания человека, так и его самого. Новые СМИ и ЭВМ уничтожают на планете пространство и время, устраняют все национальные границы, связывая в единую сеть самые отдаленные уголки. Сам человек принуждается думать не «линейно-последовательно», а через интервалы, мозаично, и именно глобальная сеть СМИ воссоздает универсальность духовной регуляции.

Другая важная функция массовой культуры — удовлетворить потребность в рекреации и отвлечь индивида от интенсивной гонки в сферах жизненного успеха. Эта культура складывается не только на основе таких развлекательных жанров, как эстрада, комедии, комиксы, зрелищный спорт и т.п. Ее наиболее существенный механизм составляет постоянно расширяющееся потребление в самых различных сферах, обеспечивающее хотя и унифицированный, но постоянно обновляемый и вариативный образ жизни. Сила массовой культуры заключается уже в том, что она не отделена от потребления в самом широком смысле этого слова и от самого образа жизни. Пища, одежда, жилище, бытовая техника, предметы обихода, образование — все поступает человеку через механизмы массовой культуры, в которой нормативные и престижные стороны переплетены с функциональными. Даже в глазах представителей элиты духовный продукт приобретает ценность лишь постольку, поскольку он становится предметом массового спроса. Непризнанные гении вышли из моды. Их место заняли кумиры и идолы, изготовленные «фабриками грез».

Массовая культура характеризуется всеобщностью, охватывающей широкую срединную часть современного общества, затрагивая тем или иным образом и состоятельную элиту, и маргинальные слои. Предшествующая ей популярная культура, включавшая традиционно-гуманистические идеалы и ценности, лишь претендовала на всеобщность. На практике она охватывала явное меньшинство населения, а большинство — рабочий класс, крестьянство, люмпенство, национальные меньшинства

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 212 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 213 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

— оказывалось за пределами этой культуры. В массовом обществе происходит перестройка системы стратификации, вызываемой ростом среднего класса (более 50% населения), т.е. сближением основ-ных социальных групп и слоев если и не по месту в системе производства, то по крайней мере в политической жизни и образе жизни.

Концентрированным выражением такого превращения культуры в средство стимуляции потребления и сам продукт потреб-

ления стала реклама, достигшая в современном обществе огромного размаха и поглощающая гигантские средства. В отношении рекламы есть существенные расхождения между ее привержен-цами и критиками. Сторонники отмечают необходимость рекламы для хозяйственной деятельности, так как она способствует сбыту товаров, расширяет рынки, регулирует увеличение потребления, а значит, и выпуск продукции. Реклама, как они предполагают, предоставляет покупателю информацию для продуманного выбора, способствует эстетизации повседневной жизни и ее разнообразию, обеспечивает потребителю независимость в принятии решений. Она зачастую принципиально меняет сложившиеся ценностные установки в сторону их осовременивания и адаптации к новому миру, вырабатывает у потребителей новые вкусы и желания, дотоле неизвестные и невыраженные. Тем самым реклама отражает насущные потребности массового общества.

Критики рекламы видят ее слабые стороны в следующем. В экономическом плане расходы на рекламу составляют слишком большую часть продукции, что ведет к бесполезному использованию ресурсов в ущерб более необходимым социальным нуждам. Она создает у людей искусственные потребности, бесполезные или даже вредные в долговременном плане. Информационная нагрузка рекламы все больше сводится к минимуму в пользу манипулирования эмоциональными, витальными и подсознательными факторами. Она нацеливает человека на реализацию первичных витальных ценностей, связанных с удовлетворением материальных потребностей, или стремления к социально-му престижу опять-таки через приобретение некоторого предметного воплощения. Как отмечают культурологи, реклама утверждает почитание материального продукта как полноценного заместителя духовного продукта, представление о материальном богатстве и расширенном потреблении как конечной цели человеческого бытия. Через рекламу предметный мир вновь приобретает магические свойства, на которые человек может повлиять самим актом купли-потребления. Манипуляция подсознанием создает иллюзию независимого выбора, подчиняя индивида вдвойне — навязывая ему иллюзорную потребность и заставляя его изыскивать средства для ее удовлетворения. Предлагая индивиду кажущееся широкое разнообразие во второстепенных аспектах, реклама способствует деперсонализации и конформности поведения. В этом нетрудно убедиться из обозрения супермаркетов и видеопродукции во всех странах мира.

Но в этом, как отмечают многие критики, и заключается важнейшая сторона массовой культуры. Эта культура избавляет ин-

дивида от необходимости долгого и сложного приобщения к высокой культуре. Как подчеркивает К.Разлогов, «массовой аудитории трудно воспринять произведение, автор которого старательно конструирует эстетическую дистанцию между художественным текстом и зрителем, читателем, слушателем. Тем самым художник облегчает работу критика, в задачу которого как раз и входит анализ эстетической специфики. Массовая культура, наоборот, эту дистанцию игнорирует. Если элитарное искусство в известной мере, хотя далеко не полностью, характеризуется торможением непосредственных человеческих переживаний, то массовая культура базируется на универсальных психологических, даже психофизиологических механизмах восприятия, которые активизируются не-зависимо от образования и степени подготовленности аудитории... Для того чтобы ею по-настоящему наслаждаться, лучше быть художественно необразованным человеком. Художественная обра-зованность здесь не стимул, а препятствие, потому что массовая культура, обращенная главным образом к эмоциональной сфере, по определению, не требует никаких дополнительных знаний, мешающих по достоинству оценить произведения такого типа»*.

Эта всеобщность как пригодность для максимально широкого круга населения не исключает разнообразия и структурированности массовой культуры в зависимости от социальных, возрастных, субкультурных различий. К этой культуре можно отнести огромное разнообразие жанров, в том числе детектив, приключения, фантастику, мелодраму, мистику, эротику, книги об НЛО, таинственных явлениях, джаз и рок, мистические практики, восточные системы психотренинга и т.д.

Тиражирование отнюдь не обязательно является опошлением высокого и уникального (хотя потери здесь возможны и неизбежны). Согласно исследованиям искусствоведов, в современную эпоху знакомство с тиражированными творениями культуры никак не исключает глубокого проникновения в уникальную сущность оригиналов.

Поэтому неоправданно судить о функции массовой культуры с позиций высокой эстетики и, опираясь на них, принимать меры по ограничению этой культуры, уничтожая тем самым культурный

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 213 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 214 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

механизм снятия огромных напряжений, возникающих в повседневном существовании, настроений усталости и безразличия, жестокости и агрессивности, отчаяния и растерянности, обиды и страха.

* Разлогов К. Феномен массовой культуры // Культура, традиции, образование. - М., 1990. - Вып. 1. - С. 141.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.