Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура модерна






То направление, которое оказалось перспективным и на долгое время определило основной характер художественной куль-

туры Запада в первую половину XX в., принято называть модернизмом. Вначале наиболее сильное выражение это направление получило во Франции, но потом распространилось и в другие страны Западной Европы, Америку и Россию. В его рамках в большой степени происходили поиск и утверждение новых духовных основ бытия, отвечающих требованиям позднего индустриального общества. Характерно, что это направление получило выражение и в некоторых социально-политических движениях этого периода, как лево-радикального, так и право-радикального толка. Многие видные художники-модернисты на раннем этапе жизни принимали участие в такого рода движениях и содействовали им своим творчеством, перейдя затем в сферу «революции духа».

К этому направлению принято относить самые разные течения в искусстве XX в., зачастую вступавшие в ожесточенную конкуренцию и полемику друг с другом: ранний и поздний импрес-сионизм, экспрессионизм, символизм, кубизм, футуризм, супрематизм, конструктивизм, фовизм, дадаизм, сюрреализм, абстракционизм и т.д. Некоторые культурологи считают вполне правомерным отнести к нему и искусство социалистического реализма, получившее распространение в СССР и других странах. Модернизм отразился в самых разных формах художественной культуры (живопись, поэзия, литература, скульптура, графика, музыка, архитектура, хореография). В теоретическом плане модернизм смыкается с различными вариантами «философии жизни» и экзистенциализма, представленной столь различными мыслителями, как А. Бергсон, Ф. Ницше, Н. Лосский, Л. Шестов, С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Н. Бердяев, 3. Фрейд, Э. Фромм и К. Юнг.

Модернисты придерживались различных ценностно-интеллектуальных мотиваций: иррационализм и рационализм, формирование нового мифологизма и конструирование техноутопий, личностный и надличностный мир форм и смыслов. Тем не менее в этом направлении отразилось стремление к активному утверждению человеческих проектов, преодоление натурализма и реализма, предполагающих доверие к сложившимся формам жизни и предметности бытия. Искусство становится не только отражением реальности, но и средством ее преодоления, ее заменой и выражением истинного бытия. Поэтому новое искусство предполагает разрыв с прежними формами, их препарирование и реконструирование или же воссоздание принципиально новых моделей бытия, преодолевающих прежние ограничения. Источником этого нового могут стать самые различные начала: создание

принципиально новых моделей в архитектуре конструктивизма, апология техницизма в техноутопиях и живописи футуристов, утверждение абсолютной ценности индивидуального начала в философии и литературе экзистенциализма, приобщение к архаическим мифам, связующим человека со стихиями природы, непосредственное соприкосновение с высшим началом в различного рода мистических течениях и т.д. Модернизм способствовал преодолению традиционных типов буржуазности, внедрял в общество идеи и мотивации, способствующие переходу к зрелому индустриальному обществу и выходу за его пределы.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.