Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кризис классической культуры






Но что же происходит в этих условиях с другими типами духовности, прежде почти целиком определявшими содержание ценностно-смысловой сферы, хотя и находившимися между собой в состоянии жесткой конкуренции? Кризис охватывает как секулярно-просветительские направления художественной культуры или философии, так и религиозные формы духовности. Напомним, что даже в период своего расцвета классическая художественная культура оставалась привилегией достаточно образованных людей, имеющих положение в обществе. Именно образование давало ключ к освоению и пониманию почти любых видов литературы и искусства, творимых в то время. (Только театр в некоторых своих разновидностях сохранял связь с народной аудиторией.) Даже выходцам из богатых слоев приходилось предпринимать немало усилий, чтобы освоить «культуру знатных». В университеты шли обычно уже сыновья разбогатевших буржуазных родителей, которые сами вряд ли что читали, кроме Библии и бухгалтерской книги. Устойчивое признание великой художественной культуры XVIII—XIX вв. было связано все же с теми слоями населения, которые входили в той или иной степени в орбиту буржуазных отношений. Литература и искусство критического реализма в значительной степени были ориентированы на менталитет слоев, вошедших в эти отношения или так или иначе к ним примыкавших. Для остального населения смыслы, нормы и ориентации по-прежнему поставляла церковь. А народная культура, как мы видели, если и сохранялась, то в сильно ослабленном состоянии, как остатки мифологическо-магического пласта прежней культуры.

Конечно, по мере расширения секуляризации просветительская и реалистическая литература и искусство XIX в. все более определяли мировосприятие активных слоев буржуазного общества. Однако в конце XIX в. прежняя художественная культура перестает в должной степени удовлетворять разнородные потребности активных социальных слоев. Первичная работа по социализа-

ции этих слоев проделана, и общество нуждается в гибкой и многообразной социализации массы населения, в создании многообразной и доступной системы ориентаций в усложняющемся мире.

Начало XX в. принесло с собой крупнейшие события, оказавшие длительное воздействие на все стороны жизни западного общества. Первая мировая война основательно подорвала прежнее доверие к ценностям разума, прогресса и стабильного мира. Октябрьская революция в России привела к формированию общества, противостоящего буржуазному миру по социально-экономическим, политическим и культурным принципам.

Какое влияние эти процессы оказывают на прежнюю классическую культуру, определявшую духовную жизнь образованных слоев европейского общества? В первой половину XIX в. она ста-новится достоянием аристократических салонов и академических школ, пользующихся покровительством официальных кругов и прежних привилегированных классов, приобретая все более эпигонский и эклектический характер. Растущее влияние широких слоев населения, вовлекаемых в современные формы производства и отношения, требует расширения современной культуры, соответствующей их интересам. Ощущение (и осознание) упадка прежних смыслов и ценностей порождает декадентство конца XIX и начала XX в., которое завершает прежние течения в изощренной или измельченной форме. Для искусства декаданса характерны пессимизм и отрицание смысла жизни, констатация тщетности человеческих устремлений, любование мотивами разложения и смерти, попытки найти в утонченной эстетике форму ухода от жизни. Культ красоты сочетался в декадентстве с аморализмом и крайним пессимизмом.

Это течение стало довольно влиятельным в художественной культуре ряда стран Западной Европы

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 208 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 209 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

(особенно Франции, Германии и Великобритании), но также в Америке (творчество Эдгара По) и в России, где к этому течению обычно причисляют ряд известных писателей, поэтов и художников (А. Белого, Д. Мережковского, 3. Гиппиус, М. Арцыбашева, Ф. Сологуба, А. Сомова, М. Врубеля и др.). В интеллектуальной жизни России этого периода заметную роль играла полемика вокруг декадентства, против которого выступили сторонники различных направлений модернизма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.