Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культурологический смысл религиозного спасения






Важнейший принцип, который утверждает мировая религия в духовной жизни, — религиозное спасение. Он оказывал воздействие и на всю систему жизненного поведения индивидов. Что же значит спасение в контексте теории культуры? Спасение — это предельно желательное состояние человека, характеризующееся избавлением от зла — как морального (порабощенности греху), так и физического (смерти и страдания), полным преодолением отчуждения и несвободы. Спасение выступает как конечная цель религиозных усилий человека и высшее дарение со стороны Бога*.

В языческих религиях спасение имело конкретно-ситуативный и частный смысл. Оно было ограничено во времени и в своих конечных целях. Это было либо продолжение бытия умершего среди своего рода в качестве предка, либо его возвращение к жизни в теле новорожденного из того же рода. Оно могло приобретать и высокий нравственный смысл, распространяясь за рамки племени, нации, отождествляться со спасением народа и отечества.

Как в средние века, так и в новейшее время постоянно возрождается механизм конкретно-ситуационного избавления от какой-либо напасти — стихийного бедствия, нашествия, войны. И носителями такого спасения выступают зачастую вожди наций и лидеры движений. В мифологии такие тенденции отражаются в виде культа вождей.

В религиях спасения конечной целью жизни и деятельности человека выступает особое, предельно полное и всеобъемлющее состояние, достигаемое им либо индивидуально, либо в составе своей религиозной группы, либо всей общностью.

К религиозным вариантам спасения примыкают и различные типы мирской деятельности, лишь условно и в ограниченной мере согласуемые с религиозным спасением. Богатство, власть, любовь, долголетие, многодетность, укрепление родственных или социальных связей — вот обычные цели реальной жизни, в той или иной степени допускаемые и признаваемые в каждой религии (хотя и отводимые на более низкий уровень). С выработкой ценностных, смысловых и познавательных характеристик этой деятельности и связана светская культура.

Большое значение сохраняет методика культурологического и социологического анализа принципов религиозного спасения,

* См.: Аверинцев С. Спасение // Философская энциклопедия. - М., 1970. - Т. 5. - С. 107.

которая была разработана М. Вебером на материале христианства (его протестантской ветви) и восточных религий — индуизма, буддизма, конфуцианства. Эта методика оказала огромное воз-действие на исследование проблем связи экономических и духовных факторов в процессах

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 186 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 187 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

модернизации освободившихся стран.

Спасение раскрывается М. Вебером как систематизированное практическое поведение верующего, направленное на достижение конечной цели, определяемой через его отношение к Богу или же трансцендентному закону. В этом поведении верующий черпает конечное оправдание и смысл своего бытия.

Для всякого типа спасения нужна была как критическая, мироотвергающая сторона, так и позитивная ориентация. Спасение достигается лишь при постоянном сосредоточении человеческих сил и помыслов на избавлении от негативных элементов бытия и достижении поставленной цели, естественно существенной в религиозном отношении. Преодолевать приходится не только интерес к реальным, преходящим жизненным благам, но и сами естественные физические и психические функции — через пищевые ограничения, очищение, сексуальное воздержание, подавление негативных социальных чувств (своекорыстия, злобы, ненависти, зависти и т.д.). Физико-психическая тренировка сочетается с методическим регулированием мышления и поведения с целью внутреннего самосовершенствования, с внедрением запретов и предписаний как предпосылки спасения. Так, буддизм накладывает следующие запреты — физические (убийство, кража, плотские наслаждения), словесные (ложь, грубость, болтовня), психические (жадность, злоба, ненависть). Предписания включают праведные усилия, мысли и намерения, щедрость и жертвенность, чувство долга, нравственную стойкость, терпеливость и т.д.

В идеале перестройке должна подвергнуться вся жизнь верующего, хотя на деле это достигалось в той или иной степени лишь в рамках монашеских организаций и орденов, в то время как остальное население лишь спорадически включалось в собственно религиозные формы деятельности, прежде всего при выполнении ритуалов. Тем не менее широкое и массированное внедрение различных форм религиозной регуляции в обществе оказывало воздействие на всю систему его духовной жизни.

Моральное совершенствование представало не только как предпосылка, но и как важный тип продвижения по пути к спасению, следуя которым человек может как внутренне испытать все большее приближение к требуемому образцу, так и приобретать все больший социальный престиж, превращаясь в пример для подражания, объект поклонения и почитания. Каждая религия

вырабатывала обширные градации святости, отвечающей ее конечным ценностям. Существуют многочисленные описания моральных достоинств человека, не только вызывающие почитание окружающих, но и диктуемые ему высшей необходимостью.

Ритуализм занимал важное место среди средств спасения уже благодаря тому, что в нем воздвигается детально разработанная и устойчиво передаваемая система действий, противопоставленная миру обыденности. В совершенном порядке ритуала преодолевается хаотичность мира, отстраняются, лишаются смысла, предстают преходящими обыденные события. Через ритуал человек приобретает чувство связи с сакральными смыслами и отношениями, лишенными прямого утилитарного значения. Хотя и непоследовательно, в ритуале устраняются мотивы магического воздействия на мир с целью улучшения земного благосостояния человека. Косвенным образом они должны принести индивиду конечное благо, в том числе и благоденствие в этом мире, через включение в безличный трансцендентный механизм. Хорошо известным социальным последствием такой формы спасения являются отрыв сакральной сферы от социальной и обременительная формализация духовной деятельности.

Вера обычно определяется как мировоззренческое и психологическое принятие основных положений данной религиозной системы, в той или иной степени противопоставленное неверию. Вопреки встречающимся суждениям она отнюдь не предстает как слепая убежденность, а соединена с теми или иными знаниями. Обычно это знания о тех умозрительных сущностях и принципах, которые сформированы в лоне данной религии и которые внедряются высшей системой религиозного образования и пропаганды в качестве истины. Вера предполагает не только убеждение в истинности предписанных религией принципов и сверхсущностных закономерностей, но и решимость придерживаться этих предписаний как гарантии спасения — вопреки всем сомнениям и искушениям. Слова «вера» и «верность», а также «верующий» и «верный», как правило, совпадают в языках теистических религий.

В каждой религии возникали и эмоционально насыщенные варианты веры и служения Богу. В противовес рассудочным крайностям ведантизма — древнеиндийского философско-религиозного учения — в индуизме получило сильное развитие любовное благочестие бхакти, связанное с поклонением богу Кришне и получившее широкое распространение в средние века и новейшее время.

Выполнение долга. На высоком уровне морального совершенствования человек руководствуется в своей деятельности прин-

ципом долга, понимая его как выполнение находящейся вовне необходимости, сформированной

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 187 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 188 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

общественными устремлениями, сверхзаконом, имеющим надсоциальное происхождение.

Среди тех различных смыслов, которые имеет индуистская дхарма — закон, моральный правопорядок, добродетель, — отчетливо звучит признание долга как важнейшего предписания всем кастам (джати-дхарма) и каждому индивиду (свадхарма), В «Бхагавадгите» основательно развито положение о выполнении долга через действие, лишенное практического интереса и даже без надежды на успех, которое направлено на достижение стоящих вне человека целей, т.е. служение Богу. Бог здесь выступает как персонификация того высшего закона, на котором зиждется ми-роздание. Индуистское толкование дхармы допускало большое разнообразие — в соответствии с кастовой этикой. Последовательно разработанные в «Дхармашастрах», эти предписания создавали сложную систему социальных ролей.

Речь идет прежде всего о духовном оправдании с социальной точки зрения значимых поступков, через которые человек приобретает уверенность в соответствии своей деятельности божественным предписаниям или высшему закону. Долг предполагает большую степень интериоризации смысла деятельности и принятие на себя ответственности личностью, независимо от расположения окружающих или уважения своей общины, от законов, установленных обществом, и от велений власти — политической или духовной. Поэтому выполнение долга связано с опасностью расхождения в поступках или мнениях с установленными земными силами порядками.

Как в исламе, так и в конфуцианстве существовало развитое учение о долге в сфере управления. Непреложностью долга даже допускалась возможность услужения «грязным людям» — узурпаторам и мятежникам, так как и при этом можно сохранять верность основным принципам. Вместе с тем высокое понимание своей личной миссии помогало праведным конфуцианцам выступать против злоупотреблений властей и выстаивать против гонений. Как во всяком религиозном культе, тот, кто стойко придерживался принципов священного долга вопреки всем превратностям судьбы, получал длительное почитание в последующей истории.

Институциональное спасение. Не индивидуальные усилия и не сектантские учения получали в конечном счете преимущественное признание в сложившихся религиях как средство спасения. Таким средством, обеспечивающим массовое спасение, была цер-

ковь как учреждение, основанное Богом или пророком и обладающее институциональной благодатью. При всех различиях между церковными институтами разных религий им присуща установка на общее спасение всех верующих, что и выражается в следующих принципах:

1. Спасение дает сама принадлежность к учреждению, обладающему правом давать благодать.

2. Действенность дарования благодати — следствие не харизматических качеств священнослужителя, а возложенного на него

сана.

3. Личные религиозные качества нуждающегося в спасении за религиозными рамками безразличны для священнослужителя (покаявшийся разбойник спасен), но религиозные заслуги выстраиваются в иерархию степеней достоинства («изыдте, оглашенные!»).

Омассовление принципов спасения способствовало подключению к религии широких масс, утверждению усредненных массовых образцов. Религиозная организация делает спасение доступным в той или иной степени всем верующим, хотя и в отдаленной перспективе. Она, с одной стороны, поднимает массовый уровень приобщения к благодати, с другой — перераспределяет заслуги более продвинутых, использует их вклад в общую духовную сокровищницу и материальный фонд для содействия остальным. Возникают обоюдные отношения: религиозный институт содействует продвижению к конечным целям верующих, не способных собственными силами достичь спасения, в ответ на что миряне оказывали всевозможную поддержку церкви.

В буддизме тхеравады, распространенном в Юго-Восточной Азии, сформирована двойная система институционального спасения: одна для монастырского населения (сангхи), другая — для светского. Члены сангхи, составляющие около 10% активной части мужского населения, достигают спасения через отрешение от мира, от собственных социальных связей, от имущественных интересов и семейных привязанностей во имя индивидуального совершенствования и накопления благодати, которая затем распространяется на мирян. Миряне, со своей стороны, способствуют улучшению своей кармы через систему больших и малых заслуг, оцениваемых прежде всего в зависимости от вклада в содержание сангхи: постройку культовых сооружений, организацию праздников, дарение недвижимого и движимого имущества на религиозные цели и т.д.

Секта как сепаратный путь спасения. Различного рода течения, возникающие на протяжении веков в рамках каждой из ре-

лигий, имели разное содержание и цели. Хорошо исследована проблематика социального и политического протеста, вылившегося в религиозные и политические течения и сектантскую дея-тельность. С политической точки зрения большинство таких движений оказались преходящими. Они

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 188 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 189 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

подвергались разгрому или же «выдыхались» при столкновении с реальными порядками. Структура мировых религий в их сложившемся виде была сложной, вмещая в себя на правах малой традиции и некоторые гетерогенные варианты. Но в целом выживали все же те течения, которые утверждали особый тип религиозного спасения, предназначенный не всем последователям данной религии, а ее ограниченной части.

Духовную роль сект можно определить как прокладывание сепаратных путей к реализации «нормативных» религиозных задач или же создание особых задач, не разделяемых основной массой верующих. В социологическом плане секта обычно определяется по отношению к церкви и, соответственно, охватывает ограниченный контингент верующих, связанный совместной деятельностью по достижению особого вида спасения. Этим они отличаются от церкви как всеобщей организации, критерии доступа в которую наименьшие. К церкви причисляются все, кто выполняет ритуалы, следует предписанным нормам или же просто считает себя верующим. Секта неизменно предъявляет к своим членам больше требований, чем ортодоксальная религия — хотя бы уже в силу того обстоятельства, что сепаратное существование требует дополнительной активности. Но сущность секты состояла прежде всего в обеспечении особого варианта спасения, представлявшегося ее членам более эффективным, чем общепринятые. Религии отличаются друг от друга как по духовной, так и по организационной структуре. Поэтому приходится отказываться от использования самих терминов «ереси» и «секты», имеющих негативное значение, или же особо подчеркнуть их методологическую нейтральность. Более приемлемыми при рассмотрении таких явлений оказались понятия «гетеродоксия» и «диссидентство».

Различия в социальных, политических и культурных факторах находили выражение в плюрализме духовных целей, перемещаясь из собственно религиозной в секулярную сферу. Степень этих различий и отношение к ним зависели прежде всего от двух факторов: структурных особенностей религии и ее состояния в общей динамике.

Принято выделять следующие типы конфессиональных течений, которые могут находиться в активном несогласии между собой:

1. Внутреннее преобразование человека при помощи системы психофизической тренировки, дополняемой социальной деятельностью. Мир — пагубная среда, и человек обычно подвержен этой пагубе. Но после психологической перестройки он может противостоять внешнему злу и найти новые формы общения с окружающими.

2. Уничтожение существующих социальных порядков во имя спасения человека, чтобы вместо них утвердить новое справедливое общество. Осуществление высшего замысла обычно ожидается от его сверхъестественных носителей — спасителей страдающего человечества (Будда Майтрейя, скрытый имам). В активных течениях требовалось участие его членов в утверждении новых порядков, которые, как предполагалось, наступят после такого переворота очень скоро (крайние шииты).

3. Течения, отвергающие мир и вместе с тем отрекающиеся от его изменения. Спасение возможно лишь через максимальное поддержание святости в ограниченных группах, изолирующих себя

от общества.

4. Течения, ориентированные на приспосабливание к этому миру через улучшение отношений между людьми, на целесообразную деятельность в миру с целью достижения мирских целей — богатства, здоровья, успеха, счастья, многодетности и престижа. В ряде отношений эти течения сохраняли родство с теми ориентациями, которые вырабатывались на доцивилизованных уровнях духовного производства. В новой среде эти течения обретали возможности использования достижений развитого и дифференцированного общества.

5. Реформистские течения, направленные на изменения принятых форм ритуальной практики и церковных предписаний с целью постепенного улучшения положения последователей данного течения, а затем, может быть, и более широкого круга верующих.

6. Течения, нацеленные на радикальную перестройку социальных отношений в ограниченных пределах локальной общины, построенной на принципах солидарности, при активном участии верующих в создании таких отношений. Реальное достижение нередко выражалось в миграции «избранной» группы на другие территории для построения там иного общества, что требовало вы-работки особых средств регуляции сектой.

Нужно проводить различия между течениями, в которых выражались тенденции к большей дифференциации духовной и социальной жизни, и теми эгалитаристскими и утопическими дви-жениями, в которых сказывалось состояние крестьянских масс,

подвергавшихся дестабилизации в результате появления новых укладов жизни и выступавших с требованиями возвращения к «естественной» простоте и справедливости.

Ограничение и устранение разнородных сектантских течений проводилось обычно соединенными

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 189 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 190 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

усилиями государства и духовного института. Если первое брало на себя прежде всего командные и насильственные методы, то второй предварял — или же завершал — эту работу идейным разгромом диссидентов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.