Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изучение пола: движения плеча






Лягте на живот и отведите колено правой ноги вправо. В эту же сторону поверните и голову. Ваша левая рука лежит вдоль тела, ладонью вверх. Правая рука находится около лица. Теперь спокойно представьте себе, как вы будете медленно передвигать правую руку, не поднимая с пола, немного правее и затем немного левее. Осознайте, что для вас это простое движение. Теперь передвиньте правую руку чуть вверх. Это сложнее? «Вверх» означает в направлении головы.

Теперь правой рукой изучите пол — плавно, маленькими движениями, вверх, вниз, вправо, влево. Точно определите, в каком направлении ваша рука двигается с большей легкостью. Не стремитесь настолько углубляться в исследование, чтобы достать до Африки. Не прилагая усилий, делайте только небольшие движения, самые маленькие, которые только можно ощутить, как будто их и вовсе нет. Важно найти эти различия. В какую сторону двигаться легче — вправо, влево, вверх или вниз? Вы обнаружите, что движения в каком-то направлении затруднены и помеху можно устранить, лишь что-то сделав с локтем.

Теперь определите, какое положение и направление представляют наибольшую трудность. Попытайтесь узнать, как можно помочь себе локтем. Некоторые из вас уже сделали это самопроизвольно, т. к. все, чему я учу, находится в согласии с нервной системой. Поэтому есть люди, которые все будут делать правильно с самого начала, до того, как я что-либо расскажу. И ошибка их заключается в том, что они правильно выполняют задание. Что вы об этом думаете? О какой я говорю стороне, когда прошу вас поднять локоть или помочь себе локтем что-то сделать? Многие уже сделали правильную ошибку, а некоторые неправильную. Как вы можете поднять локоть, чтобы не пошевелить другим плечом, головой и тазом? Не поднимайте его и двигайтесь медленнее, чтобы можно было подготовиться к действию, совершая в себе коренные преобразования. Если вы поторопитесь, то у вас ничего не выйдет. Научение должно идти настолько медленно, чтобы в структуре каждого сформировалась деятельность. Когда вы хорошо организованы, то можете двигаться быстро. И тогда мы сможем двигаться так быстро, как мы это делали сегодня, вставая винтовым движением. Если вы помните, я просил вас двигаться быстрее для того, чтобы показать, что это неправильно, что этим мы приносим себе только вред. Когда при усвоении нового выбора мы вьшолняем слишком торопливые движения, то повреждаем суставы, нарушаются наши умственные способности, дыхание, и становится невозможным добиться поставленной цели. Теперь оставьте, пожалуйста, руку там, где она есть, и оторвите от пола правый локоть. Ваша рука должна согнуться и остаться на полу.

Теперь поднимите локоть, и вы увидите, что он не захочет сдвинуться с места до тех пор, пока вы куда-нибудь удобно не пристроите руку. Если же вы поспешите, то не заметите, что на самом деле произошло с лопаткой и ключицей, и подумаете, что сделали движение одним локтем. Продолжайте перемещать руку сообразно восходящим и нисходящим движениям локтя. Локоть не может двигаться отдельно от ключицы. Это должно стать для вас осознанным, а не автоматическим действием. Поднимите локоть на максимальную высоту и остановитесь, когда движение обретет другие свойства. Вы обнаружите, что качество движения в запястье, кисти, плече и, следовательно, в ключице ухудшается. Если вам трудно двигать плечом, пододвиньте его к правому уху. Затем медленно начните перемещаться, не торопясь, чтобы можно было двигать и головой.

Чем торопливее вы действуете, тем меньше необходимых вам изменений вы достигнете. Выясните, в каком положении вам становится труднее двигать локтем. Когда разберетесь, прекратите движение.

Если бы когда-нибудь вам два с половиной часа пришлось играть смычком на скрипке или на виолончели, то вы бы поняли, насколько руке необходимы движения. Вы когда-нибудь видели, как девяностолетний Казальс1 играет на виолончели? Вы обратили внимание на движение его кисти? Вы не поймете этого, если будете выполнять движение слишком быстро. Казальс же сам до этого додумался. Теперь очень медленно поднимите локоть до того места, в котором движение затрудняется. Держа локоть на этом уровне и не меняя его положения, попытайтесь оторвать запястье от пола. Сперва поднимите самую нижнюю его часть, а затем пальцы. Вы увидите, как много в руке скопилось бесполезного напряжения, которое мешает вашему плечу двигаться. Сделайте несколько движений запястьем и рукой, затем, поворачивая руку, поднимите большой палец таким образом, чтобы опереться на мизинец, и верните обратно. Продолжая движение, обратите внимание на свои ощу-

Пабло Казальс, 1876—1973, испанский виолончелист, дирижер, композитор. Один из самых ярких виолончелистов-виртуозов XX века. щения в правой и в левой ногах и в левом плече. Далее оставьте локоть на полу и правой рукой исследуйте ту же область, что и раньше. Решите для себя, насколько вы теперь осмелитесь добраться до Нигерии, до водопада Виктория и до всех прочих мест, куда вы раньше переместиться не могли. Это удивительное знание.

Теперь остановитесь в том или ином месте, где вы чувствуете, что ваше движение меняет свойства. В этой позиции подвигайте локтем чуть вправо и чуть влево; теперь посмотрите, как вы делаете эти движения? Скорее всего, вы не можете поднять локоть, не двигая при этом плечом. Обратите внимание на то, что происходит с другим плечом. Теперь узнайте, можете ли вы поводить рукой, чтобы исследовать пол рядом со лбом, двигая при этом, разумеется, всем, чем необходимо. Запомните характер этого движения и остановитесь, когда оно начнет меняться. Вы должны стремиться исследовать пол вокруг головы. Что вам нужно сделать с локтем и плечом, чтобы усовершенствовать это движение? Попытайтесь рукой постепенно приблизиться к правой стороне головы и к уху, но держать ее выше. Потрогайте голову, но не сверху, а ведя рукой по полу вокруг нее, пока не дотронетесь до теменной области справа. Теменная область — это область от виска до уха в наивысшей точке головы. Перенося туда руку, посмотрите, что нужно сделать с локтем, чтобы, как и раньше, правильно выполнить движение. Затем пальцами правой руки плавно проведите возле правого уха, за ухом и по затылку. Двигайтесь вдоль шеи и расположите локоть так, как до сих пор еще не делали. Каким образом вы проведете рукой вниз вдоль шеи и между лопаток?

Вы должны быть в состоянии двигать плечом вместе с локтем, иначе вы никогда не дотянетесь туда рукой. Сейчас вы убедитесь в том, что нужно будет поднять локоть на высоту головы и даже выше. Пальцы вы можете опускать к спине, пока не дотронетесь до шеи или до позвонка между плечами. Продолжая движение, обратите внимание на то, что, когда ваш локоть поднимается, какая-то часть вашего тела становится мягче и оказывается прижатой к полу. Если этого не произойдет, вы почувствуете боль в плече, в шее или где-нибудь еще. Теперь остановитесь и вернитесь в исходную позицию.

Изучите, пожалуйста, правой рукой пол еще раз и найдите его новые участки, до которых вы можете достать рукой с большой легкостью. Обратите внимание на места, которые вы теперь можете охватить и до которых раньше вы даже не помышляли дотянуться. Теперь проверьте, можете ли вы также двигаться вправо, не вытягивая туда руки. Ведите рукой по полу с правой стороны по направлению к себе и определите, как вам нужно расположить локоть и плечо, чтобы рукой дотронуться до груди. Дотроньтесь до груди, рядом или под ней, в области нижних ребер, — там, где вам на самом деле удобно. Как сделать так, чтобы было удобно? Исследуйте, пожалуйста, грудную клетку от нижних ребер вверх до тех пор, пока вы без усилий, сохраняя те же свойства движения, можете это делать, и определите, в какой точке меняется движение. Дотроньтесь до груди, но только не спереди. Не отрывайте ее от пола. Ваша кисть никогда не попадет под мышку. Вот сейчас, не успел я об этом сказать, кое-кто тут же попытался забраться в подмышечную впадину. Такие люди, конечно, молодчаги, но уже в печенках сидят и у себя, и у других. Теперь медленно проведите рукой вдоль груди. Когда вы приблизитесь к месту, до которого уже трудно достать, разверните, пожалуйста, пальцы внутрь, чтобы касаться груди ногтями и тыльной стороной руки. [Некоторые члены группы не следуют этой инструкции.]

Если бы мы не общались при помощи языка, то вы бы ничему не смогли как следует научиться. Вам все еще нужен кнут. Итак, раз вам нужен кнут, а у меня нет ни времени, ни самого кнута, чтобы выпороть вас, можете вы просто на секунду взглянуть на меня? Для людей, которые не могут учиться, пример того, как надо действовать, можно показать лишь одним-единственным способом. Смотрите. Я обвожу рукой вокруг груди, но продолжить движение не могу. Тогда я поворачиваю руку так, что пальцы тыльной стороной и ногти касаются моей груди. Далее я обнаруживаю, что могу продвинуться туда, куда раньше не мог, и это — все, что я вас просил сделать. Продолжайте, пока не почувствуете, что больше не можете двигаться в ту сторону, не ломайте спину. Вам нужно меняться, иначе вы никогда не достанете рукой туда, куда можете достать. Но, чтобы измениться, вы должны понять, что если вы последуете моему совету, хотите вы этого или нет, но ваше плечо изменит положение, а грудная клетка начнет двигаться. Одна женщина так сделала и сразу же угодила под мышку, и все, кто не будет следовать инструкциям, доведут себя до полного изнеможения, но до сути не дойдут.

[Мойше показывает движение: помещает кисть под мышку в том месте, где это сделать уже трудно, и поворачивает голову.] Это легко, нужно просто перейти в то место, где движение затруднено, — для меня это здесь. Далее, смотрите, что я делаю. Повернитесь, посмотрите, что происходит с запястьем, грудью и плечами. А посмотрев, вы скажете: «Странно, почему же раньше мне было сложно это сделать? Это совсем нетрудно, просто у меня негибкий ум». Итак, это мой пример. Повторите вы сейчас за мной движение и ничего не выучите. Медленно двигайтесь вдоль груди до любой точки, в которой вам становится труднее это делать. Выполните движение, подобное тому, что делал я, но медленно. Не двигайтесь налево или направо — только нужное нам движение и обратно. Вы обнаружите поразительную вещь, что, когда вы делаете три движения с одного и того же места, ваша рука действует так, как раньше не могла. Далее перемещайтесь вдоль груди, доставая рукой туда, куда вы с легкостью можете достать, и затем покрутите запястьем, чтобы перейти к точкам, представляющим уже большую сложность. Вы обнаружите, что обрели поразительную способность распространяться на те места, о которых ранее не могли и помыслить.

Теперь обратите внимание на то, что происходит с вашими плечами, положите руку на пол, исследуйте его и определите, чем это движение отличается от предыдущего. Затем дотроньтесь ладонью до нижней части малых ребер. Одновременно поверните запястье так, чтобы ногти скользили по спине, и затем проверьте, сможете ли вы, касаясь нижних ребер тыльной стороной кисти, медленно и аккуратно, маленькими I

движениями направить руку вверх по позвоночнику к голове. Если у вас не получится, тогда переверните запястье и кончиками пальцев прикоснитесь к позвоночнику. Здесь пошевелите запястьем и верните руку на прежнее место, запястье отведите от спины и обратно двигайтесь им одним. Затем, сжав руку, оторвите от спины пальцы и снова дотроньтесь до нее, затем отстраните запястье и сделайте так три-четыре раза. Обратите внимание на то, что если сейчас вы прилагаете невероятные усилия, то они тщетны. Посмотрите, можете ли вы опустить локоть и развернуть пальцы ногтями к спине. Если нужно, поверните голову влево. Теперь проведите рукой по левой стороне спины и проверьте, сможете ли вы повернуть пальцы к голове — совсем чуть-чуть, и так же обратно. Теперь определите, что вам необходимо сделать локтем, лопаткой и грудью, чтобы тыльной стороной пальцев и рук переместиться вдоль малых ребер, расположенных слева. Двигайтесь влево и наверх, в направлении пальцев до тех пор, пока это не составляет для вас никакого труда. Далее сожмите руку в кулак и затем, опираясь на суставы пальцев, поднимите запястье. Оставайтесь в том же положении и обратите внимание на то, что верхняя часть правого плеча поднимается до носа и обратно. Разожмите руку и ее тыльной стороной исследуйте левую часть груди. Теперь вы можете охватить места, которые не могли достать раньше, и даже можете направить пальцы вдоль позвоночника к шее. Посмотрите, что происходит с плечами и с локтем. Снова опустите руку к руке, которая покоится на полу перед вами. Внимательно исследуйте пол и найдите места, которые раньше лежали вне вашей досягаемости и которые теперь находятся в ее пределах. Места, которые теперь легко и просто объять. Проследите за качеством движения, отметив для себя одну удивительную вещь: раз вы можете двигаться дальше и лучше, вверх и вниз и любым, каким угодно способом, попробуйте дотронуться тыльной стороной руки до груди так, чтобы кончики пальцев были направлены под мышку, и вы внезапно обнаружите, что коль вы можете это сделать, то сможете поместить ладонь и у ребер, достав до подмышки кончиками пальцев. Прежде вы так двигаться не могли, поскольку ваш мозг не знал, как организовать родственные части тела на выполнение этого, и идеи, первыми приходящие вам на ум, не работали. Все, что вы могли сделать, — это растянуть или сломать что-нибудь. Теперь же для вас эти движения не представляют трудности.

Положите руку на пол за головой, как вы делали это раньше, и проведите ею над головой, позади нее и проследите за ее дальнейшим движением. Можете ли вы провести рукой между плечами? Может ли она с легкостью перемещаться от правой лопатки к левой? Кончики пальцев также двигаются направо и налево. Если продолжать касаться лопаток подобным образом, то локоть поднимется. Посмотрите, как лежит на позвоночнике ваша рука с направленными влево кончиками пальцев. Перенесите их направо от одной лопатки к другой. Ваши локти должны двигаться в противоположном направлении, иначе ничего не выйдет. Теперь проведите рукой от одной лопатки к другой, по всей вероятности от левой к правой, и разверните запястье так, чтобы кончики пальцев смотрели налево.

Если вы не можете пошевелить пальцами, то сожмите руку в кулак, запястье опустите ниже, а локоть поднимите выше, чтобы внутренней стороной запястья касаться тела. Затем поднимите запястье и выясните, какие два действия могут завершить движение кисти. Только лишь подумав об этом, вы уже выигрываете один или два дюйма. Теперь перенесите, пожалуйста, руку, находящуюся над головой, на пол, ладонь направьте вниз и выпрямите ее перед головой, тогда рука без усилий сможет двигаться ладонью вверх. Куда она будет двигаться? Не забирайтесь туда, где свойства движения меняются, однако, если такое все-таки произой дет, выясните, что вы можете сделать для того, чтобы движение стало прежним. Иначе говоря, почему вы не можете дотронуться до пола обратной стороной большого пальца? Вы поймете, что это зависит от того, какие движения вы делаете лопаткой и локтем. Подведите его ближе к себе, и большой палец легко ляжет на пол. Теперь двигайтесь вверх и определите, куда вам придется переместить плечо и голову, не поворачивая их в другую сторону. Что вам придется сделать со своим телом, чтобы суметь соприкоснуться с большим пальцем. Если бы вы могли произвести это движение, прилагая усилия, вы бы уже его сделали. Итак, положите руку ладонью вверх, пальцы подняты, ногти направлены в сторону головы, затем сделайте что-нибудь с другими частями своего тела. Ваша левая рука должна лежать позади вас, ладонью вверх. Расположите свою правую половину тела таким образом, чтобы вы без изменений могли выполнять восходящие движения. Избегайте напряжения и примите такую позу, чтобы его не возникало.

В большой группе всегда есть несколько человек, которые выполняют это с необычайной легкостью. Один из вас уже все сделал. Вы обнаружите, что до тех пор, пока нижняя часть лопатки будет «висеть в воздухе», у вас ничего не выйдет. Не ограничивайте своих движений, иначе вы блокируете ло патку. Впрочем, все прервитесь на минутку, кроме вас.

[Мойше выбирает одну из участниц, чтобы та продемонстрировала движения группе.] Занесите локоть назад и обратите внимание на то, что происходит с лопатками. Теперь выполните движение. Знаете, почему у остальных ничего не получилось? Посмотрите, что она делает лопаткой. Ее угол поднимается и зависает в воздухе; это приводит к тому, что опускается локоть.

Теперь лягте обратно на пол, затем сядьте. Скрестите ноги и обопритесь сзади на левую руку. Теперь обопритесь сзади на правую руку и определите, в чем разница между этими двумя движениями. Попробуйте еще раз. Посмотрите, что происходит с левым боком. Смотрите, голова и грудь не работают вместе с рукой. Теперь попробуйте с другой стороны, видите — развернуто все тело целиком, так, что движение дается легко. Снова попытайтесь его сделать с одной и с другой стороны и найдите отличия. Теперь лягте на спину. Посмотрите, как лежат правая лопатка и правая рука, и выясните, какие ощущения вы испытываете в области головы. Определите, какая нога и какой тазобедренный сустав лежат лучше, какая часть грудной клетки лучше соприкасается с полом, и, помня все, что мы делали раньше, передвиньте левую ногу влево и медленно придвиньте к ней правую ногу. Теперь осторожно пошевелите ногами, будто вам нужно поднять голову, как мы это делали утром, далее передвиньте ноги немного правее и затем немного левее. Теперь определите, в чем разница между движением вправо и движением влево. Проследите за тем, что происходит с правой стороной груди и с правым тазобедренным суставом, затем переместитесь вправо и обратно влево. Посмотрите, не стали ли ваши ноги смещаться вправо немного больше, чем раньше? Те, кому сложно это сделать, выполняйте движение маленькими шажочками в правую сторону и маленькими шажочками в левую. Обратите внимание на разницу в движениях груди, плеч, рук и шеи, позвоночника, грудины, ключиц и тазобедренных суставов. Пока вы заняты этим, любое напряжение, которое вы чувствуете, находится исключительно у вас в голове. Чтобы в короткое время добиться желаемой цели, вам нужно ослабить силу своего желания. Если вы сможете медленно выполнить движение, то обнаружите, что напряжение проходит.

Стремление сделать что-то в заданное время является той силой, которая препятствует многим и многим действиям и некоторым самым важным действиям. Занимаясь любовью, влюбленные не желают устанавливать для себя определенные сроки. По сути, не столь важно, если вы займетесь этим в другие полчаса, но, когда это загоняется в определенные временные рамки — сейчас или никогда, — возникают проблемы. Люди поступают так и в других сферах своей жизни, не только в интимной. Большинство ошибок совершается именно тогда, когда человек пытается действовать выше своих возможностей, а в результате чувствует себя неполноценным, не способным справиться с жизненными обстоятельствами и направляется к психиатру. Итак, давайте немного растянем время. Заставьте свои часы идти чуть медленнее, и вы увидите, как быстро налаживается жизнь, и вам станет жаль, что все часы не могут разом остановиться, хотя бы на несколько секунд. Теперь медленно встаньте, повернувшись в любую сторону, пройдитесь и ощутите каждую из сторон вашего лица. Какая из них напряжена и что вы чувствуете? Прогуляйтесь, проверьте ноги, тазобедренные суставы, грудную клетку. Повернитесь вокруг себя направо и налево, и вы увидите, что поворот в одну сторону настолько отличается от поворота в другую, что в это трудно поверить. Как такое может быть, что за всю свою жизнь вы ни разу не почувствовали такие различия? Видите ли, по правде говоря, мы все так устроены. Какие ощущения вы теперь испытываете в правой части лица и в какую сторону вам легче поворачивать голову?

Это и будет той стороной, которая подготовлена к движению. Теперь приведите в порядок мысли, чтобы по-доброму отнестись к себе, по крайней мере так же, как отношусь к вам я. Теперь изучите, проверьте, осмотрите себя и забудьте этот треклятый урок. Забудьте. Спасибо. (Аплодисменты.)

Урок четвертый ПОЛЗАНИЕ И ХОДЬБА

Пожалуйста, встаньте. Встав, положите на пол правую руку, где-нибудь перед собой. Многие, опуская руки на пол, слишком сильно или, наоборот, слишком слабо сгибают колени. Это не имеет значения, но некоторые стараются держать колени прямо, как будто есть такое правило, что, касаясь руками пола, нельзя сгибать колени. Оставайтесь на полусогнутых коленях и, чтобы дотронуться до пола рукой, подвигайте тазом направо и налево. Вы не сможете беспрепятственно выполнить это движение, пока что-нибудь не сделаете с коленями. Следите за тем, чтобы таз выполнял одинаковое количество движений в обе стороны, при этом одно колено сгибается, а другое выпрямляется. Однако если выпрямлены оба колена, движение направляется куда-то в другую сторону и становится совершенно иным. Держа правую руку на полу, переместите таз сначала немного вправо, затем немного влево. У большинства людей руки окажутся в подвешенном состоянии. Обратите внимание на то, что все вы смотрите вниз и никто не смотрит вверх. Медленно выпрямитесь и сдвиньтесь приблизительно на шаг или два. То же самое проделайте с левой рукой. Теперь встаньте во весь рост и еще раз сделайте один-два шага. Походите вокруг и снова положите обе руки на пол. Составьте вместе ступни и колени и затем переведите таз чуть правее и потом чуть левее. Касаясь ступней, дотрагивайтесь и до мысков. Остановитесь. Снова сделайте пару шагов. Вновь прикоснитесь к полу обеими руками и передвиньте левую ступню поближе к правой. Медленно поверните таз немного направо и затем немного налево. Разведите колени. Руки расположите на полу рядом и составьте ступни вместе. Затем очень медленно начните приседать и подниматься. Сгибаясь, не выпрямляйтесь в этот же заход. За раз делайте совсем немного. Теперь положите обе руки на пол, возьмитесь за правую ступню немного сзади, затем спереди, слева и справа. Оторвите от пола ступню и потом поставьте ее на прежнее место или туда, где вы чувствуете, что — ах, здесь гораздо удобнее. Выпрямитесь и снова медленно положите обе руки на пол. Теперь перенесите ступню немного вперед, затем назад, направо и потом налево и найдите положение, в котором она находится ни спереди, ни сзади, ни слева и ни справа, а там, где вы чувствуете, что можете опереться на нее всем своим весом и измениться. То же самое проделайте с правой рукой и снова, стоя на четырех конечностях, перемещайте ее вперед, назад, немного вправо и влево. Затем выберите для нее нейтральное положение, где она не находится ни спереди, ни сзади, ни справа и ни слева. Те же манипуляции проделайте левой рукой. Видите, на полу образовались четыре точки, которые могут служить отличительной чертой человека так же, как и отпечатки пальцев. Они остаются практически неизменными в течение всей жизни до тех пор, пока в организме не произойдут какие-либо существенные изменения. Итак, раз мы это прояснили, то теперь вы можете выполнять непривычные для вас движения, а некоторые и очень даже быстро.

Положите, пожалуйста, руки на пол, поднимите правую руку и левую ступню и поставьте их туда, где они наиболее легко и наилучшим образом будут вас поддерживать. Сделайте то же самое правой ступней и левой рукой. Выполняя эти движения, обратите внимание на свое дыхание, положение не меняйте. Дыхание сохраняйте поверхностное. Продолжайте действия еще некоторое время, чередуя диагонали. Обратите внимание на свою шею. Вы ее напрягаете? А взгляд становится неподвижным? Теперь достаточно.

Встаньте и немного пройдитесь, чтобы снять напряжение. Для большинства людей напряженность возникает в незнакомой ситуации. Чтобы у вас не возникло боли, мы будем делать частые переменки. Теперь снова медленно положите руки на пол. Поднимите, пожалуйста, правую руку и ступню. Ага, вам нужно переставить левую руку. Значит, ваша рука находилась не там, где надо. Если движение сделано верно, то в ситуации, подобной этой, вы должны быть в состоянии выполнить любое действие в любом направлении без предварительной перестройки. Теперь снова положите руки на пол и найдите способ, при котором вы по диагонали можете двигаться и направо, и налево. Поднимите правую руку и ступню. Вовсе не обязательно поднимать их высоко. А теперь левые ногу и руку. Обратите внимание, что возвращаетесь вы в другую позицию. Снова попробуйте диагональное движение. Все свои действия вы должны легко выполнять из той позы, в которой находитесь. Представьте, что сводите вместе ступни, и пространство между ними оказывается немного меньше, чем между руками. Попробуйте. Итак, расстояние между руками больше. Возможно, сейчас вам станет легче двигаться наискосок, а возможно, и нет. Теперь попробуйте поднять правые конечности и затем левые. Это движение, несомненно, проще, поскольку, чем шире вы расставляете ступни, тем больший поворот вы совершаете, чтобы перенести свой вес на другой бок. Если же ваши ноги расставлены слишком широко, то поднимать правую и левую стороны очень сложно. Итак, попытайтесь расставить ступни как можно шире, опустите руки на пол и поднимите правую руку и правую ногу. (Смех.) Видите, как это трудно? Да, это слишком широко. Сократите расстояние между ногами. Смотрите. Вы наблюдаете нечто очень забавное. Поняв один раз принцип, вы сможете уменьшать и увеличивать эту дистанцию, насколько захотите. Это и есть научение, когда у вас появляется свобода выбора. Отдохните и, как и раньше, немного пройдитесь.

Итак, снова вернитесь на пол, поставив руки и ноги не очень широко и не очень близко. Сейчас вам необходимо научиться еще кое-чему. Должны ли ваши ступни стоять в одном и том же направлении, параллельно друг другу? Мы этого не знаем. Насколько возможно, разверните обе ступни таким образом, чтобы пятки смотрели наружу. Теперь попытайтесь сделать одно из известных нам движений. (Смех.) Верните пятки внутрь и опять попытайтесь поднять правую руку и ногу и руку и ногу, расположенные по диагонали. Это явно слишком усложняет жизнь. Теперь снова выверните наружу пятки, приближаясь к пределу своих возмож- i ностей. Поднимите правую руку и правую! ступню или диагональ с правой ступней. Между этими двумя противоположными конечностями найдите наиболее удобное положение. Видите, так лучше. Ваши ступни не могут стоять параллельно. Они параллельны лишь при ходьбе, а не при стоянии. Если они будут параллельны во время стояния, то стоять вы будете косо. Немного подвигайтесь и, стоя на месте и не соприкасаясь ступнями, поставьте их параллельно. Видите? Когда вы ставите ступни параллельно, пальцы ног искривляются. Теперь, пожалуйста, поставьте обе руки на пол и подпрыгните, оторвав от пола ноги. Перемещайте ступни чуть ближе и дальше от рук, пока не найдете наиболее удобное положение. Продолжайте подскакивать и посмотрите, насколько расходятся ваши ступни, когда вы не заставляете их вставать параллельно.

Сделать вы можете все, вы даже можете вылущить глаз и отрезать язык. Если кто-нибудь будет говорить неправду, вы можете отрезать его язык, чтобы он больше не лгал. Это случалось в истории, и такое происходит в наши дни в любой из развивающихся стран, таких как Иран, Пакистан, Саудовская Аравия. Теперь снова положите, пожалуйста, руки на пол. Продвиньте их сильно вперед, затем переместите назад, ближе к ступням, и найдите положение, в котором вы поочередно сможете поднять обе руки и обе ноги. Вы должны поднимать руки так же легко, как и ноги. Проследите за тем, чтобы подъем ног происходил с той же скоростью, носил тот же характер и имел равное число подготовок. Иначе вы упустите цель нашего занятия. Немного пройдитесь и снова займите свое место. Обе руки положите на пол и посмотрите на четыре точки на полу. Держите в памяти их очертания. Попытайтесь медленно повернуться вокруг себя справа, чтобы движение не мешало дыханию, которое должно оставаться поверхностным. Вы увидите, что коленям и ступням нужно смотреть наружу, и другого способа правильно выполнить это движение нет. Встаньте, немного отдохните, сделайте несколько шагов и теперь начните двигаться вокруг себя в левую сторону. Обратите внимание, что вы передвигаете первым? Что потом? Как вы это делаете? Медленно, осторожно.

Прекратите, пожалуйста, движение, лягте на пол, немного отдохните и осознайте, чувствуете ли вы изменение? Перекатитесь направо и встаньте одним движением. Положите, пожалуйста, руки на пол и сделайте шаг назад. Следите за тем, как вы это делаете. Затем шагните вперед и вернитесь в исходное положение. Станьте на четвереньки, опираясь о пол руками и коленями. Теперь ползите вперед. Как вы это сделаете? Вы двигаетесь иначе, чем в позиции стоя. Види те? Это очень потешно. Теперь переместитесь назад. Посмотрите, это не то же самое, что вы делали, стоя на ногах, — это ползание наискосок. Теперь встаньте, опершись на руки и на ступни, и выясните, что значит идти назад. Вы делаете два движения — вправо и влево. Это означает, что существует два типа походки.

Шаг лошади отличается от движений кенгуру и других животных. Диагональное ползание — это большое достижение. Если дети учатся ползать таким способом, то они подготовлены к тому, чтобы встать на ноги. Снова станьте на четвереньки и ползите, как раньше. Рука и нога, находящиеся с одной стороны, должны ступать одновременно, иначе движение меняется.

Вы когда-нибудь задумывались о том, как крокодил, у которого голова и шея длиной 3 фута, выходит из воды, идет и видит перед собой устойчивую картину? Можете себе представить, как бы он шагал вразвалку со своей длинной шеей? Голова моталась бы из стороны в сторону, и он не смог бы ни найти пищу, ни узнать, есть ли поблизости враг. Удивительно, что все живые существа держат голову, глаза и уши в направлении еды, корма, опасности, в то время как тело совершает необходимые для защиты или нападения действия. Это — основа организации нервной системы. Если мы не можем так действовать, то чувствуем, что осанка у нас плохая и дыхание слабое.

И не имеет значения, сколько мы практиковались в дыхательных упражнениях. Некоторые духовные учения отчасти похожи на то, чему учимся мы. Однако они не предусматривают того, что вы не можете постичь какой-либо принцип таким, каким он представляется остальным. Поэтому люди проводят жизнь в поиске ощущений, которые нам даются за один урок. В результате улучшается работа нервной системы. Прежде бездействующие части тела начинают работать, а когда их функция завершается, другой, более чувствительный орган набирает силу, достаточную для того, чтобы взять эту функцию на себя и выполнить. В самом начале жизни разные отделы мозга облегчают ходьбу, не разделяя движений правых и левых конечностей и не производя дифференциации между рукой и ногой. До определенного возраста ребенок при ходьбе не может совершать диагональные движения руками и ногами, потому что отделы мозга, отвечающие за подобное передвижение, еще не раз-t виты. "

У некоторых людей такая недифференцированная походка остается на всю жизнь. Так почему же во время ходьбы люди размахивают руками? Встаньте, пройдитесь и посмотрите, какая рука и нога работают вмес те. Вы обнаружите, что не осознаете этого. Видите, что происходит? Это тот же пример, что и с крестообразным диагональным пол-заньем, подобным крокодильему, когда голова может оставаться посредине, а хвост работает для сохранения равновесия. Чтобы мы могли повернуть голову, куда пожелаем, таз двигается вместе с нами. А теперь смотрите: можете ли вы, стоя на месте, определить, что движение не совсем диагонально? Что раньше начинает двигаться — рука или нога? Вы обнаружите, что если одновременно будете передвигать руку и ногу, то ваша походка станет похожа на маршировку солдат германской армии и русской армии, выпрямляющих ноги и громко топающих. И неважно, коммунист ты или фашист, — ты такой же болван. (Смех.)

Чтобы понять важность того, чему мы учимся, положите правую руку на правую ногу и продолжайте двигаться вперед. Чем еще вам приходится двигать, когда руки и ноги перемещаются одновременно? Видите, насколько разворачивается таз? Положите руки на бедра и пройдитесь. Эта походка подобна первому примитивному ползанию. Есть люди, которые ходят именно так. Некоторые вертят не задом, а плечами. Сделайте так, попробуйте двигать плечами вместо таза. Кроме того, вам нужно шевелить головой. Теперь идите вперед, работая только тазом и сосредоточив взгляд на какой-нибудь точке в окне. Вы обнаружите, что двигать приходится и тазом, и плечами. И легкое покачивание рук позволяет поддерживать голову в направлении окна. Но не это главное. Важно то, что для некоторых из присутствующих были свойственны такие телодвижения (как мне утром сказала одна женщина) по крайней мере лет десять, а они и не предполагали, что двигались таким образом. Только зная, что ты делаешь, можно сделать то, что хочешь. А теперь просто пройдитесь и проследите, что вы делаете руками. Движение диагонально. Теперь передвигайтесь так, чтобы, когда правая нога находится впереди, левая рука находилась сзади. Обратите внимание, что когда вы очень сильно размахиваете руками, то начинаете, как солдат, топать ногами. Это происходит оттого, что вы не можете повернуть таз, но хотите держать голову так, чтобы смотреть можно было в любую сторону. Продолжайте размахивать руками до горизонтального положения, и вы увидите, что вам вовсе не нужно двигать тазом. Некоторые полагают, что это выглядит изящно. (Смех.) Нет ничего хорошего в том, что вы сгибаете колени. Тогда вы не фашист, не коммунист. Нога должна быть прямой, а ступня производить топот.

Встаньте, опершись на ноги и на руки. Обратите внимание, что, раз есть четыре точки опоры, есть и четыре линии: линия, соединяющая руки, линия, соединяющая ноги, и две линии, соединяющие руки с ногами. Находясь в таком положении, оторвите правую ступню от пола и согните правую ногу в колене, дабы развернуть таз так, чтобы сесть, повернувшись в правую сторону. Ваше колено пересекает линию между левой ногой и левой рукой. Теперь попробуйте выполнить это движение таким образом: стоя на ногах и на руках, согните правую ногу, поднимите ступню и затем разверните колено так, чтобы пересечь им линию между левой ногой и левой рукой, и затем сядьте, но уже повернувшись в левую сторону.

Нам это трудно сделать, потому что мы не знаем, что, собственно, мы делаем, но на самом деле это несложно. Словами это трудно выразить. Теперь осторожно посмотрите, что происходит. Осознайте это и некоторое время оставайтесь в покое. Если вы никак не можете понять, то посмотрите на других, и вы увидите, что если вы полностью не положите правое бедро и колено на пол, то ваши движения будут скованны и вы не сможете опустить на пол таз. Таз совершает непрерывное, простое дугообразное движение. Ваш таз — это электростанция, но чем он может быть вам полезен, если произошла путаница в проводах? Сделайте движение простым, легким и удобным, чтобы его выполнение совсем не отнимало времени. Даже если вы упадете, дыхание останется прежним. Медленно. Вот так, хорошо.

Почему бы вам не сделать несколько шагов и не посмотреть, как изменилась ваша походка теперь? Мы выполнили всего несколько движений. Можете ли вы найти какие-нибудь различия в движениях правой и левой ноги и таза? Лягте на спину и обратите внимание на то, какая часть тела, какой тазобедренный сустав и какая сторона таза лучше соприкасаются с полом. Те части вашего тела, которые располагаются наиболее близко к полу, — и есть места, которые прекратили выполнять бесполезную работу. Перекатитесь на другой бок, встаньте, снова опершись на руки и на ноги, и представьте себе, как те же движения выполняете левой ногой. Продумайте все движение целиком, чтобы, когда вы будете его выполнять, оно было таким же совершенным, как и в ваших мыслях. Все ошибки вы уже сделали, работая с правой половиной тела, осознали их, а раз вы знаете, что делаете, то должны и слева суметь осуществить то, что хотите. Если же вы ошибетесь, это не будет катастрофой. Всю свою жизнь мы совершаем ошибки, тем не менее это тоже своего рода познание. Итак, обдумайте свои действия и затем попробуйте выполнить движение. Вы увидите, что движения, которые вы сперва продума ли, сразу же легче и удобнее делать, чем те, которые вы выполняли, когда только учились этому.

Теперь встаньте, пожалуйста, на руки и на ноги, как раньше, затем обдумайте движения, поочередно с правой и с левой стороны, и повторите их. Осторожно встаньте и подумайте, каким образом вы можете усилить и совместить это движение с движением с левой стороны, чтобы оно стало плавным и непрерывным, без проваливания внутрь или прыганья. Посмотрите, что происходит с тазом, и обратите внимание на то, что ваша голова остается практически в середине. Если вы сделаете движение слишком быстро, то обнаружите, что точно в центре голова окажется позже. Есть очень смешные, мельчайшие различия, создающие огромную разницу, которую люди не осознают. Продолжайте наблюдать за собственным движением и посмотрите, что происходит с тазом, когда вы отрываете ступню от пола. Теперь не поднимайте ступню и посмотрите, что происходит в этом случае. Если вы не отрываете ступню от пола, то эта маленькая деталь порождает огромную разницу. Выясните, какую именно. Если вы не поднимаете ступню, то одному Богу известно, куда собирается присесть ваш зад. На самом деле в трех футах от того места, куда должен бы. Видите, как по-разному реагируют все мышцы в разных ситуациях. Некоторые из вас все еще не могут найти различия. Поднимите ступню и посмотрите, как таз приземляется между руками почти в том же самом месте. Лягте на спину и отдохните.

Где, по вашему мнению, зарождается дыхание? Какая часть тела начинает движение первой при поступлении воздуха и какая лишь впоследствии постепенно присоединяется к ней? Вы обнаружите, что та часть тела, которая первой приступает к движению при вдохе, первая начинает действовать и при выдохе.

Снова, пожалуйста, обопритесь на руки и на ноги и обратите внимание на то, что когда вы, поднимая ногу, садитесь в правую сторону, то левая рука вам не нужна. Итак, сделайте это движение, подняв левую руку, вернитесь обратно и затем, когда вы минуете середину, поднимите правую руку. Запомните, что если вы будете очень сильно выдвигать таз, перенося его из стороны в сторону, то не сможете выполнить это движение так, как его делаем мы. Обратите внимание на то, что таз собирается остановиться как раз между руками, точно в том месте, где находятся ваши ступни, когда стоят на полу. По сути, если от половых органов вы проведете вниз вертикальную линию, то она точно попадет туда, где при приседании оказывается задний проход. Легким движением смените ноги. Теперь можно поменять их местами, слегка подпрыгнув. Сделайте один прыжок и уберите руку.

Тот, кто чувствует усталость, пусть положит руки на пол в своем воображении. Если вы хорошенько продумаете свои действия, то с успехом сможете выполнять более пятидесяти движений. Просто думайте и ничего не делайте. Затем поднимите левую руку и представьте, будто кладете ее обратно; одновременно поднимите таз и смените руку. [Мойше обращается к кому-то из группы.] Нет, вы не додумали до конца — ваш мыслительный процесс был прерван сбившимся дыханием, и мысль не была завершена. Следует тщательно продумать все действие целиком и каждую его деталь, и не страшно, если это займет у вас минуту. В следующий раз вы сделаете это за десять секунд, потом за одну десятую секунды, а затем вы сможете выполнять его, и вовсе не испытывая усталости. Выберите для себя одну из правильных поз для размышления, чтобы напомнить весь принцип действия той зоне коры головного мозга, которая отвечает за мыслительные процессы. Теперь начните как можно чаще подпрыгивать, но без спешки и замешательства. Почти все вы напряжены и слишком торопитесь. Встаньте, как стояли вначале, опустив руки на пол. Отметьте, что вы чувствуете, поднимая правую ногу и правую руку, и попробуйте поднять диагонально расположенные правую руку и левую ногу. Движения выполняйте обеими руками и обеими ногами. Не стало ли легче это делать? Встаньте, походите вокруг. Вот видите, мы сделали невозможное возможным, сложное простым и к тому же легким и удобным в действии.

Теперь можно устроить перерыв, потому что мы сделали больше, чем можно сделать за час напряженной работы. (Аплодисменты.)

Урок пятый

РЕБРА И ПЕРЕКАТЫВАНИЕ

Лягте на спину. Расставьте ноги немного шире плеч, но не слишком широко. Сцепите пальцы рук и положите их на нижние ребра грудной клетки, там, где вам удобно. Очень медленно и плавно поднимите правый локоть, при этом запястье правой руки должно оставаться на месте. Руки находятся под прямым углом к телу. Немного усильте движение, т. е. теперь локоть должен оторваться от пола, и посмотрите, насколько незначительно движение, которое вы совершаете.

Теперь давайте подумаем, что можно сделать, чтобы усовершенствовать это движение, сделать его более простым, легким и обязательно более обширным?

Посмотрите, в чем состоит трудность? Что вам мешает с легкостью поднимать локоть? Следует ли вам отводить локоть, когда вы его поднимаете, или нужно держать его близко к телу? Когда вы лежите в расслабленном состоянии, ваша рука наклонена на 35 градусов, а грудь располагается выше. Следовательно, если вы хотите поднять локоть, сначала он должен отходить от туловища, поскольку находится в укороченном положении.

Многие из вас начинают выполнять какие-то движения плечами, ключицами и грудью, что мешает подъему. Если локоть не отодвигается от тела, то вы бессознательно начинаете прилагать усилия, чтобы его поднять. Как видите, большинство из нас настолько скованны, что, поднимая локоть, мы поднимаем и запястье, что совершенно бесполезно и не нужно. Поднимая запястье, вы уже не можете поднять локоть выше, а если вы все-таки это делаете, то правая рука отходит от туловища. Другими словами, большинство из вас не работают плечами в полной мере.

Вспомним, что вчера, когда вы исследовали поверхность вокруг себя, во время этих движений правая рука изменяла положение, что позволяло плечам и ключицам отодвигаться от грудной клетки. Теперь, пожалуйста, остановитесь, выполните движение левым локтем и почувствуйте, в чем состоит разница. А теперь обоими локтями сразу. Затем, продолжая выполнять движение двумя локтями вместе, поднимите голову. Голова — это череп, лицо и волосы. Итак, поднимите полностью всю голову. Вот теперь, когда локти будут подниматься над грудью, запястья будут оставаться на месте, а нижняя часть грудной клетки становиться плоской. Это очень важно для спины, поскольку поясничный отдел прижат к полу.

Сейчас вы обнаружите одно странное свойство. Снова выполните движение при участии головы и посмотрите, насколько широко раздвигаются локти и насколько высоко они поднимаются над полом. Однажды попробовав выполнить движение с поднятой головой, впоследствии вы сможете совершать то же движение уже без ее помощи. Попробуйте это сделать, и вы увидите, что можете поднимать локти такое же количество раз. На самом деле голова здесь ни при чем. Важно то, что происходит при уплощении грудной клетки и при подъеме плеч. Вы научитесь этому за 10 секунд. Снова выполните движение, поднимая голову, и убедитесь в том, что в действительности вы можете так же хорошо его делать без участия головы, как и с ее помощью. Прекратите движение, опустите руки и обратите внимание на то, что произошло с лопатками, с дыханием и с расположением рук.

Вновь сцепите пальцы, но не обычным сплетением. Некоторые из вас не представляют, что я имею в виду. [Мойше демонстрирует смену рук, при этом правый указательный палец оказывается поверх левого и затем наоборот.] Правый указательный палец поверх левого — один вариант, и левый поверх правого — другой. Для кого-то привычным является первый, для кого-то — второй. Снова поднимите плечи, держа пальцы в непривычном для вас сплетении. Затем поднимите голову и обратите внимание на расширение движения. Медленно приставьте правую ногу к левой и так же медленно поднимите правый локоть, словно он стремится перемещаться вместе с телом до тех пор, пока не будет нацелен в потолок. Сперва выполните эти движения в своем воображении, и затем вы обнаружите, что начинаете двигаться наяву. Теперь представьте себе перекат налево, и ваше тело полностью туда переместится.

Не старайтесь добиться каких-либо успехов с самого начала, иначе позвоночник и грудная клетка останутся в том же ужасном состоянии. Теперь прекратите движение и, не меняя позы, внимательно посмотрите, что следует делать дальше. Вместо того чтобы соединить пальцы, поместите правую руку в сгиб левого локтя. Правая рука находится под левой. Теперь сделайте то же движение, что мы делали раньше, стараясь перекатиться налево и поднимая правое плечо и локоть. Теперь, если вы перекатитесь направо, то правой рукой упретесь в пол, а тыльная часть левой руки отодвинет локоть. Если вы будете двигаться медленно, то поймете, что все происходит само собой, если нерв ная система считает необходимым поступить именно так. Продолжайте действия и проследите за тем, как вы перекатываетесь налево. Можете ли вы выяснить, каким образом надо в воздухе взяться за правый локоть, чтобы сделать перекатывание посте-I пенным? Теперь возвращайтесь обратно и посмотрите, что происходит с грудной клеткой. Она становится такой же плоской, как тогда, когда ваши руки лежали на нижних ребрах, при этом сейчас спина более округлая, чем тогда. Как раз это и позволяет вам совершать перекат. Теперь двигайтесь обратно и проследите за тем, как удлиняется ваше туловище и грудная клетка изменяет положение. Какая часть вашего тела первой начинает перекат? Обратите внимание: для того чтобы начать перекат и чтобы все дви-(жение было удобным, нижние ребра, грудь и позвоночник должны быть сгруппированы по-особому, и продолжать движение должно быть так же легко, как и начинать. Проследите за тем, какие действия головой вы вы-[полняете в конце. Возможно, если бы вы «подняли голову и во время переката выдви-]нули ее вперед вместе со всем туловищем, то |движение было бы непрерывным.

Помните ли вы, что мы говорили о тону-Ice и о том, как сокращается тело? Что, если ■ трудно что-то выполнить, происходит разлад. Вы помните, что мы говорили о науче нии? Чтобы увеличить сензитивность, вы должны усовершенствовать свою организацию. И на своем организме мы видели, что количество сокращений малых мышц и больших мышц должно находиться в одинаковом соотношении. Когда движение воспринимается как простое и легкое, тогда все тело сокращается одинаково. Как уже говорилось ранее, мы не можем определить результат деятельности, мы можем определить лишь степень ее дезорганизации. Дезорганизация подразумевает наличие трудностей, ощущение неловкости.

Теперь смените захват рук, чтобы они оказались в положении, противоположном тому, с которым мы только что работали. Представьте себе перекат в правую сторону и осторожно выполните его. Ступни и туловище расположены не в центре, и, следовательно, если вы начнете двигаться быстрее, то ничему не научитесь. Мы выполняем движение, симметричное тому, что мы делали раньше. Очевидно, ноги каким-то образом должны быть передвинуты, но не делайте этого в один заход. Если вы так поступите, то получится, что вы сделали что-то, что осознали, а я хочу, чтобы вы почувствовали это, поэтому вспомните все свои действия при перекате влево. Предоставьте телу возможность выполнить движение. Ваши ноги не могут оставаться слева. Если они там оста | нутся, значит, вы изменили положение. [Некоторым членам группы.] Вы перекатываетесь не вправо и влево, а вправо и наиско-

|сок.

Снова, пожалуйста, лягте. Найдите для

i себя среднее положение ног, соедините пальцы в замок и сцепленные руки поместите на нижние ребра. Теперь поднимите правый локоть и медленно и осторожно перекатитесь влево, обратив внимание на то, как вы подготавливаете себя к повороту и какая часть тела совершает перекат последней. Снова лягте на спину. Зачем, переваливаясь на другой бок, вы так сильно сжимаете колени, словно больной церебральным параличом ребенок, который просто не может держать их врозь? Или, может, вы оберегаете свою невинность? (Смех.) Посмотрите, что вы делаете. Руки принимают участие в вашем катании?

Перекатитесь на любой бок, оторвите руки от туловища, и вы обнаружите, что ваше запястье непременно освободится. Теперь поднимите правый локоть, перекатитесь на левую сторону, и вы увидите, что не сможете этого сделать, пока не прижмете левый локоть к телу. Оставайтесь в том же положении, повернувшись влево. Где должны были находиться ваши руки? Чтобы выполнить такой перекат, вы должны развернуть их ладонями наружу и отвести от тела. Выясните, в какой момент поворота их следует вывернуть, чтобы облегчить движение. Теперь вот еще что: пока вы перекатываетесь на левую сторону, вы можете выпрямить правый локоть. Выпрямите его совсем немного, и вы увидите, что выполнять перекат станет намного легче. Поменяйте сцепление пальцев и проделайте те же действия на другом боку. Вы не можете выпрямить локоть без того, чтобы не отвести руки дальше от тела, держа их ладонями наружу. Двигайтесь из стороны в сторону.

Остановитесь и снова положите правую руку в локтевой сгиб, а левую поместите под правой. Перекатитесь налево и останьтесь в этом положении. Отодвиньте от тела локоть, который находится выше. Теперь втяните и затем выпятите живот. Распрямите грудь.. Когда вы будете втягивать живот, то увиди-1 те, что руки и локти отодвигаются от тела. В это же время вы почувствуете кое-какие полезные изменения в позвоночнике. Двигая локтем, одновременно втяните живот, а если локти не передвигаются, то это значит, что живот вы как следует не втянули. Чуть больше согните колени, иначе вам придется отвлечься на то, чтобы удерживать равновесие, а это будет мешать выполнению движения. Обратите внимание на то, что, когда вы втянете живот, вам придется изменить положение груди, и грудная клетка должна будет принять необычную форму. Если вы будете внимательно наблюдать за собой, то увидите, что вам придется согнуться там, где обычно это не требуется. Я говорю вам о том, чтобы вы округлили спину, благодаря чему плечи уйдут вперед. Неспособность выполнить это движение объясняет, почему в самом начале было так сложно поднять оба плеча. Теперь смените руки и медленно перекатитесь на другой бок. Продолжайте выполнять те же движения уже на этой стороне. Вот теперь левый локоть отходит от туловища, и когда вы втягиваете живот, нижние ребра становятся плоскими. Этот способ, позволяющий изменить изгиб спины, доступен лишь одаренным атлетам, акробатам и младенцам до тех пор, пока преподаватели и родители не научат их правильно держаться. Последите за еще недеформированной походкой двух-, трехлетних детей. Просто наслаждение наблюдать за тем, как они передвигаются, словно маленькие котята. Обратите внимание, что, когда вы втягиваете живот, голова и плечи должны идти в направлении нижней части тела, после чего таз наклоняется так, что позвоночник отодвигается на-|зад. Втягивайтесь всем телом целиком, как «будто головой хотите коснуться коленей.

Теперь медленно выпрямитесь и перекатитесь на спину. Сцепите пальцы и положите руки на нижние ребра. Поднимите оба локтя и голову и сравните ваши движения в самом начале занятия с тем, как хорошо вы поднимаетесь теперь. Это говорит о том, что сейчас вы выполняли движения плечами, ключицами и лопатками так, как вам следовало бы это делать на протяжении всей жизни. Опуститесь и сядьте, как вам удобно. Скрестите ноги.

Теперь соедините руки в замок и положите их около пупка. Опустите голову вперед и выдвиньте локти. Насколько далеко вперед вы можете их выставить, если опустите голову? Теперь поместите правый локоть между ногами. Затем левый. Расположите ноги таким образом, чтобы суметь достать до пола каждым локтем. Те, кто не может выполнить это движение, пусть делают его в своем воображении, так же вынося вперед локти. Можете ли вы дотронуться до пола обоими локтями? Теперь, насколько возможно, вытяните обе ноги и обопритесь ступнями о пол. Сомкните пальцы в замок, положите на пупок руки и оба локтя поместите между ног. Ваши ноги будут находиться на таком расстоянии друг от друга, что между ними будут умещаться локти. Однако если это представляет для вас трудность, то сначала поместите между коленей один локоть, а затем медленно перенесите другой. Вы увидите, что уже после трех таких движений вы сможете умещать между коленями сразу оба локтя. Теперь осторожно и очень медленно сожмите коленями находящиеся между ними локти, стараясь помогать себе всем телом. Голову вы опустите ниже, и вам придется округлить спину и поясницу. В норме человек должен суметь таким образом сомкнуть перед собой локти, однако для большинства людей это представляет огромную трудность. Вы сами видите, что мы еще очень далеки от того, чтобы правильно использовать грудную клетку. Именно она является связующим звеном между источником физической силы, тазом и головой, ключом к нашей ориентации и сознательным движениям. Эта связь не установлена, и причина заключается в том, что мы никогда на самом деле не пытались сделать то, что хотели. Мы всегда исполняли то, что кто-то считал для нас правильным. Лично со мной все обстояло именно так с самого детства и до студенческих лет, и потому связь и возможность сделать то, что я хотел, были уничтожены с разрывом соединения между силой и намерением. Ида Рольф поняла это и провела свой первый урок, посвятив его не голове и не тазу, а этому связующему звену, и если бы вы спросили ее, почему она так поступила, то она бы ответила, что старалась найти наиболее эффективный способ начать занятие.

Смените руки, сплетите пальцы в непривычной для вас манере и снова поместите между коленей один и затем другой локоть. Вы будете потрясены тем, что, выполнив полдюжины движений, вы уже сможете дотрагиваться до пола. Медленно. Достаньте до пола с огромной осторожностью. Теперь поставьте обе руки внутрь, и вы увидите, как легко это сделать. Некоторые обнаружат, что с расставленными вот так ногами они могут дотронуться до пола обоими локтями. Затем, оглядевшись, вы увидите десятки людей в группе, которые могли это сделать с самого начала.

Вон тот бородатый мужчина делает все совсем наоборот. Он действует так, как он этому научился. Думаете, вы правильно поступаете, растягивая спину так, что она потом неделю будет болеть? Этим вы себе только вредите, и назавтра у вас будет болеть спина. Поэтому подумайте и определите для себя, как вам лучше подготовиться к выполнению движения. Вот так уже лучше. Продолжайте работать на левом боку и постарайтесь поднимать левую ногу совсем чуть-чуть. Два раза выполните по два таких движения левой ногой и то же самое проделайте правой. И потом вы обнаружите, что уже можете дотронуться до пола. Однако если вы будете действовать на пределе сил, то только повредите себе спину и ни до чего не дотянетесь.

Теперь представьте, как вы поднимаете правую ногу, одновременно опуская правый локоть. А сейчас, пока опускаете правый локоть, вообразите, как поднимаете левую ногу. Поднимите ее два раза, и ваш правый локоть коснется пола. Несколько раз аккуратно проделайте то же самое на другом боку — левым локтем и правой ногой. Теперь покачайтесь влево и вправо так, чтобы коснуться пола одним и затем другим локтем. Поместите локти между коленями и посмотрите, насколько теперь вы можете опуститься вниз и как сильно можете зажать коленями локти. Просто невероятно, что та полная пожилая женщина справилась с этим! Честь ли это или оскорбление быть полной пожилой женщиной? Как вы считаете? Оскорблением это, как правило, считают люди с очень раздутым самомнением. Вы не можете слишком сильно отличаться от того, что вы есть на самом деле, и чем больше вы себя любите, тем лучше будет ваша жизнь.

Теперь остановитесь, скрестите руки, согнитесь и перекатывайтесь до тех пор, пока не окажетесь в полулежачем положении, опираясь только на таз и не касаясь спиной пола. С помощью ног медленно перекатитесь вперед, но не откидывайтесь обратно, чтобы лечь. Разница между лежачим и сидячим положениями гораздо меньше, чем вы думаете. Попробуйте найти тот минимум, который ее определяет. Раскачайтесь и сядьте. Теперь лягте. Вы можете почувствовать, что до тех пор, пока вы полностью с головы до пят не будете принадлежать самим себе, вы не сможете сесть и лечь так, как вам этого захочется. Попробуйте еще раз. Нет, вы действуете бездумно — задерживаете дыхание, а в этом вовсе нет необходимости. Вы не сгибаете верхнюю часть туловища. Сделайте едва заметные движения, чтобы по желанию вы могли сесть и лечь при минимальных изменениях. Когда вы ложитесь, задняя сторона таза и поясница соприкасаются с полом. Опустите голову на пол и приостановите движение. Вот теперь вы лежите. Далее из нынешнего положения перестройтесь в то, в котором вы находились прежде, и сядьте. То, каким образом таз касается пола, и определяет разницу между сидячим и лежачим положением. В одном случае, если прекратите движение, вы окажетесь сидящим, а в другом случае, если остановитесь, то будете лежать. Колени при этом следует разводить в стороны. С легкостью садиться будут те, у кого колени развернуты наружу и расходятся в стороны. Ноги подобны двум щупальцам, сохраняющим баланс между головой и плечами. [Мойше отвечает на вопрос]. Большинство людей не могут правильно округлить спину, чтобы исполнить это движение. Поэтому это было первым, что мы сделали, чтобы движение стало для нас выполнимым.

Если бы мы начали с того, что мы делаем сейчас, то ни у кого ничего бы не получилось.

Движение должно быть обратимым, и вы должны иметь возможность прекратить его в любой момент. Абсолютно простым движение станет для вас в том случае, если вы будете держать в уме целиком все свое тело, начиная с головы и кончая пальцами ног. Теперь расположите перед собой руки и ноги и попробуйте еще раз. При подъеме вы выпрямляете руки и колени, а возвращаясь обратно, вы их сгибаете.

Достаточно.

Пожалуйста, медленно встаньте. Положите обе руки на пол и постойте, опираясь на все четыре конечности, как вы это делали раньше. Обратите внимание на то, как легко вы достаете руками до пола, как сильно наклоняетесь. Взгляните на этого господина, который старше многих из здесь присутствующих, — он все делает не хуже других. Посмотрите, как разведены его колени и ступни. Помните, как утром, когда мы только начинали занятие, он выполнял движение, держа ступни очень близко друг к другу? [Обращается к мужчине.] Сделайте движение так, как вы делали его утром, когда у вас ничего не получалось. Сейчас вы его сделали слишком хорошо. (Смех.) Утром вам это не удавалось, а теперь вы можете сгибать ко лени. Во всяком случае, занятие принесло ему гораздо большую пользу, чем любому из вас, поскольку приступал он к нему с больными коленями и ступнями, а сейчас выполняет движения одинаково со всеми. Видите ли, с возрастом ничего не поделаешь, зато можно дать человеку возможность научиться. Значение имеют лишь свойства мышления, только и всего.

Большое всем спасибо. (Аплодисменты.)

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.