Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Многообразие типологий культуры как отражение ее функциональности






Присущее культуре многообразие, ее способность выполнять разные функции и входить во взаимодействие с различными компонентами делают ее непременной частью не только совокупного производства в целом, но и, каждой формы социальной деятельности. Культура влияет на производство и составляет «культуру производства» или «хозяйственную этику», на политику и составляет «политическую культуру» и т.д. Она становится и средством оформления классовых отношений или национальной самобытности. Поэтому возникает естественный вопрос: что более оправданно — выделять в качестве самостоятельных типологических вариантов разные национальные культуры, хотя и имеющие внутреннее деление на классовые субкультуры, или же выделять прежде всего социально-классовые типы культур (буржуазная, пролетарская, крестьянская), считая национальный признак вторич-

ным делением, подлежащим постепенному изживанию? У обеих точек зрения находятся свои приверженцы, приводящие соответствующие доводы. Расцвет пролетарского искусства и литературы в Германии или России в первые десятилетия XX в., устойчивость крестьянской культуры даже в условиях ускоренных перемен — важные факты истории художественной культуры, в которых проявляются и социальные закономерности. Лишь интенсивное утверждение массовой культуры в конце XX в. приводит к ускоренному стиранию классовых различий в прежнем их виде, хотя и с образованием новых, «постиндустриальных».

Тем не менее на протяжении всей истории человеческой культуры социально-классовое деление было вторичным, формировалось в рамках тех основных социокультурных структур, которые связаны с цивилизационными и национальными типами регуляции. Даже в условиях стабильного

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 133 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 134 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

экономического развития и интенсивной миграции населения социальные группы в основном сохраняют свою конфессиональную или национальную принадлежность. Хотя классовые интересы, несомненно, проявляются и в культурной регуляции, для культуры в целом преобладающее значение имеет совокупная жизнь общества, претворяющаяся в национальных и цивилизационных формах.

Как мы видели, культура тесно связана с другими сферами социальной жизнедеятельности, что и придает ей огромное разнообразие. Поэтому типология культур может проводиться по разным принципам: хозяйственному (бронзовая культура, пастушеская культура, технологическая культура); формационному (патриархальная, феодальная или буржуазная культура); социальному (пролетарская, крестьянская или культура буржуазии); политическому (революционная или реакционная культура); историческому (средневековая культура) и т.д. И все же это типология, проведенная не по собственно культурным признакам, а перечисленные явления относятся к сфере других дисциплин. Социологически упорядоченную систему классификации разработал П. Сорокин, который выделил три типа культурных образований: разнородные скопления, образования со сходными характеристиками и органические системы*. Рассмотрим каждый из этих типов:

1. В разнородных скоплениях культурные феномены предстают как своего рода «лоскутное одеяло», составленное из самых разных явлений и вещей, не имеющих достаточной связи между со-бой и соединенных внешней для такого скопления причиной. Так,

* В детализированном виде эту классификацию дает П. Сорокин в книге: Sorоkin P. Society, Culture and Personality. - N.Y.; L. - 1947.

набор предметов культуры в музее этнографии в ряде отношений предстает как скопление, а наличие рядом охотничьего лука со стрелами, прялки, мотыги еще не выявляет их смыслового един-ства. Каждая культура может быть описана (хотя бы в энциклопедии) с точки зрения наличия в ней скопления тех универсалий, которые составляют обязательные атрибуты и аксессуары общественной жизни: образование, религиозные обряды, танцы, сексуальные ограничения, магия и т.п. Но такого рода описания, необходимые для детального знакомства с культурой, еще не дают представления о принципах, по которым функционирует культура. Нередко культурные характеристики обусловлены многообразием общественной жизни и связаны с различными источниками и функциями данного института или индивида. Как мы видели в главе VII, и индивид в культурном плане также большей частью выступает как скопление — носитель разнородных элементов, которые он не всегда может согласовать для самого себя.

2. Образования со сходными социокультурными характеристиками. Описание по сходству позволяет выявить либо а) содержательные функции культуры в разных социально-экономических единицах (городская, классовая, возрастная культуры); либо б) ареал распространения тех или иных элементов (что служит предметом рассмотрения в этнографии). Сходство различных аспектов культуры порождает метаэтнические, т.е. объединяющие несколько этносов, общности: этно-языковые, культурно-хозяйственные (по сходству материальной культуры), историко-этнографические (по сходству художественной и бытовой культуры), этно-конфессиональные (по единству религиозных верований). Эти единицы выделяются на основании сходства населения по какому-либо одному общему признаку (тип хозяйства, язык, вероисповедание), но это сходство может не распространяться на другие стороны жизни. Еще до недавних пор кочевые народности Средней Азии, имевшие сходный образ хозяйственной жизни и говорившие на близких языках, ус-тойчиво делились по родоплеменному признаку, следы которого сохранились до сих пор. Сходство культурных характеристик дает основания для выделения тех или иных культурных ареалов. Например, в российской Сибири на протяжении XVIII— XIX вв. складывается симбиоз присваивающего, кочевого и пашенного типов хозяйства, перемежающихся в соседних ареалах. Хозяйственные уклады в большой степени совпадали и с этнокультурными.

Таким образом, признаки сходства сами по себе не создают реальной общности, а единство этнических групп возникает во

многом в силу спаянности естественными родственными и природно-хозяйственными связями.

3. Органические системы. Как мы видели, культура образуется в ходе сложного взаимодействия различных компонентов, необходимых для полноценной совокупной духовной регуляции общества. Поэтому ее органическая целостность — не продукт естественного развития человеческого коллектива, стихийного роста его производительных сил или политической воли. Она возникает только в ходе длительного, последовательного и целеустремленного развития культурных факторов. Такого рода целостность формируется в различных формах духовной жизни: язык, этика и право, религия, художественная культура и наука. В каждой из этих форм существует определенная системность, допускающая различные варианты, но отсекающая те из них, которые нарушают функционирование целого. Выше мы уже рассматривали эти системы как основные компоненты культуры. Сейчас нам следует обратить внимание на три обстоятельства. Далеко не всегда перечисленные формы культуры в своей совокупности составляют органичное целое. Это может

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 134 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 135 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

происходить как в силу противоречивости самой культурной жизни, ее непоследовательности, подверженности разрывающим ее «тело» внутренним социально-политическим факторам или же внешним влияниям. Вместе с тем в этом может сказываться и диалектика саморазвития, например, художественной культуры или же науки, в которых постоянно выдвигаются противостоящие друг другу идеи и ценности в ожидании, когда эта диалектика получит разрешение на более высоком уровне эволюции общества. Второе обстоятельство заключается в том, что хотя каждому обществу присущи все эти формы, хотя бы и в неразвитом варианте, степень их развития может меняться не только в зависимости от уровня развития самого общества, но и по отношению друг к другу.

Третье обстоятельство заключается в том, что эти культурные компоненты являются достаточно самостоятельными, чтобы выходить за рамки конкретных обществ и распространяться на другие страны и народы. Религия по изначальному замыслу была нацелена на то, чтобы превзойти этнические и национальные рамки и охватить людей разного происхождения. Наука, возникшая в социокультурных условиях некоторых обществ, имеет тенденцию распространения по всему миру, не зная границ.

Таким образом, именно о высоких формах культуры мы можем говорить как об органических системах, выделяя их как основные, достаточно самостоятельные компоненты совокупной духовной регуляции общества. Эти компоненты были рассмот-

рены детально в главе V. Однако наряду с высокой культурой, содержащей в себе некоторые общие для всего социального организма компоненты духовной жизни, существенное значение, как мы видели в главе VI, имеют и специализированные формы культуры, обслуживающие отдельные частные сферы деятельности.

Именно обыденная культура в большей степени, чем любая другая, может быть определена в соответствии с классификацией П. Сорокина, как «скопление разнородных элементов», связанных лишь косвенно теми причинами, которые обеспечивают жизнедеятельность человека. При всей своей разнородности эта культура синкретична, так как она связана в единое целое устойчивостью быта, формирующегося нередко в течение долгих лет и даже поколений.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.