Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Романтизм






АМЕРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

XIX ВЕКА.

РОМАНТИЗМ

 

1. Общая характеристика.

2. Ранний американский романтизм: В.Ирвинг, Ф.Купер.

3. Трансцендентализм.

4. Творчество Э.А.По, Н.Готорна, Г.Мелвилла.

5. Поздние романтики Г.Лонгфелло и У.Уитмен.

 

1. Итогом войны за независимость (1775-1783) стало образование нового

государства – Соединенных Штатов Америки. В стране установилась буржуазно-демократическая республика, в конституции которой было записано, что все люди сотворены равными и одарены Создателем некоторыми правами, в том числе право на жизнь, свободу и стремление к счастью. Война за независимость и буржуазная революция стимулировали развитие американского общества и заложили основы быстрого экономического и территориального роста страны в XIX веке. Победа в этой войне означала завершение сложного и длительного процесса формирования американской нации, который начался в первые десятилетия XVII века, когда первые белые поселенцы прибыли в Новый Свет. В национальном сознании американцев укрепляется вера в особый путь и высшее предназначение Америки. Она представляется страной будущего, краем безграничных возможностей. Этот комплекс представлений получил название «американская мечта» - мечта о свободном, справедливом и счастливом обществе, но постепенно она деформируется и вырождается в страстную жажду материального успеха любой ценой и любыми средствами.

Хронологические рамки американского романтизма отличаются от европейского. Романтическое направление в литературе США сложилось к рубежу между вторым и третьим десятилетиями XIX века и сохраняло господствующее положение вплоть до окончания Гражданской войны (1861-1865). Это объясняется особенностями истории американского общества. Здесь важный фактор – постепенное продвижение американской нации с востока, где высадились «отцы-основатели», на запад, к побережью Тихого океана. В ходе колонизации материка (почти 300 лет) в Америке существовал фронтир – подвижная граница между цивилизацией белых поселенцев и остальной частью материка. За линией фронтира лежали «свободные земли» - нетронутая природа Америки.

В становлении американского романтизма прослеживаются три этапа:

- ранний американский романтизм (1820-1830-е годы). Его предшественником был предромантизм (творчество Ф.Френо в поэзии, Ч.Брокден Брауна в жанре романа и др.). Крупнейшие писатели этого периода – В.Ирвинг, Ф.Купер, У.К.Брайент, Д.П.Кеннеди. С появлением их произведений американская литература получает международное признание. Идет процесс взаимодействия американского и европейского романтизма и вместе с тем формируются национальные художественные традиции, намечаются основные темы и проблематика (Война за независимость, освоение континента, жизнь индейцев). Мировоззрение ведущих писателей этого периода окрашено в оптимистические тона, связанные с героическим временем борьбы за независимость и открывавшимися большими перспективами. Альтернативу буржуазному укладу ранние американские романтики находят в романтически идеализированной жизни американского Запада, героике Войны за независимость, свободной морской стихии, патриархальном прошлом страны, в богатой и красочной европейской истории.

- зрелый американский романтизм (1840-1850-е годы). Творчество Н.Готорна, Э.А.По, Г.Мелвилла, Г.У.Лонгфелло, писателей-трансценденталистов Р.У.Эмерсона и Г.Д.Торо. Большинство писателей испытывают недовольство ходом развития страны. Разрыв между действительностью и романтическим идеалом углубляется, превращается в пропасть. Поэтому среди писателей этого времени много непонятых и непризнанных художников, отвергнутых буржуазной Америкой: По, Мелвилл, Торо, поэтесса Дикинсон. Преобладают драматические, даже трагические тона, ощущение несовершенства мира и человека, настроения тоски и скорби, сознание трагизма человеческой жизни. Появляется герой с раздвоенной психикой, с чувством обреченности. Появляется символика, усиливаются мистические мотивы.

- поздний американский романтизм (60-е гг.) Романтизм как метод все чаще оказывается не в состоянии отразить новую реальность. Идет размежевание внутри романтизма, вызванное Гражданской войной. С одной стороны, выступает литература аболиционизма, протестующая против рабства с этических позиций. С другой стороны, литература Юга идеализирует «южное рыцарство».

Особенности американского романтизма:

1. Утверждение национальной самобытности, поиски национального самосознания проходят через все искусство американского романтизма.

2. Романтизм США носит антикапиталистический характер и выражает настроения демократической Америки.

3. Индейская тема. Заслуга романтиков – интерес и уважение к индейскому народу, его культуре и фольклору.

4. Заметные региональные различия. Основные литературные регионы – Новая Англия (северо-восточные штаты), средние штаты, Юг. Для литературы Новой Англии характерно стремление к философскому осмыслению американского опыта, к анализу прошлого. Средние штаты отличаются большим этническим и религиозным многообразием и терпимостью. Основные темы здесь – поиски национального героя, интерес к социальной проблематике, сопоставление настоящего и прошлого Америки. На Юге – стереотипы прославления добродетелей «южной демократии».

После окончания Гражданской войны в литературе США начинает утверждаться реалистическое направление. Новое поколение писателей связано с новым регионом: оно опирается на демократический дух Запада, на стихию народного устного фольклора. В литературе США ХХ века присутствуют романтические мотивы и связаны они с поиском утраченных высоких идеалов и подлинной духовности, единства человека и природы, с нравственной утопией внебуржуазных человеческих отношений, с протестом против превращения личности в винтик государственной машины. Эти мотивы видны в творчестве Э.Хемингуэя и У.Фолкнера, Стейнбека и Сэлинджера.

2. Вашингтон Ирвинг (1783-1859) был первым писателем США, завоевавшим международное признание. Ирвинг родился в семье состоятельного нью-йоркского коммерсанта, изучал юриспруденцию, занимался журналистикой. В 1804 г. совершил путешествие в Европу, где познакомился с богатой многовековой культурой. Так формировалась главная особенность всего творчества Ирвинга – сочетание элементов древней европейской и молодой национальной культуры. Ирвинг в 1807-1808 гг. вместе с братом Уильямом и другом Д.К.Полдингом издает альманах «Сальмаганди» – пестрое сочетание юмористических очерков, зарисовок, анекдотов, шаржей. В 1809 г. Ирвинг затевает остроумную литературную мистификацию, предварившую публикацию его книги «История Нью-Йорка». (Разыскивался пожилой джентльмен Дитрих Никербокер…). «История Нью-Йорка» – комическая эпопея, рассказ о временах, когда Нью-Йорк именовался Нью-Амстердамом. Ирвинг окружает патриархальное прошлое ореолом привлекательности, оно противопоставлено «вырождающемуся веку». Комический эффект возникает за счет нарочитой гиперболизации и пародийного снижения героического материала. По художественной манере и типу письма это произведение сохраняет черты просветительской литературы. В то же время образ повествователя, старого чудака и педанта, Дитриха Никербокера наделен некоторыми романтическими чертами. Он – своеобразный беглец в прошлое с его ореолом легенды и фантазии от торгашества и спекуляций зарождающегося капитализма. Этот романтический мотив «ухода», намеченный уже в раннем творчестве Ирвинга, разовьется в следующих его произведениях и пройдет через все искусство американского романтизма.

В 1815 г. Ирвинг вновь отправляется в Европу по делам семейной фирмы. Он остался в Европе на 17 лет. Там и были изданы 2 сборника новелл «Книга эскизов» (1819) и «Брейсбридж-Холл» (1822), принесшие автору мировую славу и сделавшие его родоначальником жанра новеллы в литературе США. Наиболее известные рассказы этих сборников – «Жених-призрак», «Легенда о Сонной Лощине», «Загадочный корабль», «Дьявол и Том Уокер», «Рип Ван Ринкль». Ирвинг использует «бродячие» сюжеты европейской литературы, известные еще с античных времен или средневековья. Но этому традиционному материалу придается национальный колорит. Образ Рипа Ван Винкля стал восприниматься как фольклорный образ, олицетворяющий патриархальную Америку докапиталистической поры.

В 1826 г. Ирвинг получает дипломатическое назначение в Испанию. («Жизнь Христофора Колумба», «Хроника завоевания Гранады» - полубеллетристическую историю арабо-испанских войн, «Альгамбра»). Автор жалеет об исчезновении изысканной и красочной культуры мусульманской Испании. Он противопоставляет ее суровому аскетизму и фанатизму европейского средневекового феодализма.

Ирвинг был первым классиком литературы Нового Света, выполнившим роль посредника между европейской и американской культурами.

 

Джеймс Фенимор Купер (17890-1851). Литературное наследие включает 33 романа, несколько томов публицистики, памфлетов, исторических изысканий. Купер заложил основы американского романа, создав различные его образцы: исторический, морской, социально-бытовой, сатирико-фантастический, роман-утопию. 3 главные темы: Война за независимость, море и жизнь фронтира. Роман «Шпион» (1821) был создан на материале Войны за независимость. Он принес писателю неожиданно громкую и быструю славу. В центре романа – драматический эпизод из истории борьбы американских колонистов против английского господства. Главный герой разносчик товаров Гарви Берч – секретный разведчик американской армии, выполняющий особо важные и опасные задания командования. Ситуация осложняется тем, что для маскировки своего настоящего задания Берч намеренно выдает себя за шпиона английского короля. Берч ради блага родины пожертвовал всем: честным именем, семьей, родным домом, не требуя за это никакого вознаграждения. Дальнейшая судьба «шпиона» – одиночество, скитания, нужда. Записку Вашингтона найдут через 33 года на теле старика, убитого в сражении во время войны 1812-1815 гг. между Англией и США.

Высшее достижение Купера – пенталогия о Кожаном Чулке. В нее входят 5 романов, написанных в следующем порядке: «Пионеры»(1823), «Последний из могикан»(1826), «Прерия»(1827), «Следопыт»(1840), «Зверобой»(1841). Они объединены образом охотника Натаниэля Бампо. Перед читателем проходит вся жизнь Бампо. По хронологии описываемых событий последовательность такова: «Зверобой», «Последний из могикан», «Следопыт», «Пионеры», «Прерия». Путь главного героя – от узкой полоски земли на Атлантическом побережье, где высадились первые колонисты, - к Великим Озерам и дальше – к бескрайним западным прериям. Путь этот занял около 60 лет. Эти книги – это художественная история американского фронтира, история движения американской нации с востока на запад. Примерно одинаковое сюжетное построение: охотник Натти Бампо, обитатель самого крайнего рубежа фронтира, на первых страницах книги встречается с кем-либо из переселенцев. Он совершает чудеса храбрости и героизма, выступая на стороне «положительных» героев, борется с несправедливостью. В финале Бампо покидает привычные места и отправляется дальше на запад. «Зверобой»: герой вступает на тропу войны с индейцами племени гуронов; возникает и крепнет дружба с молодым индейцем из племени могикан Чингачгуком, дружба, которую они пронесут через всю жизнь.Драматические приключения разворачиваются на фоне живописной природы – Мерцающего Озера и его берегов. «Последний из могикан» – самый известный роман Купера. Вождь Магуа захватил в плен Кору и Алису – дочерей полковника Мунро. Вместе с Натти и Чингачгуком в преследованиях и схватках участвует сын Ч. Ункас, который погибает в последнем бою. Соколиный Глаз и Ч. отправляются в дальнейшие странствия. «Следопыт»: сцены англо-французской войны 1750-1760 гг. Герои участвуют в сражениях на озере Онтарио. История любви Бампо к Мейбл Дунхэм. «Пионеры» - наиболее проблемный роман пенталогии. Натти, которому под 70, и Великий Змей (дряхлый, спившийся индеец Джон) – чужие в поселке колонистов, где постепенно устанавливаются порядки «цивилизованного» общества. В центре романа – конфликт между естественными законами природы и человеческого сердца и надуманными и несправедливыми человеческими порядками. Чингачгук умирает, а Бампо, вновь устроив счастье молодой пары, отказывается от обеспеченной старости и вновь уходит в лес. «Прерия»: Бампо –85. Он – траппер, зверолов. Опасность грозит Бампо и его молодым друзьям как со стороны белых поселенцев, так и со стороны индейцев племени сиу. Последний год жизни Натти проводит среди индейцев племени пауни, молодой вождь которого отчасти заменяет ему погибшего могиканина Ункаса. Образ Натти Бампо – глубоко национальный характер, порожденный специфическими условиями американской истории. В соответствии с руссоистскими представлениями Купер объясняет высокие нравственные качества своего героя жизнью в общении с природой и отсутствием развращающего влияния цивилизации. Драматизм судьбы Натти Бампо заключается в том, что, спасаясь от стука топора, возвещающего о наступлении нового уклада жизни, отступая все дальше на запад, Кожаный Чулок невольно прокладывает путь той самой холодной и враждебной цивилизации, которая губит его мир. Мотив «ухода» от буржуазной цивилизации, воплощенный в жизни Н.Бампо, станет ключевым в американском романтизме. Его подхватят писатели следующих поколений и эпох(герои М.Твена, Д.Лондона, Сэлинджера). Экологическая проблематика, вопросы защиты природы от неразумного вмешательства человека, намеченные именно Купером, были продолжены литературой США ХХ столетия.

 

 

3. С середины 30-х годов XIX в. важную роль в развитии американской духовной культуры играет литературно-философское течение – трансцендентализм. «Трансцендентальный клуб» был организован в сентябре 1836 г. в Бостоне, неофициальной столице интеллектуальной жизни северо-востока США – Новой Англии. В этот клуб входили Р.У.Эмерсон, Дж.Рипли, Т.Паркер, Э.Олкотт, в 1840 г. к ним присоединился Г.Д.Торо. Название связано с философией «трансцендентального идеализма» немецкого философа И.Канта – свет истины приходит к человеку именно «трансцендентно», т.е. помимо опыта, путем интуиции, откровения. С 1840 по 1844 г. клуб издавал свой печатный журнал «Дайэл». Эти идеи скоро получают широкий резонанс. Одна из основ – унитарианство – новоанглийское либеральное религиозное течение. Унитарианцы выдвинули новое гуманистическое представление о человеке и его месте в мире. Кроме этого, трансцендентализм связан с религиозно-философской традицией новоанглийского пуританства в целом, которой они обязаны особым интересом к этической проблематике, символике мироощущения. Они были уверены в великом предназначении Америки. Величие территории служит залогом будущего величия и сделает Америку «домом человека». Но одновременно они выступают с резкой критикой буржуазного развития США. Они с негодованием говорят о подмене духовных идеалов жаждой обогащения, о разрушении природы, коррупции и взаимной отчужденности людей. Спасение общества от разложения и упадка они связывают с социальной доктриной «фермы» - возвращением к природе, земледелию, ограничением своих потребностей. Романтический идеал – нравственно-философская утопия, основанная на принципах свободы личности, любви и дружбе, гармонии природы и человека. (Эксперименты – коммуна Брук Фарм, жизнь Торо в лесу на берегу озера Уолден). Этому движению присущ особый акцент на отдельной личности и отрицание государственных форм и структур. («Не человек для общества, а общество для человека»).

Для трансценденталистской картины мироздания характерен устойчивый оптимизм. Эмерсон и его последователи исходят из того, что во Вселенной царят законы всеобщей гармонии, которые не допускают распада и хаоса ни в природе, ни в области морали. Поэтому абсолютной нормой является добро, а зло – лишь временное отклонение от этой нормы. Их идеи оказали огромное влияние на развитие американской литературы.

Ралф Уолдо Эмерсон. Его основные произведения лежат в пограничной области между литературой и философией. Они написаны в жанре морально-философских эссе.(«Природа», «Молодой американец», «Сверхдуша», «Доверие к себе» и др.).

Генри Дейвид Торо. Основные произведения Торо – эссе «Гражданское неповиновение», дневники «Неделя на Конкорде и Мерримаке», философская книга «Уолден, или Жизнь в лесу». Уход в лес - свидетельство неприятия Торо основ существующего уклада жизни. Собственность – это капкан, попав в который, человек оказывается в экономической зависимости от общества. Вырваться из него можно, лишь сведя к минимуму потребности, ограничившись тем, что действительно жизненно необходимо. Вся жизнь и творчество Торо поражают абсолютной искренностью и цельностью. Хотя тон Торо в его произведениях часто полон горькой иронии и гневного сарказма, автор верит в то, что человечество найдет дорогу к миру добра и истины. «Восходит лишь та заря, к которой пробудились мы сами. Настоящий день еще впереди. Наше солнце – это только утренняя звезда».

 

4. Эдгар Аллан По (1800-1849) принадлежит к классикам мировой литературы. Наследие По – проза, поэзия, литературно-критические статьи, рецензии. По был новатором, опередившим свою эпоху.

В 2 года По остался сиротой и его взяла на воспитание семья Джона Аллана, богатого коммерсанта из штата Виргиния. По был воспитан как «южный джентльмен» и получил соответствующее образование. К 1826 г. назревает конфликт между ним и его приемным отцом. В 1827 г. нужда заставляет По завербоваться в армию, где он прослужил 2 года в артиллерийской части. Затем попытка примирения с приемным отцом, весной 1829 Эдгар зачислен слушателем Вест-Пойнта, но он не пробыл там и года. Следует окончательный разрыв с Алланом. С тех пор По зарабатывает на жизнь своим пером, став первым в Америке профессиональным литератором. К 1833 г. По – автор 3 поэтических сборников, которые остались незамеченными. Пробует свои силы в прозе. В 1833 г. его рассказ «Рукопись, найденная в бутылке» был отмечен наградой на конкурсе и напечатан в журнале. Рассказ этот положил начало известности По. В 1835г. начинающий писатель получил предложение занять пост редактора ричмонтского литературного журнала. С этого времени По постоянно занимается журналистской работой. Именно он закладывает в США основы профессиональной журналистики и литературной критики. За остроту и едкую язвительность критических замечаний заслужил прозвище «критик с томагавком». Личность По, его книги, презрение к тому, что для его соотечественников составляло смысл жизни – богатство, карьера, репутация, были вызовом и обвинением американскому обывателю. Отсюда и возникает непреодолимый разрыв между художником и миром, в котором ему суждено жить.

Практически первым у себя на родине Э.По попытался постичь природу и назначение искусства и выработать стройную систему эстетических принципов. Свои теоретические взгляды По изложил в статьях «Философия обстановки», «Философия творчества», «Поэтический принцип». Как и все романтики, он противопоставляет грубую и отталкивающую реальность и романтический идеал Красоты. Задача искусства состоит в том, чтобы создавать прекрасное, дарить людям высшее наслаждение. В основе гармонии в искусстве лежит главный принцип композиции: все в стихотворении или рассказе должно служить такому воздействию на читателя, которое заранее запланировано художником. Все должно работать на «эффект целого». Из принципа «эффекта целого» вытекает важное для По требование ограничения объема художественного произведения. Пределом служит «возможность прочитать их за один присест». Сам он последовательно придерживался малых форм и в поэзии, и в прозе.

Отворачиваясь от «жизни, как она есть», По в своих стихах создает иную реальность, неясную и туманную, реальность грез и мечты. Поэтические шедевры По – «Ворон», «Аннабель Ли», «Улялюм», «Колокола», «Линор» и др. – бессюжетны и не поддаются толкованию прозой. Большинство их тематически связано со смертью прекрасной возлюбленной. Женские образы в творчестве По носят идеальный, надчувственный характер, они подчеркнуто бесплотны. Им присущ оттенок болезненной экзальтации и переутонченности. Они слишком прекрасны и чисты, чтобы жить. Поэзия По исполнена чувства безысходной меланхолии, сознания обреченности всего светлого и прекрасного.

Его поэзии присуще музыкальное начало. Он доводит до совершенства мелодику, технику внутренних рифм, аллитераций и ассонансов, параллелизмов и повторов, ритмических перебоев и рефренов-заклинаний. Он виртуозно использует звуковую организацию поэтической речи.

Рассказы По обычно подразделяют на 4 основные группы: «страшные» (арабески) («Падение дома Ашеров», «Бочонок амонтильядо», «Маска Красной Смерти»); сатирические или «гротески» («Без дыхания», «Черт на колокольне»); фантастические («Рукопись, найденная в бутылке», «Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля»); детективные («Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже»). Именно в «страшных» рассказах наиболее ярко проявились особенности художественной манеры писателя. Прежде всего, это сочетание невообразимого, фантастического с удивительной точностью изображения. Призраки и кошмары под пером По становятся жутко реальными. Этот эффект подлинности писатель еще более усиливает с помощью повествования от первого лица. Другая черта прозы По – сочетание ужасного и комического.

Несколько «логических» рассказов По заложили основу развития детективного жанра. В 3-х из них – «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже», «Похищенное письмо» - действует Ш.Огюст Дюпен, первый из знаменитых литературных детективов. Его метод основан на «математическом» подходе – сопоставлении деталей и выстраивании цепочки умозаключений.

Большая часть сатирических рассказов написана в 30-е годы. Американская действительность представлена в гротескном виде. По предвосхищает получивший широкое распространение в ХХ веке художественный прием «остранения», когда изображение дается в непривычном ракурсе и это раскрывает нелепость того, что кажется обычным.

Э.А.По занимает особое место в истории мировой классики.

Натаниэль Готорн (1804-1864) – новеллист, романист, детский писатель, журналист. Творчество Готорна было тесно связано с пуританским прошлым Новой Англии, но сам не был пуританином. В пуританах XVII века он ценил свободолюбие, энергию, патриотизм – все то, что помогло им свергнуть английское иго, а также их строгость в вопросах морали. Но вместе с тем Готорн понимал, что пуритане, основав в Америке свою общину, сами жестоко преследовали инакомыслящих. Готорн не был также и трансценденталистом, но лично знал многих из них. Но, уважая их талант и взгляды, он шел своим путем, во многом не соглашаясь с ними.

В произведениях Готорна сочетаются реальное и фольклорное, фантазийное и фантастическое начала. Наряду с Ирвингом и Э.По Готорн считается родоначальником жанра американской новеллы. Его проза делится на несколько видов: рассказы о пуританском прошлом Новой Англии, вымышленные исторические и мифологические рассказы, рассказы на темы морали. Романы Готорна состоят из хорошо продуманных глав-новелл. Им создано 4 романтических романа: «Алая буква», «Дом о семи фронтонах», «Счастливый дол» и «Мраморный фавн». Самый известный роман – «Алая буква». Он многопланов, объединяет черты исторического, нравоописательного и психологического романа. Преобладает моральная тематика. В центре романа – взаимоотношения 4 главных действующих лиц – пастора Димсдейла и Эстер Принн; их дочери Перл, родившейся во время двухлетнего отсутствия мужа Эстер, и доктора Чиллингуорта, не сообщавшего жене о себе. Самый привлекательный образ – Эстер Принн. Осуждая ее, Готорн тем не менее отдал ей свои симпатии, создал новую романтическую героиню, наделив ее страстью, красотой, женственностью и обаянием. Презрение окружающих и месть Чиллингуорта не сломили ее. Она борется за жизнь и любовь.

«Дом о семи фронтонах» – тема нечестно добытого богатства. Полковник Пинчен присваивает землю бедняка Моула и строит на ней дом о семи фронтонах. Обвинив Моула в колдовстве, он добивается его казни. Предсмертное проклятие невинно казненного тяготеет над родом полковника. Родовая вражда калечит жизнь последующих поколений. Но в финале Феба Пинчен выходит замуж за Холгрейва Моула.

Кроме этого, Н.Готорн известен как писатель для детей. Сборники рассказов «Дедушкино кресло», «Биографические рассказы для детей» раскрывают темы отцов и детей, коварства и любви, зла и добра. «Книга чудес», «Тэнглвудские истории» – переработка античных мифов для детей. Новеллы «Кроткий мальчик» и «Снегурочка» давно стали хрестоматийными. Книги Готорна для детей отличаются занимательностью, искренней манерой изложения, сочетанием реального и воображаемого, образом всезнающего и доброжелательного рассказчика.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.