Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Высказывания великих педагогов и мыслителей.






Даже слабый физически ученик (я ведь сам был таким в детстве) способен стать сильным и уверенным в себе – учителю стоит только потянуть за нужную ниточку. Ведь ещё древние говорили: «Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который надо зажечь» (Шишаев А С.).

Факт не обязательно должен следовать за тезисом − он может служить отправной точкой для размышления. Не стремитесь приберечь все выводы под конец текста, пусть в вашем эссе будут афористичные формулировки, можете выделять их в черновике карандашом, сверяя с ними остальное содержание абзаца. А затем по этим «точкам» проверьте композицию своего эссе, прочертите единую линию. Помните, что такое простое средство, как перестановка абзацев, может улучшить качество эссе.

 

Критерии Показатели Баллы
умение формулировать проблемы и видеть пути их решения чёткость и обоснованность при формулировании проблем от 0 до 3
способность выделять значимое и последовательность в изложении своей позиции
нестандартность предлагаемых решений

Проблемы. Д. Карнеги сказал: «Мир любит слушать о борьбе», поэтому выигрывают те эссе, где именно обнаружение противоречий кладется в основу текста. Вы можете выявить одну крупную проблему, она будет, как правило, связана с темой эссе. Если вы выстраиваете свое эссе как череду историй или тезисов, не забывайте подчеркивать, с какими затруднениями вы столкнулись и как их преодолели. Следуя собственному совету, попробую дописать начало к этому абзацу: «Порой текст прекрасно выстроен, автор щедро делится педагогическими находками и подкрепляет каждую мысль авторитетнейшими ссылками, но вот читать такой текст неинтересно. Или он заслуживает внимание только как произведение жанра фэнтези. В чем же дело? В нем все по-бумажному гладко и совсем нет оврагов».

Решения. В зависимости от поставленной вами проблемы, решением может стать не только конкретная методика. Возможно, выход из обозначенного затруднения требует коллективных усилий. Не бойтесь показаться непрофессиональными, подчеркивая это.

 

Критерии Показатели Баллы
рефлексивность понимание смысла собственной педагогической деятельности (навыки самоанализа педагогической деятельности) от 0 до 2
анализ и оценка собственных принципов и подходов к образованию

 

За этот пункт вы получите немного баллов, однако соответствие именно ему и сделает ваш текст эссе. Чтобы удовлетворять критериям, стремитесь отразить собственные принципы и подходы, а для этого заранее четко проартикулируйте их. Впереди конкурсантов ждет испытание «Методический семинар», при подготовке к которому нужно будет проделать, казалось бы, аналогичную работу. Чем эссе должно отличаться от этого задания? Ответ не требует описания методики или технологии, результаты не должны статистически обосновываться в тексте, а в изложенном кредо могут превалировать этические и философские установки. Но! Рассказ о применении принципа, не пошаговом, но показательном, придаст индивидуальности вашему эссе и сделает его более доказательным (плюс балл в другой клеточке).

Хотя сложно представить себе текст, где рефлексия отсутствует, подумаем, чем может быть подменен самоанализ.

− Автобиографическое или очерковое эссе, где изложен собственный путь в профессии, но за фактами нет анализа обретаемых установок.

− Перечисление различных форм и видов работы без раскрытия принципов, лежащих в их основе.

− Обильное цитирование или иные виды указания на чужой, пусть признанный опыт. Это приводит к утрате личностного момента.

 

Критерии Показатели Баллы
наличие ценностных ориентиров понимание ценностных ориентиров современной системы образования и наличие мировоззренческой позиции от 0 до 3
постановка воспитательных целей
обращение внимания на формирование гражданской позиции обучающихся

 

Опять же сложно представить себе учителя, не имеющего мировоззрения и не реализующего его постулаты в своей деятельности. Но стоит обратить внимание на конкретизирующие моменты.

Вне зависимости от темы эссе необходимо осмыслить такие компоненты образования, как воспитание и формирование гражданской позиции. Лучше, если вы рассмотрите их не как отдельные виды работы: фразы с ключевыми словами «воспитание» и «гражданская позиция» не должны появляться в качестве своеобразного довеска под незримой рубрикой «А напоследок я скажу». Покажите, как декларируемые вами общие принципы работают на реализацию и этих целей. А возможно, цели воспитания являются основополагающими для вас. Интересная закономерность: в прошлом году эти аспекты наиболее ярко и ненатужно раскрывались учителями сельских школ, очевидно давно ощутивших необходимость формировать любовь к малой Родине.

 

Критерии Показатели Баллы
обоснование актуальности широта и масштабность взгляда на профессию от 0 до 3
умение видеть тенденции развития образования
связь с практикой, обращение внимания на вызовы времени и запросы социума

 

Как мы видим, два первых показателя перекликаются с предыдущими критериями и их качественное раскрытие обеспечит вам баллы по нескольким критериям сразу. Остановимся на последнем пункте. Уже было сказано о необходимости видеть проблемы, возникающие перед учителем. Теперь мы можем уточнить: говоря о проблемах, необходимо остановиться на вызовах сегодняшнего дня. Подумайте, если из вашего текста изъять слова ФГОС и Интернет, узнает ли читатель, в какой период времени написан текст? Добавьте мысленно к названию испытания еще одно слово «Я − учитель сегодня».

Вернемся, наконец, к самому интригующему моменту написания эссе – к его неизвестной теме. Однако спектр тем заложен в формулировке цели испытания. Напомню ее: «Раскрыть мотивы выбора учительской профессии, отразить собственные педагогические принципы и подходы к образованию, своё понимание миссии педаго­га в современном мире, смысла педагогической деятельности, показать видение со­временных проблем и возможных путей их решения средствами образования».

Попробуем вычленить вопросы, на которые вам предстоит (конечно, с разной степенью подробности) ответить в эссе.

Вопросы для подготовки к написанию эссе

Почему я учу? − Каким моим личным потребностям отвечает мой выбор? Какие потребности другого реализует мой выбор? Какие социальные потребности он удовлетворяет?

Как я учу? – Какие этические, психологические, философские, социальные категории определяют мою деятельность?

Зачем я учу? – Что я хочу изменить в себе, ребенке, обществе?






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.