Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наркомания и токсикомания






Возникновение зависимости и ее последствия. Наркомания — бо­лезненное пристрастие к наркотикам, неконтролируемое их по­требление; группа заболеваний, выражающихся в том, что жизне­деятельность организма поддерживается на определенном уровне при условии постоянного потребления наркотических веществ, что ведет к глубокому истощению всех функций организма. Наркома­ния — это почти всегда смерть в молодом возрасте. Рост наркома­нии в России может стать трагедией нации. Особенно страшно, что ряды наркоманов пополняются в основном из подростковой среды.

Различают наркотики растительного происхождения: кокаин, опийные препараты — морфин, героин; препараты индийской конопли — гашиш, анаша, план, марихуана. Синтетические пре­параты психотропного действия: снотворные, обезболивающие, успокаивающие. Потребление наркотиков очень быстро ведет к формированию постоянной физической и психической зависи­мости от их приема, что, в свою очередь, имеет тяжелые меди­цинские и социальные последствия. Самые опасные для человека проявления наркомании (быстро наступает зависимость) вызыва­ют наркотики растительного происхождения.

Резкий толчок к распространению наркотиков во всем мире дало бурное развитие в XIX—XX вв. химии, в том числе химии лекарственных веществ. Химиками и фармакологами были полу­чены такие ныне широко известные наркотики, как морфий и героин, различные психостимуляторы. В последние годы наблю­дается резкое изменение структуры потребления наркотиков. Доля опиатов и производных конопли снижается, доля «тяжелых» нар­котиков, включая героин и кокаин, а также синтетических нарко­тиков, в том числе галлюциногенов типа ЛСД, выросла. Особен­но широкое распространение получило «домашнее» производство первитина из градиентов, свободно продающихся в аптеках. Не­преодолимая зависимость от первитина наступает стремительно. Через 6 месяцев его употребления налицо все признаки дебиль-ности. Подростки знают опасность первитина (жаргонное назва­ние «винт»), но из-за дешевизны производства употребление его все расширяется.

Среди молодежи, особенно на дискотеках, получил распрост­ранение так называемый «легкий» наркотик — «экстази». Мнениео его «легкости» — крайне ошибочно. Привыкание к этому нар­котику возникает довольно быстро, после чего потребители пере­ходят на «тяжелые» наркотики: героин и кокаин.

Наркотическая зависимость формируется чрезвычайно быст-* ро, при приеме некоторых наркотиков — в течение всего одной-двух недель (!), всего после одной-трех проб, и тем быстрее, чем моложе человек.

Следует учитывать, что наркоманы склонны учить других при­нимать наркотики. Это стремление объясняется как своеобраз­ным «альтруизмом» — желанием поделиться «удовольствием», так и корыстными побуждениями (расширение круга наркоманов об­легчает поиск наркотика и средств для его приобретения).

По мере употребления необходимость в наркотиках увеличи­вается. А для этого нужны уже немалые деньги. Поэтому каждый пятый подросток-наркоман вынужден доставать средства незакон­ным путем — обычно это кражи денег у родителей, вымогатель­ство на улицах. Рано или поздно молодой человек сам начинает перепродавать наркотики, чтобы заработать себе на дозу. Многие юные наркоманы не считают себя больными, а их родители зача­стую боятся огласки, уповая на частных врачей, «прогрессивные» методы лечения и вообще предпочитают скрывать семейное горе.

Токсикомания — употребление средств бытовой химии (в ос­новном ингаляционных) для получения наркотического эффекта. Препараты бытовой химии широко используются в домашнем хозяйстве и легко доступны для детей и подростков.

К летучим веществам наркотического действия (ЛВНД), иначе «ингалянтам», относятся бензин и разнообразные растворители препаратов бытовой химии, например красок. Иногда в качестве ингалянта применяют бытовой горючий газ. Похожие раствори­тели входят в состав клеев типа «Момент». ЛВНД не включены в перечень наркотиков, но их опасность от этого не уменьшается. В некоторых странах Западной Европы продажа веществ, облада­ющих свойствами ЛВНД, строго контролируется.

Механизм действия ЛВНД похож на механизм действия алко­голя и веществ, применяемых для наркоза в хирургии. Интокси­кация летучими веществами наркотического действия внешне очень напоминает алкогольное опьянение. Опьянение ЛВНД надо подозревать, если возраст пьяного небольшой — от 10 до 16 лет. Изредка встречается «профессиональное» употребление ЛВНД у маляров, водителей и лиц других профессий, связанных с быто­вой химией.

Обычно подростки под действием ЛВНД ведут себя крайне вызывающе: шумят, громко кричат, смеются, дерутся между со­бой и т.д. В этом случае принятая доза была небольшой. Запах алкоголя при этом отсутствует, зато от волос или одежды можно почувствовать запах растворителя, ацетона, бензина.

После опьянения можно заметить провалы в памяти. При упо­треблении подростком ЛВНД не слишком близким к нему людям раньше становится заметно его отставание в умственном разви­тии, замедление мышления, ухудшение успеваемости и поведе­ния. Родным тяжело заметить нарушения, так как они в посто­янном контакте с токсикоманом, а изменения происходят посте­пенно.

Любое поведение, которое вызывает положительные ощуще­ния, порождает стремление вновь его повторять. Это является причиной тяги к повторному употреблению токсических (отрав­ляющих) веществ. При этом все токсические вещества подавляют интеллект, волю, устойчивость к стрессам, не позволяют трезво оценивать последствия такого поведения. Так формируется пси­хическая зависимость. Устойчивость психики к наркотикам у раз­ных людей неодинакова, и бывает достаточно одного приема нар­котика для развития зависимости, с которой и связана трудность лечения наркомании.

Человек способен противостоять самым тяжелым внешним обстоятельствам за счет резервов психики и развитых механизмов воли. Вместе с тем ему свойственно оправдывать свои действия, поэтому при развитии у него наркотической зависимости разум и воля подчиняются этой зависимости.

Чем раньше выявлена у подростка склонность к употреблению наркотиков, тем больше вероятность его возможного излечения. Очень важно помнить, что проблема наркомании самым тесным образом связана с другой страшной болезнью — СПИДом.

Общие проявления наркомании и токсикомании. Основными признаками наркомании и токсикомании являются:

- наличие влечения к повторным приемам средств (появление
синдрома абстиненции) с целью вызывания эйфории;

- устранение синдрома абстиненции после приема токсиче­
ских и наркотических веществ;

- быстрое развитие пристрастия у лиц, имеющих физическое и
психическое предрасположение (эмоционально неустойчивых, с
детства подверженных невротическим срывам).

Абстинентный синдром наступает через 4—6 ч после приня­тия наркотического средства и возникает на фоне сформировав­шейся физической зависимости, связанной с тем, что наркотики по мере их потребления входят в химический состав тканей орга­низма и становятся необходимым условием для сохранения его биологического и химического равновесия. Возникшая физиче­ская зависимость заставляет постоянно искать и потреблять нар­котик, чтобы избавиться от абстинентного синдрома, постоянно увеличивая дозу. В состоянии абстиненции человек не может со­средоточиться, что делает невозможным выполнение им каждо­дневных обязанностей, будь то работа или учеба.

За последние 10 лет распространение и потребление наркоти­ков в России возросло в 5—10 раз, число подростков-наркоманов в 6 раз превышает число больных алкоголизмом подростков, и тенденция к росту сохраняется. Официально на учете находится около 150 тыс. больных наркоманией, средний возраст которых 25 — 30 лет, а средний возраст начинающего потреблять наркоти­ки составляет 13—16 лет. Около 20% школьников имеют опыт употребления наркотических средств.

Употребление алкоголя, наркотиков прямо связано с ростом правонарушений. На территории России действует около 30 тыс. преступных группировок несовершеннолетних. Важная роль в росте этих негативных явлений принадлежит таким социальным факторам, как ослабление роли семьи, уродливые формы пред­принимательства, утрата общественных ценностей, в первую оче­редь интереса к занятиям и труду. Все это вызывает рост в подрост­ковой среде чувства агрессивности, раздражения, неуверенности в завтрашнем дне.

Токсическое действие наркотиков в первую очередь сказыва­ется на нервной системе. Развивается слабоумие, личность дегра­дирует, нарастает безразличие к окружающим, ослабляется мо­раль и нравственность, интерес к семье. Наркоман постепенно выпадает из среды своего обычного общения, так как ему прихо­дится скрывать свой порок, он находит поддержку в среде себе подобных и начинает опускаться в такой группе.

При потреблении наркотиков велик риск заражения инфекци­онными заболеваниями, прежде всего СПИДом и гепатитом.

Наркотики поражают генетический аппарат. Причем если муж­чина при условии полного отказа от любых видов наркотиков имеет шанс через 4 года восстановить свою репродуктивную сферу, то у женщин не удалось установить факта восстановления яйцекле­ток, подвергшихся действию наркотиков. Генетический фонд — главное сокровище нации, его потеря и разрушение — величай­шее преступление не столько перед живущими поколениями, сколько перед будущими. При поражении генетического кода ро­дителей-наркоманов у их детей возникают анатомические дефек­ты развития, и происходит повреждение сознания. Причем в том случае, если первые отсутствуют до поры до времени, создается видимость благополучия. Частичное поражение отдельных орга­нов (косоглазие, глухота, глухонемота) в настоящее время носит массовый характер.

Наркоман редко живет дольше 30—35 лет. Смерть наступает либо от передозировки, либо от истощения, либо от заражения гепа­титом, СПИДом или от введения токсических примесей (табл. 10).

Наркомания со временем поражает все уровни жизнедеятель­ности организма: биохимический (появляется тяга к употребле­нию наркотика); физиологический (возникают сбои в работе органов); психический (ухудшаются память, внимание, снижается уровень критического отношения к себе и окружающим, вплоть до распада личности и развития слабоумия); социально-психоло­гический (изменяются взаимоотношения с окружающими); духов­ный (прекращается развитие этического сознания, душевность перерождается в бездушие).

 

Таблица 10. Мифы и реальность

 

Мифы Реальность  
Наркотики — средство про­теста против социальных по­рядков, беспра­вия, нищеты, агрессии, эко­логических проблем Лозунги и философия наркоманов — эгоистичные, антиобщественные. Наркоманы отвергают любой общественный порядок и являются анархистами. Они пропагандируют социальную изоляцию, застой и даже регресс  
Наркотики по­могают пере­нести жизнен­ные проблемы Под влиянием наркотиков личность окончательно утрачивает способность к психической и средовой адаптации и становится совершенно неспособной к решению жизненных проблем  
«Я только по­пробую и бро­шу, когда захо­чу» К сожалению, сам эффект первой пробы того, что запрещено, часто является симптомом незрелости и ущербности личности. Поэтому многие пробующие быстро попадают в психическую и физическую зави­симость и становятся наркоманами  
Наркотик по­могает поймать «кайф» Исследования показали, что изменения психохими­ческого состояния, которые воспринимаются как «кайф», формируются под влиянием окружающих. Когда люди получают наркотик в лечебных целях, вне ситуации ритуального приобщения, они обыкно­венно испытывают неприятные ощущения. Неслу­чайно при первых пробах наркотика многие не могут поймать пресловутый «кайф»  
Наркотики раскрепощают творческий потенциал человека Большинство художников и представителей других творческих профессий утверждают, что наркотики неблагоприятно влияют на творчество. Даже если они помогают взбудоражить воображение, они пре­пятствуют возможности технического воплощения пережитого. История свидетельствует, что те творче­ские личности, которые употребляли наркотики, в периоды наркотизации меньше всего творили  
Наркотики де­лают человека добрым, злым и т.д. Ни добрым, ни злым наркотики человека не делают, они лишь выводят на поверхность то, что уже есть в самой личности, т.е. играют роль растормаживающе­го фактора  
Многие нарко­маны прекрас­ные семьяни­ны, отличные сексуальные партнеры К наркотикам часто тянутся люди, для которых сек­суальная жизнь не имеет большой ценности. Нарко­маны со стажем полностью утрачивают способность к сексуальной активности, становятся импотентами. Что касается семьи, то это — всегда ответственность, а именно на это наркоман совершенно не способен  
Мифы Реальность
Марихуана, анаша — «без­обидные нар­котики», они не вызывают физической зависимости Анаша опасна прежде всего тем, что является проме­жуточным звеном при переходе на другие, более крепкие наркотики. Человек западной культуры очень мобилен, подвижен, он обычно не останавли­вается на чем-то одном. Анаша, марихуана снижают умственный потенциал: одна сигарета, выкуренная с марихуаной, нарушает память на 37 дней
Причин, при­водящих к нар­комании, столько же, сколько людей Наркоманы разные лишь на стадии приобщения. Со временем они становятся похожи, как близнецы: бледные, изможденные, апатичные, неспособные к систематическому труду и общественно полезной деятельности
Наркоман не способен на преступле­ние Исследования показали, что у преступников более высокий уровень адаптационных способностей, пре­ступник выбирает для себя нормы поведения менее болезненные, чем наркоман, но под влиянием нар­котика возможно совершение преступления, вплоть до насилия и убийства. Основные преступления нар­команов связаны с поиском наркотиков
Наркотик по­могает обрести смысл жизни Целеустремленность наркомана ненормальна. Нар­коман занят добычей денег на наркотик, планирова­нием и совершением краж, покупкой и продажей наркотиков. Жизнь становится похожей на жизнь пе­регруженного администратора фирмы. Но это лишь подобие смысла и цели. Вся энергия наркомана на­правлена на разрушение здоровья
       

Опасные симптомы. Выделяют восемь основных симптомов физического и эмоционального характера, свидетельствующих об употреблении человеком наркотиков:

1) типичный признак — воспаление век и носа, зрачки сильно
расширены или сильно сужены в зависимости от того, какой вво­
дился наркотик;

2) могут проявляться отклонения в поведении: человек затор­
можен, угрюм, «отсутствует» или, наоборот, ведет себя истери­
чески, шумно, проявляет чрезмерную подвижность;

3) аппетит может быть чрезмерно повышенным или совершен­
но отсутствовать; может наблюдаться потеря массы тела;

4) происходят неожиданные изменения личностных особенно­
стей; человек становится раздражительным, невнимательным,
пугливым или, наоборот, агрессивным, подозрительным, готовым
взорваться по любому поводу;

5) появляется неприятный запах от тела и изо рта, человек
небрежно относится к личной гигиене и одежде;

6) могут возникнуть проблемы в системе пищеварения: случа­
ются поносы, тошнота и приступы рвоты; часто болит голова и
двоится в глазах, изменяется состояние кожного покрова (дряб­
лая кожа) и общий тонус организма;

7) на теле видны следы уколов, обычно — на руках: очень важ­
ный симптом! В эти места зачастую попадает инфекция, и там
появляются нарывы, язвы;

8) разрушаются представления о моральных ценностях, и они
замещаются извращенными идеями.

Факторы риска, ведущие к употреблению наркотиков и токси­ческих веществ подростками:

- генетическая предрасположенность к употреблению нарко­
тических и токсических веществ;

- пристрастие взрослых членов семьи к спиртному, наркоти­
кам, табаку;

- конфликты родителей между собой, отсутствие в семье эмо­
циональной близости;

- наличие у родителей проблем, связанных с воспитанием, от­
сутствие у них интереса к состоянию учебы детей в школе;

- отсутствие контроля со стороны родителей за поведением
детей, их свободным временем вне дома;

- недоброжелательный климат среди знакомых подростка;

- безразличие школы к проблемам наркомании и токсикомании
среди подростков (учителя сами употребляют алкоголь и курят);

- частые переходы учащегося из одной школы в другую, про­
пуски занятий без уважительной причины, плохая успеваемость;

- употребление спиртных изделий и наркотиков в школе;

- влияние старших товарищей, общение подростка с теми, кто
употребляет наркотики и алкоголь;

- неблагоприятный социально-экономический климат, отсут­
ствие законов и общественных норм, препятствующих упо­
треблению алкоголя, табака и наркотических веществ, что делает
их легкодоступными и относительно дешевыми.

Особенности личности и поведения детей и подростков, по­зволяющие вовлечь их в употребление психоактивных веществ:

- желание следовать определенным образцам;

- стремление быть взрослым и доказать свою независимость;

- желание быть «плохим» в ответ на постоянное давление со
стороны родителей и окружающих;

- любопытство; безделье, неумение занять себя.

- В приобщении к наркотикам можно выделить пять этапов.

- Первый этап — дошкольный, до 7 лет. С молоком матери в растущий организм могут поступать психоактивные вещества, что нередко приводит к задержке развития или к замедлению его темпов. Такие младенцы позже начинают сидеть, держать голов­ку, стоять, ходить; в мышцах определяется гипертонус, нарушает­ся ритм сна. Ребенок фиксирует внимание на ситуациях, связан­ных с приемом взрослыми психоактивных веществ, хорошо раз­личает поведение их в трезвом и пьяном состоянии. Начинают появляться игры, действия и поступки по типу подражания взрос­лым. Формируется психологическая программа поведения на по­лучение положительного ожидаемого результата от употребления табака, алкоголя и других наркотиков.

- Второй этап — эмоциональный, начинается примерно с 7 и длится до 12 лет. В этом возрасте формируются условно-ре­флекторные связи между образными представлениями и их эмо­циональной окраской. Именно на этот этап приходятся первые попытки употребления наркотиков и алкоголя. При наличии по­ложительного эмоционального подкрепления со стороны окру­жающих появляются первые понятия о «престижности» пребыва­ния в состоянии опьянения. На этом этапе для поведения подростка характерны нарастание интенсивности эмоциональных срывов, грубых вспышек злобы, отсутствие сострадания, сочувствия, аг­рессивные проявления по отношению к животным, слабым, млад­шим по возрасту или пожилым людям.

- Третий этап — рассудочный, длится около трех лет — с 12 до 14. В этом возрасте подростки прилагают усилия для поиска новых форм контактов со сверстниками. На этот этап приходятся определенные закономерности поведения, проявляющиеся в по­ловой распущенности, жестокости к сверстникам, вандализме на транспорте и в общественных местах, первые опыты лживости. У ребенка формируется представление о «положительной» сторо­не наркотизации, о возможности при помощи психоактивных ве­ществ получать «бесплатное удовольствие». Реальные негативные последствия наркотизации пока не ощущаются.

- Четвертый этап — рефлексивный, приходится на 14 — 16 лет и совпадает с «бурным» развитием мышления, мировоззрения. Для этого возраста характерны тенденции обособления, погружения в собственный, воображаемый мир и вместе с этим раскованность. Самооценка у подростка в этом возрасте крайне низкая, он пере­живает внешние физические недостатки независимо от их реаль­ной серьезности, задумывается о своей роли в будущем, нередко отрицательно относится к материальному благополучию. Идет про­цесс утверждения себя и противопоставления другим. Образ жиз­ни взрослого подростку чужд, непонятен и совершенно не подхо­дит, в этот период остро переживаются чувства мести, ненависти,

- стыда, одиночества. Возникает интерес к смерти и переживани­ям, связанным с этим. Наркотик воспринимается своеобразным связующим звеном с загробным миром. Стремление опьянеть, за­быться, уснуть может стать специфичным суррогатом, имитацией смерти. К тому же погибшие от наркотиков рок-музыканты фак­тически канонизированы в понимании подростков.

- Формируются стабильные группы, где все роли распределены, а участники хорошо знают свое место, есть закрепленная террито­рия обитания группы, время сбора. Сначала цель объединения — суррогат общения, затем получение приятного ощущения, удо­вольствия, желание сообща изменить свое сознание. Новички ак­тивно вовлекаются в употребление наркотических веществ. Клю­чевое событие этого этапа — появление у несовершеннолетнего симптомов психической зависимости. В момент отсутствия нар­котического вещества подросток начинает испытывать беспокой­ство, тревогу, раздражительность.

- Пятый этап — нозологический, т.е. начинается хрониче­ская болезнь, которая складывается из симптомов и синдромов наркотической зависимости. У подростка формируется физиче­ская зависимость от препарата — появляются симптомы абсти­ненции, или «ломки», — мучительных ощущений, обусловленных отсутствием наркотического вещества. Привычка использовать психоактивные вещества становится постоянной формой бегства от реальности при малейших препятствиях на жизненном пути. Стремление подростка к деятельности и более широкому обще­нию с целью накопления жизненного опыта может привести к знакомству с разного рода нежелательными людьми, которые ста­новятся более авторитетными, чем родители, если их интересует лишь то, как накормлен, одет, и здоров ли их ребенок.

- Склонность подростка к самоутверждению может вступить в противоречие с сильной опекой родителей, особенно если послед­няя демонстративна для окружающих, и, желая доказать свою са­мостоятельность, ребенок готов на любые действия, не задумыва­ясь об их последствиях. К самоутверждению в социальной среде через употребление наркотиков большую склонность имеют лица с генетической ослабленностью и получившие дурное воспита­ние. Чем возвышеннее желания и потребности у человека, тем выше уровень развития его мозга, и наоборот.

- Можно выделить типичные модели поведения подростков, во­влеченных в употребление психоактивных веществ, большинство из которых основано на социальных мотивациях.

- Успокаивающая модель — один из наиболее распространенных вариантов применения психоактивных веществ и наркотиков с целью достижения душевного спокойствия у нерешительных, со­мневающихся, мнительных, пугающихся всего нового, постоянно тревожных подростков, плохо адаптирующихся к новой среде.

- Коммуникативная модель — приобщение к наркотикам в связи с неудовлетворенными потребностями в общении, любви, добро­желательности.

- Активизирующая модель — применение психоактивных веществ с целью подъема жизненных сил, настроения, для бодрости, уси­ления активности.

- Гедонистическая модель — употребление психоактивных веществ для получения удовольствий, достижения приятных ощущений психического и физического комфорта, состояния эйфории.

- Конформная модель — стремление подражать лидерам, само­утвердиться в группе, укрепить свой социальный статус, подра­жать, не отставать от сверстников, некритически перенимать все, что касается коллектива, к которому принадлежит подросток.

- Манипулятивная модель — возможность использования психо­активных веществ для манипулирования другими подростками, для их эксплуатации, для изменения ситуации в собственную пользу, для достижения тех или иных преимуществ. К этому склон­ны подростки с истерическими реакциями.

- Вся жизнь наркомана — безумная гонка за наркотическим эф­фектом, чувством эйфории, подгоняемая беспощадной «ломкой». Для психики наркомана характерны душевная холодность, неспо­собность к сочувствию и сопереживанию, к эмоциональному кон­такту с другими людьми, глубокий эгоизм, так как все силы и мысли направлены на удовлетворение сформировавшейся потреб­ности к наркотикам. Наркоман равнодушен даже к собственным детям и родителям. Все это вместе называется психосоциальной деградацией личности.

- Некоторые наркоманы в течение относительно длительного периода сохраняют трудоспособность, внешнее благополучие, семью. Однако в любом случае их интересы становятся поверхностными, угасает стремление к профессиональному совершенствованию, ослабевает установка на трудовую деятельность.

- При отсутствии выраженной мотивационной установки на из­бавление от наркомании рецидивы возникают сразу, как только наркотик вновь становится доступным или же в связи с разного рода конфликтами, переживаниями, неприятностями и т.д.

- Наркомания опаснее алкоголизма в 10—15 раз и развивается намного быстрее. При огромной опасности наркомании явных ее признаков для окружающих в отличие от алкогольного опьяне­ния нет. Оглупление наркомана можно принять за задумчивость, углубленность в себя, усталость, недомогание.

Роль воспитателя в профилактике наркомании. Теоретические знания как фундамент здорового образа жизни ребенок и подро­сток получают во время учебной деятельности, поэтому главная роль и основная нагрузка ложится на учителя. Со всей ответственно­стью следует внушать подросткам мысль о том, что безопасных и безобидных наркотиков не существует, и привыкание к ним раз­вивается быстрее или медленнее, но в любом случае. Все наркотиче­ские вещества формируют психическую и физическую зависимость. Если сначала наркотик вызовет приятное ощущение, то появится желание испытать его вновь с целью избавиться от психического напряжения, тоски, печали, страха. После двух-трех повторений это желание закрепляется и формируется психическая зависимость от наркотика. Через некоторое время психическая зависимость переходит в физическую, при которой отсутствие наркотика вы­зывает абстинентный синдром (наркотический голод, «ломка») и непреодолимое желание повторного приема наркотиков.

Учитывая то, что данные болезни имеют тенденцию к омоложе­нию (возраст начала приема наркотиков сегодня 9 лет), необходи­мо начинать просвещение уже в детском возрасте. Установлено, что в детстве три главные причины приводят к диагнозу «наркома­ния»: любопытство — 65 %, влияние среды — 14 %, подражание — 13 %. Решающее значение имеют типологические особенности характера ребенка, подростка. Это сверхвозбудимость психики или заторможенность (непрестижное положение в коллективе). Изу­чение наркоманов позволяет составить психологический портрет личности, имеющей отставание в развитии: они обидчивы и кап­ризны, эгоистичны и эмоционально неустойчивы, склонны к тос­ке и депрессии. Для них характерны безответственность, духовная пустота, недостаток жизненных интересов, незнание вреда наркоти­ков, психические отклонения и болезни. Эти черты могут неосо­знанно формироваться воспитателями (родителями, педагогами).

Неправильное воспитание — чрезмерная забота матери в ран­нем детстве или безграничная свобода, отстранение от обязанностей и безоговорочное выполнение прихотей или же суровое отноше­ние, нетерпимость к личности ребенка, эмоциональная холодность родителей — формирует тот или иной тип личности ребенка.

Воспитатель должен помнить, что та или иная потребность является движущей силой поведения человека. Ни одна из по­требностей (биологическая или социальная) не может длительное время оставаться неудовлетворенной. В процессе воспитания (се­мья, школа, ровесники, спорт и т.д.) ребенок овладевает способа­ми удовлетворения своих потребностей. Задача воспитания — на­учить ребенка самостоятельному выбору этих способов, а также правильному принятию решения в трудной ситуации.

Наркомания — следствие патологического развития личности в результате дефицита правильного воспитания в семье, серьез­ных нарушений процесса социализации, что в сочетании с гене­тическими отклонениями и неблагоприятными условиями жиз­недеятельности ведет к появлению тяги к употреблению психоак­тивных веществ наркотического действия. Наркомания — болезнь, делающая человека социально опасным.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.