Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профилактика заболеваний учащихся в школе






Воспитание здорового поколения. Качественное обновление содержания педагогического образования, предусмотренное Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, направлено на развитие и самоопределение будущего учителя гуманистической ориентации. Одной из задач педагогического образования является воспитание здорового поколения: привитие каждому ребенку основных понятий о здоровом : образе жизни и правильном поведении в условиях возможного риска для жизни человека — в быту и в меняющейся экологической природной) среде.

Требования Государственного стандарта к уровню знаний педагогов включают:

- осознание педагогом здоровья как ценности;

- владение системой знаний о взаимосвязях здоровья человека с социальной и природной средой;

- усвоение знаний и умений по охране и укреплению здоровья детей и подростков (умение управлять здоровьем детей), а также правильное поведение в опасных для жизни ситуациях;

- приобретение навыков по оказанию первой медицинскойпомощи.

В Государственном образовательном стандарте содержатся обязательные общепрофессиональные дисциплины, призванные расши-у рить мышление будущих педагогов и сформировать у них правиль­ные понятия и навыки охраны здоровья детей и подростков: s у - возрастная анатомия и физиология; * - основы медицинских знаний и здорового образа жизни; - безопасность жизнедеятельности.

Знание педагогом возрастных особенностей строения, функ­ционирования и регуляции процессов жизнедеятельности отдель­ных органов и систем, а также организма в целом позволяет ему эффективно использовать профилактические гигиенические ме­роприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка.

Организовать игры, занятия физкультурой, труд, питание, со­ставить расписание, провести уроки, оснастить классы светиль­никами, мебелью учителю помогут знания о функциональных возможностях организма, т. е. уровне его здоровья на данном воз-

растном этапе и характере влияния на него факторов экологичес­кой среды. Это позволит предупредить переутомление учащихся, которое лежит в основе развития той или иной хронической па­тологии, часто возникающей уже в школьные годы. Знание зако­номерностей физического и психического развития ребенка не­обходимо педагогам для правильной организации режимов труда и отдыха школьников.

Детскому организму присущи две основные характеристики: рост и развитие. Рост всех тканей и органов протекает с неодина­ковой интенсивностью и заканчивается у женщин в 20 — 22 года, у мужчин в 23 — 25 лет. Рост и развитие протекают тем интенсив­нее, чем моложе ребенок. Первоначальный рост (рост при рожде­нии) удваивается к 5 годам и утраивается к 15. В младшем школь­ном возрасте длина тела увеличивается на 4—5 см, а в период полового созревания — на 6 —8 см в год.

Количественные и качественные показатели роста и развития детей зависят как от биологических (генетических), так и от со­циальных (образ, условия жизни, характер питания и т.д.) факто­ров. Изучение закономерностей роста и развития детей и подрост­ков позволило медикам разделить все детство на несколько пери­одов (см. 2.1).

На практике этапы зрелости индивида можно подразделить на три периода:

- до 7 лет (до поступления в школу);

- до 14 лет (половое созревание, получение паспорта);

- до 18 — 21 года (окончание процессов роста, социальная зре­
лость).

В ходе индивидуального развития организма непрерывно из­меняются морфологические, физиологические и биохимические показатели. Они определяют его функциональную готовность к той или иной деятельности и условиям существования, а также биологическую зрелость.

Физическое развитие. Одним из показателей здоровья человека и его физической работоспособности является физическое разви­тие — процесс изменения морфологических и функциональных признаков, присущих данному человеку, формирующихся под влиянием наследственности (генотип) и экологической среды (фе­нотип). Особое значение показатели физического развития име­ют при оценке состояния здоровья детей.

Физическое развитие характеризуют следующие показатели:

1) соматометрические: рост, масса, окружность грудной клет­
ки, длина и окружность различных частей тела (рук, ног, груди,
голени и т.д.) и головы;

соматоскопические: развитие скелета, форма позвоночника,
грудной клетки, ног и стопы, осанка, развитие мускулатуры и
подкожно-жировой клетчатки, степень полового развития (для подростков), а для дошкольников — появление и смена зубов (оце­ниваются визуально);

3) физиометрические, или функциональные: жизненная емкость легких, мышечная сила, частота дыхания и сердечных сокраще­ний, артериальное давление и др.

Индивидуальная оценка физического развития проводится пу­тем сопоставления данных обследуемого со средними величина-jSlH (стандартами физического развития) для каждой возрастно-половой группы региона проживания. Стандарты физического развития детей и подростков для каждого возраста, пола и регио­на проживания ложатся в основу гигиенического нормирования (гигиенические требования к световой среде класса, размерам мебели для дошкольных учреждений и школ, одежде, обуви и всем другим предметам жизни, быта и труда детей и взрослых).

Чем моложе ребенок, тем интенсивнее его обмен веществ, т.е. тем больше требуется ему энергии и белка, которые затрачивают­ся на процессы роста и развития. Эти особенности детей в неблаго­приятных условиях экологической среды (недостаток кислорода, питания, двигательной активности и т.д.) значительно быстрее и #езче сказываются на состоянии здоровья, что в целом приводит к остановке их роста и развития. Кроме того, в детском и подрост­ковом возрасте не совершенны нервная и эндокринная (гормо­нальная) системы, это снижает возможности растущего организма адаптироваться к изменяющейся внешней среде.

Интенсивный обмен веществ, процессы роста и дифференци-ровки тканей у детей и подростков до 14 лет определяют возраст­ные особенности состава крови, низкую мышечную выносливость. G возрастом повышается выносливость при регулярной мышеч­ной тренировке.

Утомление мышц — это временное понижение их работоспо­собности после относительно большой физической нагрузки. Оно обусловлено процессами, происходящими в центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной системах. После отдыха утомление исчезает. Мышечное утомление — нормальный физиологический процесс. Однако чрезмерное мышечное напря­жение вредно сказывается на состоянии организма (особенно сер­дечно-сосудистой системы) и может стать причиной тяжелых па­тологических нарушений.

С состоянием и развитием мышц связаны нормальная осанка и форма стопы. Под осанкой понимается привычное положение тела человека в покое и при движении (ходьба, стояние, сидение, работа). Формирование осанки связано с образованием и закреп­лением условных рефлексов (навыков) позы и начинается в ран­нем детстве под влиянием окружающих (если родители и учителя обращают внимание на осанку и поправляют позу учащихся). Нормальной считается осанка, наиболее благоприятная для функ-

ционирования как двигательного аппарата, так и всего организ­ма. Чтобы исключить вероятность смещения центра тяжести, приводящего к изменению правильного положения таза и его размеров, девочкам противопоказано ношение обуви на высо­ких каблуках.

Следует помнить, что искривление позвоночника не только обезображивает фигуру, но и затрудняет работу внутренних орга­нов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта), что приводит к большой затрате сил и быстрому переутомлению как в покое, так и при движении.

Для формирования нормальной осанки большое значение имеет мебель, которой пользуются ребенок и подросток. Кровать ребенка должна быть достаточно жесткой, а рабочее место (стол и стул) — соответствовать его росту. Большое значение имеют системати­ческие физические упражнения, они способствуют развитию дви­гательного аппарата детей, повышают силу и выносливость мышц. Интенсивные умственные и физические занятия в школе (уро­ки труда, физкультуры и спортивные тренировки) могут приво­дить к повышению кровяного давления в конце учебного дня. Во время мышечной нагрузки у подростков и юношей величина максимального кровяного давления может возрастать до 180 — 200 мм рт. ст. Восстановление величины систолического давле­ния после физической нагрузки до исходной величины осуществ­ляется тем быстрее, чем старше ребенок. Работа сердца зависит не только от возраста, но и от общего физического развития, что, в свою очередь, зависит от образа жизни и места в нем двигатель­ной активности.

В период полового созревания наблюдается диспропорция в развитии тела, сердца и сосудов. В этот период поступление поло­вых гормонов в кровь ведет к дополнительному возникновению спазмов сосудов различных областей тела, в том числе сосудов го­ловного мозга и сердца. Все это может стать причиной появления у подростков при чрезмерных физических и психических нагрузках обморочных состояний, нарушения сердечных ритмов и других функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы.

Нормальному росту и развитию организма способствуют фи­зические нагрузки в разумных объемах, улучшающие кровообра­щение, снабжение органов и тканей кислородом и усиливающие обмен веществ. И наоборот, табакокурение, употребление нарко­тиков и алкоголя в этом возрасте усиливают имеющиеся функцио­нальные расстройства и нарушают нормальные процессы роста и развития.

Дыхание — жизненно важная вегетативная функция, которая имеет произвольную регуляцию. Человек может произвольно из­менять ритм и глубину дыхания, задержать его на определенное время, что говорит о влиянии сознания на данную функцию и^обеспечивает тонкое приспособление дыхания к текущим потреб-(||И> стям организма. Такая осознанная (условно-рефлекторная) ре­фляция дыхания у человека развивается в процессе выработки двигательных навыков, особенно совершенствуется она у спорт­сменов в процессе тренировок и проявляется в предстартовом " зменении глубины и частоты дыхания, имеющего приспособи-•льное значение к повышенной физической нагрузке.

Грудная клетка в период полового созревания приобретает врму грудной клетки взрослого человека, хотя остается еще мень-ей по размеру. Формирование грудной клетки и типа дыхания канчиваются к 21 году, однако развитие органов дыхания и со-ершенствование его регуляции продолжается и у взрослых лю-ей. При этом наблюдаются значительные индивидуальные раз-ичия в зависимости от того, занимается ли человек физическим ^Трудом, спортом или ведет малоподвижный образ жизни, курит, Р-употребляет алкоголь.

%. Заболеваемость. Заболевания органов дыхания занимают по ча-4'" стоте первое место во всех возрастных группах. Их возникнове-, *кяие не только связано с наличием соответствующего возбудителя, %$ю и зависит от состояния здоровья человека. В случае ослабле-я защитных сил организма (переохлаждение, переутомление, \|ютощение, травма, курение, алкоголь и т.д.) возникают так на­зываемые простудные заболевания. К их числу относят воспале-Шие носоглотки, гортани и бронхит, которые труднее лечить, чем f предупредить. Закаливание, занятия спортом, предупреждение ох-Ш'Лаждений, индивидуальная профилактика, т.е. ведение здорового Ц. образа жизни, — это эффективные меры предупреждения заболева-* ний органов дыхания.

Органы пищеварения ребенка имеют нежную слизистую обо­лочку, которая обильно снабжена кровеносными и лимфатиче­скими сосудами; этим обусловлены легкость возникновения раз-£ дичных воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта более тяжелое их протекание. Определенную роль в возникно­вении этих заболеваний играют малая кислотность желудочного Гсока и небольшая переваривающая сила ферментов, а также не- ' достаточно развитая функция печени. Это задерживает обработку " пищи и приводит к тому, что ферментативное разложение пищи заменяется бактериальным с образованием вредных продуктов. Все 1 эти особенности требуют внимания к качеству и гигиеническим условиям питания детей в школе, а также выработки у них правил застольного этикета.

Особенно большое значение в жизнедеятельности организма на любом возрастном этапе имеет взаимосвязанная регуляторная деятельность нервной и эндокринной систем. Среди желез внут­ренней секреции (эндокринных) особое место занимают гипо­таламус, гипофиз и надпочечники, образующие единую гипота-ламо-гипофизарно-надпочечниковую функциональную систему. Устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов зависит от функционального состояния этой системы, способству­ющей мобилизации защитных сил организма, что обеспечивается ведением здорового образа жизни.

Функциональное становление гипоталамо-гипофизарно-надпо-чечниковой системы в процессе онтогенеза в значительной степе­ни зависит от двигательной активности детей и подростков, по­этому занятия физической культурой и спортом способствуют развитию адаптационных возможностей детского организма и яв­ляются важным фактором его сохранения и укрепления.

Гормональный баланс в организме человека оказывает сущест­венное влияние на характер его высшей нервной деятельности. В организме нет ни одной функции, которая не находилась бы под влиянием эндокринной системы, в то же время сами эндо­кринные железы испытывают влияние нервной системы, что обес­печивает единую нервно-гуморальную регуляцию процессов жиз­недеятельности. Большинство гормонов способно изменять функ­циональное состояние процессов возбуждения и торможения во всех отделах нервной системы, что может приводить к глубоким нарушениям всей высшей нервной деятельности. Повреждение гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и нарушение ее функций чаще всего встречаются в подростковом возрасте и характеризуются расстройствами эмоционально-волевой сферы и морально-этическими проблемами. Подростки становятся грубы­ми, возможна наклонность к воровству и бродяжничеству, неред­ко наблюдается повышенная сексуальность.

Значительное влияние на процессы возбуждения и торможе­ния и работоспособность нервных клеток оказывают половые гор­моны. Недоразвитие половых желез вызывает ослабление нервных процессов и значительные нарушения психики с развитием ум­ственной неполноценности. Все это свидетельствует об огромной роли гормонов в жизни человека, и даже ничтожное их количе­ство в состоянии изменить наше настроение, память, работоспо­собность и пр. Союз нервной и эндокринной регуляторных си­стем, их гармоничное единство являются необходимым условием нормального физического и психического развития детей и под­ростков и связаны с ведением здорового образа жизни.

Ускорение темпов роста в подростковом периоде также связано с усилением функций половых желез, которое определяет многие стороны перестройки деятельности организма. Поэтому понятие «физическое развитие» тесно связано с половым созреванием, и его оценка должна проводиться обязательно с учетом степени полового созревания.

Половые гормоны способствуют росту и окостенению скелета, возникновению вторичных половых признаков, развитию мышц и увеличению мышечной силы, повышению обменных процес­сов, общей активности организма. Мышечная сила возрастает параллельно увеличению содержания полового гормона в крови. В связи с усиленным выделением специфического для данного пола гормона уже у младших подростков отчетливо выражены половые различия в развитии скелета, мускулатуры, кожи, под­кожного жирового слоя. В подростковом периоде окончательно определяются индивидуальные особенности пропорций тела и внешнего облика человека.

В подростковом возрасте на щитовидную железу и инсуляр-ный аппарат поджелудочной железы ложится основная нагрузка по перестройке обменных процессов в соответствии с новым ка­чеством — переходом от ребенка к взрослому, зрелому человеку. Наследственные и индивидуальные факторы в развитии ребенка определяют, справятся ли эти железы с предъявляемыми к ним повышенными требованиями или же возникнут заболевания эн­докринной железы, проявляющиеся в нарушении обмена веществ.

Чаще всего у подростков можно наблюдать: снижение функ­ций половых желез (гипогонадизм), увеличение (тиреотоксикоз) или понижение (гипотиреоз) функции щитовидной железы и не­достаточность инсулярного аппарата поджелудочной железы, ко­торая сопровождается заболеванием сахарным диабетом. Пред­располагающими моментами в развитии этих заболеваний может стать нарушение рекомендаций здорового образа жизни.

Из болезней обмена веществ, не связанных конкретно с той или иной железой внутренней секреции, следует отметить ожире­ние. У подростков оно встречается довольно часто, однако в по­давляющем большинстве случаев связано не с нарушением функ­ций эндокринных желез, а с обыкновенным алиментарным ожи­рением. В период полового созревания как у мальчиков, так и у девочек жир откладывается с большей интенсивностью, чем в предыдущие годы, и у некоторых подростков в силу их конститу­циональных особенностей в организме накапливается больше жира, чем требуется. Пониженный расход энергии наблюдается у детей, предпочитающих занятия сидя и пренебрегающих подвижными играми. Ожирение — далеко не безобидное состояние: избыточ­ная масса тела и отложения жира в клетках внутренних органов затрудняют деятельность сердца, нарушают газообмен в легких и тканях, ухудшают работу кишечника и почек. Важно учитывать, что ожирение легче предупредить, чем лечить.

Как сохранить здоровье ребенка. Взрослым, имеющим отноше­ние к воспитанию и образованию детей, нужно помнить, что ребе­нок рождается с далеко не совершенной нервно-эндокринной ре­гуляцией и координацией рефлекторных реакций. Для детей ха­рактерны обилие ненужных движений и неэкономные вегетатив­ные реакции, так как ведущее значение в регуляции рефлекторной деятельности имеет не кора, а подкорковые структуры головного мозга. Нормальное протекание процессов роста и развития ребен­ка, исключающее возможность возникновения срывов процессов адаптации вегетативных и психических функций, возможно при создании условий здорового образа жизни, таких, как рациональ­ное питание, достаточная двигательная активность, рациональные режимы труда и отдыха, активная познавательная деятельность.

Деятельность вегетативной нервной системы происходит вне сферы нашего сознания, однако нарушение ее функционального состояния существенно сказывается на общем самочувствии и эмоциональной реактивности человека: наблюдаются раздражи­тельность, расстройство сна, неадекватность поведения, растор-моженность инстинктивных форм поведения (повышенный аппе­тит, агрессивность, гиперсексуальность).

Координация движений ребенка должна развиваться и совер­шенствоваться постепенно и планомерно. Произвольные движе­ния человека приобретаются в процессе обучения и регулируются корой головного мозга, отдельные участки которой отвечают за деятельность различных частей тела (ноги, руки, голова, лицо, туловище и т.д.).

Наиболее широко вовлекаются в совместную деятельность различные отделы головного мозга при протекании психических процессов, связанных с образованием сложных функциональных. систем, состоящих из большого числа нервных структур, распо­ложенных в различных зонах коры головного мозга и подкорко­вых структурах. Поэтому негативное влияние табака, алкоголя, наркотиков в той или иной степени сказывается на высших пси­хических функциях человека, особенно растущего и находящего­ся в состоянии развития.

Адаптация организма к природным, техногенным и социальным факторам среды обусловлена возможностью формирования у него в процессе жизни индивидуальных условных рефлексов, их мно­гообразием, прочностью и подвижностью, т.е. способностью к изменению, что и составляет приобретенный жизненный опыт человека — его знания, умения, навыки, привычки, вкусы, мане­ры, характер и т.д.

Кора головного мозга — наиболее позднее образование цент­ральной нервной системы, она отвечает за высшие психические функции (память, мышление, речь, воля и др.) и особенно чув­ствительна к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Вот почему факторы, разрушающие здоровье, в первую очередь оказывают повреждающее действие на кору головного мозга, что приводит к снижению адаптационных возможностей организма и даже к потере уже имевшихся навыков.

Наше время характеризуется тем, что скорость изменения как природной, так и социальной среды в несколько раз превышает

скорость адаптации к ним человеческого организма, это зачастую приводит к срывам адаптационных процессов и возникновению ряда болезней, прежде всего сердечно-сосудистой и иммунно-эн-докринной систем.

Чтобы защитить свой организм от неблагоприятных влияний окружающей среды, поведение человека (и населения в целом) должно быть направлено на сохранение своего здоровья.

Так, для сохранения здоровья (жизни) человек должен питать­ся, т.е. удовлетворять врожденную пищевую потребность; для сохранения себя как вида должен размножаться, т. е. удовлетво­рять врожденную половую потребность и потребность воспитать ребенка; для ориентирования во времени и в пространстве — учиться, т. е. удовлетворять врожденную познавательную потреб­ность; для создания условий обитания и жизни (дом, одежда, обработка земли и т.д.) — работать, т.е. удовлетворять соци­альную потребность, сочетающуюся с потребностью в мышеч­ном движении, и т.д.

Учитель должен знать, что ребенок не является уменьшенной копией взрослого человека. Организм ребенка по сравнению с организмом взрослого имеет существенные различия, делающие его более чувствительным и ранимым к воздействию неблагопри­ятных факторов окружающей среды. Большинство болезней со­матической и психической природы закладываются в детстве и отрочестве. Поэтому от того, в каких условиях происходит рост и развитие ребенка, какие факторы природной, социальной среды воздействуют на него, какой образ жизни он ведет, таким будет его здоровье. Создание благоприятной среды обитания учащихся в условиях школы — условий для труда и отдыха, питания и фи­зической активности — находится в руках педагогов и во многом зависит от их инициативы, основанной на понимании приори­тетной роли здоровья для молодого поколения.

Особенно следует подчеркнуть, что психические функции и социальная зрелость существенно отстают от анатомической и физиологической зрелости, что проявляется в незрелости мышле­ния, неспособности самостоятельно принимать решения, когда поведение детей и подростков подражательно и они склонны к внушению. Психика детей впитывает как губка все то, что их окру­жает: поступки, привычки, вкусы других людей становятся предме­том для подражания. Именно поэтому так важно правильно форми­ровать у них понимание здорового образа жизни, когда самой боль­шой ценностью является здоровье — свое и окружающих.

Поскольку любое поведение находится под влиянием окружа­ющей среды, то и поведение здорового образа жизни можно при­вивать и воспитывать. Но это требует усилий со стороны всех окру­жающих взрослых. Только тогда, когда родители, учителя, друзья, родственники своим примером будут утверждать здоровый образ

жизни как норму, можно будет существенно изменить в лучшую сторону здоровье наших детей, а значит, и будущее страны.

Человек индивидуален по своим наследственным качествам, стремлениям и возможностям. Поэтому система его жизненных установок и пути их реализации также индивидуальны. Чтобы быть здоровым и успешным, нужны собственные постоянные усилия, определяемые знаниями о факторах, формирующих и разруша­ющих здоровье, что, как и другие знания, должно закладываться в школе. Роль учителя здесь огромна. Именно родители и учителя являются главными примерами для подражания, их поступки и действия порой запоминаются на всю жизнь.

Вопросы и задания

1. Какой физиологический механизм лежит в основе определения
здоровья и болезни?

2. Дайте определение понятия «здоровье», принятого Всемирной орга­
низацией здравоохранения.

3. Перечислите, какие показатели характеризуют индивидуальное и
коллективное здоровье.

4. Какие факторы влияют на индивидуальное и коллективное здоровье?

5. Как называется форма поведения, позволяющая использовать про­
шлый опыт для решения новых задач?

6. Дайте характеристику условным рефлексам и укажите условия, в
которых происходит их формирование.

7. Что является результатом деятельности функциональной системы
любого уровня?

8. Дайте определение понятиям «функциональная система саморегу­
ляции» и «функциональная система поведения».

9. Назовите врожденные биологические потребности и врожденные
(инстинктивные) формы поведения.

 

10.Определите роль потребности и мотивации в формировании при­
обретенного индивидуального поведения человека.

11.Дайте определение здорового образа жизни с позиций теории
функциональных систем поведения.

12.Определите роль памяти в формировании индивидуального пове­
дения.

13.Сформулируйте основные принципы поведения с целью обеспе­
чения личной безопасности человека.

14.Перечислите основные периоды роста и развития детей и под­
ростков и их отличительные морфофункциональные особенности.

15.Какие закономерности роста и развития организма детей и под­
ростков вы знаете?

16.Какие факторы наследственности и окружающей среды влияют
на рост и развитие детей и подростков?

17.Перечислите факторы экологической среды человека и их роль в
формировании его здоровья.

II

ЧАСТЬ

ФАКТОРЫ СРЕДЫ,

ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

В этой части мы знакомим читателя с принципами формирова­ния здорового образа жизни — ведущими факторами, формирую­щими здоровье человека.

Напомним, что здоровый образ жизни — это индивидуальная система поведения, направленная на рациональное удовлетворе­ние биологических (пищевая, двигательная, познавательная, по­ловая и т.д.) и социальных (профессионализм, уровень образова­ния, уровень жизни, наличие работы, семьи и т.д.) потребностей, вызывающая положительные эмоции и способствующая профи­лактике болезней и несчастных случаев.

Если в раннем детстве здоровье ребенка зависит преимуще­ственно от образа жизни семьи, в которой он воспитывается, то в подростковом возрасте усиливается влияние социальной среды. Поведение подростков мотивировано уже не только биологичес­кими, но и социальными потребностями, к которым можно отне­сти моду на какие-то пищевые предпочтения или диеты, пренеб­режение правилами безопасного репродуктивного поведения, чрез­мерное увлечение каким-либо одним видом деятельности (напри­мер, работой на компьютере), нерациональное построение режи­мов труда и отдыха и т.д. Все эти формы неправильного с точки зрения сохранения здоровья поведения приводят к возникнове­нию самых разных заболеваний, избавиться от которых очень слож­но, а порой просто невозможно.

Здоровье дается человеку от рождения, но, чтобы сохранить его на всю жизнь, он должен с раннего детства и до глубокой старости постоянно заботиться о его укреплении.

Однако у человека много соблазнов и велико стремление к при­ятным ощущениям, для многих это связано с тем, что не требует напряжения и усилий. Вместе с тем приятное для человека часто является неприятным для его собственного организма.

Основа здорового образа жизни — выбор полезного приспосо­бительного поведения: закрепление привычки сделать полезное при­ятным, уметь отказаться от моды и собственных желаний во имя нужного для организма вида деятельности. Следует с детства фор­мировать у ребенка и подростка понятия о том, что здоровый образ жизни требует от человека работы, а праздный — всегда влечет за собой ухудшение здоровья.

ГЛАВА 4 ПИТАНИЕ






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.