Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практицизм (прагматизм).






Хотя большая часть повседневной, конкретной деятельности человека регулируется обычаем и привычкой, поддержание этой деятельности, ее адаптация к меняющимся потребностям и условиям внешней среды, а тем более ее развитие требуют повышенного внимания и старания. Это превращает деятельность, направленную на добывание повседневных благ, в призванное ремесло и профессию, становящиеся делом чести, источником человеческого достоинства.

Обостренное сюжетное выражение, ценность практической деятельности мы находим в романе Тургенева «Отцы и дети», ведущий персонаж которого Базаров полагает, что главное — это практическое изменение жизненных условий, а поэтому «поря-

дочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Его принципы резко противостоят принятым в гуманитарной дворянской среде ориентациям на красоту или возвышенные идеалы служения человечеству, оказывающиеся на практике бесполезными, никак не способствующими улучшению положения крестьян или самих господ.

Практицизм направлен на достижение конкретных материальных результатов при использовании доступных человеку средств для получения реальной пользы и улучшения своего положения в повседневной жизни. Практицизм способствует расчленению ситуации на составляющие элементы, отстранению от возвышенных идеалов, от выполнения долга в пользу постепенного накопления благ, удовлетворяющего утилитарные потребности. Поэтому практицизм оказывается равнодушным к идеальным ценностям и отвергает их в идеологической полемике как ненужные, стеснительные и утопические.

Развернутое описание прагматизма как жизненной ориентации мы находим в книге известного американского теолога X. Кокса «Мирской град»: «Под " прагматизмом" мы понимаем заинтересованность секулярного человека вопросом " Будет ли работа? ". Секулярный человек не слишком озабочен тайнами. Его мало интересует то, во что нельзя вложить энергию и интеллект. Он судит об идеях — если воспользоваться словарным определением прагматизма — по " результатам, к которым они могут привести на практике". Мир при этом рассматривается не как единая метафизическая система, а как набор задач и целей... Городской секулярный человек — прагматик. Он озабочен решением конкретных проблем и выясняет, что для этого потребуется. Он не интересуется ни тем, что называется " последними вопросами", ни метафизическими рассуждениями. Так как религия в основном занимается именно этими вещами, то выходит, что он не задает религиозных вопросов»*.

Несомненно, что практицизм так или иначе присутствует в любой форме деятельности, направленной на получение материальных благ, хотя и остается большей частью подчиненным эле-

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 69 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 70 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

ментом. Как мы увидим, в доиндустриальном обществе эта ориентация была широко распространена как стремление к наживе, еще не получая морального оправдания. Как писал еще М. Вебер, во все времена в разных обществах алчность и «безумная жажда наживы» проявлялись в деятельности самых различных активных социальных групп — торговцев, ростовщиков, солдат, разбойни-

* К о к с X. Мирской град // Знамя. - 1992. - № 9. - С. 208-209.

ков, чиновников-взяточников, посетителей игорных домов и нищих и т.д. Отторгаемая от общественной системы морали, эта деятельность, тем не менее, выполняла как полезные, так и ан-тисоциальные функции. Но социально непризнанная или осуждаемая деятельность — ростовщичество, пиратство, воровство — становилась социально необходимым элементом в общей системе деятельности. В силу ограниченности своих задач или же антисоциальной направленности такой практицизм мог получить признание только как часть общего дела, связанного с достижением более высоких целей, взятых из другой сферы. Война, как известно, преподносится как «защита отечества», «отмщение врагу», «восстановление исторических прав», «как дело доблести и геройства». Торговля получает высокую оценку после того, как купец жертвует часть состояния на нужды города, искусство, церковь или школы. И даже знаменитый пират Дрейк может быть избавлен от виселицы и получить почетный титул и орден, если он морским разбоем содействует славе своей монархии.

Однако практицизм как ценность витальной или социальной сферы воспринимался негативно теми, кто придерживался иных ценностных ориентаций. А так как практицизм, связанный с хо-зяйственной или финансовой деятельностью, всегда становился сильной ориентацией, влиявшей на окружающую среду, он порождал противостояние различного типа — против корыстных элементов, ростовщиков и эксплуататоров, которые сосут кровь из «простого народа».

Практицизм — необходимая моральная установка в материальном производстве любого уровня: от налаживания быта до создания высоких технологий. Однако его содержание качественно меняется в зависимости от уровня. На ранних этапах он направлен на удовлетворение основных человеческих потребностей текущего или перспективного жизнеобеспечения. Его основная характеристика — приспосабливание непосредственной среды обитания (жилища, участка земли) к этим основным потребностям и психофизиологическая адаптация человека. На более продвинутых уровнях формируются разнообразные связи и обмен с близкими и дальними участками совокупного процесса производства, сеть взаимодействия. Практическая эффективность такого взаимодействия во многом зависит от налаженной дифференциации труда и обмена, т. е. движения товаров и денег. Именно с денежным обращением как наиболее гибкой формой обмена и связаны наиболее сложные системы хозяйства, получающего возможность далеко отделяться от всех других нормативно-ценностных факто-

ров и приобретать высокую степень самостоятельности. Метафорическим выражением такой самостоятельности можно считать пословицы: «Деньги не пахнут» и «Деньги счет любят». Однако ни в одном обществе такого рода утилитаризм не становится тотальной формой регуляции, он всегда остается встроенным в целостную цивилизационную систему регуляции.

В исследованиях В. Зомбарта, М. Вебера и других видных социологов раскрыто, каким образом в период первоначального накопления носителем утилитарных установок выступило мещанское сословие (бюргеры), которому присуща склонность экономить, беречь и ухаживать за богатствами, заботливо и строго смотреть за «приходом и расходом духа, силы, имущества и денег», стремление оценивать все с точки зрения пользы, рассчитывать все свои поступки и влечения, сосредоточенные на бережном отношении к накопленному достоянию, и чураться всех излишеств, любовных безрассудств и расточительства*.

Как хорошо известно, если практицизм не стеснен моральными соображениями, он может превращаться в злоупотребление по отношению к другим людям, мошенничество, что и вызывает необходимость поддержания правовых ограничений или использования разнообразных средств морального осуждения и предотвращения злоупотреблений.

Во все времена и во всех обществах существует противоречие между нечестивым богатством (или теневым капиталом) и моральными ценностями. Не менее распространено стремление такого капитала к отмыванию через употребление на морально оправдываемые цели. Как известно из истории русского предпринимательства, русские купцы и фабриканты после периода перво-начального обогащения, нажив свои капиталы беззастенчивой эксплуатацией и закабалением зависимых от них людей и сталкиваясь с присутствующим в общественном сознании неприятием таких методов, нередко стремились искупить чувство вины через щедрую благотворительность — на церкви, больницы, музеи, театры. Для художественной литературы и искусства это постоянный источник драматических сюжетов, для религиозных и социальных учений — поле идейной борьбы и критики. Для социологии постоянной проблемой стало выяснение взаимодействия материальных интересов и духовных запросов бизнеса, этики нормативного и отклоняющегося в Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 70

доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 71 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

предпринимательстве и хозяйственной деятельности вообще.

* См.: Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. - М., 1994.

На основе соединения трезвого практицизма и норм морали формировалась повседневная культура мещанских добродетелей, существовавшая с древнейших времен, успешно пережившая все буржуазные и антибуржуазные революции и продолжающая свое существование. Эти мещанские добродетели, противостоящие рыцарскому этосу, ориентируют человека на бережливость, рацио-нальность, трудолюбие и скромный, но надежный достаток, защищаемый от превратностей жизни умеренностью, осторожностью и благоразумием труженика, который не гонится за сверхприбылью и не стремится выделиться, но и своего не упустит. Мещанские добродетели не рассматриваются исследователями как непосредственная основа капиталистической хозяйственной культуры, поскольку они лишены активного и творческого начала, ориентаций на риск и конкурентную борьбу, но они служат той культурной почвой, которая оказывается благоприятной для ростков истинного духа капитализма.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.