Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Народные сказки






Наиболее древние народные сказки в литературоведении называются мифами. Мифология складывалась у разных народов в период бронзового века и начала разложения первобытных отношений. Древнейшая основа мифов и сказок — единство человека и природы. Для нашего далекого предка природа была живой, и процесс «мифосложения» и «сказкотворчества» был связан с ' принципом «оживотворения». Именно этот принцип мы использу-


ем сегодня, создавая новые сказки. Ожившие веши, существа, явления природы способны действовать самостоятельно. Древнему сознанию было свойственно находить персоналии человеческим чувствам и отношениям Любовь, Горе, Кручина и пр. Это явление мы также используем в психолого-педагогической практике сегодня.

Итак, народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:

1. Окружающий нас мир — живой. В любой момент все может
заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и
осмысленного отношения к тому, что нас окружает. Начиная от
людей, и заканчивая растениями и рукотворными вещами.

2. Ожившие объекты окружающего мира способны действо
вать самостоятельно, они имеют право на свою собственную жизнь.
Эта идея важна для формирования чувства принятия другого.

3. Разделение добра и зла, победа добра. Эта идея важна для
поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему.

4. Самое ценное достается через испытание, а то, что далось
даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования
механизма целеполагания и терпения.

5. Вокруг нас множество помощников. Но они приходят на
помощь только в том случае, если мы не можем справиться с
ситуацией или заданием сами. Эта идея важна для формирования
чувства самостоятельности, а также доверия окружающему миру.

Все эти философские идеи могут обсуждаться с нашими воспитанниками и клиентами.

Наша жизнь многогранна, поэтому сюжеты народных сказок многообразны:

сказки о животных, взаимоотношениях людей и живот
ных.
Дети до пяти лет идентифицируют себя с животными, ста
раются быть похожими на них. Поэтому сказки о животных луч
ше всего передадут маленьким детям жизненный опыт;

бытовые сказки. Те, кто говорят, что в сказках все закан
чивается свадьбой и никто не говорит, что будет потом, ошиба
ются. Бытовые сказки рассказывают о превратностях семейной
жизни, показывают способы разрешения конфликтных ситуаций,
формируют позицию здравого смысла и здорового чувства юмора
по отношению к невзгодам, рассказывают о маленьких семейных
хитростях. Поэтому бытовые сказки незаменимы в семейном кон
сультировании и при работе с подростками, направленной на
формирование образа семейных отношений;


 

страшные сказки. Сказки про нечистую силу: ведьм, упы
рей, вурдалаков и прочих. В современной детской субкультуре
различают также и сказки-страшилки. По-видимому, здесь мы имеем
дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и
проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от
напряжения и приобретают новые способы реагирования;

волшебные сказки. Наиболее увлекательные сказки для
тех, кому за 6—7 лет. Благодаря волшебным сказкам в бессозна
тельное человека поступает «концентрат» жизненной мудрости
и информации о духовном развитии человека.

Работа со сказками начинается с анализа, обсуждения. Когда сказочные смыслы будут проработаны и связаны с реальными жизненными ситуациями, можно использовать и другие формы работы со сказками: изготовление кукол, драматизация, рисование.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.