Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие №18: «Исследование животных с заболеваниями копыт и копытец. Операции на копыте».






Цель занятия. Отработать методику, порядок и технику исследования животных с заболеваниями копыт и копытец для диагностики заболеваний их. Используя эти методы, провести исследование больных животных с поражением копыт и копытец, поставить диагноз и выполнить необходимые лечебные мероприятия, в том числе и хирургические операции.

Материалы, оборудование, животные: анатомические препараты копыт и копытец. Анатомо-топографические таблицы строения копыт и копытец, водопроводная вода, ведро, щетки, закрутки, фиксационные станки, копытные пробирные щипцы, клин, перкуссионный молоточек, инструменты для расчистки копыт, набор хирургических инструментов, шприцы, инъекционные иглы, биксы с перевязочным материалом, веревки и путлища для фиксации, растворы-антисептики: перманганат калия 1: 1000, этакридина лак-тат, 3 %-ный раствор перекиси водорода, порошкообразные антисептики, 3 %-ный раствор новокаина, аминазин, ромпун. Подопытные или выбракованные лошади и крупный рогатый скот. Лошади с заболеваниями копыт и коровы с поражениями копытец.

Методика проведения занятия. Организуют его в условиях клиники, мясокомбината или учхоза. После опроса студентов и выяснения их подготовки по теме студенты получают задание: отработать на подопытных животных последовательно все методы диагностики болезней копыт и копытец, выполнить на анатомических препаратах операции, применяемые при лечении заболеваний копыт и копытец, - вскрытие подошвы при пододерматите, пункцию копытного (копытцевого) сустава, сделать резекцию концевой части сухожилия глубокого сгибателя пальца, артротомию, экзартикуляцию фаланги. Провести, используя эти методы, обследование больных животных и поставить диагноз.

В зависимости от количества подопытных или выбракованных животных студентов разделяют на 2-3 подгруппы и каждая последовательно отрабатывает указанное задание. Предварительно выделяют несколько студентов из группы, которые готовят копыта для исследований, тщательно их очищают от грязи. Иначе невозможно будет определить колотые раны и кровоизлияния в области роговой подошвы, мякиша и венчика.

Преподаватель акцентирует внимание на методы распознавания течения заболеваний копытец, так как мягкие ткани располагаются под роговым чехлом и не всегда доступны обычным методам исследования.

Студенты осматривают животных в состоянии покоя, определяют форму копыта, копытца, возможные изменения в этой области (раны, флегмоны венчика, дерматиты, трещины, расседины и залом копытного рога и др.), положение конечности в покое - животное полностью опирается, опирается на зацеп или держит конечность на весу.

Пальпацией исследуют местную температуру копыта, напряженность, болезненность тканей области венчика, межпальцевой щели, пульсацию общих пальцевых арте­рий. Напряженность пульса свидетельствует о развитии воспалительного процесса в тканях копыта. Копытными щипцами выявляют болезненность и, следовательно, локализацию патологического процесса в области подошвы, стенок, заворотных углов, мякиша, стрелки, челночного блока, копытных хрящей.

Перкуссионным молоточком при постукивании по роговой стенке, подошве в болезненных точках (животное отдергивает конечность) обнаруживают воспалительный процесс. По изменению силы звука можно установить также пустую стенку, роговой столбик и др.

Студенты изучают методику исследования с помощью клина для уточнения диагноза при подозрении на воспаление челночного блока. Для выявления заболевания копытцевого сустава производятся ротационные движения, сгибания и разгибания в этом суставе на приподнятой конечности. По поведению животного (болезненность и отдергивание при поражении) можно судить о состоянии сустава. Для уточнения диагноза прибегают к пункции сустава и исследуют пунктат. В различной степени выражена хромота опирающейся конечности. Но она может быть не только при заболеваниях копыт, но и при воспалительных процессах в пальцевых и других суставах, костях, связках конечности и др.

Для дифференциальной диагностики проводят блокаду волярных (плантарных) нервов на середине пясти (плюсны). Для этой цели студенты подготавливают место для инъекции, пользуясь таблицами и данными оперативной хирургии.

Исчезновение хромоты свидетельствует о том, что болезненный процесс находился в дистальном отделе конечности. Для исключения заболевания копытного сустава пользуются блокадой волярных (плантарных) ветвей волярных (плантарных) нервов.

При заболевании копытцевых (копытных) суставов наиболее эффективный диагностический прием - рентгенография, которую студенты отрабатывают портативным рентгенаппаратом, проявляют пленку и читают рентгенограммы. Можно в этих случаях воспользоваться уже имеющимися рентгенограммами здоровых и больных копыт и копытец, провести сравне­ние и увязать данные рентгенограмм с клиническим проявлением.

Как вспомогательный способ диагностики заболеваний дистального отдела конечно­сти применяют горячие ванны с температурой воды 40 °С. Уменьшение хромоты после ванны свидетельствует о локализации патологического процесса в связках, основе кожи, при усилении хромоты - в костях (трещины, надломы). Студентам необходимо объяснить механизм действия ванны в этих случаях.

Следует отработать методики введения лекарственных препаратов в пальцевые артерии у лошадей, пункцию

На анатомических препаратах копыт студенты отрабатывают методику вскрытия подошвы, для чего копытным ножом производят выборку рога в виде воронкообразного углубления до основы кожи и последующие манипуляции по лечению (обработка перекисью водорода, нанесение пипеткой на основу кожи несколько капель раствора йода, вложение тампона, пропитанного эмульсией Вишневского или березовым дегтем, наложение повязки на копыто).

При некрозе концевой части сухожилия глубокого сгибателя пальца, гнойном подотрохлеите и гнойном артрите обращают внимание на необходимость проведения операции по удалению некротизированной концевой части сухожилия, вскрытия

челночной бурсы и вентральной артротомии (делают ссылку на курс оперативной хирургии).

По отношению гнойного артрита копытцевого у крупного рогатого скота преподаватель обращается к ним мание на выполнение экзартикуляции или ампутации пальца.

После отработки методов исследования для диагностики заболевания копыт и копытец студенты приступают к исследованию и изучению больных животных, начиная его с анамнеза и определения общего статуса животного. Затем последовательно осуществляют отработанные на подопытных животных методы исследования. На основании изучения животных и дифференциальной диагностики ставят окончательный диагноз.

Старшие подгруппы докладывают на группе, на основании каких признаков поставлен данный диагноз, и в дальнейшем обсуждении принимают участие все студенты, высказывая свое мнение.

Также каждая подгруппа студентов представляет и свое мнение по поводу прогноза и проведения лечебных мероприятий. Назначают лечение и проводят его, используя методы оперативного и медикаментозного лечения.

Если в процессе изучения больных животных установлено, что заболевание широко распространено, то студенты изучают причины и разрабатывают план профилактических мероприятий в данном хозяйстве. Обращают внимание на условия кормления и содержания животных, организацию моциона, состояние системы уборки навоза, очистки животноводческих помещений от навоза.

Особо следует акцентировать внимание на профилактику травм в области копыт и копытец, так как они, осложняясь гноеродной и гнилостной микрофлорой, служат основной причиной массовости поражения дистального отдела конечности.

Травмы в основном возникают в результате плохого качества или неудачной конструкции полов, механизмов по уборке навоза, захламленности выгульных дворов, скотопрогонных дорожек различными металлическими предметами, несвоевременного выравнивания выгульных дворов от замерзающего зимой навоза и др. Важное значение придают своевременному выделению больных и оказанию им помощи. Все это отражают в рекомендациях для хозяйства.

В конце занятия назначают кураторов для дальнейшего лечения больных животных, на которых заводят историю болезни. В последующем ее защищают на группе. Преподаватель дает задание для очередного занятия.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.