Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Идеи креационизма, катастрофизма и эволюционистский подход и теории прогресса






Длительное время изменения в природе и обществе находили объяснения в общественной мысли в рамках идеи творения (кре-

ационизма), имеющего либо божественный характер, либо вытекающего из творческого озарения, связанного с выдающейся личностью пророка, вождя, мыслителя, художника, правителя и т.д. Конечно, наиболее убедительным примером такого рода событий для многих поколений была Библия, созданная пророками или апостолами, фиксировавшими великие события в истории, божественные деяния и слова.

Яркое художественное выражение этот подход нашел, например, в книге Т. Карлейля «Герои, почитание героев и героическое в истории», который выделил типы обожествленного вождя язы-ческого племени (Один), пророка (Мухаммед), поэта (Данте и Шекспир), священника (Лютер), писателя (Джонсон и Руссо) и правителя (Кромвель и Наполеон) как проявления творческого начала в обществе.

Позднее большое влияние получила теория катастроф. Рожденная на материале естественных наук, прежде всего биологии и геологии, она применялась и для объяснения социокультурных изменений: внезапного разрушения культуры в результате гибели общества, стихийных бедствий, нашествий, падения государств и гибели городов.

Теория катастроф стала необходимым коррелятом концепции творения. Возникшее неожиданно в результате вмешательства неуправляемых природных сил могло столь же неожиданно потерпеть катастрофу и погибнуть.

«Мягким» вариантом катастрофизма была теория регресса (деградации), происходящего в результате «антиразвития», упадка и примитивизации общества, под воздействием внутреннего раз-лада или вмешательства враждебных внешних сил.

Не следует думать, что эти концепции совершенно сошли со сцены исторического или культурологического мышления. Весьма содержательное развитие, хотя и в принципиально разном направлении, они получили, например, в работах А. Тойнби и Л. Гумилева. К концепциям такого рода прибегали разные историки для объяснения падения Римской империи, гибели Атлантиды, крито-микенской культуры, Вавилонского царства, цивилизаций Южной Америки и т.д.

Тем не менее в научном обороте и в истории культуры более принятым и разработанным является эволюционистский подход к динамике перемен*. Эволюция — понятие, употребляемое в

* Идеи эволюции в классической форме проявились в работах социологов Г. Спенсера, О. Конта, Э. Дюркгейма, этнографа Э. Тайлора, исследователя истории религии Д. Фрезера, историка и этнографа Л. Моргана и других крупных ученых второй половины XIX в.

сходном значении во многих естественных и общественных науках. В этом факте отражается как универсальность принципа, проявляющегося в различных явлениях природы, общества или внут-реннего мира человека, так и те мировоззренческие установки, которые способствовали формированию самой теории. Происхождение и содержание этого подхода глубоко связано с социально-экономическими условиями, менталитетом и общекультурной атмосферой, которые сложились в странах Запада во второй половине XIX в. Поразительное развитие новой техники сопровождалось влиятельными сдвигами и в научном мышлении, особенным влиянием в котором в этот период пользовался дарвинизм.

Основные идеи эволюционизма сводятся к следующему:

1. Как естественные, так и общественные явления подвержены постоянным, регулярным или частым изменениям.

2. В ходе этих изменений общество отходит от первоначального примитивного или упрощенного состояния (или от стадии зарождения) и приобретает более сложный и дифференцированный характер, в нем происходит рост рационального начала в обществе, т.е. его «разумности», усложнение, совмещающееся с упорядочиванием, а соответственно устранение хаоса, стихийности, конфликтов, предрассудков и слепой веры.

3. Стадии эволюции можно выстроить в шкалу от «дикости» и «варварства» до высшей ступени цивилизации, «от обезьяны к человеку», от «архаичного» или «традиционного» общества к «со-временному». В возникших позднее теориях модернизации эту высшую ступень неизменно воплощает в себе новейший Запад.

4. В ходе эволюции постоянно совершенствуются все стороны жизни общества, в том числе верования и культы, искусства, мораль, хотя это может происходить разными темпами и один вид искусства может отставать от другого, мораль от науки и т.д. Всякие перемены в морали, литературе, искусстве по логике эволюционизма идут по восходящей линии и означают развитие как усложнение, обогащение по содержанию, форме и т.д.

Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учебник для студентов высших учебных заведений. — Издание третье, 30 доп. и перераб. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 591 с. Янко Слава 31 (Библиотека Fort/Da) || https://yanko.lib.ru

5. Те или иные элементы более раннего состояния могут до поры до времени сохраняться в качестве пережитков.

6. Источниками эволюции являются различные безличные силы, которые сами по себе не меняются и действуют постоянно. Это могут быть принципы «естественного отбора» и «выживания наиболее приспособленных» (что получило обоснование в учении Ч. Дарвина), «определяющая роль производительных сил», «классовая борьба» (у Ф. Энгельса), «столкновение противоречий» (у Гегеля), «процесс самоорганизации общества», «накопление знаний» и т.д.

7. Основное направление эволюции общества и его культуры на ранних этапах — это адаптация к внешним условиям, а позднее овладение этими условиями и их подчинение, переход на более высокий уровень существования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.