Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Структуры среды






Жан Бодрийар Система вещей

Перевод с французского С.Зенкина

Перевод выполнен по изданию: Jean Baudnilard. Le systeme des objets. Gallimard, 1991 (Collection Tel) Для электронной публикации использовался текст: Жан Бодрийар. Система вещей. М. - Рудомино, 1995

Общество потребления - это не просто общество изобилия, где вдоволь всяких вещей. Это общество, в котором потребление сделалось главным содержанием общественной жизни, оттеснив на второй план производство и накопление. Потребление здесь не сводится к пассивному использованию вещей, оно превращается в активный процес их выбора и регулярного обновления, в котором обязан участвовать каждый член общества. Приобретая вещи, он стремится к вечно ускользающему идеалу - модному образцу, опережает время благодаря кредиту, пытается зафиксировать и присвоить его себе, собирая вещи коллекционные. Для утверждения и регулирования такого образа жизни служит реклама, цель которой - не столько способствовать продаже того или иного товара, сколько внедрить в общественное сознание образ целого общества, эти товары потребляющего. Подобное потребительство принципиально не знает предела, насыщения, поскольку имеет дело не с вещами как таковыми, а с культурными знаками, обмен которыми происходит непрерывно и бесконечно. Однако знаки эти, хоть и обладают высокой семиотической ценностью, но оторваны от собственно человеческих, личностных или родовых, смыслов; это знаки дегумани-зированной культуры, в которой человек отчужден.
Описать систему таких знаков, социокультурные механизмы, которыми они регулируются, - задача книги Жана Бодрийяра " Система вещей" (1968). Ее автор, один из виднейших современных французских социологов (род. в 1929 г.), известен как аналитик культурных законов современной постиндустриальной цивилизации, а также как теоретик вырастающего на ее основе искусства постмодернизма. В его первой книге, несмотря па популярность изложения, новаторски ставятся многие принципиально важные проблемы социологии, философии, психоанализа, семиотики и искусствознания.

Содержание

Введение

А. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА, ИЛИ ДИСКУРС ВЕЩЕЙ

I. СТРУКТУРЫ РАССТАНОВКИ

ТРАДИЦИОННАЯ ОБСТАНОВКА
СОВРЕМЕННАЯ ВЕЩЬ, СВОБОДНАЯ В СВОЕЙ ФУНКЦИИ
ИНТЕРЬЕР-МОДЕЛЬ

Корпусные блоки
Стены и свет
Освещение
Зеркала и портреты
Часы и время

НА ПУТИ К СОЦИОЛОГИИ РАССТАНОВКИ?
ЧЕЛОВЕК РАССТАНОВКИ

II. СТРУКТУРЫ СРЕДЫ

СМЫСЛОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СРЕДЫ: КРАСКИ

Традиционная окраска
" Природная" окраска
" Функциональная" окраска
Тепло и холод

СМЫСЛОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СРЕДЫ:
МАТЕРИАЛ

Природное и культурное дерево
Логика среды
Материал-модель: стекло

ЧЕЛОВЕК ОТНОШЕНИЙ И СРЕДЫ

Мягкая мебель
Окультуренность и цензура

СМЫСЛОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СРЕДЫ: ЖЕСТУАЛЬНОСТЬ И ЕЕ ФОРМЫ

Традиционная жестуальность усилия
Функциональная жестуальность контроля
Новое оперативное поле
Миниатюризация

СТИЛИЗАЦИЯ - СПОДРУЧНОСТЬ -
УПАКОВКА

Конец символического измерения
Абстракция могущества
Функционалистский миф
Функциональная форма: зажигалка
Формальная коннотация: крыло автомобиля
Алиби формы






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.