Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 8. Лото на лету




Как ни странно, бегущему Петропавлу удалось догнатьЛетучего Нидерландца без особого напряжения: летел тот с такойже скоростью, с какой люди обычно ходят, и, кстати сказать, наочень небольшой высоте, а именно на высоте роста Петропавла.Оценив эти достоинства полета Летучего Нидерландца не слишкомположительно, Петропавел разрешил себе задать вопрос вслух: -- Простите, если Вы летаете на такой высоте и с такойскоростью, зачем Вы вообще летаете? Летучий Нидерландец остановился, некоторое время повиселбез движения, неторопливо рассмотрел Петропавла и неточнопроцитировал: -- Рожденный ползать -- понять не может. Эта цитата, хоть и неточная, обидела Петропавла. Онзамкнулся и долго брел молча. Летучий Нидерландец, насупившись, летел рядом. Петропавел ускорил шаг, а Летучий Нидерландец --полет, Петропавел замедлил шаг. Летучий Нидерландец -- полет. -- Перестаньте меня преследовать, -- строго сказалПетропавел. -- К сожалению, мы движемся в одном направлении, и, к ещебольшему сожалению, нам одновременно приходят одни и те жемысли, -- запальчиво возразил Летучий Нидерландец.-- Я неприглашал Вас в спутники. Это Вы догнали меня и навязали мненеприятный разговор. -- Я рассчитывал, что он будет приятным, -- не солгалПетропавел. -- Приятные разговоры с таких хамских вопросов неначинаются, -- поделился опытом Летучий Нидерландец.-- Хамитьтоже надо уметь.-- Тут он подумал и привел пример: -- ВощеБессмертный -- вот кто умеет хамить! Впрочем, Вы самиуслышите... Он недалеко живет -- в ХАМСКОЙ ОБИТЕЛИ. -- В ХАМСКОЙ ОБИТЕЛИ? Простите, кто бессмертный? -- Воще Бессмертный, что значит -- кто? -- не понялЛетучий Нидерландец. -- Он -- Кощей? -- Он -- мой друг, -- противопоставил понятия ЛетучийНидерландец. -- Одно другому не мешает, -- предположил Петропавел. -- Мешает! -- Летучий Нидерландец отвернул от Петропавлаголову и полетел так. Спустя некоторое время он проворчал: --Хочу -- и летаю, стар уже -- отчеты давать! -- Извините, я не думал Вас обидеть...-- Петропавелнаконец понял, что задел Летучего Нидерландца. -- А знаете ли Вы, -- охотно заорал тот, -- что это такое --когда душа в небо просится? -- Догадываюсь... -- А догадываешься -- так лети рядом со мной! -- приказалЛетучий Нидерландец, по-родственному перейдя на " ты". Петропавел усмехнулся, подумав о Ньютоне. -- Чего ты ждешь? -- торопил Летучий Нидерландец.-- Летидавай! -- Я не знаю, как... как начать... -- Так и начни: упади вперед и маши руками, толькосильней, а то разобьешься. Ну?.. Запустить тебя? -- И тутЛетучий Нидерландец отвесил Петропавлу такого подзатыльника, что тот действительно упал вперед. В эту же самую секундуЛетучий Нидерландец крикнул ему в ухо: -- Руками маши, чтобтебя!.....Ощущение полета было ни с чем не сравнимым. Петропавеллетел на высоте сантиметров тридцати от поверхности земли: луговые травы тихонько хлестали его по лицу. Несмотря на то, что ему приходилось затрачивать на полет колоссальные усилия, он испытывал настоящее блаженство. Движение было неровным иплохо координированным. Летучий Нидерландец -- почему-то то содного, то с другого бока -- командовал, как физрук: -- Спокойнее, спокойнее: вдох -- вы-ы-ыдох, вдох --вы-ы-ыдох! Когда руки совсем онемели, Петропавел мешком упал в травуи выразил свое теперешнее мироощущение сложно: он завыл, какзверь, и заплакал, как дитя. Растрогался и Летучий Нидерландец, уронив поблизости от Петропавла одну светлую слезу и хриплосказав: -- Неплохо. Поначалу даже я ниже летал. " Хороший он все-таки мужик! " -- подумал Петропавел и хотелпроизнести это вслух, но не успел: его ослабленный организмнахально потребовал сна. А выполнив требование организма, Петропавел уже не увидел над собой Летучего Нидерландца. Ониспугался: не исчезла ли вместе с Летучим Нидерландцем испособность летать? Чтобы проверить это, он вскочил сналежанного места и упал вперед, сильно-сильно замахавруками... Полет -- продолжался! Конечно, это был не в полном смысле слова полет: если быПетропавел просто шел на своих двоих, он и то передвигался быбыстрее. Но не в скорости было дело и даже не в высоте...ощущение полета вот что составляло смысл мучительного этогоперемещения. " Я орел! " -- гордо подумал Петропавел, но тут совсего размаху неожиданно врезался в дверь не замеченного имдома. От удара головой дверь не открылась, зато все строениезначительно подалось вперед. Петропавел, конечно же, не могзаметить этого: он без чувств лежал у порога. Однакообитательница дома, кажется, заметила; она распахнула дверь, которая открывалась наружу, и возмущенно воскликнула: -- Милостивый государь, чайник бы свой пожалели! Петропавел очнулся, но, увидев хозяйку, чуть было снова нелишился чувств. Она состояла двух четко отграниченных друг отдруга половин левой и правой, причем, по всей вероятности, половины эти принадлежали раньше разным людям. Левая сторонабыла несомненно заимствована у красавицы: золотые кудряшки, трогательный серый глазок с длинными пушистыми ресницами, половинка изящного носика и пунцовых губок безупречногорисунка, половина подбородка с половинкой ямочки, половинкаточеной шеи, обольстительное плечико, прекрасные линии руки, талии, бедра, стройная ножка -- во все это можно было бы безпамяти влюбиться, если бы не правая сторона. Всклокоченныебелобрысые патлы нависали над косеньким глазом, дальшеследовали половина приплюснутого и, видимо, перебитого носа, уголок толстых брюзгливых губ, шея в складках, свисавших сподбородка, могучее мужское плечо... ну, и так далее, до земли.Вертикальный шов на ее платье соединял кружевной сарафанчик сгрубошерстным салопом, левая ножка была обута в серебрянуютуфельку, правая нога -- в черный резиновый ботик. Обувьобнаруживала отчетливое несоответствие размеров... Увидев Петропавла, хозяйка тоже сильно удивилась и тотчаспринесла странные извинения: -- Простите великодушно: я думала, это Тупой Рыцарь, откоторого я уже припухла! Все это -- и дикое несоответствие частей, и странныйлексический контраст, не говоря уже о голосе, невероятнымобразом совмещавшем в себе разные регистры, -- настолькоошарашило Петропавла, что тот не только не извинился, но и непоздоровался. -- Смежная Королева, -- очаровательно противно улыбнуласьхозяйка и, опять не дождавшись ответа, предложила: -- Входите, пожалуйста, или гребите отсюда тогда уж! Петропавел не смог выбрать ничего из предложенного иостался сидеть на земле. -- Вы лишились рассудка или просто прилично долбанулись? Аможет, вы датый? -- осведомилась Смежная Королева. Потрогав голову, Петропавел встал и поклонился: это быловсе, на что он оказался способен. Смежная Королева по-разномупожала двумя плечами и вернулась в дом. Петропавел, какзавороженный, последовал за ней. Стоило ему только закрыть засобой дверь, как он ощутил легкий толчок, словно дом отделилсяот земли. Так оно и было: в единственной, правда, довольнообширной комнате начался сильный сквозняк, поскольку вдоль всехчетырех стен было вырублено немыслимое количество дверныхпроемов при полном отсутствии дверей -- кроме той, черезкоторую они вошли. Создавалось впечатление, что ты в беседке, открытой всем ветрам. " Как бы не выпасть отсюда! " -- озаботилсяПетропавел, не зная, куда бы приткнуться понадежнее. Однако измебели в комнате был только огромный, красного дерева трон: онстоял посередине. На него села Смежная Королева, повесив себена грудь простенькую, но любовно сделанную табличку с надписью" Смежная Королева" и пояснив: " Это моя фенечка". Петропавелкивнул. -- Могу я предложить Вам лечь на пол? -- любезно спросилаона и добавила: -- А то дрейфить будете. Вы ведь стремщик, наверное? Дом сильно накренился -- и Петропавел нехотя лег на пол. -- А Вы всегда так -- автостопом? -- Смежная Королеваподождала ответа сколько смогла, потом рассердилась: -- Я непостигаю, что Вы за пассажир! Колитесь наконец -- или Вы языкпроглотили?! Петропавел помотал головой и спросил невпопад: -- Почему Вы все время сквернословите? -- Сквернословлю? -- удивилась она.-- Во-первых, жаргон --не сквернословие. А во-вторых, то, что сегодня считаетсяжаргонным словечком... или даже нецензурным, завтра может статьсалонным выражением. -- Мне к Слономоське надо -- мы куда летим? -- буркнулПетропавел. -- Ну вот, сразу с расспросами наезжает!..--разочаровалась Смежная Королева.-- Мне, в сущности, до фени, куда мы летим. Все равно сейчас Вам едва ли удастся сойти. Петропавел вздохнул и, глядя на дверные проемы, поинтересовался: -- Что это у Вас тут все так распахнуто? -- Видите ли, это смежная комната -- я сама балдею! -- Смежная -- с чем? -- Не Ваше собачье дело, с Вашего позволения.-- Онаотвратительно мило подмигнула и снизошла: -- Смежная -- со всеммиром! С первого раза весьма затруднительно врубиться, но этокайф! -- Смежная Королева подозрительно прищурила левый глаз: -- Вы, может быть, вообще не любите идею смежности? Или простопока не въехали? -- Не въехал, -- блеснул Петропавел.-- Смежности, простите, чего -- чему? -- Смежности, позвольте, всего -- всему! Это в высшейстепени соблазнительная идея -- смежность, я от нее тащусь повсей длине! Стилистические перепады в речи дамы, богатейшая мимика ипластика двух, казалось, не связанных Друг с другом сторон недавали возможности сосредоточиться. -- Весь прикол в том, -- продолжала Смежная Королева, -- чтосама я -- олицетворение смежности. Я есть переход от сущего кдолжному... Или наоборот. У Тупого Рыцаря, это мой кавалер, просто шифер ползет при виде меня. Я иногда такие корки мочу!..А между тем, даже задумав намеренно исчерпать меня всю, он менявсю не исчерпает. И Вы не исчерпаете, -- предупредила она.--Слабо Вам... шнурок! -- Но я не собираюсь исчерпывать Вас всю! -- Это офигительно огорчительно...-- непоследовательнозаметила собеседница.-- А вот... чем я, по-Вашему, владею какСмежная Королева? Петропавел испугался ответственности и промолчал, а дамазаключила: -- В общем-то. Вы чмошник. Вас даже жалко. Петропавел незнал, что такое чмошник, но сердито сказал: -- Ну, это уж ни в какие ворота!.. -- Обиделись? Отпа-а-ад! Я же не хотела обидеть Вас этим! -- Интересно, что этим еще можно было сделать? Непольстить же мне! -- Ну Вы замочили -- польстить! Просто -- констатироватьфакт. Вы ведь не будете возбухать, если я позволю себе сказать, что Вы брюнет? -- Не буду, конечно, -- Петропавел галантно поклонился. --Особенно если учесть, что я блондин. -- Ой, блонд!.. Голдовый! -- Смежная Королева прижала рукик груди.-- Но это все неважно. Смежность -- вот чтодействительно важно. Нет ничего более клевого в мире, чемсмежность. Но Вы, как Тупой Рыцарь: ему тоже не катит, когда явысказываюсь о смежности.-- Она заскучала и короткопалой правойрукой потрогала симпатичный золотой локон за левым ушком.-- Вывот не понимаете, чем я владею. А я ничем не владею! Класс? Мнеэто в лом -- владеть. Я отличаюсь от Королевы Англии тем, что уменя нету Англии! -- и она тошнотворно заразительнорассмеялась. -- Почему же тогда Вы вообще считаетесь королевой? -- Вы, почтеннейший, уже достали меня своим занудством!..Весь балдеж именно в том, чтобы пребывать на границе, когда вполе твоего зрения -- сразу обе стороны: два государства, двеидеи, а образ, который при этом создается в воображении, --один! -- это образ границы.-- Должно быть, не увидев на лицеПетропавла энтузиазма. Смежная Королева оборвала себя: --Ладно, довольно ля-ля! Не соблаговолите ли Вы составить мнепартию в лото? Петропавлу пришлось соблаговолить. Тогда Смежная Королева, соблюдая всяческие предосторожности, сползла с трона и тожелегла на пол. Она приподняла крышку люка и вынула детское лото.Петропавлу досталась картонка, на которой были нарисованымузыкальные инструменты. Смежной Королеве -- картонка сизображением овощей и фруктов. Он уже забыл, когда в последнийраз играл в эту игру, -- во всяком случае, теперь она была емусовершенно не интересна. Внезапно Смежная Королеваосведомилась: -- Вас тут у меня не вырвет? У некоторых это от высотыбывает... -- Не беспокойтесь обо мне, -- пресек заботу Петропавел. -- А то возьмите целлофановый пакет. -- Она с опаскойпоглядела на него. -- Что-то вид у Вас -- атас полный!.. -- Ничего, играем! -- браво выступил Петропавел, и онипринялись играть. -- Барабан! -- громко сказала Смежная Королева, доставаяиз полотняного мешочка первую карточку. -- У меня! -- обрадовался Петропавел, но, не обращая нанего внимания, Смежная Королева положила барабан на своюкартонку -- в квадрат с изображением арбуза. Петропавел сказал: -- Вы ошиблись. Барабан -- это не овощ. -- Без Вас скользко! -- огрызнулась Смежная Королева идостала вторую карточку: -- Флейта! -- Мое! -- мрачно заявилПетропавел. -- Перебьетесь, если Вы не возражаете, -- и СмежнаяКоролева положила карточку с флейтой на квадрат, в котором былизображен гороховый стручок. -- У меня уже два квадратазаполнено, я выигрываю! А у Вас -- голяк. Умотная игра! -- Это нечестно, -- сказал Петропавел.-- Вы положили флейтуна горох. -- Прошу прощения, но Вас это не колышет. Дать Вам в репу? -- и она тут же сильно ударила Петропавла по голове полотняныммешочком с карточками. По весу это был мешочек с дробью.Петропавел чуть не вылетел в открытое небо; он оторопелосмотрел на бессовестную партнершу. -- Что Вы уставились, как баран Мюнхгаузен?.. Разрешитепредложить Вам продолжить нашу увлекательную игру. -- Я не играю больше, -- отклонил предложение Петропавел.-- Это игра против правил. Смежная Королева взглянула на него обворожительно косо: -- Я могла бы попросить Вас заткнуться и не возникать?..Виолончель! -- и удар полотняным мешочком повторился. СмежнаяКоролева захлопала в ладоши: -- Смотрите, опять в кассу! -- Онаположила карточку с виолончелью на изображение груши. У Петропавла все плыло перед глазами, и он, -- скорее, машинально -- прошептал сквозь слезы: " Моя виолончель..." -- Потрясно все сходится! -- Смежная Королева не услышалашепота.-- А у Вас опять облом. Постойте-ка... почему Вы нерадуетесь за меня? Может быть, Вы завистник? Петропавел, прикрыв голову руками, с отчаянием воскликнул: -- Вы что -- чокнутая? -- Любезнейший, фильтруйте базар! Перед Вами все-такиКоролева!.. --...которая не может отличить овощ от музыкальногоинструмента! Сначала разберитесь с Вашими представлениями омире, а потом ложитесь играть! -- Он схватил с ее картонкикарточку с виолончелью. -- Отвяньте, умоляю Вас! -- завизжала Смежная Королева, отнимая у него карточку, и ни с того ни с сего приняласьяростно лягаться, норовя отпихнуть Петропавла к ближайшемудверному проему.-- Вам в крейзу пора! Только попробуйте поднятьна меня руку или ногу! -- приговаривала она, толкая Петропавласильной своей ступней.-- Я пользуюсь правом неприкосновенности! Петропавел поспешно соображал, сможет он лететь на такойвысоте или упадет и разобьется. А Смежная Королева внезапносникла и устало произнесла: -- Кончаем кипеж... Вы не творческий человек -- Вынормальный упитанный середняк, который так же разбирается всмежности, как свинья в мокасинах. Мне крайне прискорбно, чтоВы такое фуфло... -- Она вынула из мешочка следующую карточку: -- Здесь бубен. Нате, положите его на бубен и испытайте радостьидиота, знающего, что такое бубен.-- Она вздохнула.-- Надо жетак скозлиться за какие-то десять минут! Петропавел демонстративно и мстительно положил бубен набубен. -- Надеюсь, Вы удовлетворены? -- спросила СмежнаяКоролева.-- И что же. Вы в состоянии забалдеть от такой игры? Возьмите тогда весь мешочек и наяривайте в одиночестве. Выкакой-то совершенно завернутый... -- У каждой игры есть свои правила, -- сухо напомнилПетропавел, принимая мешочек. -- Дыня. Это наконец Ваше.Берите. -- Правила создаются по ходу игры, -- возразила СмежнаяКоролева. -- А дыню положите себе на бестолковку. --Хорошеньким пальчиком левой руки она постучала Петропавлу полбу, потом отползла к трону и воссела на него. -- Я наигралась.Вы зашибенный партнер. Было мажорно до смерти. -- Не понимаю, чем Вы недовольны.-- Петропавел изпоследних сил держал себя в руках. -- Каждому ясно, чтобарабан, флейта и виолончель -- музыкальные инструменты, агруша -- фрукт. -- Юноша! -- в голосе Смежной Королевы уже звучаланеизбывная скука. -- Никогда не следует держаться того, чтокаждому ясно. Нет никакого кайфа в том, чтобы повторятьобщепонятное. И интересно не то, что просекает каждый, а то, что просекаешь ты один. -- Она усмехнулась. -- Кажется, мневезет... Еще один Тупой Рыцарь. Тут со Смежной Королевой произошло нечто странное: правыйглаз ее закрылся, правая рука безжизненно повисла наподлокотнике трона -- и вся правая половина уснула под мерныетеперь покачивания летящего дома. Но левая половинабодрствовала -- и речь не прерывалась: она только выровнялась, лишившись элементов жаргона. -- Вы из породы тех, кто постоянно требует: " Давайтеназывать вещи своими именами! " При этом они уверены, что именноим дано знать подлинные имена вещей, хотя так же, как и другие, называют вещи невпопад. Но от других они отличаются тем, чтовсегда убеждены в своей правоте и в своем праве называть вещитак, а не иначе. Не дай бог кому-нибудь в их присутствииуподобить барабан арбузу, флейту -- гороховому стручку, авиолончель -- груше. Тут же восстановят справедливость!.. Иесли даже вы сыграете для них на флейте горохового стручкакакую-нибудь сонату ми-минор, они с пеной у рта будутутверждать, что гороховый стручок -- не музыкальный инструмент.Такие люди всегда губили художников... -- Я не губил художников! -- с негодованием воскликнулПетропавел. -- Допускаю, -- откликнулась Смежная Королева, -- что покаВы их действительно не губили. Все впереди. Дерзайте! Вы ведьправдоборец и за правду не пожалеете живота своего, даже недопуская мысли о том, что Ваша собственная правда -- это еще невся правда, не правда всех людей на земле, хотя, быть может, иправда большинства. -- Меньшинство должно подчиняться большинству! СмежнаяКоролева рассмеялась: -- О дорогой мой, не во всем, не во всем... Большинству неприходят в голову гениальные идеи, но оно охотно пользуетсягениальными идеями единиц. А ведь, по существу, любаягениальная идея -- не что иное, как новая аналогия, новый типсмежности, когда два очень далеких явления вдруг оказываютсярядом, в то время как о родстве их никто из живущих и неподозревал. Но вот человек указал на это родство -- и онототчас же стало очевидным для всех. Впрочем, может быть, и нетотчас же... -- уж как повезет! Это еще и от нас зависит: насколько легко наше воображение может перенести нас с травинкина облако. -- При чем тут травинка и облако? -- проворчал Петропавел. -- Это просто еще одна аналогия. Предположим, воображениенаше привыкло двигаться так: с травинки на цветок, с цветка накустик, с кустика на дерево, с дерева на облако. Но чье-товоображение вспорхнуло с травинки на облако -- сразу, вдругосознав нечаянную их близость. Так вот, пока есть такие люди, пока подобные Вам еще не погубили их, я буду у них королевой --даже несмотря на то, что здесь, на земле, у меня нет места, гдебы я могла собрать их всех: я ведь не владею ничем! -- иСмежная Королева очень грустно рассмеялась, а потом добавила: -- Сейчас Ваша остановка. Хотите сделать финт ушами? При появлении в речи " финта ушами" Петропавел понял, чтоправая половина Смежной Королевы пробуждается. Не успев никакотнестись к этому, он действительно сделал финт ушами, поскольку дом стукнулся об землю -- и от сильного толчкаПетропавел вылетел в один из дверных проемов, сопровожденныйвосклицанием: " Рисуйте ноги, друг мой! " Он отлетел на такоедалекое расстояние, что дом Смежной Королевы исчез из поля егозрения.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.