Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 4. И да, и нет, и все-что-угодно




Постояв на опустевшей ЧАСТНОЙ ПОЛЯНЕ, Петропавел вздохнули отправился в направлении ИГОРНОГО МАССИВА. На склонеближайшей из гор примостился ухоженный домик. Над дверью висел колокольчик, а на маленькой меднойтабличке у входа было написано: " Пластилин Мира. Звонить 126раз". Петропавел вздохнул и принялся названивать. Раза два онсбивался и начинал сначала, но на третий раз постарался бытьвнимательнее и, аккуратно считая звонки, прозвонил ровностолько, сколько нужно. На сто двадцать шестой звонок -- нераньше! -- дверь распахнулась, и перед Петропавлом предсталтолстенький человечек без возраста с радушием на лице. -- Вы ко мне или не ко мне? -- спросил он у Петропавла, словно в доме жил кто-то еще. -- По-видимому, -- отозвался Петропавел, стыдясьлохмотьев. -- Здравствуйте. -- Я так и подумал! -- обрадованно ответил человечек. --То есть я, конечно, подумал не так. Мой дом иногда принимают заКАПИТАНСКУЮ ДАЧКУ, хотя он совсем на нее не похож. Она насоседней горе. Там живет Тетя Капитана-Франта. Но Вы начализвонить в колокольчик -- и на сто двадцать шестом звонке мнепоказалось, что Вы ко мне. -- А тут кто еще живет, кроме Вас? -- поинтересовалсяПетропавел. -- Да никого, я один, -- и человечек улыбнулся, жестомприглашая Петропавла войти. Тот вошел и спросил: -- Зачем же тогда столько раз звонить? Если тут никто, кроме Вас, не живет, хватило бы и одного звонка. -- А тут еще много жильцов, кроме меня, -- снова улыбнулсячеловечек, провожая Петропавла из абсолютно темной прихожей вабсолютно пустую комнату. Петропавел пристально посмотрел нахозяина: -- Простите, я так и не понял; Вы все-таки один тут живетеили не один? -- Я тут один живу, -- улыбка уже совсем не сходила с егоприветливого лица. " Сумасшедший! " -- подумал Петропавел, а хозяин любезнопредложил: -- Садитесь, пожалуйста! -- и сопроводил предложениежестом, означавшим присутствие в комнате стульев, по крайнеймере нескольких. Петропавел оглядел пустую комнатуповнимательнее: для внимательного взгляда она тоже была пуста. Они постояли молча. Через продолжительное время хозяинспросил: -- Может быть, мне помочь Вам выбрать куда сесть? -- Онсхватил Петропавла за плечи и властно начал пригибать его кполу. Тот последовательно не сопротивлялся, решив лучшепосидеть на полу, чем спорить с сумасшедшим. Однако у самогопола, когда он готов был уже ушибаться, под ним неожиданновозникло кресло, в которое он довольно удобно впечатался.Хозяин снял руки с его плеч, сказал " уф" и сел в пустоту, тожемгновенно преобразовавшуюся в кресло. Этот эффектный трюкчеловечек сопроводил словами: -- Разрешите представиться: Пластилин Мира. Петропавел привстал в кресле -- представиться в ответ, нокресло незамедлительно исчезло из-под него. Он растерянновзглянул на хозяина, однако на его месте в пляжном шезлонгерасположился уже кто-то другой -- сухопарый энглизированныйстарик в плавках и с махровым полотенцем вокруг шеи, которыйкивнул и сухо отрекомендовался: -- Пластилин Мира. -- Как? Вы тоже? -- опешил Петропавел и, забыв о пропажекресла, упал в пространство, услужливо выстроившее под нимшезлонг. -- Почему тоже? -- вроде бы даже обиделся пляжный старик.-- Я тот же самый Пластилин Мира. Только я уже не тот. Но делоне в этом. -- А в чем? -- спросил Петропавел и почувствовал себяглупо. -- Ни в чем, -- был ответ. После ответа была тишина. -- Если Вы по-другому выглядите -- по-другому иназывайтесь! -- неожиданно для себя приказал Петропавел. -- Приятно, когда тобой руководят. -- Старик ухмыльнулся.-- Не понимаю только, зачем это нужно -- смешивать имя сносителем имени. Одно и то же имя соотносится с тысячаминосителей одновременно. Даже если я вообще исчезну из жизни, мое имя останется существовать и будет иметь значение. Поэтомуне надо так уж прочно прикреплять его к тому жизнерадостномуидиоту, с которым Вы познакомились до встречи со мной. -- Но это же были Вы! -- Петропавел начинал запутываться. -- Я никогда не был идиотом, -- отрезал старик и ссожалением добавил: -- Не очень-то Вы хорошо воспитаны. -- Я только хотел сказать... -- Петропавел совсемрастерялся, -- я... хочу спросить: где же истина? -- Если Вы у меня об этом хотите спросить, то неспрашивайте, как бы сильно ни хотелось. У меня с истинойсложные отношения. И вообще тут у нас понятие истины как-тосовсем неуместно. Все истинно. И все ложно. За что ни возьмись-- ни доказать, ни опровергнуть. Предложить Вам чаю или кофе --или не предлагать? -- Как Вам угодно, -- Петропавла обидела формулировкавопроса. -- Мне все равно, -- ошарашил его Пластилин Мира. -- Мне тоже, -- парировал Петропавел, и ситуация сделаласькак бы безвыходной. Неожиданно Пластилин Мира -- непонятно, предложивший все-таки что-нибудь или нет, -- изрек: -- Все Пластилины Мира -- лжецы. Кроме меня, -- причем насередине фразы из пляжного старика он превратился впрехорошенькую девушку, так что осталось неясным, к кому из нихотносится последняя часть высказывания. -- Здравствуйте, -- на всякий случай сказал Петропавел, свосхищением глядя на девушку. -- Виделись уже, -- улыбнулась та и протянула ему руку: --Пластилин Мира. -- Петропавел пожал руку. Рука осталась у негов кулаке. С ужасом и отвращением он бросил руку на пол. Девушкаподняла ее и приставила на прежнее место: -- Фу, неаккуратный какой! Осторожнее надо... -- Сколько Вас тут еще будет? -- Петропавел едва сдерживалнегодование. -- Кого это -- нас? -- Девушка огляделась.-- Я одна здесь.Не считая, конечно. Вас. -- Но Вас тут не было! -- отчеканил Петропавел. -- Да и Вы тут не всегда были... Не понимаю, почему Вызлитесь. -- Девушка в недоумении теребила мочку уха, котораяпонемногу вытягивалась и уже доставала до плеча. Чтобы невидеть этого, Петропавел отвернулся к окну и напомнил: -- Насчет чая или кофе... Могу я попросить чаю или кофе? Девушка задумалась. -- Чаю или кофе? Вы ставите меня в чрезвычайнозатруднительное положение этим своим " или". Я боюсь не угадать.Конечно, во избежание недоразумений я могла бы дать Вам и того, и другого, но тогда я не выполнила бы Вашу просьбу: Вы ведь непросите у меня и того, и другого. Лучше я не дам Вам ничего. Петропавел даже не сразу понял, что ему отказали, а когдапонял, совершенно рассвирепел: _ В каком направлении мне нужно идти, чтобы сноваоказаться в комнате? -- Ни в каком, -- ответила улыбчивая девушка. -- Сидитеспокойно: Вы и так в комнате. -- Но это не та комната! -- Сейчас не та, через секунду та, потом -- опять не та, потом -- снова та... чего Вы суетитесь? Если Вам нужна комната, из которой Вы вышли, -- пожалуйста! Петропавел огляделся и вздрогнул: комната вдруг приобрелазнакомый вид. Он поднял глаза на девушку и увидел вместо неестарушку в кружевном чепце и со спицами. -- Пластилин Мира, -- сказала она. -- Долго Вы намерены еще меня морочить? -- с нервнымсмешком спросил Петропавел. -- Да нет, -- вздохнула старушка. -- Долго с Вами неполучится. Вы слишком скучный и все время ищете того, чего нет, -- определенности. Вы, значит, серьезно думаете, что все насвете может быть либо так, либо эдак? -- А как же еще? -- Да как угодно: и так, и эдак сразу, и ни так и ниэдак!.. и вообще -- по-всякому! Даже если одна возможность вконце концов исключает другую, это отнюдь не значит, чтокогда-то обе они не были равновероятными. -- Спицы мелькали вруках старушки с немыслимой скоростью, и Петропавлу казалось, что их у нее штук тридцать. -- А я, -- продолжала та, -- застаювозможности именно в той точке, когда они еще равновероятны.Альтернативные решения -- моя стихия. -- Я не понимаю, -- сознался Петропавел. -- Сделайте вид, что понимаете, -- посоветовала старушка. -- Но зачем? Зачем делать вид? -- А иначе невозможно! Никто ведь ничего не понимает, нокаждый делает вид, что понимает все. -- Тут она критическивзглянула на Петропавла. -- Вам трудно сделать вид, что ли? -- Трудно! -- буркнул Петропавел. -- Глупости! -- возразила старушка. -- Ничто в мире нетождественно самому себе. " Постоянное, идентичное самому себе" я" является не чем иным, как фикцией". Юм. Впрочем, Вы вряд лислышали про Юма. -- И слышать не хочу! -- заартачился Петропавел. -- Между прочим. Вы сильно ошибаетесь, если думаете, чтосами не кажетесь окружающим то таким, то совершенно другим. --Отложив спицы, старушка протянула ему нечто, упакованное вцеллофановый пакет. -- Я тут связала Вам спортивный костюм, наденьте... В глазах пестрит от Ваших лохмотьев. Просто головакругом идет! -- Она отделила голову от тела и бросила ее вугол. Голова упал с неприятным стуком. -- Спасибо, -- ошалел Петропавел, стараясь не смотреть насуверенную голову и даже не удивившись скорости, с которой былсвязан да еще и упакован старушкой спортивный костюм. -- А что до Вашего возвращения, -- вещала из угла голова, -- то сразу за домом аэродром, через полчаса оттуда летитсамолет в нужном Вам направлении. Так что поторопитесь. Нетвердой походкой Петропавел вышел в темную прихожую итам надел костюм, оказавшийся подозрительно впору. Вернувшись, он увидел, как по комнате прохаживается молодой человек в точнотаком же спортивном костюме. В руках его была голова ужеисчезнувшей старушки. Петропавел даже не сразу узнал в молодомчеловеке себя. -- Пластилин Мира, -- петропавловым голосомотрекомендовался тот и запустил в Петропавла старушкину голову, на лету превратившуюся в волейбольный мяч. Петропавел увернулсяи еле устоял на ногах. Мяч вылетел в окно. -- Мне пора... на самолет, -- Петропавел попятился кдвери. -- Отсюда не летают самолеты. Тут пешком полчаса -- черезМЯСНОЕ ЦАРСТВО. -- Через... какое? -- Через МЯСНОЕ... ну, это где Мясной Царь, мясныенимфы... Неприятное место. -- А мне говорили -- аэродром за домом... -- Бабуля, что ли? Она с приветом была. Небось строила изсебя Пластилина Мира? -- Молодой человек понимающе улыбнулся.-- Это я -- Пластилин Мира. -- Да плевать мне, кто тут из вас Пластилин Мира! --взорвался вконец замороченный Петропавел. -- Все вы постоянноотказываетесь от своих слов. Ваша непоследовательность убивает! -- Непоследовательность? -- Лжепетропавел пожал плечами.-- При чем тут непоследовательность? Правила создаются по ходуигры -- это наше главное правило. И мы последовательно егособлюдаем. -- Хватит с меня этого дурацкого маскарада! --взревел Петропавел. -- Ты не любишь маскарада? -- казалось, собеседник былпотрясен. -- Как же можно не любить маскарада!.. Маскарад! Этосамое прекрасное, что есть в мире. " Маска, кто Вы? " --" Угадайте сами! "...Каждый выдает себя за кого хочет, выбираетсебе любую судьбу: скучный университетский профессорпревращается в Казанову, самый беспутный гуляка -- в монашка, красавица -- в старуху-горбунью, дурнушка -- в принцессубала... Все смещено, смешано -- шум, суматоха, неразбериха! Разум бездействует: для него нет опор в этом сумбуре. Мудроесердце сбито с толку -- оно гадает, ошибается, не узнает, онона каждом шагу разбивается вдребезги -- и кое-как склеенное, снова готово обмануться, принять желаемое за действительное, действительное -- за желаемое, припасть к первому встречному --разговориться, выболтать тайну, облегчить душу хозяину своему.О это царство видимостей, в котором легкая греза реальнейдействительности! Кто говорил с тобой в синем плаще звездочета? -- Не знаю, неважно... звездочет! Трещит по всем швам пространство, во все сторонырасползается время -- и Падающая Башня Мирозданья великолепна всвоем полете. Дух Творчества бродит по улицам и площадям: ночная бабочка фантазии дергает его за тончайшую шелковую нить, не дает ему покоя и сна -- и вот он является то тут, то там: тенью, намеком, недомолвкой, ослышкой -- и путает судьбы, морочит головы, интригует... Ах как весело пляшем мы в призрачных, ложных огняхмаскарада, как небрежно держим в руках своих Истину и с какоюбожественной беспечностью ничего не желаем знать о ней! Мызабавляемся, мы играем ею, мы бросаем ее друг другу как цветок, как тряпичную куклу, -- и всю ночь мелькает она то в рукахразбойника, то в руках колдуна, то в руках короля: банальная, свежая, сиюминутная, вечная!.. И, натешившись ею, мы забываемее где-нибудь на скамейке в сквере, где-нибудь на столикеночного кафе, чтобы под утро дворник или уборщица вымели ее измира вместе с прочим мусором ночи, а мы, сняв маски и посмотревдруг на друга, горько усмехнулись бы: " Ах, это только мы!..Всего-то навсего! "...На мгновение в глазах Пластилина Мира мелькнули слезы итут же высохли. С неожиданно беспечной улыбкой взглянул он наПетропавла: -- Как хорошо ты говорил о маскараде! Никогда не поверю, что ты не любишь его. Петропавел вздрогнул и пришел в себя. -- По-моему, это ты говорил о маскараде... Пластилин Мира смерил Петропавла взглядом Петропавла ихмыкнул: -- Я!.. Да я терпеть не могу маскарада. Маскарад!.. Этосамое отвратительное, что есть в мире. " Маска, кто Вы? " --" Угадайте сами! " -- и дальше он чуть ли не слово в словоповторил монолог о маскараде, -- правда, с другими ужеинтонациями -- ядовито, желчно, где надо меняя акценты, иПетропавел действительно перестал понимать, кто из них кто. --Впрочем, -- закончил говорящий, -- не все ли равно, кто из наспроизносил слова!.. Главное в том, что они прозвучали, чьи быэто ни были слова. После продолжительной и довольно неловкой паузы один изних сказал: " Ну, я пошел", -- а другой спросил: " Куда? " -- Мнепора дальше. Второму показалось, что уходит отсюда не тот, -- ктодолжен. -- Минуточку! -- запротестовал он. -- Это мне, кажется, пора дальше. Петропавлы в нерешительности уставились друг на друга. -- Самое страшное, -- зазвучал голос, и уже непонятнобыло, кто это говорит, -- если отсюда выйдет не настоящийПетропавел. Потом ничего не поправить: жизнь пойдет сама собой. -- Что же нам делать?...Конечно, они заигрались -- и теперь может случитьсятак, что они никогда не выйдут из этого дурацкого положения.Вот он, маскарад жизни!.. Отныне каждому из них, наверное, будет казаться, что однажды его перепутали, что он -- не совсемон или даже совсем не он. -- Но ведь очевидно, что я -- это не ты, а ты -- не я! Насже двое! И тут комната наполнилась петропавлами. Все они изумленнопереглядывались. Ситуации более тупиковой вообразить былоневозможно. А когда один из них опрометью бросился к выходу, остальные ринулись за ним. В дверях образовалась пробка. -- Пустите! -- надрывались петропавлы. -- Дайте же дорогу! Завязалась драка. Силы противников оказались равными, каждый бился за себя, так что ни победителей, ни побежденных небыло. -- У меня на плече родинка! -- изо всех сил крикнул вдругкто-то -- и комната опустела. В ней остался только одинПетропавел, все еще с ужасом озиравшийся по сторонам. -- С тобой неинтересно играть, -- голос невидимогособеседника раздался совсем поблизости. -- Ты так держишься засвою индивидуальность, словно она у тебя есть. Родинка на плечеили один глаз карий, другой голубой -- не индивидуальность.Имей ты хоть три глаза... -- Глубокий вздох сотряс помещение.-- Предлагаю так называемое контрольное наблюдение, хоть это ипротив моих правил. Сейчас я воспроизведусь в том виде, вкотором Вы уже имели возможность меня наблюдать. Таким образом, Вы станете первым в истории человечества, кому удалось дваждывойти в одну и ту же реку... Впрочем, дважды входить в одну иту же реку -- скучно. -- И голос обрел очертания толстенькогочеловечка с радушием на лице. -- Не надо представляться, -- заспешил Петропавел. -- Яузнал Вас. -- А я Вас не узнал, -- заявил Пластилин Мира. -- Васневозможно узнать: в Вас нет ничего запоминающегося. Удивляюсь, как Вы сами себя узнаете. Пропустив это мимо ушей, Петропавел подошел окну ивыглянул наружу: -- Куда ведет вон та дорога? -- К дому Пластилина Мира, -- не глядя ответил ПластилинМира. -- Разве есть еще один Пластилин Мира? -- Есть, -- быстро сказал собеседник и, помолчав, добавил: -- Нет. -- Вы когда-нибудь отвечаете за свои слова? -- О, никогда! Клянусь Вам! -- Пластилин Мир приложил рукук сердцу. -- Это в суде говорят правду, только правду и ничего, кроме правды, а больше так нигде не поступают. Кстати, и в судепод правдой понимают лишь верность факту, а ведь между фактом иправдой лежит Ничья Земля -- огромная и темная. -- ПластилинМира направился к выходу. -- Посоветуйте хотя бы, куда мне идти! -- крикнулПетропавел вслед. -- Да куда хотите! -- обернулся Пластилин Мира. -- Илиникуда. -- И добавил: -- Советую Вам не следовать моему совету. Он исчез, а Петропавел постоял некоторое врем: водиночестве, размышляя о том, что это было -- пять встреч содним и тем же существом или одна встреча с пятью разными.Ничего не придумав, он вышел из дому и, машинально обернувшись, прочитал на маленькой медной табличке у двери: " Пластилин Мира.Звонить 13/4 раза". Он махнул рукой и отправило восвояси...Однако некоторая неуверенность в том, что из дома ПластилинаМира вышел именно он, время от времени посещала его еще долго.

Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.