Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 17. Применение как тип осуществления права

Вопросы для самоподготовки:

· Понятие и причины правоприменения.

· Формы и виды правоприменения.

· Правоприменительные акты.

 

Раздел VI

ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА

Глава 17

ПРАВОПРИМЕНЕНИЕ

КАК ТИП ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВА

В этой главе вы узнаете:

• что такое правоприменительная деятельность и в чем ее смысл;

• каковы формы и виды правоприменения;

• чем правоприменительные акты отличаются от других юридических

документов;

• как можно классифицировать акты применения права;

• когда появилось судебное правоприменение и в чем его задачи;

• какие факторы влияют на правосудие и почему судьи порой решают

дела по-разному;

• какие стадии можно выделить в структуре судебного процесса.

§ 1. Характеристика правоприменения

Понятие правоприменения

Как можно было убедиться из предыдущей главы, субъекты

права вполне могут действовать самостоятельно, сообразуя свое

поведение с нормами права (соблюдая запреты, исполняя обязан-

ности, осуществляя свои права).

Однако иногда нормальный правовой результат не может быть

достигнут без вмешательства государственных органов и долж-

ностных лиц. В таких случаях в процесс осуществления права

вклинивается правоприменение.

Правоприменение — это не одна из форм реализации права, а

особый тип осуществления права, который, в свою очередь, имеет

свои формы. Как справедливо замечают некоторые ученые1, пра-

воприменение нельзя ставить в один ряд с использованием, ис-

1 В. Н. Карташов предлагает называть применение права типом реализации.

Но тут же называет в качестве типов оперативно-исполнительную (правонадели-

434 Особенная часть

полнением и соблюдением. Это правовое явление имеет очень

серьезные отличия и не является однородным с ранее названны-

ми, а потому не может быть объединено с ними одним понятием

≪ формы реализации права≫.

Применение права — это государственно-властная деятель-

ность компетентных органов государства по осуществлению норм

права относительно конкретных жизненных случаев путем вынесе-

ния индивидуально-конкретных предписаний.

Правоприменительная деятельность характеризуется следую-

щими признаками:

— осуществляется компетентными органами государства;

— имеет властный обязательный характер, характер односто-

роннего волеизъявления или распоряжения;

— требует профессиональных знаний и навыков;

— осуществляется в форме индивидуально-конкретных пред-

писаний;

— является организующей деятельностью по осуществлению

норм права. Ее цель — удовлетворение не личных потребностей пра-

воприменителя, а потребностей отдельных лиц или всего общества;

— осуществляется в процессуальных формах.

Применение права может подключаться ко всем формам непо-

средственной реализации права:

— к использованию (например, получение жилой площади ма-

лоимущими, получение пенсии, получение льгот инвалидами);

— исполнению (например, призыв в армию);

— соблюдению (например, совершение правонарушения).

Причины правоприменения

Государственные органы вмешиваются в процесс реализации

права субъектами права неслучайно. Однако объем правоприме-

нения может быть разным. Если в государстве правоприменение

тельную) и правоохранительную практику государства. См.: Карташов В. Н. Тео-

рия правовой системы общества. С. 291, 292.

В. М. Сырых считает правоприменение формой реализации права, которую

осуществляют государственные органы, участвуя в публично-правовых отношени-

ях. См.: Сырых В. М. Теория государства и права. С. 260, 261.

В. И. Червонкж, тоже заметивший неоднопорядковость использования, ис-

полнения, соблюдения и применения, все же не решается отказаться от привыч-

ного наименования применения права как формы реализации. См.: Червонюк В. И.

Теория государства и права. С. 513.

Глава 17. Правоприменение как тип осуществления права 435

занимает слишком большое место, это говорит о том, что свобода

в данной стране не в почете, а само оно является отнюдь не демо-

кратическим. И наоборот. Обойтись без правоприменения не

представляется возможным по следующим причинам:

1) ограниченность общественных ресурсов (финансовых, мате-

риальных, природных, человеческих и т. п.) и необходимость

обеспечить справедливое их распределение и использование;

2) возможность злоупотребления своими правами со стороны

субъектов права, а отсюда необходимость контроля, с тем чтобы

предотвратить вред и обезопасить других лиц;

3) различия в интересах субъектов права и их нежелание это

учитывать;

4) совершение правонарушений.

Именно эти причины и вызывают необходимость подключения

применения права к различным формам реализации права.

Формы правоприменения

Различают следующие четыре формы правоприменения:

1) конкретизация. Это такая ситуация, когда правоотношение

не может возникнуть без властного решения государственного ор-

гана исполнительной власти, который должен конкретизировать

имеющееся у субъекта права субъективное право (например, про-

извести начисление пенсии, проверить основания для получения

льготы). Иногда приходится конкретизировать юридическую обя-

занность (например, призыв на военную службу). Одним словом,

≪ наделить≫ правом (что чаще) или обязанностью (гораздо реже) —

это то, что требуется от государственного органа. Данную форму

правоприменения условно можно было бы назвать правонаделе-

нием. Сюда относятся ситуации, которые так или иначе связаны с

использованием общественных ресурсов;

2) контроль. Имеются в виду случаи, когда содержание право-

отношения должно подвергнуться предварительной проверке со

стороны исполнительного органа. Это выражается в виде выда-

чи им разрешения (например, регистрация автомобиля, пред-

принимательской деятельности, договора о купле-продаже квар-

тиры) с целью предотвратить возможный вред обществу или го-

сударству;

3) разрешение споров. Споры о праве — ситуация обыденная, и

вряд ли стоит осуждать лиц, которые не могут прийти к согласию.

Не секрет, что субъекты права имеют собственные интересы и по-

436 Особенная часть

Схема 17.1. Осуществление права

рой рассматривают все только со своей позиции. Суд — независи-

мый орган, и он способен со стороны посмотреть на то, кто прав в

спорной ситуации (например, раздел имущества, определение

места жительства детей в случае развода);

4) наложение санкции. Подобная ситуация встречается, когда

совершено правонарушение, т. е. умалено чье-то субъективное

право и его надо защитить, а для этого привлечь нарушителя к

юридической ответственности и восстановить права потерпевше-

го. В серьезных случаях этим занимается опять-таки суд.

Соотношение типов осуществления права и их форм представ-

лено на схеме 17.1.

Виды правоприменения

Краткий анализ форм применения права, проведенный выше,

говорит о том, что они далеко не однородны, а довольно сильно

различаются. Если взять в качестве основы для их группировки

такой критерий, как субъекты, занимающиеся правопримени-

тельной деятельностью, можно выделить два вида правопримене-

ния:

1) исполнительно-распорядительный. Сюда относятся такие

формы правоприменения, как конкретизация и контроль. В этих

случаях правоприменительную деятельность выполняют государ-

ственные служащие, занимающие различные должности в испол-

нительных органах. Смысл их деятельности состоит в гармониза-

ции частных (граждан и организаций) и публичных интересов.

Есть все основания поручать им столь серьезную деятельность,

Глава 17. Правоприменение как тип осуществления права 437

поскольку они при этом обязаны руководствоваться принципом

законности, т. е. точно соблюдать все требования нормативных

актов. Кроме того, им должны быть присущи профессионализм и

компетентность. Это обеспечивается предъявлением соответст-

вующих требований к подготовке государственных служащих как

при поступлении их на государственную службу, так и в процессе

ее прохождения (аттестация, сдача квалификационных экзаменов

и др.);

2) правоохранительный. Здесь речь идет о таких формах приме-

нения, как установление юридических фактов, рассмотрение спо-

ров и применение санкций за правонарушения. В подлинно раз-

витой юридической системе в настоящий принцип возведено то,

что рассмотрение споров и правонарушений осуществляется ком-

петентными в этой сфере, правоохранительными органами, не за-

висящими от политических или административных руководящих

органов, защищенными от любого давления или угроз. Централь-

ное место среди правоохранительных органов занимают суды. По

мере развития общества роль судов будет возрастать1. Поэтому в

дальнейшем судебному правоприменению будет уделено особое

внимание.

Правоприменительные акты

Правоприменительные акты являются результатом примене-

ния права.

Акты применения права — это акты-документы, в которых

формально закрепляются индивидуально-конкретные государ-

ственно-властные решения компетентных органов по юридическо-

му делу.

Акты правоприменения не только являются разновидностью

правовых актов, но и имеют свои отличительные признаки:

— издаются государственно-властными компетентными орга-

нами;

— имеют государственно-властный характер;

— обязательны для исполнения;

— содержат индивидуально-конкретные предписания;

— рассчитаны на однократное (одноразовое) применение;

— обеспечиваются силой государственного принуждения.

См.: Ершов В. В. Статус суда в правовом государстве. М., 1993. С. 15.

438 Особенная часть

Классификация правоприменительных актов может быть дана по

многим признакам:

1) по субъектам принятия: акты исполнительных органов (на-

пример, акт о призыве на военную службу, диплом о присвоении

звания профессора) и акты правоохранительных органов (поста-

новление о возбуждении уголовного дела, об отказе в приеме заяв-

ления к производству);

2) основным направлениям деятельности государства: в области

экономики (например, о выделении дотации Республике Тыва),

военного дела (о предоставлении отсрочки на военную службу),

культуры (о создании Центра российско-казахской дружбы и др.),

охраны правопорядка (о наложении штрафа за превышение ско-

рости и т. д.);

3) характеру индивидуального предписания: регулятивные, на-

правленные на закрепление, оформление, реализацию правомер-

ных действий (например, о назначении на должность) и охрани-

тельные, направленные на охрану прав и законных интересов

субъектов права (о назначении предварительного слушания дела и

проч.);

4) процедуре принятия: коллегиальные (например, решение

Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России о при-

своении ученой степени) и единоличные (указ о назначении ми-

нистром и др.);

5) времени действия: акты однократного действия (например, о

создании комиссии по празднованию юбилея города) и длящегося

действия (о регистрации юридического лица и др.);

6) значению: основные (судебное решение), вспомогательные

(определение о приобщении материалов к делу и т. п.) и дополни-

тельные (протокол судебного заседания и т. д.);

7) территории: федеральные (например, о закрытии Фонда

≪ Открытая Россия≫) и региональные (о создании Академии госу-

дарственной службы Хабаровского края и проч.).__

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Сценарий мероприятия 17 декабря 2011 года | Швартовка двух судов на ходу




© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.