Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дополните таблицу 4 своими примерами.






2. Есть ли в данном предложении синонимы?

Да что мы всё о пенсиях да о зарплатах, давайте лучше поговорим о деньгах (АиФ).

 

3. Найдите синонимы, определите их типы.

а) Тебе, я знаю, не понять Мою тоску, мою печаль (М. Лермонтов).

б) Из огня да в полымя (погов.).

 

4. Выберите подходящие, по вашему мнению, варианты синонимов, приведенные в скобках. Какие варианты неуместны и почему?

1. Регулярное (устройство, проведение) таких праздников стало хорошей традицией. 2. У этих ученых была (вторая, другая) крайность. 3. Они там производят (починку, ремонт) вагонов. 4. Это нередко (влечет, ведет) за собой неприятные последствия. 5. Ходят (истории, слухи, легенды), будто в желудке касаток находили останки человека. 6. Я им (предъявил, поставил) ультиматум.


Таблица 4

Синонимы

1. По характеру сходства/ различия между словами 2. По структуре   3. По строению соответствуют 4. По лексической сочетаемости 5. По характеру выполняемых функций 6. В зависимости от речевого употребления
семантические = понятийные = идеографические стилистические семантико-стилистические абсолютные = дублеты однокорневые разнокорневые одному слову свободному сочетанию слов фразеологическому сочетанию включение сочетаемости пересечение сочетаемости полное несовпадение сочетаемости = позиционные синонимы функция замещения функция уточнения экспрессивно-стилистическая функция общеязыковые контекстуальные = индивидуально-авторские = окказиональные
                                 

5. Замените выделенное слово нужным синонимическим вариантом, обосновав ошибочность употребленного и правильность, уместность предложенного вами. Рекомендуем при этом пользоваться толковым словарем и словарем синонимов.

а) Немцы не щадили бомб для этого города на Волге. б) Мы орошаем деревья в саду. в) Учитель – переносчик знаний в массы. г) Помещики жили хорошо, время проводили в разгуле. д) Пушкин часто посещал места, где были большие сборища народа.е) Рабочие добивались снижения рабочего дня. ж) Раскольников делает убийство старухи. з) Петр I делал борьбу с боярами.

Образец выполнения:

Немцы не щадили бомб для этого города на Волге.

Объяснение. Словарную ошибку в данном предложении можно рассматривать в различных аспектах. Во-первых, в стилистическом отношении слово щадить может быть употреблено применительно к положительному, а не к отрицательному плану сообщения. Во-вторых, в ситуативном отношении этот глагол в основном применяется к людям, к живым существам, а иногда – к отвлеченным понятиям (ср.: щадить друга, лошадь; щадить силы, здоровье; ср. также: не щадя живота своего). Сочетать же глагол щадить со словами, обозначающими конкретные понятия, не представляется нормальным (напр., щадить деньги, бумагу, сахар и т.п.). В таких случаях употребляются синонимичные глаголы: беречь, экономить, жалеть. Последний глагол как раз и является наиболее подходящим вариантом в приведенном примере: немцы не жалели бомб. В третьих, в этом случае заявляет о себе и такой фактор, как привычная сочетаемость слов, ср: патронов не жалеть, боеприпасов не жалеть (в противном случае было бы: беречь патроны, экономить боеприпасы – при позитивном плане высказывания). На этом примере наглядно видны взаимосвязи и взаимообусловленность трех аспектов: ситуативной уместности, семантико-стилистического соответствия и словесной сочетаемости.

 

6. Употребите следующие слова в составе двух предложений с таким расчетом, чтобы в одном случае они допускали взаимную замену, а в другом случае их взаимная замена была бы невозможна. Следует иметь в виду, что слова обычно многозначны, а поэтому в своих различных значениях могут иметь разные синонимические сближения, ср.: он удивил нас – он поразил нас, НО поразить воображение (удивить воображение нельзя).

а) способность, умение; б) урок, занятие; в) крепкий, сильный; г) быстрый, скорый; д) ронять, терять; е) черный, смуглый; ж) лицо, физиономия; з) старый, пожилой; и) победить, одолеть; к) представлять, воображать.

 

Образец выполнения:
Он обладает способностью (умением) быстро применяться к новым условиям. У него хорошие способности к изучению точных наук и иностранных языков (но не умение).

II. Какие виды синонимов выделяются в соответствии с основными их функциями?

1. Найдите в учебниках по русскому языку и книгах для чтения задания на подбор слов-синонимов. Какие виды синонимов встречаются при выполнении этих заданий?

 

2. Найдите в материалах периодических изданий (газет, журналов) примеры использования авторами синонимов разных видов. Выпишите синонимы в контексте с ссылкой на источник, проанализируйте их по схеме.[3]

 

3. Напишите сочинение-миниатюру (описание интерьера), избегая использования общеупотребительных глаголов со значением положения в пространстве (стоять, лежать, висеть, находиться).

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.