Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическая эффективность повышения качества продукции, методика ее расчета






Ранее уже отмечалось, что улучшение качества продукции является одним из важнейших направлений повышения эффективности общественного производства и отдельного предприятия.

Экономическая эффективность от улучшения качества продукции может быть выражена следующей формулой:

Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. На практике такой подход к определению эффективности производства от улучшения качества не применяется, так как он труднореализуем по многим причинам.

Для определения экономической эффективности от улучшения качества продукции необходимо учитывать следующее:

1) для улучшения качества продукции на предприятии требуются дополнительные текущие и единовременные затраты;

2) экономический эффект от улучшения качества продукции проявляется в основном не у изготовителя, а у потребителя;

3) необходимо учитывать полученную экономию от снижения брака;

4) предприятие при улучшении качества продукции получает экономическую выгоду от увеличения выпуска и реализации продукции, роста продажной цены, увеличения экспорта, снижения брака продукции.

В конечном итоге это проявляется в получении дополнительной прибыли на предприятии, которая может быть определена по формуле:

DП = DП V + DПц ± (Cд - Сбр),

где DП ¾ общая дополнительная прибыль от улучшения качества продукции;

V ¾ дополнительная прибыль, полученная предприятием от увеличения объема производства и реализации продукции;

ц ¾ дополнительная прибыль, полученная предприятием от роста продажной цены;

Cд ¾ дополнительные затраты на производство и реализацию продукции, связанные с улучшением ее качества;

Сбр ¾ величина снижения затрат на производство продукции в связи с сокращением брака.

Для упрощения расчетов величину DП можно определить по формуле:

DП = (Цн - Сн) V н - (Цст - Сст) V ст,

где Цн, Цст ¾ новая и старая продажная цена;

Сст, Сн ¾ себестоимость единицы продукции до и после улучшения качества продукции;

V ст, V н ¾ объем выпуска продукции до и после улучшения качества продукции.

Годовой экономический эффект (Э) от улучшения качества продукции определяется так:

Э = DП - Е К,

где Е ¾ нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;

К ¾ дополнительные капитальные вложения, необходимые предприятию для улучшения качества продукции.

Для экономического обоснования капитальных вложений (К), необходимых для улучшения качества продукции, следует определить абсолютный коэффициент эффективности капитальных вложений (Е) и сравнить его с приемлемой для инвестора величиной (Е п) или рентабельностью активов предприятия (R а):

Если Е > Е п или Е > R а, то в этом случае вложение инвестиций в предприятие с целью повышения качества продукции выгодно, и наоборот.

На основе факторов, влияющих на качество продукции, нетрудно определить основные пути повышения качества продукции и ее конкурентоспособности. Они следующие:

¨ повышение технического уровня производства;

¨ повышение уровня квалификации персонала;

¨ совершенствование организации производства и труда, в том числе углубление специализации производства;

¨ внедрение выборочного и сплошного входного контроля за качеством поступающих на предприятие сырья, материалов, комплектующих деталей и узлов;

¨ повышение эффективности работы ОТК. Основной упор должен быть сделан не на разбраковку изготовленной продукции, а на профилактику производства с целью недопущения выпуска недоброкачественной продукции;

¨ повышение технического уровня метрологической службы на предприятии;

¨ воспитание коллектива в духе гордости за качество выпускаемой продукции и марку своего предприятия;

¨ материальное и моральное стимулирование персонала за высококачественное выполнение своих обязанностей;

¨ создание службы маркетинга;

¨ внедрение новых, более качественных материалов при изготовлении продукции;

¨ снижение издержек на производство и реализацию продукции;

¨ изучение требований покупателей к качеству продукции и конъюнктуры рынка;

¨ проведение действенной рекламы;

¨ установление оптимальной продажной цены и др.

Этот перечень можно было бы продолжать, но беда в том, что это все разрозненные мероприятия, реализация каждого из них может привести к улучшению качества продукции, но не решает проблему качества в целом. Для этого требуется комплексный подход к решению этой проблемы, т. е. на каждом предприятии (особенно на крупном и среднем) должна быть разработана и внедрена система управления качеством продукции в соответствии со стандартом ИСО 9000.

Данная система позволит не только учесть все факторы, которые влияют на качество продукции, но и обеспечить стабильный выпуск качественной продукции на предприятии. Но этого мало. Главное во всем этом ¾ позиция директора предприятия. Если директор понимает значимость проблемы и лично является инициатором разработки и внедрения системы управления качеством, значит, на предприятии может выпускаться конкурентоспособная продукция.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.