Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Задания для самостоятельной работы по изучаемой теме. 2. Классификация промышленных ядов:






 

1. Дописать:

Промышленные яды – это ………………………………….

 

 

2. Классификация промышленных ядов:

 

По химическому принципу:

·

·

·

 

По характеру воздействия на организм:

·

·

·

 

По степени токсичности:

·

·

·

 

По степени опасности:

·

·

·

 

В зависимости от распределения ядов в тканях и проникновения в клетки:

·

·

·

 

По степени взаимодействия с организмом:

·

·

 

 

3. Пути проникновения ядов в организм:

·

·

·

4. Факторы, определяющие силу токсического действия ядов:

 

·

·

·

 

 

5. Одновременное или последовательное действие на организм нескольких ядов при одном и том же пути поступления называется …… действием. При этом различают:

синергизм - ……………..

антагонизм - …………....

суммация - ………………

 

 

6. Основные принципы профилактики профессиональных интоксикаций:

·

·

·

 

 

7. Способы отбора проб воздуха на соединение токсических веществ:

1. ……

2. ……

 

8. Количественные методы определения ядов в воздухе производственных помещений: …………………….

 

9. Решить ситуационную задачу:

 

Рабочие автотранспортного предприятия при медицинском осмотре жаловались на потерю аппетита, раздражительность, быструю утомляемость, сонливость, мышечную слабость. Анализ крови свидетельствует о дегенеративных и регенеративных изменениях (анизоцитоз, пойкилоцитоз, базофильная зернистость эритроцитов). Концентрация бензина на рабочих местах колебалось от 250 мг/м3 до 800 мг/м3 (ПДК 300 мг/м3).

1. Охарактеризуйте состояние здоровья рабочих.

2. Предложите мероприятия по оздоровлению условий труда.

 

 

10. Составить ситуационную задачу по вышеприведенному образцу.

 

 

Тестовый контроль по теме «Производственные яды»

1. Производственные или профессиональные яды – это:

а) химические вещества, которые в виде сырья, промежуточных или готовых продуктов встречаются в условиях производства и при проникновении в организм вызывают нарушение его нормальной жизнедеятельности

б) пыль, преимущественно фиброгенного действия, вызывающая у работающих развитие пневмокониозов.

 

2. Производственные яды по степени токсичности подразделяются на:

а) чрезвычайно токсичные;

б) высокотоксичные;

в) малотоксичные;

г) умеренно токсичные;

д) нетоксичные.

 

3. К химическими вредным и опасным производственным фактором относятся газы, пары и аэрозоли, оказывающими следующие виды действия:

а) общетоксическое;

б) раздражающие;

в) сенсибилизирующее;

г) фиброгенное;

д) канцерогенное.

 

4. Основным путем поступления промышленных ядов в организм является:
а) органы дыхания;

б) желудочно-кишечный тракт;

в) неповрежденная кожа;

г) поврежденная кожа.

 

5. Через неповрежденную кожу проникают:

а) неэлектролиты;

б) электролиты.

 

6. Неэлектролиты после прекращения поступления их в организм распределяются:

а) равномерно во всех тканях;

б) неравномерно.

 

7. Из группы вещества выберите реагирующие газы и пары:

а) аммиак;

б) углеводороды ароматические;

в) углеводороды жирного ряда;

г) сернистый газ;

д) окислы азота.

 

8. Как происходит насыщение крови нереагирующими газами и парами?
а) быстро;

б) медленно;

в) вначале быстро, потом медленно;

г) вначале медленно, потом быстро.

 

9. Выберите показатели, определяющие сорбцию в легких нереагирующих газов и паров:

а) закон диффузии; 1) 1, 5

б) коэффициент распределения; 2) 1, 2

в) время пребывания в загрязненной атмосфере; 3) 2, 3

г) тяжесть работы; 4) 3, 4, 5

д) метеорологические условия. 5) 2, 4

 

10. Дайте наиболее правильное определение материальной кумуляции:

а) накопление химических веществ в организме, не вызывающее изменение в тканях;

б) отложение химических веществ в тканях, вызывающее необратимые изменения;

в) прочное связывание с тканями химических веществ, вызывающее необратимые изменения.

 

11. От чего зависит эффект действия для веществ, обладающих материальной кумуляцией?

а) дозы;

б) физического состояния вещества;

в) длительного действия.

 

12. Укажите органы, имеющие ведущее значение в дезинтоксикации и трансформации химических соединений в организме:

а) почки;

б) печень;

в) железы внутренней секреции;

г) легкие;

д) желудочно-кишечный тракт;

е) селезенка.

 

13. Комбинированное действие промышленных ядов – это:

а) одновременное или последовательное действие на организм нескольких ядов при одном и том же пути поступления;

б) поступление ядов в организм одновременно, но разными путями.

 

14. Виды комбинированного действия промышленных ядов на организм:

а) аддитивное;

б) потенцированное;

в) антогонистическое;

г) комплесное;

д) сочетанное.

 

15. Укажите правильное определение понятия «острое профессиональное отравление»:

а) это заболевание, наступающее при однократном воздействии;

б) это заболевание, наступающее после воздействия яда в течении 1 часа.

 

16. Укажите правильное определение понятия «хроническое профессиональное отравление»:

а) это заболевание, возникающее в результате длительного систематического попадания в организм малых количеств яда, которые при однократном поступлении не вызывают симптомов отравления;

б) это заболевание, возникающее в результате повторных легких отравлений в течении длительного срока.

 

17. Привыкание к ядам – это:

а) значительное напряжение компенсаторных функций организма и их механизмов;

б) нормальная физиологическая реакция организма.

 

18. Имеет ли место повышение чувствительности к повторному воздействию промышленных ядов?

а) да;

б) нет.

 

19. Какая система организма является наиболее чувствительной к действию промышленного яда?

а) сердечно-сосудистая;

б) нервная;

в) органы дыхания;

г) желудочно-кишечный тракт.

 

20. Сатурнизм – это хроническое отравление:

а) свинцом;

б) ртутью;

в) марганцем.

 

21. Гематологические сдвиги при свинцовой интоксикации выражаются:

а) в лейкоцитопении;

б) в ретикулоцитозе;

в) в тромбоцитопении;

г) в базофильной зернистости эритроцитов.

 

22. Меркуриализм – это хроническое отравление:

а) свинцом;

б) ртутью;

в) марганцем.

 

23. Наиболее характерным при производственном контакте с такими органическими растворителями как бензол и его производные является действие их на:

а) кровь;

б) орган зрения;

в) кроветворные органы;

г) гонады.

 

24. Для хронической интоксикации сернистым газом характерны:

а) атрофия слизистых оболочек верхних дыхательных путей, риниты, бронхиты;

б) паркинсонизм;

в) разрушение зубов;

г) ацидоз.

 

25. Найди наиболее правильный ответ

Предельно-допустимая концентрация – это:

а) такая концентрация, которая при действии на организм не вызывает острого отравления;

б) такая концентрация, которая при действии на организм работающего неограниченно продолжительное время, не вызывает хронического отравления;

в) такая концентрация, которая при ежедневной работе длительностью не более 8 часов в течение всего рабочего стажа не вызывает каких-либо отклонений от нормального состояния или заболеваний у работающих, обнаруживаемые современными методами исследования, непосредственно в процессе работы или в отдельные сроки.

 

26. Противопоказаниями в работе со свинцом являются:

а) пониженное содержание в крови гемоглобина;

б) цистит мочевого пузыря;

в) хронические заболевания периферической нервной системы;

г) остеохондроз позвоночника.

 

27. Дайте правильное определение понятию DL 50 (CL 50):

а) доза (концентрация), которая вызывает гибель 50% животных в группе;

б) величина, при воздействии которой погибает более 50% животных в группе;

в) величина, при воздействии которой погибает менее 50% животных в группе;

г) доза (концентрация), определяемая расчетными статистическими методами с использованием результатов острых опытов, при введении которой вероятна гибель 50% экспериментальных животных.

 

28. Укажите показатели, характеризующие острую токсичность:

а) DL 50;

б) Lim ac;

в) Lim ch;

г) C cum;

д) Z ac.

 

Ответы:

1. а;

2. а, б, в, г;

3. а, б, в, д;

4. а;

5. а;

6. а;

7. а, г, д;

8. в;

9. 2 (а, б);

10. в;

11. в;

12. а, б, г, д;

13. а;

14. а, б, в;

15. а;

16. а;

17. а;

18. а;

19. б;

20. а;

21. б, г;

22. б;

23. а, в;

24. а, в, г;

25. в;

26. а, в;

27. г;

28. а, б, д.

 


Тема: «Методы гигиенической оценки физических факторов производственной среды (шума, вибрации, ультразвука, инфразвука). Методы гигиенической оценки производственного освещения»

I. Цель деятельности студентов в процессе выполнения самостоятельной работы:

Сформировать представление о физических факторах как профессиональных вредностях. Научиться измерять общий уровень и частотный состав. Приобрести навыки пользования современными официальными документами по нормированию. Научиться методам функционального исследования влияния этих факторов на организм. Уметь предложить необходимые оздоровительные мероприятия, направленные на снижение уровня и уменьшения его неблагоприятного влияния на организм работающих. Научиться составлять гигиеническое заключение.

Студент должен знать:

1. Физико-гигиеническую характеристику шума, вибрации, ультразвука, инфразвука.

2. Особенности их действия на организм.

3. Основы гигиенического нормирования указанных факторов.

 

Студент должен уметь:

1) провести дифференциальную диагностику основных профессиональных заболеваний в результате воздействия физических факторов производственной среды;

2) произвести санитарно-гигиеническую оценку представленных уровней шума и вибрации;

3) предложить оздоровительные мероприятия направленные на снижение уровня и уменьшение неблагоприятного влияния шума, вибрации, ультразвука, инфразвука на организм.

II. Литература:

1. Гигиена/ Под редакцией Г.И. Румянцева.- М., 2009. - Гл.8, с.494-513.

2. Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. «Гигиена и основы экологии человека».- М., 2010. - Гл. 5, с.342-359.

3. Пивоваров Ю.П. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и экологии человека».- М., 2008. - Раздел 4, с.226-247.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.