Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обязанности детей по отношению к родителям






      Главная обязанность детей — любовь и почитание. Благодарность родителям за великий труд воспитания. Упокоение престарелых родителей.

      «Если мы подумаем, — говорит святитель Амвросий Медиоланский, — что сделали для нас наши родители, то будем поражены неизмеримостью нашего долга (пред ними)» 639. От родителей временная жизнь, от них же начало пути к вечной жизни чрез христианское воспитание.

      Главные обязанности детей по отношению к родителям: любовь и почитание, повиновение и благодарность.

      Любовь детей возлагает на них обязанность помогать родителям в их нуждах, сообразно их положению, состоянию и званию. Дети должны заботиться о том, чтобы родители их не умерли без напутствия Святыми Тайнами. Они также обязаны молиться за своих родителей во время их жизни и в особенности после их смерти. Дети должны любить родителей, даже если они имеют какие-то недостатки или суровы в обращении с ними.

      Почтение к родителям, по словам святителя Тихона Задонского, более всего выражается в том, чтобы «любить их истинно и чистосердечно, говорить о них со всяким почтением, пред ними вставать (Лев.19: 32) и во всем преимущество (“честнейшее место”) им воздавать; когда они говорят, не перебивать их в беседах, безрассудно не вмешиваться; никакое дело без их воли не начинать и ничего такого не делать, что могло бы повредить их чести и осрамить их» 640.

      Почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них (Сир.3: 8). Дети грешат против почитания родителей, когда презирают их, говорят с ними грубо, отвечают надменно, издеваются над их мнениями и советами и представляют их смешными или ставят их ни во что; когда в присутствии их позволяют себе поступать и говорить непристойно, когда сердятся на них, грозят им, дерзко обращаются, когда обнаруживают пред другими их недостатки. Поднять руку на отца или мать есть гнуснейший и тягчайший грех. По древнему Моисееву закону таких детей общество наказывало смертью (Исх.21: 15, 17).

      Благодарность родителям состоит в том, чтобы «во всяких нуждах им помогать, в старости или в болезни питать, одевать, покоить их, немощи же их прикрывать или извинять» 641.

      Повиновение христианским родителям должно быть полное — по убеждению, что в лице родителей Сам Бог требует этого. Воля родителей должна быть правилом жизни детей в доме родителей.

      В глубокой древности слышим голос Премудрого, обращающегося к детям: всем сердцем почитай отца твоего и не забывай родильных болезней матери твоей. Помни, что ты рожден от них: и что можешь ты воздать им, как они тебе? (Сир.7: 29—30). Боящийся Господа почтит отца и, как владыкам, послужит родившим его (Сир.3: 7).

      Чадо! «Вспомни, как много твои родители перенесли с тобою, прежде нежели воспитали тебя; как осторожно твоя мать носила тебя под своим сердцем, с какими мучительными болезнями родила тебя, как очищала тебя, кормила грудью, одевала, как иные ночи проводила для тебя без сна, и как неутомимо твой отец трудился, чтобы достать тебе пропитание! Радуйся, если имеешь случай вознаградить своих родителей за тот труд, который они перенесли для тебя» 642.

      Имея в виду эти скорби и труды родителей, Апостол завещает детям: воздавайте должное родителям, почитайте их и повинуйтесь им во всем, ибо это угодно Господу и этого требует справедливость (1Тим.5: 4; Еф.6: 1—2; Кол.3: 20).

      Дети не только по естеству (по кровному родству), но и по внутреннему голосу совести, по страху Божию, ради благоугождения Господу должны питать чувства любви и почитания к родителям с покорностью и послушанием 643. Повиновение родителям, основанное на естественном чувстве, не так прочно, как то, которое основано на желании благоугождать Господу. Кто из благоугождения Господу повинуется родителям и почитает их, того не отклоняют от этого повиновения даже несправедливые действия родителей к нему, ибо, повинуясь им, он старается не им угождать, а Господу, заповедавшему: чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли (Исх.20: 12).

      Вторым основным побуждением к почитанию родителей, по Апостолу, должна быть благодарность за великий труд воспитания. Сего, — говорит он, — требует справедливость (Еф.6: 1), ибо «ни от кого, кроме Бога, не получаем больших благодеяний, как от своих родителей» 644.

      «Мы всегда должны, — говорит Филарет, митрополит Московский, — питать в душе своей чувство уважения и почитания к родителям. Родители суть благословенные орудия Творца; чрез них мы получили от Бога жизнь и бытие. Следовательно, почитать родителей значит почитать Самого Творца. Вот как велики для нас родители наши, и как велико должно быть от нас почтение к ним! Поэтому и обращаться с ними всегда и во всяком случае мы должны не только с учтивостью, но и с почтением, как с особами священными для нас. Делом и словом чти отца твоего и матерь; да найдет ти благословение от них (Сир.3: 8), — поучает премудрый сын Сирахов. Поэтому и воля их должна быть для нас священна; мы должны оказывать им всегда и во всем сыновье повиновение и всякое приказание их, разумеется, не противное вере и закону, исполнять со всем усердием и верностию. Чада, послушайте родителей своих во всем: сие бо угодно есть Господеви (Кол.3: 20), — увещевает святой апостол Павел» 645.

      Дети должны слушаться родителей в Господе (Еф.6: 1), т.е. слушаться во всем, что не противно закону Божию и установлениям Церкви, помня при этом слова Господа Иисуса: кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф.10: 37) 646.

      Когда родители нимало не запрещают дел богоугодных и не препятствуют им, то родителям нужно и должно повиноваться: неповиновение в таком случае весьма опасно. Когда же они чего-либо требуют безвременно и запрещают какое-нибудь дело духовное, то небезопасно им повиноваться. Таким образом, апостол Павел велит повиноваться им только в том, что не противно благочестию, истинному благу и спасению души, чтобы исполнением воли родителей (если она противна воле Божией) не оскорбить Бога. Святое дело — воздавать им и всякое иное почтение 647.

      Согласно заповеди Божией: чти отца твоего и матерь твою (Исх.20: 12), обязанность почитать родителей сама по себе священна. Но Господь благоволил присоединить к ней еще и обетование: да благо ти будет и да долголетен будеши на земли (Исх.20: 12). В очах Божиих обязанность почитания родителей настолько важна, что к ее исполнению Господь побуждает детей обещанием благополучной и долгоденственной жизни. И это действительно так: от почитания родителей зависит благоденствие целого дома и семейства, а от благоденствия домов и семейств зависит благоденствие целого государства, ибо государство есть не что иное, как большое семейство народа.

      Почитание родителей — это любовь, соединенная с уважением; любовь есть уважение и почитание. Слово почитай (чти) заключает в себе слово люби, потому что без любви нет истинного почитания.

      «Почитающий отца, — говорится в Прологе (28 июня), — очистит грехи свои, и обогатится тот, кто чтит матерь свою. Почитающий отца и о своих детях возвеселится, и в день молитвы своей услышан будет».

      Милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится. В день скорби твоей воспомянется о тебе: как лед от теплоты, разрешатся грехи твои... Почитающий отца очистится от грехов, и уважающий мать свою — как приобретающий сокровища... Уважающий отца будет долгоденствовать, и послушный Господу успокоит матерь свою (Сир.3: 14—15, 3—4, 6).

      Господь обещает каждому почтительному сыну и дочери благополучие и долгоденствие (Еф.6: 2—3). И дарует это детям именно чрез родителей. С древности существует христианский обычай благословения детей родителями.

      Делом и словом почитай отца твоего и мать, чтобы пришло на тебя благословение от них, ибо благословение отца утверждает домы детей, а клятва матери разрушает до основания (Сир.3: 8—9). «Значит, благословение родительское есть источник благополучия для детей и великий дар Божий» 648.

      «Благословение родителей, — пишет епископ Феофан Затворник, — похоже на слово Божие. Как то размножает, так и сие. Напротив, неблагословение и клятва сокращает и как бы иссушает. На ком нет его, тому ни в чем и счастья нет, все из рук вон. Пропадает и свой ум, и другие отчуждаются» 649. Все это подтверждается жизнью. Вот почему «больше всего дети должны дорожить родительским благословением, потому всячески стараться получить его, а для того заботиться и о том, чтоб сердце родительское было отверсто к ним, а не закрыто» 650.

      «Припомните... благословение Ноя Иафету: да распространит Бог Иафета! (Быт.9: 27) — и смотрите, как это благословение и теперь, после нескольких тысяч лет, как сильно действует в потомках Иафета, европейцах, которые не перестают распространять во все страны света свои поселения, торговлю, власть, религию, нравы» 651. Или вспомните историю Исаака, благословляющего своего сына Иакова, и самого Иакова, на смертном одре благословляющего своих детей. Сколько тут обетований, простирающихся на все потомство детей Израилевых!

      Этот святой обычай благословлять детей сохраняется и в настоящее время. И ныне дети, почтительные к родителям, получают обетования счастья в родительском благословении, и ныне благословение отца утверждает домы детей (Сир.3: 9).

      Высокий и спасительный долг детей — упокоение престарелых родителей. Тут пространно возгревается взаимная благодарная любовь, этим же привлекается и вся сила родительского благословения и все блаженство благоволения Божия 652.

      Сын! — слышим голос Премудрого, — прими отца твоего в старости его и не огорчай его в жизни его. Хотя бы он и оскудел разумом, имей снисхождение и не пренебрегай им при полноте силы твоей (Сир.3: 12—13).

      Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится (Притч.23: 22). И если бы они сделали что безрассудное, не укори их и не упрекай. Молитва отца сильна бывает, и прощение грехов испросит тебе.

      «Всякое почтение отдавай, христианин, родившим тебя, — наставляет святитель Тихон Задонский, — да благо тебе будет. Кого тебе и почитать, как не родителей? Твои родители суть великие твои благодетели: показывай им свою достойную благодарность во всю твою жизнь. Поминай болезни и труды их, в твоем воспитании подъятые, и будь им за то благодарен. Знай точно, что ничем за их благодеяние, тебе оказанное, воздать не можешь. Многое они тебе одолжили, много и ты им должен... Всякое послушание им оказывай... Никакого дела вновь без их совета и соизволения не начинай... да не без успеха будет начатое твое дело... Берегись бесчинно пред ними поступать, слова говорить и дела непристойно делать стыдись и берегись... крайне берегись грубым словом и делом оскорбить их, но со всякой учтивостию говори им и отвечай, имея в сердце любовь и почтение к ним... Если за что-либо наказывают тебя, и ты знаешь подлинно, что виноват в том, признавай свою виновность со смирением и с кротостью претерпи наказание: наказывают тебя для того, чтобы ты был добр и исправен. Если же знаешь свою невиновность и совесть твоя тебя оправдывает, то объявляй свою невинность со всякою учтивостью и смирением. Кротость твоя везде разумна да будет, да познают, что ты чадо их доброе и послушное.

      Во всякой нужде и недостатке не оставляй их, но помогай им и послужи им, а паче в старости... Какие немощи в них увидишь, каковые случаются и добрым людям, молчанием прикрывай; но если что и соблазнительное увидишь, крайне берегись осудить и иному объявить о том. Не подражай в этом деле Хаму, сыну Ноеву, который, видя наготу отца своего, пошел поведать братьям своим; но последуй Симу и Иафету, братьям его, которые... прикрыли наготу отца своего и не видели ее (Быт.9: 23). Будь и ты... аки не видяй, когда что увидишь в своих родителях.

      Если провинишься и как-нибудь оскорбишь их... не медли, но тотчас...со смирением проси прощения, да не подпадешь суду Божию. Ибо если у всякого человека, оскорбленного нами, должно нам просить прощения и примириться с ним, по слову Христову, то тем более должно так поступать с родителями нашими, которых мы должны любить и почитать более других».

      Заканчивая свое наставление детям об их обязанностях к родителям, святитель Тихон пишет: «Твердо знай и запомни, что каков ты к своим родителям будешь, таковы и дети твои к тебе будут, по слову Христову: какою мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф.7: 2)» 653.

      «Воля христианских родителей, что воля Божия, лице их — лице Божие. Кто не чтит их, не покоряется им, отделился от них сердцем, тот извратил свою природу, отпал от Бога. Потому всячески храни в сердце честными лики твоих родителей, ни хульною мыслью, ни словом не наводи на их лицо тени и не смущай свое сердце. Пусть есть поводы к тому: не внимай им. Лучше все потерпеть, нежели отделиться сердцем от родителей, ибо им Бог дал силу Свою. Чествуя родителей в сердце, будешь всячески остерегаться оскорбить их словами и поступками. Кто нечаянно их оскорбил, зашел далеко; кто же сделал это сознательно и в недобрых движениях сердца, тот зашел еще далее. Оскорбление родителей очень опасно. Близ него предание сатане, по тайной некоторой связи. Затмивший чествование родителей в сердце сам только отделился от них, а оскорбивший может отделить от себя и родителей. Но коль скоро это случится, отделившийся поступает под видимое владычество другого отца, отца лжи и всякого зла. Если это не со всяким оскорбителем случается, то тут Божие снисхождение и покров. Во всяком случае, оскорбление не только бесчестно и неразумно, но и опасно. Потому-то всегда должно спешить восстановить мир и любовь, нарушенные чрез оскорбление чем бы то ни было. Остерегаясь личных оскорблений, надо удерживаться и от оскорблений лица родительского пред другими — поносными словами или злословием и хулою... Почитающий родителей будет всячески о них заботиться и поведением своим их радовать, и пред другими святить их (т.е. хорошо говорить и отзываться о них) и всячески защищать их от неправд и осуждений» 654.

      Разоряющий отца и выгоняющий мать — сын срамной и бесчестный (Притч.19: 26), — говорит Премудрый. Непочитание родителей, по учению Слова Божия, есть признак полной нравственной распущенности и величайшее нравственное преступление.

      В первой главе Послания к Римлянам святой апостол Павел рисует картину языческой развращенности: люди сделались дерзкими, надменными, тщеславными, изобретательными на зло, непослушными родителям (Рим.1: 30). О людях же последних времен апостол пишет: знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра (2Тим.3: 1—5).

      В ветхозаветные времена непочитание родителей считалось тяжким преступлением. Даже язычники в своих законах определили великие наказания тем детям, которые не почитали, тяжко оскорбляли своих родителей. «Таковые дети или, точнее, выродки рода человеческого и Богу, и людям гнусны. Великая неблагодарность и тяжкое беззаконие — быть злодеем к своим благодетелям и воздавать им злом за добро. После же Бога нет больших к нам благодетелей, как наши родители, поэтому страшно быть к ним неблагодарными. Берегитесь, христианские дети, чтобы за неблагодарность и непочтительность к родителям не дознать вам на себе карающую руку Божию» 655.

      Проклят злословящий отца своего или матерь свою, — говорится в древнем Моисеевом законе (Втор.27: 16). Проклят от Господа раздражающий мать свою (Сир.3: 16). В Ветхом Завете таковых несчастных детей подвергали страшным казням: кто ударит отца своего, или матерь свою, того должно предать смерти... Кто злословит отца своего, или свою мать, того должно предать смерти (Исх.21: 15, 17). В законе, данном от Бога чрез Моисея израильскому народу, описывается и само судопроизводство над такими преступными детьми и исполнение казни: если у кого будет сын буйный и непокорный, неповинующийся голосу отца своего и голосу матери своей, и они наказывали его, но он не слушает их, — то отец его и мать его пусть возьмут его и приведут его к старейшинам города своего и к воротам своего местопребывания и скажут старейшинам города своего: «Сей сын наш буен и непокорен, не слушает слов наших, мот и пьяница»; тогда все жители города его пусть побьют его камнями до смерти; и так истреби зло из среды себя, и все израильтяне услышат и убоятся (Втор.21: 18—21).

      В законе Моисеевом «не просто повелевается умерщвлять сына, оскорбившего родителей, не так, чтобы палачи, взявши его из судилища, выводили через площадь и за городом отсекали ему голову; нет, сам отец ведет его на середину города (сам выступает обвинителем) и признается заслуживающим доверия без всякого доказательства: и это вполне справедливо. Кто готов тратить для сына и деньги, и жизнь (и здоровье), и все, что ни есть, тот никогда не может сделаться обвинителем его, если не будет слишком большого оскорбления. Итак, отец ведет его на средину города, потом созывает весь народ и произносит обвинение, а все слышащие, взяв каждый по камню, бросают в оскорбителя родителей. Законодатель хочет, чтобы они были не только зрителями, но и деятелями, чтобы каждый, взглянувши на правую руку свою, которою и он бросил камень на голову непочтительного сына, получил чрез это достаточное побуждение к исправлению. Впрочем, законодатель внушает нам здесь не только это, но и другое, а именно — то, что оскорбляющий родителей наносит обиду не только им, но и всем людям. Поэтому к участию в наказании он приглашает всех; так как все оскорблены, созывает весь народ и весь город, внушая этим, чтобы и те, у кого нет ничего общего с обиженными, негодовали на оскорбляющего родителей, так как оскорбление наносится общей человеческой природе, и чтобы такого человека, как некоторую язву и общую болезнь, изгоняли не только из города, но и с самого света. В самом деле, такой человек — общий неприятель и враг всех — и Бога, и природы, и законов, и всей вообще нашей жизни. Поэтому повелевает всем участвовать в поражении, совершая как бы очищение города» 656.

639       Цветник духовный. Ч. 2. С. 24.

640       Тихон Задонский, свт. О должности детей к своим родителям // Творения. Т. 1. С. 117.

641       Тихон Задонский, свт. Там же.

642       Цветник духовный. Ч. 2. С. 24.

643       Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 4. С. 748.

644       Православное исповедание Кафолической и Апостольской Церкви Восточной. С. 196.

645       Цит. по: Дьяченко Г., свящ. Общедоступное изъяснение учения Православной Церкви о христианской вере, надежде и любви... С. 867.

646       Тихон Задонский, свт. О должности детей к своим родителям // Творения. Т. 1. С. 117.

647       Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 7. С. 386; Т. 11. С. 138, 184. Василий Великий, свт. Нравственные правила, 76 // Творения. Т. 2. С. 70. “Обращая речь к детям благочестивых родителей, Апостол сказал: повинуйтесь во всем, отцам же нечестивым, не верующим в Господа, не во всем должно повиноваться; не должно их слушаться, когда они начнут насильно влечь в свое нечестие” (Феофилакт Болгарский, архиеп. Толкование на Послание святого апостола Павла к Колоссянам, 3, 20).

648       Дьяченко Г., свящ. Общедоступное изъяснение учения Православной Церкви о христианской вере, надежде и любви... С. 868.

649       Феофан (Говоров), еп. Путь ко спасению. С. 499.

650       Феофан (Говоров), еп. Там же.

651       Высказывание свт. Филарета, митрополита Московского. Цит. по кн.: Дьяченко Г., свящ. Общедоступное изъяснение учения Православной Церкви о христианской вере, надежде и любви... С. 868.

652       Феофан (Говоров), еп. Путь ко спасению С. 499.

653       Тихон Задонский, свт. О должности родителей // Творения. Т. 5. С. 163—164.

654       В рукописи не указан источник.

655       Тихон Задонский, свт. О должности родителей // Творения. Т. 5. С. 164.

656       Иоанн Златоуст, свт. Творения. Т. 4. С. 748—749.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.