Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






О преодолении гнева




      Определение гнева по святым Отцам. Подавляйте всякое проявление гневливости в детях. Насаждайте в детях противоположные пороку добродетели — кротость и всепрощение.
Страсть гнева находится в числе самых распространенных страстей. Как и другие главнейшие страсти, она может зарождаться и постепенно развиваться в человеке начиная с раннего детства. Источник возникновения и развития этой страсти заключается в греховно-эгоистическом направлении той силы души, которая у святых Отцов называется гневной или раздражительной. Господь      Бог вложил в душу человека эту силу для доброго употребления. Если гневом, как естественной силой души, пользоваться разумно и целомудренно, по ревности к благочестию, то он является весьма полезным помощником в деле борьбы человека со страстями и в подвиге стяжания добродетелей. Мы должны гневаться на все греховное, что появляется в помыслах нашей души, гневаться на духов злобы, искушающих людей, побуждающих на грех. Священным, праведным гневом часто проникались ветхозаветные пророки при виде безнравственности и пороков в народе. Таким же праведным гневом воспламенился однажды и Сам Спаситель, когда увидел в храме торговлю, продавцов и покупателей.
Но, к прискорбию, гнев у людей, уклонившись от своего первоначального назначения, превращается в состояние противоестественное, греховное, становится греховной страстью. В этом состоянии вся энергия гнева проявляется и расходуется не на борьбу со страстями и возбуждение ревности ко спасению, не по ревности о славе Божией и не во благо и спасение ближних, а, наоборот, на борьбу с ближними и для защиты своих эгоистических интересов, по поводу личных столкновений, неудач, обид, огорчений и т.п.     
Гнев — это легко возбуждающееся, стремительно проявляющееся движение гневной силы души, смятение духа и его сильное волнение, отражающееся на телесном организме и на внешнем виде человека.     
Страсть гнева есть развившаяся и укоренившаяся в душе гневливость — гневное расположение души, чуждое разумности, чуждое любви к Богу и ближним, исполненное недоброжелательства, ненависти и мщения ближнему (по блаженному      Диадоху).
Источниками образования страсти гнева являются безмерное самолюбие и самоугодие и главные их разветвления: гордость, корыстолюбие, плотоугодие, зависть. В развитии страсти гнева имеет значение также воспитание и унаследованная от родителей склонность к гневливости.     
С гневом связаны многие другие страсти и пороки, такие как злопамятность (завистливый гнев), ненависть и вражда, от них — коварство, месть, тайные козни, кляузничанье, злословие, злорадство, наглость, ложь, клевета, презрение ближнего, злое ославление и осмеивание ближнего, хула на Бога и кощунство. В гневе рождаются всякого рода досаждения и насмешки, грубость, распри, порицания и обиды, ярость, неистовство, крики, ссоры, проклятия, драки, убийства, самоубийства, разбойничество и другие преступления. С гневной страстью связаны потеря здоровья, разлад и немирность в семьях, несчастное детство, соблазны ближним, мятежи в обществе, вражда между народами. Столь пагубна страсть гнева!      
В начальном своем виде страсть гнева у детей проявляется как нетерпеливость, непокорность, спорливость, раздражительность, дерзость, обидчивость, оговаривание злом тех, на кого гневаются, неуживчивость, наконец, злопамятность.     
Христианские родители должны принимать все меры к подавлению гневливости в детях, как только замечены ее проявления в них. Укоренившуюся страсть гнева уже весьма трудно будет побороть.     
— В связи с этим первое правило: подавляйте всякое проявление гневливости у ваших детей на самых первых порах.     
Гневливость может проявляться уже в самом раннем возрасте. Есть малые дети, которые тотчас начинают кричать, бьются и руками, и ногами, изменяются в лице, если не сразу исполняют то, чего они хотят. Самое худшее, что могут делать родители при подобных неистовствах детей, — это поспешное исполнение их капризной воли. При подобном потворстве со стороны родителей ребенок все чаще начинает прибегать к такого рода приемам, чтобы настоять      на своем. Чрез это в нем развивается, с одной стороны, крайнее самолюбие и упрямство, а с другой — гнев и раздражительность. В таких случаях уместнее всего чувствительное наказание.
Если ребенок в пылу гнева вместо спокойного действия бросит какую-либо вещь, игрушку, опрокинет стул, со злобою хлопнет дверью и т.п., то следует призвать его и строго, но спокойно приказать ему, чтобы все это он сделал еще раз, но тихо, без гнева.     
Не оставался без доброго действия для некоторых вспыльчивых детей и такой способ вразумления: во время гнева и неистовой запальчивости подносили к лицу ребенка зеркало, чтобы показать ему, как искажает и обезображивает человека гнев и какой отвратительный вид он придает его лицу.     
Некоторые дети при малейших обидах, им нанесенных, прибегают к мести, дракам, брани, злословию, проклятиям.     
Христианским родителям не следует потакать тому, чтобы их дети при обидах и побоях со стороны другого считали себя вправе по-своему отомстить обидчику, за причиненное ему      зло заплатить тем же злом. Напротив, детям надо внушать, чтобы они проявляли миролюбие, а о причиненном им зле и оскорблении лучше бы сказали дома родителям, а не вступали в ссору и драку с обидевшими их. И если жалоба ребенка касается мелочей, поссорившихся достаточно уговорить помириться. Если же жалоба касается более серьезных оскорблений и конфликтов, то следует беспристрастно разобраться, и, если ссора произошла между родными детьми, виновного подвергнуть соответствующему наказанию. Если же обидчик из сверстников, то лучше всего на время запретить своему ребенку игры с драчуном. Наиболее подходящее наказание для детей неспокойных и неуживчивых — это отлучение на время от своих братьев, сестер или товарищей. Ни под каким видом не следует допускать и необходимо строго наказывать склонность к грубости, ругательствам и проклятиям. Если дитя и после неоднократных внушений дозволяет себе изрыгать бранные слова, то не грешно подвергнуть его и какому-нибудь телесному наказанию, ибо, смиряя тело, смиряем и душу.
— Второе уместное здесь правило гласит: не вызывайте сами гнева в сердцах своих детей. Это может происходить, если родители не одинаково и не беспристрастно относятся к детям или допускают чрезмерную строгость и употребляют такие суровые телесные наказания, которые уже нельзя назвать отеческими, и если, наконец, предъявляют к ним несправедливые требования, превышающие их силы. Вследствие таких неправильных действий, если они постоянно повторяются, любовь в детских сердцах мало-помалу исчезает и ее место заступает озлобление и глубокое отвращение к родителям, переходящее иногда в чувство мести — особенно, когда дети пришли уже в возраст.     
Есть и такие неблагоразумные родители, которые ради потехи, дразнят своих детей, раздражая их и весело посмеиваясь, когда малютка, в порывах гнева, начинает бить отца или мать. Насколько безрассудна такая забава, понятно каждому благомыслящему человеку. Так дразнить можно разве только щенка, но допускать подобную игру по отношению к детской душе неразумно и вредно. Само собой понятно, что таких задираний не следует допускать и между детьми, со стороны старших по отношению к младшим. В этом отношении христианские родители должны глубже напечатлеть в своих сердцах слова апостола Павла:       отцы, не раздражайте детей ваших (Еф. 6: 4).
Родители еще и другим способом могут развивать гневливость в сердцах детей, а именно тем, что они слишком их балуют, исполняя во всем их волю, нисколько не приучая к самоограничению, самообладанию, к лишениям и терпению.     
«Ничем, — говорит философ Сенека, — нельзя так развить в человеке чувство гнева, как нежным воспитанием: тот не простит никакой обиды, тому с детства ни в чем не было отказа, тому заботливая мать отирала слезы каприза и чью волю воспитатель исполнял беспрекословно и во всякое время».     
Ежедневный опыт свидетельствует, что изнеженные дети большей частью бывают и очень вспыльчивы.     
— Третье правило говорит: не учите детей гневу собственным примером. Учение через поступки и жизнь есть самое сильное учение.     
Встречается немало детей, которые от природы унаследовали вспыльчивость, горячность, несдержанность отца или матери. Если же таковые дети вдобавок имеют пред своими глазами дурной пример своих родителей, то не удивительно, если гневливость в их душах еще более укрепится. Если отец сам горячий, раздражительный человек, не умеющий обуздывать своего гнева, дающий ему всегда полный простор, воспламеняющийся как порох, когда не все идет так, как бы ему хотелось, если он в порывах своего гнева бывает неистов и зол, то от кого же научится обуздывать гнев сын его, унаследовавший от отца такой же горячий темперамент? И если мать, не переносящая никакого оскорбления, постоянно враждует или ссорится с кем-либо из соседей или родственников, то что должно получиться из ее дочери, унаследовавшей характер матери и видящей такой пример в семье? Если отец и мать сами не обнаруживают ни малейшей сдержанности и самообладания, на глазах      своих детей часто ссорятся между собою, бранят друг друга, то откуда дети научатся самообладанию, сдержанности и миролюбию? Не вкусят ли сами родители вскоре плоды такого воспитания детей, видя их грубость и дерзость по отношению к себе?
А что сказать о тех родителях, которые требуют от своих детей, чтобы они могли «сами постоять за себя», внушают детям давать «сдачи» тому, кто обидел, то есть поступать по закону мести:       око за от, зуб за зуб (Лев.24: 20). И дети вырастают не только «смелые» и «самостоятельные», но и гневливые, злые и мстительные.
Нередко встречаются и такие родители, которые вовлекают своих детей в ту вражду, какую они сами имеют с другими, когда, например, под страхом наказания запрещают говорить и играть с детьми соседа, потому только, что находятся с ним в ссоре. Не значит ли это намеренно сеять ненависть и мстительность в нежных детских сердцах? И как далеко находятся такие родители и их дети от христианской добродетели прощения обид и примирения с врагами!      
— Обратим теперь особое внимание на следующее правило: учите ваших детей питать отвращение и ненависть к пороку гнева из религиозных соображений.     
Гнев есть отвратительнейший и вредоноснейший порок, губительно действующий на душу и тело. Уже по этому одному следует всячески противодействовать его развитию в детях и подавлять. Но главная причина, по которой христианские родители должны внушать своим детям отвращение к гневу, заключается в том, что гнев запрещен Богом и составляет великий      грехпред Ним (Мф. 5: 22; Иак. 1: 20; Гал. 5: 20; Кол. 3: 8).
Насколько греховен гнев пред Богом, это лучше всего родители могут уяснить детям, указывая на те гибельные последствия, к каким гнев приводит человека. Мы уже говорили, что гнев легко порождает месть, злобу и ненависть, хулу на Бога, оскорбление имени Божия. Гнев нередко оканчивается даже кровавыми сценами и убийствами, низвергая виновных в бездну временной и вечной погибели. В гневе Исав хотел убить своего брата Иакова (      Быт. 27: 41—42); в гневе Аман хотел истребить всех иудеев (Эсф. 3: 1—11 и далее); во гневе император Феодосий (IV век) приказал зарезать семь тысяч человек, жителей Фессалоник. Насколько горек и ядовит корень, из которого произрастают такие горькие плоды, понятно само собою.
Такими и подобными вразумлениями родители должны противодействовать развитию гнева в сердцах своих детей.     
— Пятое правило гласит: приучайте детей с самого их младенчества к противоположным гневу добродетелям. Эти добродетели суть незлобие и кротость, смирение и миролюбие.     
Кротость — это спокойствие, уравновешенность и благодатное устроение духа, твердое и непоколебимое в последовании Христу, и преданность Промыслу Божию. Кротость проявляется в уклонении от гневливых помыслов против ближних и смущения сердца гневом, в сердечном мире и тишине помыслов, в незлобии, долготерпении, благоснисхождении, ласковости и всепрощении.     
Кроткий христианин не спорлив, не гневлив, ничем противным не возмущается, не раздражается, не мстит, не воздает злом за зло, обидой за обиду, не злопамятствует, но спокойно, терпеливо и великодушно относится к личным оскорблениям и обидчикам, благоразумно уступает, будучи оскорбляем даже людьми низшими его; он спокойно и мужественно принимает все бедствия и невзгоды жизни, как посылаемые Богом, по несокрушимой вере в Бога — Мироправителя и Мздовоздаятеля.     
Кротость — одна из самых нужных для христианина добродетелей. Кротость заповедана нам в      Священном Писании. Облекитесь, — говорит апостол Павел, — как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу (Кол. 3: 12); Апостол увещевает оказывать всякую кротость ко всем человекам (Тит. 3: 2), быть кротким по отношению ко всем людям (Флп. 4: 5) и выражать кротость во всем своем поведении (Еф. 4: 1—2; см: Иак. 3: 13). Сам Господь Иисус Христос заповедал учиться кротости, этой чудной небесной добродетели, у Него Самого и обещает приобретшим сию добродетель мир и душевный покой: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим (Мф. 11: 29).
Кротость и незлобие побеждают неистовые страсти гнева и раздражительности. По словам преподобного Варсонофия Великого, угасить гнев, иссушить раздражительность составляет      вящшая закона (важнейшее в законе) (Мф. 23: 23) 555 .
Как гордость и возношение ума низвергли диавола с высоты небесной в бездну, так смирение и кротость возвышают человека от земли на небо. Кто проявляет к ближним кротость и снисхождение по страху Божию, на том почивает Дух Божий. Умеренная и негневливая душа делается храмом Святого Духа. Этой поистине великой христианской добродетели родители должны учить своих детей, учить и словом, но прежде всего, своим примером.     
Если дети видят, что самые тяжелые оскорбления и возмутительные поступки других родители переносят с христианским терпением и кротостью, если из уст отца и матери они никогда не слышат бранных слов, крика, проклятий, злословия и осуждения, если видят, что они великодушно прощают своим врагам и обидчикам и не только не мстят, но даже, где это возможно, платят им за зло добром — тогда родительские наставления и убеждения к добродетели смирения и кротости найдут в сердцах детей восприимчивую почву. Без личного доброго примера слова их не будут иметь силы, ибо окружающий греховный мир подает только отрицательные примеры.     
В своих наставлениях детям нужно указывать на кротость Младенца Иисуса в яслях, на пример Спасителя, кротость Которого блаженный ученик Христов апостол Петр характеризует такими чертами:       будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1Пет. 2: 23).Жизнь Иисуса Христа была преисполнена обид и оскорблений со стороны иудеев, фарисеев и книжников, всевозможных лишений, но никогда на оскорбления Он не отвечал оскорблениями и никогда никто не слышал ропота из уст Его. Так, когда Спасителя привели на суд к иудейскому первосвященнику Анне, Он отвечал с великой кротостью. И слуге, ударившему Его в ланиту, отвечал словами кротости (Ин. 18: 23). Отсюда Он был веден к Каиафе, потом к Пилату, проведя таким образом целую ночь. На суде у Пилата, претерпевая многие биения, насмешки и всякие поругания от воинов, старавшихся угодить злобным, завистливым иудеям, Он стоял молча, как и при допросе.
Гневливым детям, склонным к мести и злопамятству, необходимо указывать, что Господь заповедал не мстить врагам и даже благотворить ненавидящим нас, делать добро злословящим и молиться за обижающих нас (      Мф. 5: 44). Этому Он научает нас Своим примером: Господь благодетельствовал гнавшим Его, питал злоумышлявших против Него, призывал к Царству Небесному желавших распять Его и, будучи распят, молился на Кресте за Своих распинателей: Отче, отпусти им: не ведят бо, что творят (Лк. 23: 34).
Апостол Павел в Послании к Колоссянам, указывая христианам на пример кротости и всепрощения Христа Спасителя, призывает их подражать Ему,       снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу (Кол. 3: 13). В другом Послании, к Титу, Апостол пишет: напоминай им (христианам) повиноваться и покоряться начальству и властям... никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими и оказывать всякую кротость ко всем человекам (Тит. 3: 1—2).
Так христианские родители всей своей жизнью и многими и неустанными наставлениями в духе кротости и любви должны бороться с зарождающейся страстью гнева и другими страстями в сердцах своих детей. При добром усердии и желании они, с помощью Божией, смогут противостоять гордостному духу нашего времени и воспитать своих детей по-христиански кроткими и смиренными, чтобы вместе с ними сподобиться блаженства, обещанного Спасителем в Нагорной      проповеди: блажени кротции: яко тии наследят землю (Мф. 5: 5). Господь Иисус Христос обещал кротким христианам обладание всею землею, обещает, что царство кротких некогда станет вселенским Царством Божиим. Господь Спаситель обещает кротким ту землю живых (Пс. 26: 13, 36: 29), на которой праведники «вселятся во веки» — ту новую землю, где вечно живут и не умирают.

555 Варсонофий Великий и Иоанн, прпп. Ответ 224 // Руководство к духовной жизни в ответах на вопрошения учеников.     

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.