Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Семейные проблемы






 

Крис недавно отметила свой шестнадцатый день рождения, однако никаких гостей не было. Мама просто вручила ей подарок; ей не хотелось, чтобы «банда подростков, обычно портящих все», устроила в их доме разгром. Папа Кристины, как всегда слишком занятой, чтобы отмечать какие–то радостные события лично, поздравил ее по телефону. Шери, которой двенадцать, дома как всегда не было, и вообще она не любит домочадцев и старается найти повод, чтобы улизнуть из дома. У другой сестры, Синди, ей двадцать три, праздновать дни рождения, особенно в этом году, никакого настроения нет. Недавно, после трех тягостных в семейном плане лет страданий и побоев со стороны мужа, Синди развелась, но теперь пытается вернуть «доброе старое время».

Все члены семьи Крис называют себя христианами. Каждое воскресенье утром, двое или трое из них, как всегда, присутствуют на церковном богослужении, однако они никогда не сидят вместе и приезжают сюда по обыкновению на разных машинах. О религии в их доме не вспоминают; так что Христос в повседневной жизни этой семьи занимает, по всей видимости, не очень важное место.

Крис выросла в семье, члены которой живут в одном и том же доме, хотя каждый по сути дела существует независимо от ближних. В этой семье не принято вместе обедать, даже в праздник Благодарения или на Рождество, и застать дома всех пятерых вместе удается редко.

И все же эта семья не так разъединена, как может показаться на первый взгляд; удерживает всех вместе мать Крис. Трудно противиться ее сильной, волевой, упрямой натуре; вот почему большую часть времени мужа и не бывает дома. Его жена весьма искусно манипулирует членами семьи, она часто внушает им чувство вины, ставя в зависимость от своего одобрения.

Крис мечтает о будущем, когда ей исполнится восемнадцать и она сможет оставить дом, чтобы отправиться на учебу в колледж. Однако люди, знакомые с этой семьей, сомневаются, что ей удастся когда–либо сбежать из дома. Все члены этой семьи, по всей видимости, нуждаются друг в друге, но ладят они лучше всего, избегая друг друга и делая мать счастливой. Пока с ними не случится большой беды, маловероятно, что они когда–либо обратятся к душепопечителю.

 

***

 

Роберт Коулз — лауреат Пулитцеровской премии, психиатр из Гарварда, посвятивший всю жизнь детской психологии и психиатрии, выступая недавно перед группой семейных психотерапевтов, сказал: «Я вырос в семье, и многие мои преподаватели тоже воспитывались в семье. Однако я не привык думать о семье как о месте, где люди должны ладить друг с другом, учить друг друга, поддерживать, а иногда все вместе терпеть поражения, но тем не менее оставаться вместе». На своих занятиях Коулз основное внимание уделяет индивидууму со всеми его «защитными механизмами, которые подавляют импульсы и воюют с суперэго»[1438].

Многие душепопечители не согласятся с Коулзом. Нас учили считать любого подопечного отдельной личностью; вот почему мы склонны пренебрегать семьей, воспитавшей человека; вот почему мы можем рассматривать семью с точки зрения того губительного влияния, которое она оказывала и оказывает на душу наших подопечных. Под влиянием средств массовой информации или сообщений, поступающих в процессе душепопечения, легко заключить, что современные семьи нередко характеризуют конфликтность, вербальная и физическая агрессивность, инцест, неверность, кризисы, эгоцентрический индивидуализм, равнодушие и ненадежность.

Педагог и журналист–комментатор Долорес Карран выступает против подобного упрощенного представления. Несколько лет тому назад, откровенно признавая, что многие семьи в наше время не лишены проблем, она пришла к выводу, что надлежит, наконец, обратить внимание и на положительную сторону семейной жизни. На основании отчета об обследовании пятисот человек, работающих с семьями, Карран пришла к выводу, что здоровые семьи могут существовать и действительно существуют. Согласно исследованию Карран, члены здоровой семьи:

 

• общаются и выслушивают друг друга;

• принимают и поддерживают друг друга;

• прививают уважительное отношение к ближним;

• воспитывают чувство доверия;

• умеют отдыхать и веселиться;

• исполняют взаимный долг и берут на себя ответственность друг перед другом;

• наставляют в учении о добре и зле;

• хранят семейную общность с помощью ритуалов и традиций;

• поддерживают равное взаимодействие;

• имеют общие религиозные корни;

• не нарушают покоя (вторгаясь в личную жизнь) друг друга;

• ценят служение ближним;

• поощряют семейные советы и беседы;

• проводят досуг вместе;

• не уклоняются от разрешения проблем и рассчитывают на помощь[1439].

 

И все–таки многие семьи, которым недостает вышеперечисленных качеств, иногда обращаются за помощью к душепопечителям. В последние годы семейное душепопечение в рамках общего выделилось в более сложную и многогранную специальность. Имеется несколько хорошо обоснованных теорий семейной терапии[1440], а также несколько сотен широко используемых приемов, техник и методик[1441]; перед семейным душепопечением стоят самые разнообразные цели и задачи. Однако, несмотря на многообразие семейного душепопечения, есть и общая цель — исправлять деятельность дисфункциональных семей, учить их членов преодолевать семейные стрессы и поддерживать нормальные внутрисемейные отношения.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.