Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятия горожан






Основная часть населения города, кроме ремесла и торговли продолжала заниматься сельским хозяйством. Частые находки земледельческих орудий (серпы, мотыги, железные оковки от лопат) свидетельствуют о широком распространении в Москве в XIV—XV вв. В книге Павла Иовия сказано, что “...почти все дома имеют при себе отдельные сады как для пользования овощами так и для удовольствия”. Среди найденных при раскопках семян чаще всего встречаются семена огурцов и тыквы. Развитие огородничества в городе было обусловлено стремлением жителей обеспечить себя дешевыми продуктами питания и создать запасы на зимнее время. На огородах выращивали свеклу, “стручье” (горох) и капусту. Зерновые культуры (рожь, пшеницу, ячмень и т.д.) по всей видимости привозили в город из окрестных сел и продавали на рынках в виде зерна. Размол зерен производился на водяных мельницах которых в XIV—XV вв. в Москве было множество, а также в самом хозяйстве, о чем свидетельствуют частые находки в различных местах Москвы ручных жерновов.

В подсобном хозяйстве горожане держали домашнюю птицу кур, гусей, уток, а также мелкий и крупный рогатый скот для содержания которого в Москве имелись особые земли – “выпуск” или выгон. О пользе домашнего скота и его корме выразительно пишет “Домострой”: “Да кто про себя коровы держит дойные, лете корм на поле, а дому всякого корма много... и лете и зиме гуща пивная и бражная и кисельная, и кавсная, и кислых штей, и отрубей овсяных и высевки оръжаные и пшенишные и яичные, и заспу делаючи и толокно и в осень капусту солят и свеклу ставят и репу и морковь запасают - и у сего того хряпье и листье и корень и обресков и крох и в скатерти и в столе и в вене хлебном и по чюланом и по залавкам крохи и объеди””.

Значительную роль в жизни москвичей играло рыболовство. Различные приспособления для рыбной ловли – частые находки в культурном слое Москвы. Кроме берестяных поплавков, глиняных грузил и блесен, при раскопках находят и железные крюки для подвешивания рыбы при копчении.

Одним из важнейших домашних занятий было изготовление тканей и шитье одежды. Несмотря на существование портных мастеров, основная часть населения пользовалась одеждой домашнего приготовления. Материя изготовлялась обычно из льняного и шерстяного волокна. В культурном слое Москвы достаточно частыми находками являются пряслица, деревянные трепала для льна и веретена. Материалы раскопок позволяют предположить, что в XV в. в Москве была появляется самопрялка с маховым колесом приводимым в движение ногой.

К одежде жители средневековой Москвы относились очень бережно. Ее содержали в порядке и при необходимости чинили. Даже в конец изношенное платье не бросалось, а использовалось на заплаты и тряпки, поэтому при археологических раскопках детали одежды практически не встречаются. Основной частью костюма как крестьян так и горожан служила рубаха или сорочка, обозначавшая в узком смысле слова собственно нательную рубаху. Источники позволяют установить, что рубах у горожанина обыкновенно имелось несколько. И мужские и женские рубахи были двух родов нижние – изготовленные из более легкого материала и верхние, более прочные и обычно украшенные шитьем. Ворот рубахи был низким, так что шея оставалась голой. Вырез ворота застегивавшегося на небольшую пуговицу был четырехугольным или округлым. Рукава рубах были узкими, облегающими кисти. Однако верхние праздничные рубахи, в особенности у женщин, имели удлинненные, спущенные вниз рукава игравшие немалую роль в рисунке танца. Поверх рубахи мужчины и женщины носили длинную (до икр) распашную “свиту”. Полы и обшлага свиты могли быть украшены вышивкой. Кроме свиты мужчины в XIV в. носили поверх рубахи длинную нарядную одежду - “сарафан”. Женской одеждой надеваемой поверх рубахи был “летник”. По мнению И.Е.Забелина летник был по большей части накладным, но делались и распашные летники называемые “опашница”. Теплый летник подбитый мехом назывался “кортель” или “торлоп”.

Мужские штаны “ноговицы” были узкими с нешироким шагом и поясом на вздержке – “гашнике”. Носили их заправленными в сапоги. Штаны в этот период не имели карманов, поэтому все мелкие вещи носились на поясе или в специальной сумке-“калите”.

Простейшей одеждой для выхода на улицу в сырую и холодную погоду у русских, как и у других народов, была плащевидная накидка – “вотола (волота)”. Среди знати и богатых горожан был распространен “охабень” – тип платья с чисто декоративными узкими рукавами, в которые руки не продевались вовсе. Охабень носившийся внакидку имел длинные полы с двумя рядами ложных петель. Верхней меховой одеждой была шуба (от восточного “джубба”). Шубы в зависимости от достатка рознились по покрою и материалу. Простые горожане одевались в шубы из овечьего и козьего меха, а зажиточные горожане шили шубы из драгоценных, тщательно подобранных мехов крытых красивой материей.

Головными уборами у мужчин были меховые шапки называемые “треух” или “малахай” и летние круглые шапочки – “тафьи” закрывавшие только макушку. Женщины носили “повой” – полотенчатый головной убор, “кичку” – символ замужества с мягкой тульей окруженной расширяющимся кверху подзором и щедро украшенный “кокошник” – являвшийся принадлежностью знатных и богатых женщин.

Наиболее распространенной обувью горожан были сапоги. В сапогах ходили мужчины женщины и дети, причем подошва кроилась симметричной на правую и левую ногу. Сапоги богатых горожан отличались лучшей выделкой кожи, яркими цветами (преимущественно красным) и дорогой отделкой.

К низким формам обуви относились кожаные туфли “черевики” некоторые из которых украшены тисненым или ажурным орнаментом и “поршни” – изготовленные как правило из единого куска кожи закрывающего стопу и крепившемуся вокруг нее на шнуре-вздержке.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.