Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






К 120 со дня рождения Гвидо Аретинского






 

Января состоялось заседание теоретического кружка, посвященное реформатору нотописи. Студенты-теоретики представляли свои рефераты по теории музыки и риторике, темы которых связаны с историей нотописи.

Реформе Гвидо Аретинского в 2028 году исполнится тысяча лет. Его изобретение оказало огромное влияние на ход развития западной музыки и ее теории. В средневековой традиции он был включен в пантеон «изобретателей» музыки наряду с Орфеем, Пифагором и Боэцием. Деятельность Гвидо Аретинского падает на начало Высокого средневековья и обобщает достигнутое на предыдущем этапе. XI век был переломным в истории средневековья: в 1054 году произошел раскол христианской церкви, ее окончательное разделение на Восточную и Западную, а также была установлена система ладов западного (латинского) октоиха, т.е. восьми григорианских хоралов.

Разделение конфессий на западную и восточную произошло в результате развития разных направлений средневековой философии: западной схоластики и восточной мистики. Методом философии схоластики был принцип постижения Бога посредством чувства и сверхразумного созерцания. Гвидо был воспитан и получил образование в Бенедиктинском монастыре, там же он начал карьеру певца и педагога. В его музыкальной науке аналогом схоластического метода стало стремление к рациональной систематизации элементов музыки. В своих трудах он разработал методы обучения певчих по нотам, систему ладов – гексахордов, приемы музыкального синтаксиса и сложения музыкальной речи, за 600 лет до формирования мажора и минора предвосхитил их функциональные основы. Гвидо Аретинский заложил основы аналитического метода музыкальной науки.

Студенты-теоретики посвятили свои выступления значению его реформы нотописи, различным вопросам истории музыкальной науки и истории стилей.

Студент первого курса Владислав Тащеев представил презентацию, посвященную Гвидо Аретинскому и сообщил сведения из биографии реформатора, самые любопытные из которых содержатся в письмах самого Гвидо: «…Папа чрезвычайно обрадовался моему приезду, долго беседовал и о разном расспрашивал; как некое чудо, он все вертел наш Антифонарий непрестанно твердя перечисленные в начале правила, … и тогда то, чему он едва ли мог поверить в пересказах других, внезапно обнаружил в себе самом. Чего же боле?»

Студентка второго курса Галина Комова познакомила с научными трудами Гвидо Аретинского. Настя Кожевникова рассказала о проблемах нотации в XX веке (по работе выпускницы отделения 2006 года Марии Тихоновой). Студенты третьего курса осветили вопросы истории музыкальных стилей: Ольга Киселева - об универсальных особенностях стиля барокко, проявляющихся во всех видах искусства, Алина Мельникова - о возрождении принципов барокко в неоклассицистской тенденции XX века.

После обсуждения работ на заседании теоретиков было принято общее решение: сохранить ценный опыт студенческих исследований и на их основе издать печатный сборник в качестве пособия по теории и истории музыки.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.