Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности создания филармонических концертных программ






Эпоха Возрождения (XIV - XVI вв.) способствовала развитию зрелищных искусств. Строятся специальные помещения для зрелищ: театры, концертные залы. При дворцах устраиваются маскарады, балы, водные феерии. Большой популярностью у знати пользовалась форма закрытого концерта, связанная с придворным бытом и рассчитанная на небольшой круг лиц. Здесь были возможны остановки, повтор, обмен мнениями во время исполнения.

Первые публичные концерты возникли на рубеже XVII – XVIII вв. и были исключительно музыкальными. В них звучали популярные для того времени произведения, привлекающие внимание аудитории.

Концерт - публичное исполнение номеров разных жанров по определённой, заранее составленной, программе.

В зависимости от характера исполняемого репертуара, концертные программы подразделяются на развлекательные и филармонические. Хотя такое деление иногда оказывается весьма условным.

К филармоническим принято относить концерты:

- симфонических оркестров и камерных ансамблей;

- хоровых и танцевальных коллективов;

- духовых оркестров и ансамблей народных инструментов;

- сольных исполнителей, выступающих с классическим репертуаром;

- музыкально-литературные, концерты-лекции о творчестве композиторов, исполнителей.

Филармонические концертные жанры требуют при объединении номеров максимального соблюдения автономности номера.

Принцип объединения номеров:

- с учетом времени их создания. Если программа посвящена творчеству одного композитора, то чаще ее составляют хронологически. По возрастающей, от первых юношеских произведений к вершинам творчества;

- принцип тематического единства. Это концерты, посвященные общественным или художественным событиям, памятным датам. Например, 100-е Д. Эллингтону. На концерте звучали его композиции, произведения из репертуара оркестра, пьесы его соратников и участников оркестра;

- и напротив принцип контраста, разнообразия. Программа такого концерта построена на отсутствии какой бы то ни было взаимосвязи между номерами, т.е. замкнутость каждого номера, его абсолютную завершенность. Это характерно для большинства сборных концертов.

При составлении программы для симфонического оркестра учитываются многие факторы и не все из них музыкальные. Главное условие – вопрос баланса. В пределах одной концертной программы, баланс должен соблюдаться в отношении исторического периода, формы и того, что называется «правилом психологической напряженности». Программа такого концерта может выглядеть следующим образом:

1. Классическая симфония или увертюра

2. Трудная работа (композитора ХХ в.)

3. Симфоническое произведение крупной формы.

Идея такой программы основана на том, что первое произведение «обостряет восприятие», второе – «создает тревогу», третье – «успокаивает атмосферу». Если бы в программе появился солист, то его место - после первого номера (т.е. после классической симфонии).

При составлении программы для сольных концертов, артист предлагает ограниченный список работ, которые он подготовил к данному концерту. На его основе и выстраивается программа.

При составлении программы необходимо учитывать и финансы. Для некоторых произведений нужен хор. Поэтому если у оркестра небольшой бюджет, то в программу не включаются крупные произведения, которые требуют привлечения дополнительных музыкантов. Далее нужно учитывать и авторские отчисления (роялти), которые выплачиваются авторам либо их наследникам, если их произведения не стали общественные достоянием.

Восприятие серьезной музыки требует особой сосредоточенности и специальной подготовки. Культура восприятия заключается в способности настраивать себя на «волну» данного произведения.

Связь аудитории с артистом строится на признании публикой исполнителя авторитетным лидером. Присутствует «культ исполнителя», не позволяющий даже в случаях неудачных выступлений проявления слушательской неудовлетворенности.

Существует определенный стереотип поведения слушателей, обусловленный этикетом (правилами приличия). Поскольку первоначально аудитория подобных концертов состояла из слоев высшего общества, то сдержанность реакции диктовалась заботой о сохранности превосходства в поведении, в речи и т.д.

При создании филармонической концертной программы не ставится задача создания нового произведения – программы, как в программах развлекательных жанров.

 


 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.