Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Европейские концертно-театральные программы ХVIII-ХХ вв.






К зрелищным видам искусства относятся: театр, цирк, эстрада, массовые праздники, кино, телевидение. Зрелищные виды искусства предполагают активное зрительское восприятие. Концерт (лат. concertо — состязаюсь) — публичное исполнение музыкальных произведений, балетных, эстрадных номеров по определённой, заранее составленной, программе.

Предшественниками концерта можно считать разного рода состязания древней Греции и Рима, в том числе и в художественно-исполнительском искусстве. В эпоху Возрождения (XIV - XVI вв.) и до второй половины XVIII в. концерт был прерогативой аристократии и носил музыкально-исполнительский характер. Отличительная черта эпохи Возрождения - светский характер культуры. В это время строятся специальные помещения для зрелищ: театры, концертные залы. При дворцах устраиваются маскарады, балы, водные феерии. Большой популярностью у знати пользовалась форма закрытого концерта, связанная с придворным бытом и рассчитанная на небольшой круг специально приглашенных лиц. Здесь были возможны остановки, повтор, обмен мнениями во время исполнения.

Первые публичные концерты возникли на рубеже XVII – XVIII вв. в Лондоне и Париже, и были исключительно музыкальными. В них звучали популярные для того времени произведения, привлекающие внимание аудитории.

В конце XVIII в. в драматических театрах, после окончания сыгранной пьесы, публике стали предлагать дивертисмент, в котором актеры и приглашенные артисты показывали номера различных жанров. В XIХ в. дивертисмент превращается в спектакль-ревю, где занято много участников.

В начале XIХ в. во Франции появляются кафе-шантаны (маленькие закрытые кафе) - где сочеталось застолье и выступления артистов. Где-то играл скрипач, где-то выступал певец, фокусник, артист пантомимы.

В середине XIХ в. мелкие кафе стали вытесняться масштабными заведениями – кафе-концертами. Они имели богатый интерьер, большие залы, разнообразную программу. На Елисейских полях стали возникать открытые кафе-концерты. Они красочно освещались, там разыгрывались маленькие пьесы, показывались танцевальные и акробатические интермедии.

Аналогичный английский период почти ничем не отличается от французского. В середине XIХ в. в английских пабах выступали музыканты и актеры, в замках и дворцах продолжали проводить представления творческие коллективы, но принципиально новой формой развлекательного досуга оказались мюзик-холлы.

Первый мюзик-холл появился в 1832 г. в г. Болтоне. Самая яркая фигура в развитии жанра – Шарль Мортон – основатель нескольких лондонских мюзик-холлов. Самый известный из них - Кентерберийский он создал в 1848 г. Со временем обыкновенная концертная программа в мюзик-холле стала приобретать черты театрального зрелища. Появляется граница между публикой и исполнителями, занавес. Увеличение размеров сцены и зала потребовало в номерах массовости участников. Появляются танцевальные номера с яркими эффектными костюмами. В 1870-1890 гг. крупные парижские кафе-концерты, также стали называться мюзик-холлами.

В конце XIХ в. усложнение содержания номеров привело к появлению кабаре. Первыми номерами ранних кабаре были стихотворения (литературные пародии) и песни (шансон и куплеты). Большая роль отводилась конферансье, который общался с публикой, используя юмор и сатиру. Кроме этого в программе вечера – выступления коллег по искусству, полемика, дискуссии.

Датой появления первого кабаре считают 1881 г., когда в Париже на Монмартре открылся артистический «Чёрный кот». Его основатель - художник Родольфо Салис. В 1889 г. в Париже появляется одно из самых известных во всем мире кабаре «Moulin Rouge» (Красная мельница).

Считают, что исторически кабаре подразделяются на художественные, поэтические, сатирические, политические. Для современных кабаре характерно многообразие форм: от высокоинтеллектуальных до развлекательных.

На рубеже 1960-1970-х гг. возникают кафе-театры. Вначале это действительно театр в кафе. В них выступают драматические артисты сатирического и поэтического жанров. Публика – студенты, интеллигенция. Их появление связано с наличием большого числа безработных актеров и поиском новых форм театра. Публике предлагают ненавязчивые спектакли местных небольших трупп, специально заточенные под такие кафе, а также юмористические моноспектакли.

В середине ХХ в. появляется хэппенинг - театрализованное представление, в котором происходят события с участием художника. В основе его лежит незапланированное действие, осуществляемое художником при участии присутствующей публики. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию и не имеет четкого сценария, в отличие от перфо́ рманса, в котором произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. Основоположником хэппенинга, а также перформанса считают композитора Джона Кейджа, который в 1952 г. исполнил на сцене произведение-действие «4’33"» (4 минуты 33 секунды тишины).

Развитие научно-технического прогресса, открывает широкие возможности организации зрелищных форм. Шоу конца XX - начала XXI века построено на световых спецэффектах, ведущим среди которых становится лазер. Формируется лазерный театр - это «театр под небом», который успешно обходится не только без искусственных декораций, но и без актеров, преодолевая при этом любые расстояния в четырехмерном пространстве.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.