Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ВНЕШНЕЕ Я-ОТГРАНИЧЕНИЕ.






Является одной из первичных функций регуляции отношений Я с окружающей группой. Только лишь отграничения Я и не-Я приводят к осознанию существования двух людей, которые могут устанавливать друг с другом отношения в противоположность симбиотическому слиянию. Поэтому в генетическом понимании построение границ Я является ключевой фазой в развитии идентичности. Это создает возможность внешнего контакта как реального опыта общения с окружающей группой и тем самым интернализации нарциссической поддержки. Первый креативный акт на собственном опыте идентичности – это отграничение от симбиоза раннего детского возраста. При неудаче выхода из симбиоза в Я создается неструктурированная область: прежние значимые референтные лица здесь и в то же время не здесь. Они здесь, т.к. не отграничены, но не здесь, т.к. никакая действительная коммуникация и отношения с другими невозможны. Только Я-отграничение создает действительность, реальность, основу для Я-ощущения и для идентичности; если это не удается, то Я остается неразвитым и недифференцированным.

 

Человек с конструктивным внешним Я-отграничением имеет собственную

точку зрения, восприимчив к критике, взглядам и чувствам других людей, может открыться физически, психически и духовно, интегрирует новый опыт, имеет контакт с окружающей группой, может интернализовать этот опыт и, таким образом, развиваться дальше. Он различает свои чувства и чувства других людей, способен ответить отказом, не испытывая вины, ощущает себя самостоятельным в своих решениях; развил способность гибко и мимолетно вступать в симбиозы и более глубокие контакты и уметь снова выходить из них или же жить в них, не отрекаясь от себя и собственной идентичности.

беспечивает лучшую способность для приобретения опыта при одновременной защите от наплыва внешних событий

Деструктивное внешнее Я-отграничение проявляется в отсутствии интереса и отказе от продиктованного чувствами участия в других людях, событиях и окружающем мире, причем подлинное, заинтересованное участие других к самому себе воспринимается как неприятное и, по возможности избегается; человек никого и ничего «не подпускает к себе». Отсюда следуют чувства внутренней пустоты и отсутствие контакта и причастности. Этих людей ничто по-настоящему не затрагивает, и они не испытывают подлинного сострадания к другим.

Расстройство регуляции отношений с окружающей группой, с другими людьми и внешними событиями.Существует опастность переполнения и такое отграничение создает подобие непреодолимого для контактов препятсвия

Дефицитарное внешнее Я-отграничение. Человек не в состоянии принимать собственные решения и отстаивать их перед другими людьми, он не может сказать «нет», чтобы отграничить притязания других людей, и чувствует себя игрушкой в их руках. Он перенимает чувства и настроения других, как если бы они были его собственными, с трудом может согласиться, что другие люди имеют другие потребности или хотят идти своими путями; воспринимает все ситуации симбиотически, как будто бы все хотят одного и того же. Такой человек зависим от присутствия других, гиперадаптирован к нормам, господствующим в данный момент в социальной референтной группе, беспомощен, отдан на произвол других и, соответственно, доступен для эксплуатации.Неспособность регулировать близость или дистанцию в отношениях с людьми, с событиями, окружающим миром. Неспособность проводить различия

между Я и не-Я, своими и чужими потребностями и чувствами

 

30) СЕКСУАЛЬНОСТЬ. Возможность проявлять в жизни адекватно развитую сексуальность в основном определяется условиями позитивно-разрешительного, иными словами, конструктивного симбиоза раннего детского возраста. Сексуальные расстройства возникают на основе недоброжелательного, препятствующего развитию, т.е. в конечном счете, деструктивного симбиоза или равнодушно-недостаточного дефицитарного опыта первичной группы.

Для успешного развития конструктивной сексуальности, которая, как и агрессия понимается как «первично и без конфликтов данный потенциал», решающее значение принадлежит помощи и поддержке со стороны окружающей группы. Конструктивная сексуальность зависит от качества отношений в раннем детстве, от того, помогают мать и окружающая группа ребенку осмелиться на отграничение при уступчивости с их стороны, допускают ли конструктивную агрессию, понимают ли детские страхи и. наконец, содействуют ли активному интересу к своей телесности и сексуальности.

Только выход без чувства вины из интернализованного симбиоза раннего детства и построение гибких границ Я, для чего также должна быть разрешена конструктивная агрессия, создают возможность погружения без страха в симбиоз и интимность партнерства и тем самым развития свободной сексуальности. Так же как и креативность, сексуальность, являясь человеческой возможностью переживания, только при здоровой способности к страху и успешном Я-отграничении будет находиться в распоряжении Я, причем формы выражения сексуальности всегда тесно связаны с соответствующей схемой идентичности человека. Г. Аммон пишет: «Сексуальность надлежит рассматривать как показательное выражение идентичности, потому что здесь на уровне телесного Я, первично-процессуальные модусы должны находиться по властью гибких границ Я….. Симбиотическая интеракция между матерью и ребенком образует контекст для формирования телесного Я, для развития первично данных гуманфункций конструктивной агрессии, креативности, сексуальности и других и создает, таким образом, учебное поле, на котором ребенок в непрерывной интеракции с матерью развивает свои Я-функции, устанавливает и переживает границы своего Я.

Как первично-процессуальная составляющая опыта центральная гуманфункция сексуальности, будучи первично и без конфликтов данным потенциалом человека, тесно связана с его первичным Я и телесным Я. Это означает, что связанный с чувственным желанием и неудовольствием телесный опыт человека в первичной группе накладывает отпечаток на мир восприятия и опыта новорожденного и подрастающего ребенка. У подростков и позднее у взрослых этот ранний телесный опыт представляет собой психическую репрезентацию конструктивной сексуальности. Ребенок при телесном контакте через кожу достаточно часто должен получать позитивные осязательные, отмеченные удовольствием ощущения, не испытывал бы ограничений при попытках аутосексуальных действий, вообще ощущал бы любовное и заботливое отношение, соответствующее его потребностям.

В качестве важной и необходимой предпосылки для развития конструктивной сексуальности следует постоянно поддерживать в первичной группе принципиально доброжелательно-ласковую атмосферу поддержки, которая позволяет ребенку развивать и опробовать его первично данные функции, допускает отграничение без чувства вины из раннего детского симбиоза и, наконец, наряду с утверждением своей телесности, содействует бесконфликтному преодолению эдиповой проблематики.

Деструктивная сексуальность может пониматься как результат патогенной бессознательной групповой динамики раннего детства, выражающийся в «неразрешенном комплексе симбиоза» как в патологическом ядре всех архаических заболеваний Я. В неласковой или враждебной атмосфере потребности ребенка игнорируются или ими злоупотребляют; тело маленького ребенка воспринимается негативно. Возможно даже скрытое или открытое сексуальное злоупотребление. В том числе инцест, тепличная атмосфера, когда все отношения эротизированы или сексуализированы, причем эротически-сексуальные потребности и чувства не интегрируются, родители не умеют оперировать близостью и дистанцией в соответствии с потребностями ребенка.

Дефицитарная сексуальность следует понимать как результат образования дефицитарной гуманструктуры вследствие только рудиментарно развитого позитивного опыта отношений, как задержанное развитие сексуальности на основе интернализованного запрета на сексуальное и, вообще, наслаждение и жизнь. На первично-процессуальном уровне это относится к детям, которых никогда не ласкали или делали это редко, которые приобрели слишком мало телесно-осязательного опыта.

Гуманфункция сексуальности психогенетически и групподинамически может пониматься как основная гуманфункция, для раскрытия которой, однако, должна быть определенная степень здорового развития в областях агрессии, страха, способности к отграничению и нарциссизма, причем контактность и возможность установления отношений имеют решающее значение. Развитие сексуальности является следствием роста других основных гуманфункций и поэтому, может быть, она проявляется на другом или более высоком уровне развития.

С точки зрения операционализации это означает, что конструктивная сексуальность характеризует качество контакта, обмена, связи между сексуальными партнерами на духовном, психическом и телесном уровне. Любая конструктивная сексуальность возможна только при подлинном контакте и настоящей связи, воспрятии радости и тепла через других и себя самого, при способности развивать в себе заботу, доброту и готовность отдаться другим, при ощущении другого и вступлении в контакт с ним как партнером при одновременной возможности наслаждаться при этом самому. Кроме того, для формирования креативной, интегрированной сексуальности желательна увлеченность в контакте, готовность к эротической фантазии, свобода от фиксации половых ролей, возможность высказывания своих сексуальных желаний на вербальном и невербальном уровне и чувственное восприятие своего тела. Все сказанное относится к мужским и женским сексуальным связям. Онанизм тоже может быть конструктивным как получение радости от собственного тела и возможность перенести период лишенности сексуальных контактов. Однако он может стать деструктивным, если самоудовлетворение аутистическим образом предпочитается реальному сексуальному контакту с партнером. Как навязчивое действие он часто сопутствует тяжелым психическим заболеваниям.

Важным критерием конструктивной сексуальности являются ощущения человека после сексуального контакта. Если он чувствует себя обогащенным и удовлетворенным, полным жизни, то это значит, что происходит конструктивный социально-энергетический обмен. При деструктивной сексуальности обычно обозначаемой как «сексуальные перверсии» - половой партнер обычно воспринимается как средство для собственного удовлетворения и тем самым инструментализируется, радость от радости другого не возникает. Сексуальность приобретает качества обоюдной мастурбации, отсутствует связь с партнером, часто появляется незаинтересованность в генитальном слиянии, как, например, при фетишизме. Деструктивная сексуальность всегда приобретает оскорбительные черты в отношении партнера или себя самого и может иметь тяжелые последствия – самым крайним случаем является сексуальное насилие вплоть до убийства, но в этом всегда присутствуют черты саморазрушения, в том числе социального характера (публичный скандал или арест и т.п.). Вместо близости, интимности и генитального слияния часто возникает раздражающий момент отчужденности, анонимности или отсутствия контакта. И здесь также важным критерием является ощущение после сексуального контакта: как правило, по крайней мере, у одного из партнеров возникает чувство вины, униженности или сознание того, что сам унизил другого.

К вариантам деструктивной сексуальности на уровне симптомов относятся эксгибиционизм, вуайеризм, садомазохистическое поведение, часто в сочетании с возникновением болезненной страсти, наркомании, проституции, фетишизма, сексуальных злоупотреблений в отношении детей, изнасилования и содомии. Элементы деструкции – разрыв отношений, оскорбление, отчуждение и охлаждение и т.д. указывают на тесное родство с деструктивной агрессией.

Дефицитарная сексуальность соответствует интернализованному запрещению сексуальности, которое было усвоено в детстве или в групподинамических контекстах. Если сексуальность вообще большей частью может быть испытана только в сочетании с сильным страхом, то дефицитарная сексуальность часто проявляется в виде импотенции у мужчин или фригидности у женщин, следствием чего является продолжительный отказ от сексуальной жизни; иногда проявляется также брезгливость, страх соприкосновения или заражения. Дефицитарная сексуальность часто встречается у очень нерешительных, неконтактных или неспособных к отношениям личностей в смысле «заторможенного человека», который не испытывает удовольствия от своего тела и неохотно общается с другими людьми. Такие люди характеризуются сниженным чувством собственной ценности или втайне ждут «сказочного принца» или «женщину своей мечты», следствием чего является общее пренебрежение всеми реальными партнерами. Здесь становится понятной проблематика недостаточного отграничения, симбиоза или аутизма: после первоначальной влюбленности развивается симбиотическая зависимость или даже подчиненность, что при отсутствии какого бы то ни было интереса и гибкой отграниченности приводит к неэффективному симбиоза, часто аутистическому уходу в себя и тем самым к дефицитарной сексуальности.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.