Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Недостаточная нарциссическая поддержка ведет к нарциссическому дефициту Я.






Под социальной энергией следует понимать исполненное любви, надежное поле отношений, которое с одной стороны обеспечивает нарциссическое удовлетворение как условие развития человека а, с другой стороны, предъявляет требования, устанавливает границы и вызывает столкновения, необходимые для дальнейшего развития личности, в смысле роста ее идентичности. Эти требования необходимы как социально-энергетическая поддержка для построения структуры Я. Человек растет в социально-энергетическом поле, которое, как правило, составляет семья, и получает поддержку в форме контактов и отношений. Поступление внутрипсихической энергии, дающей возможность построения Я-функций, первично заложенные как ядра Я, осуществляется при посредстве межличностных отношений в ходе обмена.С оциальная энергия может обнаружить конструктивную, деструктивную или дефицитарную форму.

1)Конструктивная форма- характеризуется тем, что отношения и конфронтации ведут к росту и развитию структуры Я. Это означает способность развить понимание и интерес к другому человеку, полемизировать с ним, воспринимать его серьезно и содействовать ему. При этом можно отметить, что отношения способны выдерживать нагрузку. Такие чувства в отношениях, как страх и агрессия можно вынести, поэтому по переносимости страха можно судить о контактности и социальной энергии.

 

2) Под дефицитарной социальной энергией понимают недостаток или отказ передавать ее, т.е. игнорирование человека при отсутствии интереса к нему и понимания его. Одно из самых сильных наказаний, которым можно подвергнуть ребенка – это лишение любви. Если общение недостаточно и имеется сознательный или бессознательный отказ от психологических контактов или телесных контактов, то можно говорить о дефицитарной социальной энергии. Эта динамика типична для «мертвых» (не функционирующих) отношений, которые часто характеризуются симбиотическим самоотречением. Дефицитарная энергия присутствует и в отношениях при наличии избалованности, изнеженности, так как при этом часто преобладают материальные связи в ущерб эмоциональным. Это ведет к эмоциональной покинутости.

3)Деструктивная социальная энергия характеризуется тем, что налагаются строгие запреты, стесняющие жизнь, частые и тяжелые наказания и разного рода принуждения. Примерами могут служить телесные или сексуальные истязания или постоянные оскорбления и приписывание отсутствия способностей.

 

Деструктивная или дефицитарная социальная энергии могут привести к постоянной зависимости рудиментарно развитой гуманструктуры от нарциссической поддержки окружения. Если эта поддержка отсутствует, то возникает угроза психической дезинтеграции.

Благодаря измененному Г. Аммоном понятию энергии возникает новая концепция развития, которая связана с межличностными отношениями. Особенно значимы процессы, происходящие в раннем детском возрасте. Социальную энергию первичной группы можно выявить в гуманструктуре или же психодинамике человека, она является зеркалом ранней семейной динамики. Идентичность человека и в целом его гуманструктура сопряжены с социальной энергией. Вначале ребенок получает социальную энергию от матери; мать большей частью бывает окружена членами семьи или другими людьми и всегда – обществом. Группы оказывают влияние на мать, и это определяет ее влияние на ребенка. Большая часть социальной энергией (особенно в случае грудных детей) передается на бессознательном уровне. Интонация матери, ее жесты, даже неуловимые микродвижения и выражение лица играют в передаче социальной энергии важную роль.

Образ человека в группе имеет решающее значение. Семейная группа, вопреки общественным идеалам, отличается своими собственными масштабами, которые она передает ребенку. Имеет значение отношение к связям и социальным контактам, к духовным темам.

Идентичность и группа отражают и обуславливают друг друга, т.к. развитие идентичности может состояться через отражение в группе, восприятие и отношение. Идентичность возрастает при наличии требований к ней и связана с межчеловеческими процессами. Дети, которые не получили содействия в своем развитии и не испытали отграничения, располагают лишь ограниченной дифференциацией Я. Это, в большинстве случаев, дети с повреждениями психики вследствие избалованности или отказов. Позднее, став взрослыми, они ощущают пустоту и отсутствие идентичности неспособны переносить фрустрацию, часто не знают, чего они хотят. У них нет цели, они страдают от нерешительности и предъявляют претензии, но их потребности никогда не могут быть удовлетворены. Такие люди живут постоянно в зависимости от нарциссической поддержки; в этом случае Г. Аммон говорит о дефицитарной идентичности. Следовательно, социальная энергия и идентичности динамически и процессуально дополняют друг друга. Все возможные элементы сливаются через социальную энергию в идентичность.

В связи с социальной энергией Г. Аммон говорит о социально – энергетическом обмене, социально – энергетическом поле.Возникает социально-энергетический круг регуляции.

Групповая динамика в первой группе жизни человека образует с оциально-энергетическое поле для развития его гуманструктуры. Гуманструктура с ее потенциальными возможностями образует идентичность человека. Исходя из своей идентичности, человек будет искать, и устанавливать в группах контакты и связи. Конфронтация в группах будет снова давать ему энергию, так же как и он возвращает энергию группе. В этом смысле энергетический круг продолжается, давая возможность для развития гуманструктуры.

Патологическое развитие следует понимать как социально-энергетический порочный круг; это означает, что психически больные люди, из-за их дефицитарно-деструктивной гуманструктуры, постоянно ищут себе группы, которые оказывают им только нарциссическую поддержку, но не предъявляют требований к идентичности и тем самым влияют на их заболевание. Патологическая гуманструктура сохраняется. В значении наверстывающего развития гуманструктуры социально-энергетический порочный круг следует разорвать, и в распоряжение больного должно быть предоставлено конструктивное социально-энергетическое поле. Исходя из этого, он может искать себе группы, которые в значении конструктивного социально-энергетического круга содействуют развитию его идентичности.

Таким образом, социальная энергия рассматривается не как психическая константа, подчиняющаяся законам термодинамики, а как переменная, зависящая от актуальной групповой динамики. По своему интегральному качеству социальная энергия может быть, конструктивной, дефицитарной (как в семьях депрессивных пациентов) или деструктивной (как в семьях больных шизофренией) или имеет смешанные формы. Создавая и изменяя человека, социальная энергия проявляется в Я-структуре его личности. Давать социальную энергию означает нечто иное, чем проявлять интерес, понимание, заботу и оказывать помощь человеку в его трудностях. Социальная энергия образуется в конструктивном контакте, в плодотворном столкновении, предъявляющем требования к Я-идентичности, в побуждении человека к активности, к принятию на себя ответственности (авторства*) за свой выбор, к постановке собственных целей и актуальных задач.

 

ИДЕНТИЧНОСТЬ

Идентичность соответствует целостному образу человека и включает в себя всего человека с его бессознательными, сознательными, креативно-конструктивными и деструктивно-дефицитарными областями, а также с его нейрофизиологической структурой, способностями, навыками, активность и естественностью поведения, т.е. быть таким, как есть, самим собой в группах и обществе.

Согласно мнению Г. Аммона, идентичность есть всеобъемлющая и стоящая над другими Я-функция, центральная Я-функция. Функцию он определяет как направленную активность структуры, таким образом, понятие идентичности содержит в себе оба элемента. В этом значении идентичность интегрирует и динамизирует все другие Я-функции. Онтогенетически идентичность является «суммой всего жизненно-исторического опыта и идентификаций».Отношения внутри группы всегда отражаются непосредственно в психике, как и наоборот, чувства, установки находят свое отражение в социальных структурах. С помощью нового опыта отношений и далее продолжается развитие идентичности. Этот процесс Г. Аммон обозначает как способность к восприятию опыта, в благоприятном случае он продолжается всю жизнь. При этом идентичность обладает возможностью изменения, но также и содержит в себе качества постоянства. Чувство устойчивости, которым обладает Я-идентичность, придает ей статус главной Я-функции.

При помощи дальнейшего обособления психической структуры идентичность человека приобретает своеобразие и уникальность. Несмотря на то, что идентичность имеет сознательные элементы, как, например, знание о своей собственной личности, корни идентичности в бессознательном.

 

1) конструктивной идентичностью понимается человек, который творчески самоопределяясь, способен жить вместе с другими людьми.

2)Д еструктивная идентичность характеризует человека, который сам себя представляет другим, как реагирующего деструктивно. Человек с деструктивной идентичность, например, пограничный пациент, который не знает кто он, и чего хочет на этом свете.

3)Люди с дефицитарной идентичностью, характеризуются внутренней пустотой, которая заметна в коммуникации с ними. Примером этого могут быть нарциссически-депрессивные люди.

Размерность идентичности как Я-функции представляет собой внутри- психическую плоскость идентичности; это означает, что она понимается как интеграционная сила биологических, бессознательных и сознательных элементов. Идентичность как структура образует совокупность всех гуманфункций в их конкретных проявлениях и взаимозависимостях в отношении к соответствующему уровню развития человека.

2)Под понятием идентичности как структуры имеется в виду второй аспект идентичности, которая представляет собой интерпсихический уровень. Идентичность, в данном случае, понимается как вся личность в целом в отграничении от других людей, групп и общества.

3)Идентичность в третьем аспекте понимается как экономический принцип, как психическая энергия, как социальная энергия, которая вызвала построение структуры. В этом смысле развившаяся гуманструктура понимается как сконцентрированная энергия, а идентичность – как сумма жизненно-исторического опыта, сумма полученной социальной энергии в качественном и количественном выражении. Регуляция социальной энергии в значении отдачи и получения ее тесно связана с идентичностью. Социальная энергия имеет важную медиаторную функцию между идентичностью и группой. В этом смысле идентичность понимается как функция, структура, групподинамическое явление и экономический принцип.

Следующий аспект идентичности – это идентичность как процессуальное явление в значении динамического принципа развития. Идентичность следует рассматривать не статически, но в постоянно энергетическом процессе конфронтации с другим людьми в гуманструктуре. В этом значении идентичность приходится постоянно завоевывать. Здесь важную роль играет продолжительность жизни человека, т.к. по Г. Аммону, развитие идентичности представляет собой явление на границе пространства и времени.

Идентичность в качестве процесса содержит в себе значение времени, как в прошедшем, так и в настоящем и будущем, потому что интернализованная групповая динамика изменяется путем переживаний, впечатлений в групподинамических событиях настоящего и охватывает одновременно развитие в будущем. Изменение и рост идентичности совершаются в человеческом контакте, в котором речь идет о вопросах к себе самому, взаимных сообщениях о потребностях, одобрительных и отрицательных чувствах. Основную важность для развития идентичности имеют оценки значимость, а также и экзистенциальные вопросы, которые касаются человека. Центральную роль при развитии идентичности играет страх. В процессах интеграции и дифференциации в групповых контактах индивидуума он ощущается как страх уничтожения, покинутости и идентичности. Кризисы идентичности возникают при изменениях, которые предъявляют новые требования к идентичности. Кризисы – это и креативные процессы, если они разрешаются конструктивным образом. Кризисы могут помочь людям прийти к расширенной идентичности.

Креативность рассматривается как Я-функция, которая развивается в активных группах. При креативном процессе, как и при развитии идентичности, границы Я открываются как наружу, так и вовнутрь, к бессознательному, в котором коренятся центральные структуры Я, но это возможно только в креативной среде. Социальная энергия понимается как мотивационный фактор человеческого развития. Человек обучается с помощью группы и в конфронтации с ней интегрирует свою психику в идентичность. Это организация его внутреннего мира. Таким образом он устанавливает отношения с внешним миром, которые являются аспектом его идентичности во внешнем мире, в котором группа подтверждает его идентичность, вне этого он не может поддерживать данную организацию. Хотя первичная группа играет значимую роль для развития идентичности, однако и в дальнейшей жизни во всех группах, формирующих идентичность, она изменяется и может быть изменена. На основе многомерной гуманструктуральной концепции идентичности выводится понятие здоровья и болезни.

Каждая гуманфункция может быть развита по конструктивному, деструктивному и дефицитарному типу. Это зависит от первичной группы, в которой развивался ребенок. Каждая гуманфункция первоначально расположена в бессознательном и развивается в результате межличностных отношений.

25) АГРЕССИЯ

Понимается как активный подход к вещам и людям, как принцип первичной направленности человека на окружающий мир и его открытость миру; потребность во впечатлениях, контактах, отношениях.

В частности агрессия это установление контакта, способность к отношениям и формированию привязанности, активное любопытство, исследование и настойчивость в достижении целей, способность удерживать отношения и цели. С энергетической точки зрения агрессия это потенциал активности человека и способность адекватно его использовать.

Развитие агрессии непосредственно связано с ранними симбиотическими отношениями, семейной триадой и качеством близкого окружения ребенка. Если окружение враждебно или равнодушно противостоит развитию личности ребенка и его игровому освоению реальности, то существенные части Я-структуры не развиваются и остаются неструктурированными. Это можно объяснить родительской деструктивной агрессивностью по отношению к развитию ребенка. Следствием этого является интернализованный запрет на идентичность, транслированный родителями, которые из-за собственных страхов покинутости компенсируют дефект за счет ребенка. Деструктивная агрессия является реактивной деформацией первоначально конструктивной агрессии. Отношения с людьми разрываются или разрушаются (вместо того, чтобы быть сохраненными и поддерживаемыми).

Дефицитарная агрессия является, по-мнению Г. Аммона, причиной депрессии («отсутствия жизни при жизни»), непрожитой жизни. Направленная вовнутрь деструктивная агрессия ведет к экстремальному ограничению Я и идентичности. Дефицитарная агрессия ведет к неспособности к развитию и приобретению опыта.

Конструктивная: способность вступать в отношения, сохранять и поддерживать их длительное время вопреки трудностям, любопытство, активное формирование своих жизненных условий, способность высказывать свою точку зрения, цели и защищать их. Стремление к новому опыту, открытость людям и впечатлениям, способность вступать в дискуссии и доводить их до конца, образовывать вокруг себя группы, находить соратников или союзников

Дефицитарная: отсутствие контактов, целей, интересов, потребностей, помыслом, стремлений. Характерна пассивная отстраненность от обстоятельств, людей, чувство внутренней пустоты, частые приступы скуки, неспособность выразить свои чувства и потребности в отношении других людей (чем то напоминает Шизоида доп. моё) Реальная конфронтация заменяется мечтами и фантазиями. Человек страдает от чувства вины, не защищает своих интересов, в ситуации соперничества- уступает, не способен к установлению отношений. Появляется чувства безучастности и внутренней пустоты, характерные для депрессии

Деструктивная: разрыв отношений и контактов, разрегулированность потенциала активности, что проявляется в вербальном проявлении злобы, угроз, вплоть до насилия. При направленности вовнутрь-мучительная ярость, разрушительные фантазии, эмоциоанальное и мысленное обесценивание других людей, чувство мести и цинизма. Если агрессия не находит выход, то может быть напраленна на самого себя. Проявления: несчастные случаи, самоповреждения, суицид, деградация, наркомания, возможно развитие психосоматических заболеваний.

26) СТРАХ/ТРЕВОГА. Страх тесно связан с агрессией, т. к. любой значимый опыт и изменение взаимосвязаны не только с любопытством, но и со страхом. Он необходим как энергетически-регуляторный фактор, определяет способность переносить ситуации, в которых предъявляются требования к идентичности, т.е. способность к интеграции нового опыта, важного для развития человека. В значении функции регуляции в средней зоне идентичности он способствует креативности, т.е. изменению и установлению связи всей Я-структуры а, следовательно, обогащению и расширению идентичности. Согласно мнению Г. Аммона, развитие конструктивного страха можно понимать только в контексте раннего симбиоза матери и ребенка и окружающей группы. Это возможно только тогда, когда шаги к идентичности в защищающей среде разрешаются и поощряются, когда ребенку без гиперопеки дается возможность испытать выносимый уровень страха, т.е. испытать его в контакте. Следует помнить, что ребенок не должен переживать панический страх покинутости или даже смерти. Он сможет овладеть новым опытом, и жизненным пространством, сделать их своими, находясь под защитой дружественного симбиоза.

Человек с конструктивным страхом может при обретении нового опыта допускать чувство страха и переносить его. Он может устанавливать контакты с другими людьми и делиться с ними своими страхами; сохраняет интерес к новым планам и новому опыту, даже если они связаны со страхом. Его любопытство может помочь преодолеть страх. Страх активизирует и мобилизует его конструктивный потенциал всех гуманфункций и помогает ему отличать реальный страх от иррационального. Человек с конструктивным страхом способен критически осмысливать разрыв отношений, расставание, границы, смерть. Способствует обогощению идентичсноти, играет роль для внутренних и внешних Я-отграничений, делает человека открытым для других, позволяет принимать помощь, приближает к собственной идентичности, имеет сигнальную функцию, активизирует, связан с состоянием бодрствования, волнения и концентрированной напряженности.

 

Деструктивный страх имеет свои корни в переполненной тревогой, и поэтому часто агрессивной семейной обстановке. Все новые шаги ребенка боязливо контролируются и ему часто угрожают или наказывают одиночеством. Родители, сами переполненные страхом, формируют у ребенка образ угрожающего и опасного мира, с которым лучше не связываться. Деструктивный страх ведет к подавлению активности и неадекватному поведению избегания. Человек с деструктивным страхом не в состоянии избавиться от страхов, не может обратиться с ними к другим людям, поделиться своими страхами и получить от этого облегчение. Он чувствует страх перед другими людьми, их близостью, телесным прикосновением. Деструктивный страх сопровождается выраженными физическими проявлениями, например учащенным сердцебиением, головокружением, потливостью и ведет к тому, что вторичные Я-функции, требуемые в данный момент для совладания с реальностью, грозят обвалом, как это можно часто наблюдать в ситуациях напряженной деятельности. В целом человек испытывает больше страха, чем это обусловлено ситуацией. Фобии, приступы паники, так называемый свободно плавающий страх, страх покинутости и уничтожения входят в эту категорию. Деструктивный страх может также означать неспособность переносить повседневный, «нормальный» страх при новых задачах и отношениях, что приводит к избеганию контактов.

Затопляющий страх без определенной цели, вызывает дезинтеграцию Я, это страх уничтожения, направленный на внешнее окружение, проявляется в форме деструктивной ярости.Может быть причиной пограничной криминальности, психоза наркомании, деструктивной сексуальности

Дефицитарный страх. Ребенок не находит понимания и поддержки в своих страхах, а следовательно не получает возможности научиться реалистически оценивать по-настоящему опасные ситуации. На уровне детских фантазий всемогущества он будет постоянно вступать в столкновения с окружающим миром и нередко может оказаться в криминальной среде или будет постоянно подвергать себя опасности. Исчезновение страха перед смертью повышает у человека опасность самоубийства, ведет к поверхностным отношениям в межличностных контактах. Человек не испытывает трудностей в установлении контактов, но эмоционально остается безучастным и, поэтому не может извлечь нового опыта. Человек с дефицитарным страхом обычно неспособен ощущать и допускать его: вместо этого он чувствует усталость, скуку или внутреннюю пустоту. Опасные ситуации оцениваются неадекватно, реально существующие опасности недооцениваются или вообще не воспринимаются. Отсутствует здоровый страх в контакте с людьми и непривычными ситуациями. Бессознательная потребность избегать этого состояния ведет к тому, что человек отыскивает для себя экстремальные пограничные ситуации, например, опасные виды спорта, криминальное поведение или рискованную езду на автомобиле. Так же мало, как собственный страх, он способен понимать и выдерживать страхи других людей, что также ведет к поверхностным отношениям и эмоциональной безучастности. Значение эмоционально обременительных ситуаций, например отделения, разлуки такие люди принижают или обходят их. Соответственно этому, отсутствие чувства страха может воспрепятствовать развитию стратегий преодоления, адекватных данной ситуации.

Причина для ухода от жизни, избегания конструктивно-агрессивных конфронтаций, для избегания идентичности.Это защита от страха, бегство от страха, уклонение от конфронтации с самим собой, собственной идентичностью. Характерно: избегание, конмпульсивность, ригидность, рефлекс «мнимой смерти» при депрессии

 

27) НАРЦИССИЗМ.

Определяет отношение человека к самому себе. Он имеет решающее значение для самооценки человека, т.е. того, с каким представлением о себе и мире он обращается к другим людям, обстоятельствам и видам деятельности. Это представление о себе относится как к человеку в целом в значении общей самооценки, так и к отдельным аспектам личности, например к телу, поступкам, мышлению, ощущениям. Г. Аммон определяет нарциссизм как первично конструктивную элементарную основную потребность человека и как результат интернализации специфического опыта отношений с другими людьми. Только в результате соответствующего негативного опыта в семейной группе и в других значимых группах нарциссизм приобретает патологический, т.е. деструктивно или дефицитарно деформированный характер. Дети из таких семей затем уходят в замкнутый мир восприятий, недоступный для коммуникации и который только с трудом можно разделить с окружающими. В соответствии с этим, по причине интернализованной первично-групповой динамики, любое соприкосновение с межличностной реальностью воспринимается как угрожающее, что, например, объясняет параноидное реагирование на контакты. Гуманфункция нарциссизма регулирует, в зависимости от количества и качества получаемого внимания, т.е. социальной энергии, способность человека принимать участие в социально-энергетических процессах.

Глубокий архаический экзистенциальный и витальный страх делает для нарциссически дефицитарных людей невозможным действительно интернализовать такую желанную и необходимую нарциссическую поддержку извне, ничего не удается по-настоящему воспринять и интернализовать, так что развитие структуры личности состояться не может. В соответствии с этим дети, которые в истории своего развития не имели опыта полноценных отношений, вряд ли смогут развить отношение к себе и, следовательно, здоровое чувство самооценки. Обычные негативные представления, которые связаны с традиционным понятием нарциссизма, такие как уединенность, неспособность к взаимоотношениям, а также идеи величия и самоуничижения, Г. Аммон понимает как «вторичные и реактивные деформации первоначально конструктивного нарциссизма», т.е. деструктивные или дефицитарные проявления.

Конструктивный нарциссизм заключает в себе способность с любовью относиться к себе и своему бессознательному и уметь при необходимости вводить его в действие. Форма любви к себе, которая сопутствует радостному, страстному утверждению своей телесности, своих интересов, идей, своей духовности, которые как подлинно свои, как радостные и с эротической напряженностью могут переживаться и передаваться другим. Конструктивно нарциссический человек ощущает себя как индивидуум с правом на собственное мышление, собственное восприятие и образ жизни. Он обладает способностью вводить в действие всю совокупность своих Я-функций для того, чтобы устанавливать и поддерживать контакт с людьми и таким образом участвовать в процессах обмена социальной энергией. Он может позволить другим принимать участие в значимых для него самого событиях, может перед собой и другими позволить себе слабости и ошибки и способен учиться на опыте других. Он в состоянии правильно оценивать себя, быть в одиночестве и находить удовлетворение в собственных мыслях, чувствах, ощущениях и действиях.

Позитивное представление о себе, как чувство собственной важности и значения, как основную потребность человека и необходимый компонент идентичснотси

Деструктивный нарциссизм. Деструктивно нарциссические люди не могут адекватно оценивать себя, переоценивают или недооценивают свои способности и не могут полемизировать с другими о себе и о воспринимаемой ими действительности. Они также большей частью считают себя непонятыми в своих чувствах и интересах, колеблются между фантазиями величия и самоуничижения и неспособны учиться у других и принимать от них социальную энергию. Согласно их отчужденному миру восприятий, любой межличностный контакт ощущается как угрожающий и параноидно перерабатывается. Деструктивный нарциссизм проявляется в неспособности выносить критику и обнаруживать слабости перед собой и другими. Эти люди постоянно требуют признания, похвалы, одобрения и внимания за выполненную работу и достижения, которые должны быть как можно более совершенными и большей частью создаются без контакта с другими людьми.

Расстроенное отношение человека к самому себе и другим и окружающему миру

Дефицитарный нарциссизм. У этих людей в истории их развития в онтогенезе имелись только рудиментарные возможности становления здорового чувства самооценки, большей частью они вообще не выработали отношения к себе. Дефицитарно нарциссический человек не в состоянии серьезно воспринимать свое мышление, свои чувства и действия и отстаивать их. Тем самым у него отсутствует способность к духовному и эротическому контакту с другими людьми. Эти люди неспособные рассчитывать на себя и не выдерживают критики и расхождения во мнениях. Вместо этого, из-за неспособности ощущать свои потребности и защищать их, они стараются соответствовать потребностям других людей. Дефицитарно нарциссический человек считает себя не представляющим ценности и вполне заменимым и. поэтому его часто не замечают и легко забывают. Отсутствие отношений с другими людьми и обстоятельствами делает невозможным интернализацию такой желанной и недостающей социальной энергии извне, необходимой для развития гуманструктуры. В результате возникают бесчувствие, внутренняя пустота и скука.

Рассматривается как дальнейшая патологическая деструктивная динамика

 

28) ВНЕШНЕЕ Я-ОТГРАНИЧЕНИЕ.

Является одной из первичных функций регуляции отношений Я с окружающей группой. Только лишь отграничения Я и не-Я приводят к осознанию существования двух людей, которые могут устанавливать друг с другом отношения в противоположность симбиотическому слиянию. Поэтому в генетическом понимании построение границ Я является ключевой фазой в развитии идентичности. Это создает возможность внешнего контакта как реального опыта общения с окружающей группой и тем самым интернализации нарциссической поддержки. Первый креативный акт на собственном опыте идентичности – это отграничение от симбиоза раннего детского возраста. При неудаче выхода из симбиоза в Я создается неструктурированная область: прежние значимые референтные лица здесь и в то же время не здесь. Они здесь, т.к. не отграничены, но не здесь, т.к. никакая действительная коммуникация и отношения с другими невозможны. Только Я-отграничение создает действительность, реальность, основу для Я-ощущения и для идентичности; если это не удается, то Я остается неразвитым и недифференцированным.

 

Человек с конструктивным внешним Я-отграничением имеет собственную

точку зрения, восприимчив к критике, взглядам и чувствам других людей, может открыться физически, психически и духовно, интегрирует новый опыт, имеет контакт с окружающей группой, может интернализовать этот опыт и, таким образом, развиваться дальше. Он различает свои чувства и чувства других людей, способен ответить отказом, не испытывая вины, ощущает себя самостоятельным в своих решениях; развил способность гибко и мимолетно вступать в симбиозы и более глубокие контакты и уметь снова выходить из них или же жить в них, не отрекаясь от себя и собственной идентичности.

беспечивает лучшую способность для приобретения опыта при одновременной защите от наплыва внешних событий

Деструктивное внешнее Я-отграничение проявляется в отсутствии интереса и отказе от продиктованного чувствами участия в других людях, событиях и окружающем мире, причем подлинное, заинтересованное участие других к самому себе воспринимается как неприятное и, по возможности избегается; человек никого и ничего «не подпускает к себе». Отсюда следуют чувства внутренней пустоты и отсутствие контакта и причастности. Этих людей ничто по-настоящему не затрагивает, и они не испытывают подлинного сострадания к другим.

Расстройство регуляции отношений с окружающей группой, с другими людьми и внешними событиями.Существует опастность переполнения и такое отграничение создает подобие непреодолимого для контактов препятсвия

Дефицитарное внешнее Я-отграничение. Человек не в состоянии принимать собственные решения и отстаивать их перед другими людьми, он не может сказать «нет», чтобы отграничить притязания других людей, и чувствует себя игрушкой в их руках. Он перенимает чувства и настроения других, как если бы они были его собственными, с трудом может согласиться, что другие люди имеют другие потребности или хотят идти своими путями; воспринимает все ситуации симбиотически, как будто бы все хотят одного и того же. Такой человек зависим от присутствия других, гиперадаптирован к нормам, господствующим в данный момент в социальной референтной группе, беспомощен, отдан на произвол других и, соответственно, доступен для эксплуатации.Неспособность регулировать близость или дистанцию в отношениях с людьми, с событиями, окружающим миром. Неспособность проводить различия

между Я и не-Я, своими и чужими потребностями и чувствами

29) ВНУТРЕНЕЕ Я-ОТГРАНИЧЕНИЕ. Эта функция регулирует отношения между сознательным Я и содержанием бессознательного по отношению к интернализованной динамике первичной группы, фантазированию и снам. Самый существенный признак – это способность отличать интернализованную динамику первичной группы от действительных отношений и ситуаций, т. е дифференцировать прошлое и настоящее и уметь обращаться с этим. Становится ясной тесная, неразрывная связь с внешним Я-отграничением как динамикой отношений. Это означает, что тот ребенок, которому не было разрешено отграничение без чувства вины на внешнем уровне отношений, не может также интернализовать свободную от конфликтов динамику отношений. Становится понятным очень тесное взаимодействие в биографическом развитии внутреннего и внешнего Я-отграничения.

Конструктивное внутреннее Я-отграничение. Человек способен свободно допускать чувства, но также и сдерживать наплыв чувств – страха, печали или эйфории. Обладает способностью свободно и на некоторое время открывать свои границы к бессознательному, для того, чтобы дальше креативно развивать интернализованный опыт отношений и в значении развития личности заново оценивать его.

Способсность к фантазированию, сновидениям и чувствам, уметь воспринимать и вырызить их, но отличать от реальности, дифференцировать их реальные и нереальные аспекты

Деструктивное внутреннее Я-отграничение. Тенденция отделять чувства или проявлять их внешним образом в форме отсутствия достижений, неуспешной неудовлетворительной работы, психосоматики, несчастных слуяаев, самоповреждений, проекций, делегирования чувств: вместо данного субъекта окружающие люди испытывают ярость, печаль или страхи. Контакты с другими людьми становятся деловыми или формальными, ригидные защитные механизмы, например отрицание произошедшего делают невозможной интернализацию нового опыта отношений. Деструктивное внутреннее Я-отграничение является причиной жизни в безжизненном восприятии времени, отклонению социальной энергии и, как правило, феноменологически имеет вид компульсивного поведения.

 

Характерезуется жестко закрытыми границами Я, у человека отсутсвует подход к своему бессознательному. Это выражается в недостаточной способности к сновидениям, бедности фантазий и чувств и в потере связи с собственной историей

Дефицитарное внутреннее Я-отграничение. Человек не может разделять важное и не важное в жизни, дифференцировать или высказывать кому-либо свои чувства. Из-за отсутствия границ, новый опыт только с трудом может быть интегрирован и интернализован в целях образования структуры, телесные потребности с трудом поддаются регуляции и требуют немедленного удовлетворения. Челове переполнен содержанием своего бессознательного, он пребывает во власти своих чувств, колебаний настроения, снов наяву, мыслей, бесплодных мечтаний, расстройств концентрации и, в крайнем случае, приближается к психозу






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.