Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Что заставляет ребенка перейти от попыток галлюцинаторного






( в психоанализе этот термин можно понимать как фантазийное ) удовлетворения к воспринимаемой дифференциации между Я и объектом?

В психике царит принцип удовольствия. Любой шаг в развитии совершается в том случае, если он является лучшим способом получения удовольствия. Следовательно, дифференциация возникает в качестве лучшей альтернативы недифференцированным галлюцинациям в попытке получить удовольствие. По мере накопления опыта, ребенок вовлекается в 2 последовательности событий:

1. Потребность – галлюцинаторное представление об удовлетворении – отсутствие реального удовлетворения.

2. Потребность – возникновение и невозможность галлюцинаторного представления об удовлетворении – реальное удовлетворение.

Ребенок регистрирует эти опыты как различные. Если второй путь более предпочтителен, осуществляется выбор еще недифференцированной психикой в пользу построения отношений с реальностью и построения различий между первым и вторым опытом. Здесь нет психической жизни, т.к. основой еще является принцип удовольствия.

Выбирая второй путь, ребенок выбирает более тесную связь с реальностью, когда галлюцинаторное представление оказывается неспособным приносить удовлетворение. Это создает скачек в развитии.

Х. Хартманн считал, что дифференциация начинается с открытия ребенком того факта, что его крик способен принести удовлетворение, тогда как галлюцинаторное представление не способно само по себе дать удовлетворение.

Первое психическое восприятие собственного крика и его связи с удовлетворением становится ядром в восприятии собственного Я (Сэлф). Крик приобретает сигнальную функцию, становится активным призывом. Ребенок осознает, что удовлетворение приходит извне.

Происходит дифференциация образа себя и объекта. Они группируются вокруг 2-х ядер (самостных фрагментов). Этот процесс проиллюстрирован на рис.1.

1. Преднамеренный призыв ребенка (ядро Сэлф).

2. Удовлетворение от чего-то извне, управляемого собственной активностью (ядро объекта).

Абсолютно хороший и абсолютно плохой объект

Первым репрезентантом становится образ собственного Я (Селф) с неограниченным абсолютным стремлением к удовлетворению. Объект наделяется неограниченной возможностью дать это удовлетворение. На этом этапе объект – абсолютно хороший, т.к. идеализированное собственное Я зависит от обладания и доступности абсолютно хорошего объекта. Однако реальный объект не может быть абсолютно хорошим. Фрустрация с его стороны неизбежна. Это угрожает существованию объекта и дифференциации. Х. Хартманн считал, что существует витальная(жизненно необходимая) потребность психики в дифференциации, и ребенок защищается от фрустрации, расщепляя представление об объекте как об абсолютно хорошем или абсолютно плохом. Такое расщепление позволяет быть более независимым от восприятия реального объекта (матери).

На этапе первичной дифференциации психика ребенка обладает двумя наборами объектных представлений и материнский объект колеблется от абсолютно хорошего до абсолютно плохого образа.

7) ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПСИХИЧЕСКИХ СТРУКТУР






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.