Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сочинения, их виды. Деятельность учителя, связанная с проведением сочинений.
Сочинение – упражнение в развитии связной речи (или построение текста). Представляет собой творческую работу и является средством самовыражения личности ребенка. Виды сочинений: - по характеру материала и тематике (литературные, на основе жизненного опыта учащихся, по картине); - по типам текста (сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение); - по жанрам (очерки, рассказы, письма, рисунки …); - по степени самостоятельности и формам подготовительной работы (на заданную тему, на свободную тему, сочинения с длительной подготовкой, сочинения без длительной подготовки); - по стилю (научные, художественные, публицистические …); Иногда сочинения проводятся по опорным словам, по данному началу или концу, с грамматическими заданиями. Учащиеся должны уметь понимать тему и идею сочинения; раскрыть тему; собирать и систематизировать материал для сочинения, составлять план и создавать текст по плану, проводить отбор языковых средств в соответствии со стилем, выразить в сочинении свою позицию, передать идею, совершенствовать написанное. Схема урока обучающего сочинения. 1. Постановка целей урока; 2. Работа над формулировкой темы, основной мыслью сочинения; 3. Составление плана, решение вопроса о стиле, типе речи. Отбор материала. 4. Языковая подготовка (работа над значениями слов, коллективные и индивидуальные поиски образных слов, синтаксических конструкций, поиски средств связи между частями текста, предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок; 5. Написание черновика; 6. Написание окончательного варианта сочинения; Примерная схема урока-анализа изложения (сочинения) учащихся. 1. Постановка целей урока; 2. Общее впечатление от работ, общая их оценка; 3. Обобщенный анализ содержательно-речевой стороны работ (о раскрытии темы и основной мысли, об объеме, композиции, словаря, грамматическом строе речи, стилевом единстве и др.). 4. Анализ более удачных сочинений и изложений; 5. Коллективное редактирование нескольких отрывков из работ. Они могут быть записаны на доске, представлены как транспоранты, как раздаточный материал; 6. Обобщенный анализ уровня грамотности учащихся; 7. Коллективная работа над типичными орфографическими и пунктуационными ошибками; 8. Индивидуальная работа учащихся по совершенствованию своих работ. Она проводится в классе или дома; Проверка сочинений и изложений. Оценка их содержательной и речевой стороны. Речевые ошибки и недочеты. Значение, задачи и принципы преподавания стилистики. Содержание и структура школьного курса стилистики. Методы обучения стилистике. Разработка вопросов методики стилистики началась в 19 веке (В.Г.Белинский, Ф.И.Буслаев и др.). Более основательно методика стилистики начала развиваться в 20 веке (Пешковский А.М., Рыбникова М.А. и др.). Стилистика имеет большое значение в работе по повышению культуры речи учащихся. Основная цель обучения стилистике – научить детей создавать тексты в форме разных функциональных стилей. Задачи работы: 1. Познакомить детей со стилистической окраской языковых единиц; 2. Дать понятие «функционального стиля языка»; 3. Изучить совокупность функциональных стилей русского языка; Принципы методики обучения стилистике: - принцип взаимосвязи изучения стилистики с другими разделами науки о языке; - принцип контекстного рассмотрения стилистических средств; - принцип учета стилистических норм и допустимости/недопустимости отступлений от этих норм; Содержание и структура раздела. Выделяют 3 этапа: Первый этап – 5-7 классы. Происходит первоначальное знакомство с понятиями всех функциональных стилей; Второй этап – 8-9 классы. Расширяется представление о языковой структуре стилей за счет синтаксических сведений; Третий этап – 10-11 классы. Сведения о функциональных стилях обобщаются и систематизируются; Методы обучения стилистике: Их делят на 2 большие группы:
|